Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт НИЯУ МИФИ на международной конференции «Третья миссия университета»

30 ноября в Москве состоялась Международная конференция «Третья миссия университета», на которой обсуждались эффективные инструменты и практики, способствующие развитию взаимодействия между университетами и обществом

Просмотров: 62

30 ноября в Москве состоялась Международная конференция «Третья миссия университета», на которой обсуждались эффективные инструменты и практики, способствующие развитию взаимодействия между университетами и обществом.

Открыл конференцию президент Российского Союза ректоров (РСР), ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А. Садовничий. Он рассказал о работе над Московским международным рейтингом вузов «Три миссии университета», который стал результатом широкого обсуждения членов РСР с привлечением ведущих специалистов по рейтингам из 12 стран. Рейтинг является одним из полутора десятков предложений Российского Союза ректоров, которые были поддержаны на государственном уровне.

По словам В.А. Садовничего, третья миссия университета — это, прежде всего, его социальная ответственность, его положение и роль в обществе, в регионе и в стране. Анализ и оценка взаимосвязи университета и общества завоевывает все больше позиций в различных рейтингах, но наиболее полно на данный момент присутствует только в российском рейтинге. Президент РСР подчеркнул, что все рейтинги в той или иной мере субъективны, поэтому при составлении «Трех миссий университета» одной из главных была задача добиться наибольшей объективности в оценке вуза. В рейтинге используется беспрецедентно широкий спектр источников информации, а с методологией может ознакомиться любой желающий. В мае 2018 года рейтинг успешно прошел независимый аудит компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», входящей в глобальную сеть PwC.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов отметил, что результаты рейтинга будут непременно использоваться в дальнейшей работе, в том числе при реформировании процедур аккредитации, оценки качества образования, обсуждение которых сейчас происходит в нашей стране. Он добавил, что любой рейтинг должен давать не только текущую оценку той или иной стороны деятельности университета, но и учитывать, какой выпускник школы, университета нужен стране через 10-20 лет, показывать, куда движется система образования.

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации М.А. Боровская отметила, что рейтинг – это система поддержки и принятия решений, метод расстановки акцентов для дальнейшей работы; это подспорье для управления университетом и системой образования в регионе и в стране. Базовый тренд, который сегодня задан рейтингом «Три миссии университета» отражает потребности современного мира в социальной ответственности науки и образования за те задачи, которые мы решаем сегодня в мире.

Президент международной ассоциации IREG Observatory Луис Клаудио Коста отметил, насколько большую и тяжелую работу по созданию рейтинга «Три миссии университета» проделал Союз ректоров России и подчеркнул, что эта работа позволяет поставить новые вопросы в системе рейтингования и найти на них новые ответы. Любая система оценки, по мнению Луиса Клаудио Коста, имеет смысл, если помогает улучшить качество образования, помогает университету стать лучше.

После пленарного заседания конференция разделилась на секции. В секции «Трансфер знаний: влияние университетов» модераторами выступили почетный профессор Кембриджского университета, председатель наблюдательного совета Snowball Metrics Джон Грин и ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.

В своей речи Джон Грин анонсировал выступления спикеров сессии, в частности, доклады о переходе, на примере Китая, технологий из университетов в компании, о перспективах образования в Италии, о важности программ обмена студентов, об опыте ряда российских университетов. В своем выступлении он выделил важность выбора стратегии развития университета, реформации его управления и администрирования, отметил актуальность междисциплинарного подхода. Джон Грин обратил внимание, что бизнес-школы в Великобритании получили широкое распространение, тогда как в России это встречается редко. Университеты Соединённого королевства больше сосредоточены на трансфере знаний и взаимодействии с деловыми кругами и именно потребности студентов определяют дальнейшее развитие высших образовательных учреждений. Джон Грин, бывший главным координатором Имперского колледжа Лондона, поделился своим опытом: «Такой переход был достаточно рискованным, например, наш традиционный классический университет сперва опустился в рейтинге, но это лишь на время, зато желания наших студентов были учтены и реализованы, они хотели развивать предпринимательство и предпринимательскую деятельность». Докладчик еще раз отметил, что реструктуризация – рискованный шаг, который влечет за собой фундаментальные изменения, но люди, управляющие университетами, должны уметь брать на себя такую ответственность, а данная секция поможет университетам обменяться международным опытом.

Ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов на примере своего университета рассказал о новейших тенденциях в образовании, задействовании современных технологий, о партнерстве с государством и бизнесом, экспорте образования, а также высказал предложения по оптимизации рейтинга, в частности, за счет включения таких показателей как цитируемость и публикационная активность, отраженная в авторитетных изданиях.

Ректор университета Линк Кампус (Италия) Клаудио Роведа выступил с докладом по теме «Трансфер знаний: взаимодействие между университетами, а также малым и средним бизнесом в Италии». Спикер сделал акцент на том, что недостаточно просто дать знания студентам в отрыве от реально существующего производства. Есть разница между когнитивными моделями исследователей университета и менеджерами малого и среднего бизнеса, что создает трудности для коммуникации. Необходимо преодолеть сложности в трансформации знаний и передаче технологий, чтобы выйти на новый уровень.

Профессор Вейпин Ву из Колумбийского университета (США) представила доклад «Трансфер технологий в другую культуру и в другие географические условия». Она отметила, что многие университеты – важные игроки в исследовательской деятельности, науке, внедрении технологий и инноваций. Вместе с тем, к примеру, университеты в Японии традиционно являются преимущественно образовательными учреждениями, лишь недавно они стали уделять большое внимание исследовательской деятельности, поэтому развитие инноваций и трансфер этого потенциала займет время. Что касается важнейших в научном плане мировых игроков из стран PASE, то они давно инвестируют большой объем своего ВВП в НИОКР и Китай опережает большинство стран по количеству таких инвестиций.

Вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян поделился опытом развития междисциплинарных направлений. Спикер посоветовал выстраивать траекторию развития вузов исходя из результатов, к которым университеты хотят прийти в будущем, а также планировать сотрудничество между бизнес-кругами, наукой, университетами и включать в образование бизнес-подходы, где студенты будут выполнять проекты. Сотрудничество с бизнесом, технологический двусторонний обмен, новая цифровая структура и коммуникация должна стать приоритетом для высшего образования.

Доцент и руководитель отдела количественных методов Университета Паннонии, старший научный сотрудник, член MTA-PE Будапештской рейтинговой исследовательской группы (Венгрия) Жолт Т. Коштян представил доклад по теме «Студенческая и факультативная мобильность, трансфер знаний». Докладчик говорил о том, что коллаборация с бизнес-партнерами, реорганизация структуры университета, онлайн-образование – все это важно для эффективной и качественной работы университета. Профессор особенно отметил, что обмен студентами и преподавателями – самая важная составляющая для достижения хороших позиций в международных рейтингах, так как обмен опытом позволяет увидеть не только локальные, но и глобальные задачи университета.

Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров в своей речи обратил внимание на то, университетам нужно найти баланс между уникальными компетенциями и международным сотрудничеством, нужно развивать компетенции для установления связей для обмена идеями среди научного сообщества научно-исследовательских центров. Ректор заметил, что университеты инвестируют, в первую очередь, не в технологии, а в человеческий потенциал и в этом заключается главная социальная роль института. Тесные связи между университетами и местными, региональными экономиками и бизнесом способствуют быстрому переходу к новым инновациям.

Сессия завершилась докладом ректора Орловского государственного университета Ольги Пилипенко, в котором она рассказала о своем вузе и предложила учитывать в рейтинге еще один критерий. Орловский университет к настоящему времени имеет междисциплинарные факультеты и другие составляющие, отвечающие потребностям и вызовам 21 века. По мнению ректора, университетам и ученым должна быть предоставлена большая автономия для международного сотрудничества, общения и личных связей с представителями научного сообщества, независимых от структур университетов. Также ректор внесла предложение учитывать при формировании рейтинга критерий динамики развития вуза.

В ходе конференции состоялось три секции, около 40 спикеров выступили с докладами и поделились своим обширным опытом. Около 200 экспертов, представителей вузовского сообщества из России, Бразилии, США, Великобритании, Германии, Индии и других стран обсуждали на конференции непрерывность образования, трансфер знаний, влияние университета на бизнес, экономику, развитие технологий, социальную вовлеченность университетов.

 

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Особенности образования в области информационной безопасности
НГТУ им. Р.Е. Алексеева на XVI Российской конференции пользователей систем MSC
XIII Фестиваль науки в НИЯУ МИФИ
В КФУ проходит Международная научно-практическая конференция ИТОН-2012
Профессор НИЯУ МИФИ об актуальных исследованиях в области криптографии
Конференция «Cisco Connect» пройдет при поддержке 42 компаний и 70 медиапартнеров
Конференция по суперкомпьютерным технологиям пройдет в САФУ
Индустрия 4.0: глобальная конференция пройдет в ЮУрГУ
Социальные сети как инструмент онлайн-образования в НИЯУ МИФИ
Как решить проблемы информационной безопасности знают в ВолГУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ