Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Север и Сибирь: от причитаний до британской публицистики

В САФУ состоялось заседание секции «Север и Сибирь в литературе XVIII-XIX веков» в рамках научной конференции «Северный и Сибирский тексты русской литературы как сверхтексты: типологическое и уникальное». Марина Костюхина: «В детской литературе знание народов служило основой для формирования патриотического воспитания».

Просмотров: 1297

В САФУ состоялось заседание секции «Север и Сибирь в литературе XVIII-XIX веков» в рамках научной конференции «Северный и Сибирский тексты русской литературы как сверхтексты: типологическое и уникальное». 

На секции были представлены интереснейшие доклады. Оригинальными были и сами темы. Например, доклад старшего преподавателя Вологодского института бизнеса Елены Югай назывался следующим образом: «Севернорусские причитания похоронно-поминального цикла: образность, содержание, региональные особенности». Причитания — характерный элемент фольклора. Исполняются они обычно во время обрядов (на похоронах или поминках), причем, как правило, людьми пожилого возраста.

Сейчас причитания постепенно исчезают из народной культуры, хотя, по словам Елены Югай, многие люди в северных деревнях знают как минимум фрагменты причитаний. Для исследований даже эти небольшие фрагменты очень важны. И форма, и содержание причитаний — это голос. Причем голос, указывающий душе дорогу, помогающий правильно перейти из мира живых в мир мертвых.

Незамысловатые, казалось бы, плачи отличаются богатой образной системой. Например, в причитаниях часто фигурируют образы птиц. Они могут быть знаком того или этого света (но в плачах они описываются одинаково, чтобы душа умершего не испугалась). Интересно, что в причитаниях отрицательное значение неожиданно приобретают образы, которые в традиционной культуре воспринимаются только положительно: например, лето в плаче — самое печальное время в году, поскольку именно летом несчастная мать или вдова сильнее всего горюет о потере работника.

Нельзя не отметить выступление Марины Костюхиной из Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Марина Сергеевна выбрала тему этнографической беллетристики для детей. По ее словам, в России круг авторов, публиковавших в детских изданиях произведения о коренных народах Севера, сложился еще в конце XIX века. Это известные всем со школы имена: Инфантьев, Мамин-Сибиряк, Немирович-Данченко. В детской литературе знание народов служило основой для формирования патриотического воспитания. «Этномифология в школьном дискурсе — не только увлекательное, но и очень безопасное чтение. Она позволяет избегать спорных вопросов, которых так много накопилось на постсоветском пространстве», — отметила Марина Костюхина, добавив, между тем, что ей не нравится современная этнографическая литература.

Живой историей был наполнен доклад доцента кафедры литературы ИФМК Натальи Захаровой «Изображение русского Севера и Сибири в английской литературе и журналистике». Это интереснейшая тема, которой, кстати, есть место в университетской программе по истории. Ведь именно на Севере был установлен контакт между Россией и Англией, когда в 1553 году у поморских берегов бросил якорь корабль мореплавателя Ричарда Ченслора (который позднее совершил путешествие в Москву и был принят лично Иваном Грозным). С этого момента и начались торговые и экономические отношения между двумя государствами.

Постепенно образ России стал оформляться в сознании англичан. Причем мнения существовали совершенно полярные. Например, знаменитый писатель Даниель Дефо, автор «Приключений Робинзона Крузо», много раз упоминавший Россию в своих произведениях, критиковал ее внешнюю политику. В одной из своих статей он осудил русского царя за то, что «он не заботится об естественных правах своих подданных и, прежде всего, об их праве на свободу». Дефо считал, что царь, который тиранит свой народ, не может обладать духом истинного величия. В одной из статей, вызвавшей грандиозный политический скандал, он даже назвал Петра I «свирепым сибирским медведем». Впрочем, история расставила всех на свои места.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: гуманитарное образование, конференции, САФУ

Похожие материалы:
Международный конгресс "100 лет русского формализма"
Молодежь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности
Судостроители обсудили будущее отрасли
В САФУ начала работу «космическая» конференция
Федеральные университеты обменяются лучшими практиками
В САФУ проходит первая всероссийская научная конференция студентов-юристов
Особенности гуманитарного образования в экономическом вузе
1922 год в судьбах России и Европейского Севера. Неоднозначная история
Политики и ученые соберутся в САФУ для обсуждения проблем Арктики
САФУ представил практику подготовки кадров в системе непрерывного профобразования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (116) 2019

Послание Президента РФ Федеральному собранию, без преувеличения, стало самым значимым инфоповодом последнего времени. Помимо инициатив по изменению в политической, социальной и других сферах, Владимир Путин озвучил предложения по трансформации системы российского образования. Логичным и весьма быстрым воплощением «слова в дело» стала смена глав двух ведомств: Минобрнауки и Минпросвещения. Что за этим последует - как всегда, покажет время, ну а мы будем держать вас в курсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
В новом номере читайте. Валерий Фальков и Сергей Кравцов возглавили Минобрнауки и Минпросвещения....
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Статья постоянного автора «АО» Владислава БОРОДАЧЁВА продолжает начатый ещё в 2015 году цикл...
Из журнала
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#111ДПО: стратегия выживания
#110Навстречу столетнему юбилею
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ