Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В СПбГПУ обсудили международные образовательные и исследовательские программы

Международный семинар «Международные совместные образовательные и исследовательские программы: сотрудничество университетов в глобальном академическом сообществе» прошел в Ресурсном центре международной деятельности СПбГПУ.

Просмотров: 1744

В Ресурсном центре международной деятельности СПбГПУ прошел международный семинар «Международные совместные образовательные и исследовательские программы: сотрудничество университетов в глобальном академическом сообществе».

Участники семинара в Ресурсном центре СПбГПУВ семинаре приняли участие руководители (ректоры, проректоры или их представители) европейских университетов – Венского технического университета, Высшего инженерного института Лиссабона, Люблянского университета, Национальной высшей инженерной школы Канн, Университета Аристотеля в Салониках, Университета Аахена, а также федеральных, национальных исследовательских и государственных университетов России.

Организаторы семинара ‒ Ассоциация инженерного образования России, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Томский политехнический университет. Вел семинар проректор по международной деятельности СПбГПУ проф. Дмитрий Германович Арсеньев.

На открытии семинара с приветствием к его участникам обратился Президент Ассоциации инженерного образования России проф. Юрий Петрович Похолков.

«Мы хотим выйти на технологии и решение проблем, посылаемых нам окружающей средой, чтобы образование было адаптивно к вызовам современности», ‒ сказал Ю.П. Похолков. Он также добавил, что Ассоциация приняла решение наградить Ю.С. Васильева, президента СПбГПУ, медалью  за развитие инженерного образования.

Президент Ассоциации инженерного образования проф. Ю.П. ПохолковПроректор по международной деятельности СПбГПУ проф. Дмитрий Германович Арсеньев приветствовал участников и гостей семинара от имени ректора, чл.-корр. РАН Андрея Ивановича Рудского, и пожелал все участникам активной и плодотворной работы.

«Совместные усилия организаторов были направлены на то, чтобы собрать на этом семинаре ключевых лиц сообщества в области международного сотрудничества. Тематика семинара показывает, насколько важны обмен идеями, опытом, реализация совместных образовательных программ», ‒ сказал  Д.Г. Арсеньев.

Работа семинара была организована по тематическим секциям:

  • «Международное сотрудничество в области исследований»
  • «Международная мобильность исследователей, включая международные программы обучения аспирантов двойного диплома»
  • «Международные программы двойного диплома, включая международные программы обучения аспирантов, и совместные программы: лучший опыт и вызовы»
  • «Международная мобильность студентов»

В секции «Международное сотрудничество в области исследований»  с докладами выступили почетный проф. Венского технического университета Манфред Хорват, проректор по научной работе СПбГПУ Дмитрий Юрьевич Райчук, президент Высшей инженерной школы Лиссабона проф.  Хосе Карлос Куадрадо, директор по внешним связям Технического университета Берлина проф. Харальд Эрмель, проректор  Университета Аристотеля в Салониках проф. София Андреу, советник президента по международным делам Швейцарского технологического института Цюриха проф. Фелиситас Паусс, проректор по науке Лаппеенрантского технологического университета д-р. Вели Виролайнен.

Доклад проректора Д.Ю. РайчукаПроректор по научной работе Дмитрий Юрьевич Райчук  представил вниманию участников семинара доклад «Международные аспекты научной деятельности СПбГПУ». В своей презентации Д.Ю.Райчук привел некоторые данные  о научной деятельности вуза за 2012 год. Так, в прошлом году ученые Политехнического университета защитили 67 кандидатских и  12 докторских диссертаций, а объем НИР (международная компонента) составил 70 млн. рублей.

Проректор рассказал об основных направлениях международной деятельности университета: это проведение международных научных конференций и семинаров, создание лабораторий ведущих ученых (в СПбГПУ создано уже 4 таких лаборатории), научно-образовательных центров с международным участием (более 25 центров  работают в Политехническом университете на сегодняшний день).

Отдельной строкой можно считать выполнение научно-исследовательских разработок (НИР)  по заказу международных компаний. В числе основных заказчиков  НИР ‒ Boeing Company, General Electric Oil & Gas, General Motors, Mercedes Benz, Schlumberger,  Philips, Volkswagen и многие другие.

В первой тройке (по странам) университетов-партнеров СПбГПУ (сотрудничество в образовательной и научной деятельности) – университеты Германии, Финляндии, Австрии, а общее число университетов мира, с которым Политехнический университет разрабатывает совместные образовательные программы и сотрудничает в других областях, достигает 250.

В качестве яркого примера эффективного международного сотрудничества проф. Д.Г.Арсеньев привел Программу стратегического партнерства между Ганноверским университетом им. Лейбница и Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. Для реализации этой программы  DAAD выделил большой грант  на 4 года (по 250 тыс. евро в год). На средства гранта финансируются стажировки молодых сотрудников и студентов в Германию, запущена программа двойных дипломов в области механики и мехатроники, планируется ежегодное софинансирование научных семинаров.

Проф. Манфред ХорвартФормат пленарного заседания семинара предусматривал выступления экспертов и секцию вопросов-ответов. Отвечая на вопрос о позиции Политехнического университета в отношении рейтингов, Д.Ю. Райчук сказал:

«Мы относимся к рейтингам как к одному из инструментов оценки достижений. Он не является исчерпывающим и универсальным. Нужно сузить круг рейтингов, на которые следует ориентироваться: каждый из них характеризует разные стороны деятельности университета, но не характеризует полностью университет.  Министерство образования и науки РФ рекомендовало 3 рейтинга: Шанхайский, Times и QS World University Rankings».

Большой интерес участников семинара вызвал доклад почетного профессора Венского технического университета Манфреда Хорвата «Будущее исследований и инноваций ЕС – Перспективы для сотрудничества ЕС и России». Говоря о значении международного сотрудничества для развития инноваций, проф. Хорват подчеркнул: «Должен сказать, что развитие исследований и технологий, инновации очень популярны в Европе. В будущем инновации станут значительно сильнее, чем они были в прошлом, благодаря международной кооперации».

В докладе директора по внешним связям Технического университета Берлиная проф. Харальда Эрмеля «Политика Технического университета Берлина в области международного сотрудничества» были приведены сведения о  международных связях университета, а также о структуре научной части. Многим участникам  семинара из России было интересно услышать, что основной единицей взаимодействия на международном уровне является не ректор и даже не декан (как это принято в отечественных вузах), а профессор. По словам проф. Эрмеля, реализация научных проектов в сотрудничестве с зарубежными исследователями и вузами зависит от доброй воли и инициативы профессора. А система управления научными исследованиями позволяет предоставлять ученым практически полную свободу выбора иностранных партнеров.

В заключение первого рабочего дня опытом организации мобильности молодых ученых поделилась проф. Ольга Анатольевна Мазурова, начальник Управления международной образовательной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета, который является одним из наиболее активных и передовых университетов России в сфере международной деятельности.

В первый день работы семинара его участники посетили ряд современных лабораторий Политехнического университета: Российско-Германский лазерный инновационно-технологический центр, созданную в декабре 2012 года в рамках проекта «Лаборатории под руководством ведущих ученых» Лабораторию молекулярной нейродегенерации, а также два научно-технологических комплекса в составе ОНТИ:  НТК «Материалы и технологии» и НТК ММИСУ.

Проректор Д.Г. АрсеньевВторой день семинара был посвящен вопросам международного образовательного сотрудничества и академической мобильности. Одним из ключевых и наиболее интересных для участников стал доклад директора Департамента международных образовательных проектов СПбГПУ Елены Германовны Никончук. Ее доклад «Разработка и реализация международных магистерских программ на английском языке, опыт СПбГПУ»  получил широкий отклик у участников семинара, и его обсуждение продолжилось даже в перерывах между заседаниями. И это не случайно. В настоящее время наличие в вузе международных образовательных программ является одним из ключевых показателей его деятельности. Политехнический университет сделал большой шаг в этом направлении: осенью 2013 года в университете начнется обучение сразу по 5 таким программам, две из которых завершатся  получением сразу двух дипломов – российского (СПбГПУ) и одного из европейских (Ганноверского университета им.Лейбница, Сити Университета Лондона, Университета Верхней Австрии или Университета Ройтлингена). Для «пилота» были выбраны наиболее востребованные направления – гражданское строительство, энергетические технологии, информационные технологии и международный бизнес. Обучение будет вестись на английском языке, в смешанных группах по программам будут обучаться российские и иностранные студенты.

Ректор Тольяттинского государственного университета проф. Михаил Михайлович Криштал выступил с докладом «Возможные последствия вхождения России в ВТО для системы высшего образования», в котором он определил основные вызовы, возникшие перед университетами в связи с вхождением России в ВТО и интеграции в единое образовательное пространство. Проф. М.М.Криштал рассказал и о тех структурных изменениях, которые реализуются сейчас в  возглавляемом  им университете и которые, по его мнению, дадут возможность Тольяттинскому госуниверситету успешно работать в новых условиях.

С докладами по проблематике академического сотрудничества между университетами России и Европы выступили директор по развитию Технологического Университета Чалмерса (Швеция) д-р. Йорген Сйоберг, вице-президент и генеральный директор Техниона ‒ Технологического института Израиля проф. Арнон Бентур и ректор Поволжского государственного технологического университета проф. Евгений Михайлович Романов.

На подведении итогов работы семинара с заключительным словом выступил проректор по международной деятельности СПбГПУ проф. Д.Г. Арсеньев. Дмитрий Германович поблагодарил всех за активное участие в работе семинара и выразил пожелание сделать подобный семинар постоянной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития университетов как международных образовательных и научных центров.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Болонский процесс: коммюнике министров образования
Визит делегации из Испании в СПбГПУ: новый этап сотрудничества
СПбГПУ посетил премьер-министр Нижней Саксонии
В ДВФУ состоится конференция Экономического форума Северо-Восточной Азии
Визит представителей СПбПУ в Политехнический университет Валенсии
Делегация Технологического университета Граца (Австрия) в СПбГПУ
Учреждено Европейское научно-образовательное содружество
СПбГПУ подписал соглашение с Техническим университетом г. Граца
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
ЮФУ организовал симпозиум в Тайване

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ