Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Константин Зайков: «Плавучий университет — чисто российское изобретение»

Второй год Северный (Арктический) федеральный университет при поддержке «Севгидромета» и Русского географического общества проводит уникальный проект — «Арктический плавучий университет» (АПУ). О работе этого необычного научного учреждения рассказывает руководитель экспедиционного отряда первого в 2013 году рейса АПУ, заместитель проректора по научной работе САФУ Константин Зайков.

Просмотров: 982

Второй год Северный (Арктический) федеральный университет при поддержке «Севгидромета» и Русского географического общества проводит уникальный проект — «Арктический плавучий университет» (АПУ). Проект реализуется на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». О работе этого необычного научного учреждения рассказывает руководитель экспедиционного отряда первого в 2013 году рейса АПУ, заместитель проректора по научной работе САФУ Константин Зайков.

— Константин Сергеевич, плавучий университет часто называют уникальным проектом. С чем это связано?

— Это первый плавучий университет, инициаторами которого стали учреждения севера России. Главный инициатор — Северный (Арктический) федеральный университет. АПУ уникален тем, что он сочетает процесс обучения, лабораторных занятий и практики. Например, в первом рейсе 2013 года участвовали наши студенты-географы, которые не знали фактически ничего об океанографии. Но на выходе они овладели азами и работали с приборной базой.

Уникальность рейса связана также с районом проведения работ. АПУ совершил рейс на Шпицберген, а это первый рейс российского научно-исследовательского судна на данный полярный архипелаг. Норвежцы были поражены. Они впервые узнали, что такое плавучий университет. Специалисты норвежского полярного института предложили нам сотрудничество. Представители Германии и Польши тоже отзывались позитивно о плавучем университете.

— То есть это потенциальные партнеры?

— Да. Например, представители Польши заявили, что они готовы направить своих студентов на АПУ в будущем году на условиях софинансирования. На Западе таких практик нет. Это чисто российское изобретение.

Когда мы были в рейсе, мы искали информацию о морских экспедициях на Шпицберген. Оказалось, что предыдущая российская (вернее, советская) экспедиция была в Баренцбурге лишь в 1940-е годы.

Экспедиция АПУ — это первая экспедиция на Шпицберген, имеющая в своем составе студентов. И это было единственное российское научно-исследовательское судно, которое дошло до самого северного поселка Шпицбергена.

— Какие научные исследования проводит АПУ?

— Большой спектр. Выполнялись исследования в области геологической палеологии, заборы грунтов для анализа радиоактивного состояния среды, проведены сейсмическое и гляциологическое исследования, проведен сбор проб биоресурсов прибрежной полосы Шпицбергена и прилегающего водного пространства. Получены интересные материалы по концентрации тяжелых металлов в разных слоях грунта архипелага. Океанографы опять подтвердили аномалию теплого течения на Севере между Шпицбергеном, Новой Землей и Землей Франца-Иосифа, которая в свою очередь подтверждает теорию глобального потепления.

— А чем заключается аномалия?

— Там никогда не было теплых течений. Сейчас идет обработка полученных данных. Наши ученые обнаружили ответвления теплого потока. В этом году мы выполнили дополнительные исследования. Часть данных подтверждается. Полная обработка данных — ее осуществляет Арктический и Антарктический НИИ (Санкт-Петербург) — будет выполнена в августе.

Наши гидрохимики, ученые САФУ, обнаружили интересные концентрации металлов в Белом море. Пока сложно сказать, повлиял ли на эти концентрации человеческий фактор. В августе Центр коллективного пользования САФУ предоставит данные анализа.

Во второй экспедиции Плавучего университета предусмотрены новые научные блоки. Это «география» и «экология». АПУ работает в восточной части Баренцева моря. Рейс прошел вдоль Новой Земли, острова Визе. К сожалению, судно не смогло зайти в Карское море, поскольку там была очень тяжелая ледовая обстановка. Затем в районе Земли Франца-Иосифа были взяты пробы льда, проанализирована соленость и температура воды (для анализа аномальных потоков). Далее экспедиция направится в сторону Архангельска.

— Ученые и специалисты каких учреждений помимо САФУ участвуют в работе?

— «Севгидромет», институт Арктики и Антарктики, сотрудники Полярного института рыбного хозяйства и океанографии, Всероссийского зоологического института РАН, Государственного океанографического института РАН. Что касается исследований, то они затрагивают также сферу метеорологии, биоресурсов, концентрации биомасс, последние два направления очень актуальны для оценки промышленного потенциала Арктических морей, так как по этим данным можно определять, сколько рыбы будет в том или ином районе. Кроме того, проводились исследования, которые позволяли анализировать состояние озонового слоя. Основная идея, которую преследуют метеорологи, — составить мобильную карту движения так называемой озоновой дыры.

Важно, что это не разрозненные исследования. Задача — провести комплексное исследование, которое представит глобальную картину того, как влияет на Арктику, на состояние океана глобальное потепление и деятельность человека, каков промышленный потенциал морей. Одна из главных целей комплексного исследования — понять, какие факторы влияют на состояние океана. И это очень важно для нас, россиян, так как значительная часть морского пространства России находится в Арктической, зоне. Кроме того, наметившийся глобальный тренд роста спроса на морские биоресурсы и морскую добычу полезных ископаемых в связи с мировой продовольственной проблемой и истощением сухопутных углеводородных месторождений подтверждает важность данных исследований.

— Неужели простой студент может стать участником такой экспедиции?

— Важно, чтобы студенты по профилю учебы соответствовали поставленным задачам. Мест на судне мало. Важно, чтобы студенты были физически и ментально здоровы и владели английским языком, так как программа становится интернациональной. В современном мире невозможно говорить о качественном исследовании без кооперации с зарубежными партнерами.

В нашем предпоследнем рейсе участвовали студенты Института нефти и газа, будущие географы, химики, психологи, медтехники и даже филологи. У нас был преподаватель английского языка, врач, который изучал состояние человека в условиях качки, известный северный художник Сергей Александрович Звягин, который работал над темой «Культурного освоения Арктики», и в ходе рейса он набирал материал для своих новых работ. Все зависит от научной программы и поставленных задач. На судне специалисты читают курс лекций.

— Лекции для студентов?

— Мы приглашаем прослушать лекции всех, включая членов экипажа. У нас есть и сессия и семинары, а по окончании рейса мы выдаем диплом. Иначе говоря, АПУ — это университет в миниатюре.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: САФУ, инновации

Похожие материалы:
Опорные точки научной инфраструктуры
Развитие сельских территорий Архангельской области
Инвестиционная сессия для авторов инновационных проектов в САФУ
Экспресс-форум: закон о малых предприятиях
В САФУ обсуждают инновационные технологии в строительстве
В САФУ открылся Учебно-научный центр энергетических инноваций
Целлюлозно-бумажная промышленность ждет инноваций молодых ученых
Новые подходы к подготовке учителя-филолога
В САФУ стартовал проект «РобоАрктика»
Технологический центр «Современные технологии переработки биоресурсов»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#106Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
#112Технические кадры для гражданской авиации России
#104Арктические перспективы Университета Аммосова
#105Березниковский строительный техникум отметил шестидесятипятилетие
#109Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ