Особенности гуманитарного образования в экономическом вузеО конференции, посвященной особенностям гуманитарного образования в экономическом вузе, рассказывает заведующая кафедрой иностранных языков Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Ирина Экарева. Просмотров: 649
Заведующая кафедрой иностранных языков Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Ирина Экарева рассказала корреспонденту «Вузовского вестника» о конференции, посвященной особенностям гуманитарного образования в экономическом вузе. В работах, созданных в Плехановке и присланных из других вузов, поднимались вопросы довольно широкого спектра: от прикладных рекомендаций или обмена конкретным опытом, как, например, в статье «Из опыта работы с американскими стажерами», до общекультурных размышлений, как, к примеру, в материале «Философия современного образования». – Ирина Леонидовна, расскажите об идее конференции. – Три года назад нам пришла идея провести международную онлайн-конференцию по актуальным проблемам гуманитарного образования и воспитания в экономическом вузе. С такой инициативой выступил Центр гуманитарной подготовки РЭУ имени Г.В. Плеханова под руководством Ирины Валерьевны Яблочкиной. Конференция проводится уже третий год. Сейчас у нас практически подготовлен новый сборник «Гуманитарное образование в экономическом вузе», в который активно присылают свои статьи представители нашего и других вузов. Конференция разделена на секции, посвященные социальным и политическим аспектам гуманитарного образования и разным гуманитарным наукам: истории, философии, психологии, иностранных языков, а точнее – особенностям их преподавания в экономическом вузе. Нам прислали множество разнообразных по тематике работ: «Роль социально-гуманитарных дисциплин в современной учебно-воспитательной практике института МИРБИС», анализ зарубежного опыта в материале «Гуманитарное образование в высшей школе на примере Франции», очень любопытную статью «Почему студенты мало читают?». Эти темы диктует жизнь, они не высосаны из пальца. И это не просто потребность в публикациях, хотя такая потребность сегодня, конечно, есть. На сайте уже размещены доклады, а в онлайн-выступлении, надеюсь, будет интересная дискуссия на предложенные темы. – Чем вызвано проведение конференции гуманитарной направленности именно в экономическом вузе? – Гуманистическое, гуманитарное образование на сегодняшний момент представляется важным и актуальным, причем именно в экономическом вузе. Сейчас сильны процессы интеграции, глобализации, и они ставят новые задачи перед высшей школой. Экономист больше не может оставаться узким специалистом – он в той или степени всегда задействован в международной деятельности. Все это меняет приоритеты в образовании – студент должен быть широко эрудированным, культурным, образованным человеком, иметь довольно широкий кругозор, прекрасно знать иностранный язык (даже, желательно, два) и, кроме того, непременно должен быть толерантным. Когда-то воспитание этих качеств составляло очень весомую часть образовательного процесса. Потом это как-то ушло, а на сегодняшний день опять становится очень важным. Я готовила свой доклад как раз на тему, насколько актуально интернациональное, поликультурное воспитание в экономическом вузе, и нашла замечательные слова академика Лихачева: «Во все времена, в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические…». – Назовите основных участников конференции. – В конференции участвуют, конечно, кафедры РЭУ Плеханова, входящие в Центр гуманитарной подготовки: иностранных языков, истории, философии, психологии, русского языка. Но, поскольку конференция интернациональная, помимо Плехановского университета к участию приглашены множество вузов. Прислали свои материалы Калужский государственный университет имени Циолковского, Московский государственный областной гуманитарный институт, Государственный педагогический университет, а также представители иностранных вузов: Грузинского государственного сельскохозяйственного университета в Тбилиси, Донецкого государственного университета на Украине. Это хорошая трибуна для преподавателей, возможность поделиться своими впечатлениями, опытом своих вузов. Особенность этой конференции – в ней впервые участвуют и студенты. Например, студентка факультета дистанционного обучения размышляет на тему «Жизненные идеалы и ценности человека в современном мире». Другая студентка прислала материал «Незаконная эксплуатация людей. Проблема XXI века». Это очень интересно – послушать и второю сторону образовательного процесса. – Может, накопились какие-то особенно острые вопросы, которые нужно обсудить? – Такой вопрос есть, и заключается он в следующем. Россия всегда была многонациональным государством, и интернациональное воспитание шло как само собой разумеющееся. Но, начиная с 90-х годов, с момента распада СССР все поменялось. По-новому зазвучали вопросы национальной самоидентификации людей на всем постсоветском пространстве. И эти процессы, к сожалению, привели к росту национализма – а это уже зло, которое сегодня довольно широко распространилось во всем мире. И мне представляется, что вскрытие этих нарывов, обсуждение этих проблем в нашем сообществе невероятно актуально. – «Плехановка» – вуз экономический, но в нем множество гуманитарных направлений. Как Вы считаете, имеет ли смысл открывать в вузе непрофильные специальности? Возможно ли в этом случае создать сильную научную школу и подготовить хороших специалистов? – Вопрос «открывать или не открывать непрофильные специальности» сегодня уже не стоит. Они просто открываются. Это довольно распространено: например, существуют экономические факультеты в Московском авиационном институте и в МИФИ. Я думаю, что это связано с переходом к рыночной экономике. Любому специалисту – будь то инженер, врач, творческий работник – необходимы экономические знания, скажем, в силу необходимости ведения какой-то коммерческой деятельности. Помню, мы в 90-х открыли коммерческие курсы иностранных языков, которые пользовались большой популярностью, так как людям были нужны те знания законов ведения бизнеса, которыми они в силу своего советского образования не обладали. Кроме того, мы сегодня – экономический университет, а университет предусматривает некую универсальность знаний выпускника. Поэтому так или иначе открываются не строго экономические специальности. Например, факультет политологии – это уже не экономика. Но экономика и политика сегодня настолько тесно связаны, что одна без другой просто не может существовать. При этом открытие такого факультета привлекло специалистов международного уровня, а это носители такого знания, которые наверняка со временем создадут соответствующие этим знаниям школы и научные направления. – Какие еще гуманитарные структуры есть в РЭУ имени Г.В. Плеханова? – Юриспруденция, политология и право, товароведение. У нас много исторически сложившихся факультетов, которые входили когда-то еще в МИНХ Плеханова и в Российскую экономическую академию Плеханова. А со следующего года у нас отрывается переводческое отделение при факультете Международных экономических отношений – и это тоже жизненная необходимость. Кроме того, в прошлом году к нашему университету присоединился РГТУ, и вместе с этим присоединением у нас появилось огромное количество филиалов, пришли наработанные в университете программы. Это тоже придало некий новый ракурс нашей работе – например, у нас появилось направление «таможенное дело». Это направление, может быть, не сильно профильное, но оно пришло вместе с высококвалифицированными специалистами из РГТУ. Так что это закономерные процессы. Посмотрим, как они будут развиваться дальше – мы на месте не стоим. – Сейчас очень много говорят о воспитании, а результаты пока не радуют. Какие гуманитарные ценности сейчас актуальны, и как гуманитарное образование помогает их поддерживать? – Проблемы интернационального, гражданского, нравственного, поликультурного воспитания сегодня актуальны как никогда. И именно социально-экономическая интеграция может помочь справиться с решением мировых задач и проблем медицины, космоса, ресурсов, терроризма. Этим задачам международного сотрудничества, межкультурного обмена и служит гуманитарное образование. Гуманитарные науки снова должны заявить о себе и начать играть ключевую роль. Что бы мы ни преподавали, в любой дисциплине всегда нужно показывать и открывать студенту окно в мир, расширяя его кругозор, повышая его общекультурный уровень. Мы не удовлетворены культурным уровнем выпускников школ, которые к нам приходят. Конечно, не все, но многие студенты сейчас мало читают, и подчас их речь сужается до уровня «смсок». – Как вы с этим боретесь? – В нашем Гуманитарном центре играет очень серьезную роль кафедра русского языка. Ее специалисты проводят занятия по языку бизнеса, обучая студентов не просто грамотно говорить, а выступать перед аудиторией, ведь ораторское мастерство – это половина успеха в любом деле. Что касается кафедры иностранных языков, у нас есть свои возможности гуманистического воспитания. Мы преподаем не просто язык, а язык кросскультурной коммуникации. Использование поликультурного подхода помогает нацелить студента на восприятие базовых ценностей представителей других культур и, наряду с познанием другой культуры, побуждает к анализу собственной. Овладевая иностранным языком, студент познает мир и осознает свою причастность к общечеловеческому культурному сообществу, что и является основной задачей интернационального воспитания молодежи. Кроме лекций и занятий мы очень много внимания уделяем внеаудиторной работе. При общей тенденции к сокращению часов на иностранный язык мы вынуждены создавать для них более широкую языковую среду. Скажем, недавно мы проводили традиционную «Неделю иностранных языков в РЭУ». В ее рамках в каждой студенческой группе прошли викторины, круглые столы, выпуски радиогазет, конкурс видеоклипов. Студентам все это очень нравится. Ежегодно мы проводим совместно с британским издательством «Pearson» на разных уровнях, начиная от факультетского и заканчивая общемосковским, конкурс студенческих презентаций на английском языке на тему «Бизнес в России». Студенты проводят исследования и делают индивидуальные или групповые презентации. Потом на большом экране при большой аудитории их оценивают реальные бизнесмены – представители крупных международных компаний. И что самое важное – их оценивают не просто с точки зрения грамматики английского языка, как обычно делают преподаватели, а с точки зрения профессиональной – насколько презентация соответствует уровню международных требований. Есть у нас и мероприятие для студентов младших курсов, открывающее им широкий мир англоговорящих стран. С издательством «Macmillan» мы каждый год проводим в общероссийском масштабе онлайн-олимпиаду, посвященную разным странам изучаемого языка – Великобритании и другим. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|