Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг

Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и учебного заведения для получения высшего образования показали, что возможности трудоустройства во время и после обучения входят в топ-10 по данному профилю. По этой причине многие зарубежные вузы используют фактор трудоустройства как атрибут позиционирования в конкурентной борьбе за иностранных поступающих, а также обеспечивают комплексное управление данным процессом.

Просмотров: 976

БАКУМЕНКО Ольга Аркадьевна

директор научно-исследовательского центра внешнеэкономической деятельности Псковского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.

Поведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и учебного заведения для получения высшего образования показали, что возможности трудоустройства во время и после обучения входят в топ-10 по данному профилю. По этой причине многие зарубежные вузы используют фактор трудоустройства как атрибут позиционирования в конкурентной борьбе за иностранных поступающих, а также обеспечивают комплексное управление данным процессом. Органы власти стран-лидеров по числу иностранных студентов создают правовые условия для трудоустройства иностранных обучающихся, проводят мониторинг их удовлетворенности возможностями осуществления трудовой деятельности, а также оценивают экономический эффект.

В России процесс трудоустройства иностранных студентов сильно ограничен с точки зрения права, а также связан со значительной трудовой и финансовой нагрузкой для работодателей. Университеты, в свою очередь, не рассматривают возможности трудоустройства как фактор привлечения иностранных поступающих и не управляют этим процессом. Однако в современных реалиях – когда на федеральном уровне поставлена задача пятикратного увеличения доходов от экспорта образовательных услуг – они вынуждены проводить более активную маркетинговую политику и использовать все возможные факторы привлечения коммерческих иностранных студентов. В связи с этим востребована разработка рекомендаций по совершенствованию процесса трудоустройства иностранных студентов российских вузов на федеральном, региональном и локальном уровнях для обеспечения возможности использования фактора трудоустройства в конкурентной борьбе за иностранных поступающих.

Постановка задачи

Современные тенденции экономического развития нашей страны связаны с увеличением доли несырьевого экспорта и диверсификацией экспортной деятельности, которая проявляется, в частности, в поддержке экспорта услуг. В этой связи принят приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Предполагается увеличить количество иностранных студентов-очников более чем в три раза, а объем средств от экспорта образования – более чем в пять раз. Другими словами, речь идет не столько о привлечении соотечественников и обучении иностранных студентов как инструменте «мягкой силы», сколько о зарабатывании денег и конкуренции на международном рынке.

На высококонкурентном уровне, каким является в настоящее время мировой рынок образования, соперничество происходит не за счет факторов, определяющих непосредственное качество продукта, а за счет его более эффективного использования. Один из таких «подкрепляющих факторов» [1] экспорта образовательных услуг связан с возможностью трудоустройства иностранных студентов во время и после завершения обучения.

Таким образом, нашей целью является обоснование целесообразности использования возможностей трудоустройства иностранных студентов в качестве атрибута позиционирования на мировом рынке образовательных услуг, а также разработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса на федеральном, региональном и локальном уровнях. Для этого выполнен сравнительный анализ российской и зарубежной нормативно-правовой базы в соответствии с целью исследования, изучены практики российских и зарубежных вузов по поддержке трудоустройства иностранцев, проанализированы экспертные и аналитические материалы, выполнен опрос иностранных студентов российских вузов.

 

Управление выбором

В настоящее время вузы вынуждены конкурировать в условиях постоянно меняющейся рыночной среды [2, 3]. Ключевую роль в ее управлении играют отношения с потенциальными потребителями, которые заключаются в определении специфических потребностей, предъявляемых к процессу получения образовательных услуг [3]. Воспользуется конкурентным преимуществом та образовательная организация, которая не просто предложит способ удовлетворения уже существующих потребностей потенциальных клиентов, а сможет предугадать их возникновение. В таком контексте целесообразно использовать модели управления выбором потребителя [4].

В зарубежных исследованиях популярна модель «выталкивающих-втягивающих» (push-pull) факторов выбора иностранными студентами страны обучения [5, 6, 7, 8]. Суть модели заключается в том, что при выборе региона обучения иностранные граждане руководствуются как факторами, «выталкивающими» их из родной страны – например, недостаточное качество образования, низкий уровень социально-экономического развития, отсутствие карьерных возможностей, – так и факторами, «втягивающими» их в ту или иную страну. К втягивающим факторам, оказывающим решающее влияние на выбор, относятся качество образования, репутация страны и университета, позиции в рейтингах и перспективы трудоустройства [8].

Представители следующей модели утверждают [9, 10, 11], что процесс выбора вуза является частью процесса выбора карьеры, связанного с определением круга общения и региона проживания. Наиболее весомыми факторами, влияющими на выбор региона обучения, являются качество образования, академическая репутация и интернациональная среда [12]. На втором месте стоит такой фактор, как стоимость проживания, который связан не только с расходами, но и возможностью подработки во время обучения с целью их компенсации. Этот фактор не имеет непосредственного отношения к качеству образовательной услуги, однако оказывает решающее влияние на процесс принятия решения о регионе обучения и университете [13].

Помимо финансовых выгод, трудоустройство во время обучения позволяет иностранным студентам сформировать компетенции работы в интернациональном контексте, а также развить так называемые «softskills», имеющие особую актуальность на современном рынке труда [14, 15]. Авторы статьи [16] приводят результаты исследования интернационализации образования в США, согласно которому в ближайшее десятилетие ожидается рост спроса на специалистов, имеющих международный опыт и способных работать в кросс-культурном контексте.

Согласно глобальному исследованию карьерных ожиданий иностранных студентов – более 150 тыс. респондентов [17], – возможности подработки и получения практического опыта во время обучения 92% респондентов обозначили как фактор высокой важности. Около 70% иностранных студентов указали, что карьерные перспективы явились решающим фактором при выборе страны обучения и университета. При этом выявлено, что возможности подработки во время обучения более актуальны для студентов из неевропейских стран: 73% респондентов против 65% респондентов из европейских стран.

Следовательно, возможности трудоустройства во время обучения для компенсации расходов на проживание, а также после выпуска как элемент выбора карьерного пути являются важными факторами выбора страны и университета обучения для иностранных студентов.

 

Страновой опыт

В ряде развитых стран процесс трудоустройства иностранных студентов курируется на федеральном уровне. В Австралии Департамент образования составляет ежегодный отчет об удовлетворенности иностранных студентов возможностями работы внутри страны, а Австралийское бюро статистики оценивает воздействие трудоустройства иностранных студентов на национальный рынок трудовых ресурсов [18].

В США проводятся исследования возможностей для работы иностранных студентов как фактора выбора страны обучения, на основании которых разрабатываются рекомендации для органов власти [19]. Факторы выбора страны обучения анализируются также в Великобритании, где выявлено, что основная причина невыбора английских вузов иностранными студентами заключается в ограниченных возможностях трудоустройства [20]. Такое же исследование, проведенное в Новой Зеландии, показало, что более половины иностранных студентов новозеландских вузов остаются работать в стране минимум в течение года после окончания обучения. Кроме того, выявлено, что большая доля иностранных обучающихся имеет здесь недостаток финансовых ресурсов, часть из них работает во время обучения с целью поддержки родственников в своей стране [21].

В Канаде оцениваются экономические эффекты от обучения, проживания и трудоустройства иностранных студентов на территории страны [22]. Одним из таких эффектов является развитие экспорта в результате трудовой деятельности иностранных студентов (способствует интернационализации деятельности фирм).

В европейских странах привлечение иностранных обучающихся является одним из инструментов стратегии привлечения высококвалифицированных иностранных кадров [23].

В России существует ряд нормативно-правовых сложностей и ограничений трудоустройства иностранных студентов. Так, в марте 2016 года в Госдуме РФ прошел круглый стол по теме «Состояние, проблемы и перспективы расширения обучения иностранных граждан в вузах РФ»[1]. В качестве одной из групп в резолюции круглого стола выделены нормативно-правовые аспекты работы и прохождения практики иностранных студентов. Эти проблемы были рассмотрены в работе И.В. Плюгиной еще в 2011 году [24]. Автор обосновала целесообразность изменений трудового и миграционного законодательства и предложила внести изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в части расширения прав иностранных студентов очной формы обучения в трудоустройстве по тем специальностям, в которых регион испытывает потребность, а также в части упрощения процесса трудоустройства иностранных студентов для работодателей.

Беседы с представителями экспертного сообщества – международных служб различных вузов – позволили сделать вывод, что в Москве и Санкт-Петербурге проблема трудоустройства иностранных студентов является менее острой, чем в других субъектах РФ. В регионах отмечены случаи полного запрета на работу для иностранных обучающихся за пределами кампуса со стороны органов МВД. В ряде случаев поощряется самозанятость иностранных студентов, в том числе и государственными учреждениями: например, когда просят «помочь сделать перевод» и подобное.

Таким образом, фактор трудоустройства иностранных студентов российских вузов во время и после обучения может быть использован как атрибут позиционирования на мировом рынке образовательных услуг только в случае изменения подходов к регулированию этого процесса на различных уровнях управления.

 

Действующая практика

Согласно законодательству РФ, иностранные студенты очной формы обучения имеют право работать на территории того субъекта федерации, в котором обучаются, при наличии разрешения, оформление которого связано с бюрократическими и финансовыми трудностями.

Разрешение на работу не требуется, если студенты: 1) работают в том вузе, в котором обучаются, в свободное от учебы время; 2) работают во время каникул на территории того субъекта федерации, в котором обучаются; 3) являются гражданами республик Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия.

Процесс трудоустройства иностранных студентов связан со значительным количеством уведомлений со стороны вуза и работодателя в адрес различных ведомств: МВД, органов исполнительной власти в сфере занятости, образования и налогообложения.

Вместе с тем в подавляющем большинстве зарубежных стран – например, в Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Польше, США, Чехии, Швейцарии – иностранные студенты имеют право работать неполный рабочий день (20 часов в неделю) в учебное время и полный рабочий день (40 часов в неделю) во время каникул. В большинстве стран не установлены ограничения на работу иностранных студентов только в университете (кампусе). Многие страны предоставляют правовую возможность иностранным выпускникам трудоустроиться по полученной специальности на территории своей страны в течение одного-двух лет без получения соответствующего разрешения. Для иностранных магистров и докторантов, как правило, ограничений по трудоустройству меньше: имеют право работать полный день.

Какова же практика содействия трудоустройству иностранных студентов в российских вузах-лидерах рейтинга 2017 года по количеству обучающихся очно иностранцев (топ-12)? Рассмотрены три вопроса: порядок трудоустройства иностранных студентов, возможности трудоустройства иностранных студентов, информация для работодателей об особенностях трудоустройства иностранных студентов.

Выяснилось, что информация о порядке и возможностях трудоустройства иностранных студентов размещена на официальных сайтах всего двух вузов целевой выборки – ВШЭ и РУДН. На порталах 40% вузов целевой выборки содержится информация только о порядке трудоустройства иностранных студентов, остальные не содержат такой информации вообще. Информация для работодателей об особенностях трудоустройства иностранных студентов представлена на сайтах Крымского федерального университета и Высшей школы экономики. Однако размещена она в памятках для иностранных студентов, а не в разделе «Работодателю».

Получается, что большинство вузов целевой выборки не участвуют в процессе трудоустройства иностранных обучающихся и не являются связующим звеном между работодателями и студентами. Информация о трудоустройстве иностранных студентов на официальных сайтах вузов находится с трудом или не находится вовсе. Возможности трудоустройства иностранных студентов и выпускников недооцениваются с точки зрения позиционирования при конкуренции за иностранных поступающих. Кроме того, российские вузы не позиционируют возможности трудоустройства иностранных студентов и выпускников для работодателей как инструмент привлечения высококвалифицированной рабочей силы на территорию региона и усиления регионального человеческого капитала.

Для сравнения были изучены официальные сайты вузов-лидеров Мирового рейтинга университетов 2018 года по числу иностранных студентов с целью анализа практик поддержки трудоустройства иностранных обучающихся. При этом алгоритм анализа соответствовал алгоритму анализа сайтов российских вузов. В результате сделаны следующие выводы.

1. На федеральном уровне существуют программы поддержки трудоустройства иностранных студентов (Work and Study), запрещена самозанятость (репетиторство, переводы, экскурсионная деятельность и прочее подобное).

2. На региональном уровне функционируют онлайн-порталы по трудоустройству, включающие сервисы для иностранных студентов.

3. На локальном уровне в вузах созданы специальные подразделения, ответственные за трудоустройство иностранных студентов и взаимодействие с работодателями. Они способствуют трудоустройству иностранных выпускников не только внутри страны обучения, но и за рубежом. Одним из направлений деятельности является позиционирование преимуществ трудоустройства иностранных студентов для работодателей. В ряде вузов функционируют юридические консультации по правовым вопросам трудоустройства, которыми могут пользоваться и студенты, и работодатели. Во всех вузах целевой выборки предусмотрены вакансии для иностранных студентов на территории кампуса. При этом магистрантам и докторантам предоставляются расширенные возможности трудоустройства.

Как видим, трудоустройство иностранных студентов в зарубежных странах, в отличие от России, рассматривается как процесс, подлежащий управлению и на уровне университета, и региональном, и национальном.

 

Потребности клиентов

Использование возможностей трудоустройства иностранных студентов как атрибута позиционирования в конкурентной борьбе на международном рынке образовательных услуг возможно только при наличии такой потребности у потенциальных клиентов. В связи с этим проведен опрос иностранных студентов (всего – 250 респондентов) о проблемах трудоустройства в 20 российских вузах. Каковы результаты?

В трудоустройстве на территории РФ заинтересованы 84,3% респондентов, не заинтересованы – 5,4%, а 16,2% готовы работать в период обучения. Это говорит о высокой заинтересованности в трудоустройстве на территории РФ.

На территории региона обучения готовы трудиться 72,1% респондентов. Значит, цели выбора региона обучения включали и цели дальнейшего трудоустройства в этом регионе. Еще 22,5% заинтересованы в трудоустройстве в своем регионе на период обучения.

Совмещать работу и учебу готовы 86,3% иностранных студентов, что говорит о высокой актуальности проблемы. Еще 10,3% хотят работать на территории вуза.

Однако только 30,9% респондентов понимают порядок трудоустройства иностранных студентов. Это говорит о низкой информированности и, вероятно, путанности соответствующей информации.

В период обучения на работу пытались устроиться чуть более половины (56,2%) иностранных студентов. При этом у них возникали следующие трудности:

  • работодатели требуют РВП, вид на жительство или гражданство – 22%;
  • работодатель не знает условий трудоустройства иностранных студентов, отказывает в официальном найме – 18%;
  • нет времени, неудобно совмещать работу и учебу – 15%;
  • нет вакансий для студентов, в том числе иностранных – 10%;
  • трудности при оформлении документов (медицинская и трудовая книжка) – 9%;
  • не найти работу (не знаю, как искать) – 7%;
  • слабое знание разговорного русского языка – 7%;
  • отказ в работе по студенческой визе – 6%;
  • требуют разрешение на работу или патент – 6%.

Перечисленные проблемы могут быть сгруппированы в блоки.

1. Со стороны работодателей: проблемы информированности об особенностях трудоустройства иностранных студентов (52%): требование РВП, ВНЖ или гражданства, незнание условий трудоустройства ИС, отказ в работе по студенческой визе, требование разрешения на работу или патента.

2. Со стороны студентов (31%): трудности в оформлении документов, слабое владение русским языком и невозможность совмещения работы и учебы.

3. Со стороны вуза (17%): отсутствие комплексной системы управления трудоустройством иностранных студентов, включая пул вакансий, информационные и консалтинговые сервисы.

Для каждого блока проблем могут быть разработаны мероприятия по их преодолению. Так, для повышения информированности работодателей об особенностях трудоустройства иностранных студентов необходимо на федеральном и региональном уровнях проводить разъяснительную работу, усиливать мотивацию найма иностранных студентов, оказывать консультационную поддержку.

Решение проблем студентов связано, скорее, с адаптацией к требованиям среды. Здесь возможна консультационная поддержка тьюторов в решении возникающих вопросов. Языковые проблемы являются серьезной преградой к трудоустройству по ряду специальностей, однако владение редкими иностранными языками со стороны иностранных студентов можно использовать как возможность для ряда секторов экономики: например, в сферах туризма, ресторанного бизнеса, переводческой деятельности.

Только 19,9% респондентов ответили, что вуз оказывает поддержку в трудоустройстве иностранных студентов. Еще 15% знают о вакансиях для иностранных студентов в своих вузах. Проблемы информированности студентов о возможностях трудоустройства должны решаться на уровне университета в подразделении, ответственном за трудоустройство и развитие карьеры студентов и выпускников.

Интересным является тот факт, что ни один из опрошенных студентов не назвал в качестве проблемы высокий уровень налогообложения нерезидентов РФ, что ставит под сомнение официальность трудоустройства работающих иностранных студентов.

Очевидно, что иностранные студенты российских вузов испытывают потребность в трудоустройстве во время обучения. Главным образом, это обусловлено тем, что подавляющее большинство таких студентов приезжает в Россию из стран СНГ и Азии с недостаточно высоким уровнем социально-экономического развития. При этом только половина опрошенных студентов предпринимала попытки устроиться на работу, причем многие столкнулись с отказом работодателей, обусловленным отсутствием гражданства или разрешения на работу. Потребности двух третей обучающихся в России иностранных студентов в трудоустройстве во время обучения не удовлетворяются или удовлетворяются в недостаточной мере.

Выводы и рекомендации

Проблемы трудоустройства иностранных студентов можно сгруппировать по видам и целевым группам (см. табл. 1).

Таблица 1. Систематизация проблем трудоустройства  иностранных студентов в России[2]

Виды проблем Целевые группы
Вуз Работодатели Иностранные студенты
Нормативно-правовые (миграционное и трудовое законодательство)  Значительное число уведомлений Значительное число уведомлений. Ограничения по трудоустройству иностранных граждан  Ограничения по времени и месту трудоустройства. Нет льгот для магистрантов и докторантов. Обязаны выехать из страны по окончании обучения
Организационные Нет управления процессом трудоустройства ИС. Нет управления процессом взаимодействия с работодателями Нет информационной, правовой и консультационной поддержки на уровне региона Сложно совмещать работу и учебу. Недостаточная поддержка со стороны вуза. Оформление медицинской книжки затратно
Информационные Слабая информационная поддержка процесса трудоустройства ИС Не знают особенностей трудоустройства ИС ОФО Нет информации о возможностях трудоустройства и вакансиях
Мотивационные Не рассматривается как атрибут позиционирования при рекрутинге ИС Значительная трудовая и финансовая нагрузка Страх нарушить законодательство
Налоговые - Неофициальное трудоустройство, самозанятость Высокий НДФЛ для нерезидентов

Решение вышеперечисленных проблем возможно только в случае реализации комплексных усилий на различных уровнях управления: федеральном, региональном и локальном.

Федеральный уровень. В результате исследования сделан вывод о сложности и запутанности системы трудоустройства иностранных студентов в РФ, которая проявляется в значительном числе уведомлений со стороны работодателя и вуза, сборе большого количества документов со стороны иностранных студентов. Процесс оформления на работу иностранных студентов требует наличия квалифицированных специалистов в сфере трудоустройства иностранных граждан, а также временных и финансовых ресурсов. Иностранные студенты в большинстве случаев вынуждены платить повышенный подоходный налог (30%), что делает работу финансово невыгодной (особенно в регионах). В связи с этим выработан ряд предложений.

1. Внести изменения в п. 3 ст. 224 Налогового Кодекса РФ в части расширения категорий нерезидентов (иностранных студентов очной формы обучения), в отношении которых налоговая ставка на доход от трудовой деятельности вне зависимости от времени фактического нахождения на территории России равняется 13%.

2. Внести изменения в п. 4 ст. 13 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», № 115:

  1. в части предоставления права иностранным гражданам, обучающимся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по образовательным программам бакалавриата очной формы обучения и работающим в свободное от учебы время, работать на территории того субъекта федерации, в котором расположена образовательная организация, не более 20 часов в неделю без получения разрешения на работу;
  2. в части предоставления права иностранным гражданам, обучающимся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по образовательным программам магистратуры и аспирантуры и работающим в свободное от учебы время, работать на территории того субъекта федерации, в котором расположена образовательная организация, не более 40 часов в неделю без получения разрешения на работу;
  3. в части предоставления права работодателям или заказчикам работ (услуг) привлекать и использовать иностранных студентов без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

3. Пересмотреть порядок уведомлений работодателями или заказчиками работ (услуг), а также образовательными организациями, в которых обучаются иностранные граждане, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органов исполнительной власти в сфере занятости и образования, а также налогообложения о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина в образовательной организации или о предоставлении данному иностранному гражданину академического отпуска. Возможно создание федеральной электронной информационной системы учета трудоустройства иностранных студентов с возможностью подачи уведомлений в электронном виде.

4. Обеспечить преференциальные условия трудоустройства иностранных выпускников российских вузов в первый год после окончания вуза по целевым специальностям, а именно:

  1. установление 100% льготы на государственную пошлину за оформление разрешения на работу;
  2. внесение данной категории иностранных граждан в категорию нерезидентов (иностранных граждан), в отношении которых налоговая ставка на доход от трудовой деятельности, вне зависимости от времени фактического нахождения на территории России, равняется 13%;
  3. введение упрощенного порядка изменения типа визы с учебной на рабочую без выезда на родину.

Региональный уровень. В результате исследования сделан вывод, что проблемы трудоустройства иностранных студентов выходят за рамки деятельности вузов и являются частью социально-экономической политики субъектов федерации.

В связи с этим на региональном уровне предлагается создание региональных или межрегиональных – зависит от специфики конкретных регионов, масштаба территориальной системы – информационных интернет-порталов поддержки трудоустройства иностранных граждан, которые могут функционировать на принципе государственно-частного партнерства с участием различных ведомств: органов исполнительной власти региона в сфере миграции, занятости, образования и налогообложения, МВД.

Такие порталы могут содержать следующие сервисы:

  • правовые консультации профильных ведомств;
  • информационные ресурсы по правовым и организационным вопросам трудоустройства иностранных граждан;
  • пул вакансий и резюме;
  • интернет-семинары и видеолекции по вопросам трудоустройства иностранных граждан;
  • пропаганда преимуществ от трудоустройства иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов среди работодателей;
  • образовательный контент для специалистов, занимающихся трудоустройством иностранных граждан;
  • раздел, посвященный стажировкам и практикам иностранных студентов (правовые особенности, возможности, предложения компаний).

Локальный уровень. В образовательных организациях предлагается создание центров трудоустройства иностранных студентов и выпускников, в функции которых могут входить:

  1. во взаимоотношениях с работодателями – пул резюме, правовые консультации по вопросам найма, семинары, круглые столы с целью повышения осведомленности, ярмарки вакансий;
  2. во взаимоотношениях со студентами – пул вакансий, правовые консультации по вопросам трудоустройства и оформления на практику, консультационная поддержка по составлению резюме и прохождению собеседований, организационная поддержка по оформлению пакета документов для трудоустройства и прохождения практики.

В результате исследования сделан вывод, что российские образовательные организации высшего образования в недостаточной мере используют потенциал фактора трудоустройства иностранных студентов в конкурентной борьбе на зарубежных образовательных рынках. Это связано как с отсутствием комплексной системы управления данным процессом на уровне вуза, так и с наличием большого числа правовых ограничений.

Изучение зарубежного опыта показало, что в странах-лидерах по числу иностранных студентов управление трудоустройством иностранных обучающихся осуществляется на национальном, региональном и локальном уровнях. Такое внимание к данному вопросу обосновано не только экономическими эффектами от привлечения коммерческих студентов, но и социально-экономическими эффектами для страны и региона, связанными с решением демографических проблем, усилением человеческого потенциала, развитием экспортной деятельности.

В рамках исследования сделан вывод, что лучшие зарубежные практики управления трудоустройством иностранных студентов и выпускников могут быть внедрены в России при условии внесения изменений в налоговое и миграционное законодательство.

 

ИСТОЧНИКИ

[1] Котлер Ф. Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 14-е изд. СПб.: Питер, 2015. 800 с.

[2] Marginson S. (2004) Competition and markets in higher education: a ‘glonacal’ analysis // Policy Futures in Education. Vol. 2. No. 2. P. 175-244.

[3] Filip A. (2012) A global analysis of the educational market environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. No. 46. P. 1552-1556. URL: http://www.academia.edu/10712441/A_Global_Analysis_of_the_Educational_Market_Environment.

[4] McManus R. (2017) A methodology to understand student choice of higher education institutions: the case of the United Kingdom // Journal of Higher Education Policy and management. Vol. 39. Iss. 4. P. 390-405. https://doi.org/10.1080/1360080X.2017.1330806.

[5] Lee S.W. (2017) Circulation East to East: Understanding the push-pull factors of Chinese students studying in Korea // Journal of studies in international education. Vol. 21. Iss. 2. P. 170-190. https://doi.org/10.1177/1028315317697540.

[6] Mazzarol T., Soutar G.N. (2002) ”Push‐pull” factors influencing international student destination choice // International Journal of Educational Management. Vol. 16. Iss.: 2. P. 82-90. https://doi.org/10.1108/09513540210418403.

[7] Eder J., Smith W.W., Pitts R.E. (2010) Exploring factors influencing student study abroad destination choice // Journal of teaching in travel and tourism. Vol. 10. Iss. 3. P. 232-250. https://doi.org/10.1080/15313220.2010.503534.

[8] Wilkins S., Balakrishan M.S., Huisman J. (2012) Student Choice in higher education: motivations for choosing to study at an international branch campus // Journal of studies in international education.No. 16 (5). P. 413-433. https://doi.org/10.1177/1028315311429002.

[9] Yost M.; Tucker S. (1995) Tangible evidence in marketing a service: The value of a campus visit in choosinga college // Journal of Marketing for Higher Education. No. 6(1). P. 47-67.

[10] Germeijs V., Luyckx K., Notelaers G, Goossens L., Verschueren K. (2012) Choosing a Major in Higher Education: Profiles of Students’ Decision-Making Process // Contemporary Educational Psychology. Vol. 27. No. 3. P. 229-239.

[11] Kotler P. Fox K. (1995) Strategic Marketing for Educational Institutions, (2nd ed.). New Jersey: Prentice Hall.

[12] Guibourg C. (2011) New fees prompt fears of cuts at Swedish universities // The Local – Sweden’s News in English. Available at: http://www.thelocal.se/35690/20110822.

[13] Jupiter H., Othman I.W., Suki N.M., Muhammad S.Y., Awang H., Rudie A.R. (2017) Factors influencing international student’s decision in choosing study destination abroad // Labuan e-Journal of Muamalat and Society. Vol.11. P. 86-97.

[14] Jones E. J. (2014) Graduate employability and internationalization of the curriculum at home // International Higher Education. Vol. 78 P. 6-8. URL: http://ejournals.bc.edu/ojs/index.php/ ihe/article/view/5799/5169.

[15] Ripmeester N. (2015) The value of global experience // Expertise in labour mobility. URL: http://www.labourmobility.com/the-value-of-globalexperience.

[16] Краснова Г.А., Пыхтина Н.А. Поколение учащихся за рубежом // Аккредитация в образовании. 2016. № 4 (88). С. 8-11. URL: http://akvobr.ru/pokolenie_uchaschihsya_za_rubezhom.html.

[17] Nilsson P.A., Ripmeester N. (2016) International student expectations: career opportunities and employability // Journal of International Students. Vol. 6. No. 2. P. 614-631. URL: https://www.labourmobility.com/wp-content/uploads/2016/03/jis2016_6_2_14_international-student-expectations.pdf.

[18] Foster G. (2012) The impact of international students on measured learning and standards in Australian higher education // Economics of Education Review. Vol. 31. Iss. 5. P. 587-600. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2012.03.003.

[19] Ortiz A., Chang L., Fang Y. (2015) International students bring money, skills and jobs // University World News. No. 354. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20150212092452773.

[20] Gbadamosi A. (2018) The anatomy of international students’ acculturation in UK universities // Industry and higher education. Vol. 32. Iss. 2. P. 129-138. https://doi.org/10.1177/0950422218760335.

[21] Butcher A., McGrath T. (2004) International students in New Zealand: needs and responses // International education journal. Vol. 5. No. 4. P. 540-551. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ903877.pdf.

[22] Calder M.J., Richter S., Mao Y., Burns K.K., Mogale R.S., Danko M. (2016) International Students Attending Canadian Universities: Their Experiences with Housing, Finances, and Other Issues // Canadian Journal of Higher Education. Vol. 46, No. 2. P. 92-110. URL: https://www.questia.com/library/journal/1P3-4199202321/international-students-attending-canadian-universities.

[23] Краснова Г.А. Новые тенденции в экспорте международного образования // «Университетское управление: практика и анализ». 2015. №2 (96). С. 27-34. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/53342/1/UM_2015_2_004.pdf.

[24] Плюгина И.В. Вопросы трудовой деятельности обучающихся в России иностранных граждан // «Журнал российского права». №6. 2011. С. 16-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-trudovoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-rossii-inostrannyh-grazhdan.

 

[1] Рекомендации круглого стола по теме «Состояние, проблемы и перспективы расширения обучения иностранных граждан в вузах России» // Комитет Госдумы РФ по образованию. – URL: http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/site.xp/051053055124049052057050.html.

[2] Таблица составлена автором статьи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Политехники будут поставлять ускорители в Малайзию и Арабские Эмираты
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Декларация о Европейском пространстве высшего образования
Лучшие практики высшей школы
СПбГУТ подписал меморандум с компанией Advantech
ТюмГНГУ и Kimray Inc. Курс на долгосрочное сотрудничество
ВТО и высшая школа России
Особое звено процесса обучения, или Чем хороша зарубежная практика
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
Опыт взаимодействия вузов и бизнеса

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ