Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Российские вузы в сотне мирового рейтинга — реальность 2020

Попадание российских вузов в ТОПы мировых рейтингов стало предметом обсуждения в рамках Координационного совета по проблемам высшей школы Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», состоявшегося на площадке СФУ 15 ноября 2012 года. На заседание совета были приглашены ректоры вузов Сибирского федерального округа (СФО).

Просмотров: 1431

Попадание российских вузов в ТОПы мировых рейтингов стало предметом обсуждения в рамках Координационного совета по проблемам высшей школы Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», состоявшегося на площадке СФУ 15 ноября 2012 года. На заседание совета были приглашены ректоры вузов Сибирского федерального округа (СФО). Заседание прошло под председательством полномочного представителя Президента в СФО Виктора Толоконского.

С презентациями программ развития вузов выступили представители ведущих вузов Сибирского федерального округа: ректор СФУ Евгений Ваганов, ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук и заместитель губернатора Томской области Алексей Князев, представивший программу развития томских вузов.

Свою презентацию Евгений Ваганов начал с замечания о том, что «попадание в мировые рейтинги ни в коей мере не должно являться самоцелью, это необходимый инструмент для объективной оценки деятельности университета. Нас радует, что никакая рейтингомания не может выбить Сибирский федеральный университет из первой двадцатки. Считаю важными те рейтинги, где в полной мере учитывается стратегическое сотрудничество вузов с бизнес-структурами».

Евгений Александрович рассказал, что амбициозную «задачу вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов» мы поставили ещё в 2009 году, преодолев первый этап своего развития — становление». В вузе проанализировали ведущие мировые рейтинги, методики российских агентств, провели аудит своих преимуществ и уязвимых позиций, трезво оценили свои возможности. В результате было принято решение ориентироваться на Таймс и QS. «Наш выбор, в первую очередь, основывается на том, что в данных рейтингах, кроме наукометрических показателей, определяющими факторами лидерских позиций в мировой системе профессионального образования являются мощное взаимодействие вузов с промышленностью, подготовка по широкому спектру направлений и большой географический охват».

Индикаторами эффективности мероприятий по модернизации учебной и научной деятельности, реализованных в рамках данной Программы развития, являлся рост значений по тем же критериям, которые учитываются в мировых рейтингах: рост индекса цитирования, объёма НИОКР, показатели по РИД и т. д.

Такая же политика лежит в основе Программы развития СФУ на 2011-2021 гг.

На основе мониторинга наиболее авторитетных рейтингов: QS, Таймс, Шанхайского, рейтинги агентств «Интерфакс», «Эксперт РА/Рейтор», нами была составлена карта рейтинговых показателей, включающая 87 критериев. Данные критерии были распределены по 6 кластерам: образование, наука, международное сотрудничество, социальная деятельность, инновации и бренд. В результате кластерного анализа было выделено 24 ключевых критерия, от которых зависят показатели других критериев, и соответственно позиции в рейтингах. Данные критерии относительно независимы, т.е. могут и должны быть простимулированы.

  • Первым приоритетом, по мнению Евгения Ваганова, обладают критерии, которые имеют максимальную отдачу, влекущую за собой последующие качественные изменения, влияющие на количественные показатели различных рейтингов. Как правило, мероприятия по этим критериям требуют значительных ресурсов и отложенный по времени результат. Однако сфера их влияния на другие индикаторы максимально обширна.
  • Вторым приоритетом обладают критерии, имеющие значительный эффект, но ограниченную область влияния.
  • Третьим — критерии, влияющие на отдельные индикаторы, учитывающиеся в некоторых рейтингах.

Исходя из этого была составлена дорожная карта, в которой под каждый из 24 критериев был представлен план действий с конкретными мероприятиями и численными показателями, которых необходимо достичь, чтобы выйти на конкурентный с мировыми вузами уровень.

К окончанию первой Программы развития СФУ системная реализация намеченных шагов, подкреплённая гарантированной ресурсной поддержкой, привела к значительным результатам, позволяющим говорить о формировании в Сибири мощного научно-образовательного центра, имеющего реальную возможность занять лидерские позиции в национальной системе ВПО и стать конкурентоспособным на мировом рынке.

По итогам 2010 года СФУ был признан самым инновационным вузом России. В 2011 году университет вошёл в ТОП-10 национального рейтинга российских вузов по пяти укрупненным показателям. Все остальные лидеры этого рейтинга значились там и раньше, и лишь один СФУ, можно сказать, ворвался в эту престижную десятку.

«Но поскольку мы ориентированы на глобальный мировой рынок, главным достижением считаем значительное продвижение университета в авторитетнейших наукометрических системах, таких как Web of Science и Scopus», — подчеркнул ректор.

«Так, агентство Thompson Reuters, которое является оператором рейтинга Таймс, отмечает, что у СФУ самая высокая среди российских вузов динамика роста публикационной активности: с 2009 года мы передвинулись с 37 места на 14. А, например, в довольно жёстком рейтинге SIR, который оценивает в первую очередь суммарную и текущую научную продукцию, мы вошли в список первых 200 европейских вузов, показав стремительный рост по всему фронту параметров рейтинга».

Динамика роста наукометрических показателей демонстрирует реальный результат 4-хлетней системной, грамотно спланированной работы всех служб университета. Это результат стратегии и планомерной работы людей, ответственных за модернизацию учебной и научной деятельности, взаимодействия с партнёрами из сферы бизнеса, общественных организаций и масс медиа.

Утверждённая Постановлением Программа развития СФУ на 2011-2021 гг. основывается на развитии так называемых «центров превосходства»: ведущих научных школ и научно-технологических центров. Связующими узлами здесь являются системные общеуниверитетские проекты, направленные на повышение эффективности управленческой деятельности различными процессами. К таким системным проектам относится и программа по вхождению СФУ в мировые рейтинги.

Евгений Ваганов напомнил, что «в отличие от других ведущих российских вузов, СФУ приобрёл лидирующие позиции не в силу исторически накопленной базы и достижений „золотого века“ советской науки, а за счёт решительных действий всего лишь за 5 лет».

«Мы знаем, что нам нужно делать в плане укрепления приобретённого авторитета и продвижения к новым высотам. И имеем серьёзные намерения это воплотить», — закончил он.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
СФУ занял второе место в рейтинге Фонда Потанина
Андрей Фурсенко прокомментировал «антирейтинг» вузов
Модернизация профессионального образования в России
Сибирскому федеральному университету присвоены «звезды QS»
Заседание Координационного совета ассоциации «Сибирское соглашение»
Рейтинг самых привлекательных стран для обучения ICEF i-graduate Agent Barometer 2013
Увеличение индекса цитируемости ученых СФУ
Лучший вуз России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ