Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Владимир Минкин: «Наука определяет развитие общества»

«Молодежь в науке – это и есть привнесение свежей крови. В этом и есть задача университета – массово привлекать молодежь в науку». О своем видении современных процессов в научном сообществе рассказал академик РАН Владимир Минкин.

Просмотров: 562

 Владимир Исаакович, как вы приняли решение стать ученым?

- Я оканчивал школу в те годы, когда наука в нашей стране была самым престижным занятием. Это были те годы, когда становление, когда сам факт существования страны зависел от того, какой уровень науки мы в состоянии обеспечивать. Это были те годы, когда шла конкуренция по атомным проектам, когда появились первые книги и, в частности, та, которая на меня произвела особенное впечатление. Это была книга «Ярче тысячи солнц». Не знаю, переиздавалась она или нет, но это была замечательная книга о том, каким образом пришли ученые к идее расщепления атомного ядра и возможности извлечения колоссальной энергии. Привлекала еще и романтика того, как это делается.
Занятие наукой – это очень сходное занятие, скажем, с криминалистикой, с тем, как расследуются какие-то сложные факты, не только преступления. Именно вот это обстоятельство меня очень интересовало, и хотелось заниматься чем-то, имеющим отношение к науке.
 
В чем вы видите основные задачи для российской науки сейчас?
- Основные задачи для российской науке такие же, как они были всегда, и какие задачи перед собой вообще ставит наука. Фактически она определяет развитие общества, его состояние.
Сейчас мир приближается к так называемому шестому экономическому укладу, а страна находится где-то в пределах четвертого. А шестой экономический уклад – это уже уклад, в котором все уровни производства и развития основаны на научных достижениях, роботизации, использовании экологических форм получения энергии, совершенно новых технических процессах, новых технологиях и так далее. То есть шестой уклад – это тогда, когда мы переходим от освоения тех резервов, которые нам природа отпустила (от тех же углеводородов, на которых, к сожалению, пока наша экономика зациклилась), к возможностям, которые нам дают научные открытия.
 
Какова роль ЮФУ при выполнении этих задач?
- ЮФУ – один из ведущих вузов, а наука традиционно развивалась в университетах. У нас в России главный акцент был больше на возможностях институтов Академии наук. Но университеты – это как раз очаг развития науки. Вот Юрий Андреевич Жданов, ректор нашего университета в течение 30 и более лет (это, между прочим, рекорд), определил, что университет – это научное учреждение, в котором обучают студентов. Поэтому задача ЮФУ как раз и состоит в том, чтобы, развивая науку, и связывая её, интегрируя очень тесно обучение с развитием науки, воспитывать молодёжь, воспитывать интерес к науке, привлекать молодые умы.
К числу основных достижений мировой науки, которые ежегодно журнал Science называет, относится и достижение биологов, которые показали (правда, на мышах пока), что внедрение крови молодых особей в старых мышей очень сильно увеличивает их способность к мышлению. Молодежь в науке – это и есть привнесение свежей крови. В этом и есть задача университета – массово привлекать молодежь в науку.
 
Какие возможности есть для выполнения этой задачи? Книг и фильмов достаточно?
- Конечно, книги и фильмы нужны. Но огромную роль сейчас играют средства массовой информации. Наука определяет развитие страны, молодежь должна быть на передовой этого фронта. А для того, чтобы привлекать, нужны образцы, примеры, нужно показывать достижения науки, нужно показывать этих людей, лучше всего, молодых, которые уже нашли себя в науке, которые видят перспективу. Нужно воспитывать патриотические тенденции, исходя из того, что наука определит, сможет ли наша страна быть конкурентоспособной в существующих условиях. Это то, что должны делать средства массовой информации, как они должны популяризировать науку.
В СССР издавались журналы, например, журнал «Наука и жизнь» имел около 100 тысяч подписчиков (подписчиков только!), и была еще масса журналов, книг, которые посвящены науке. Сейчас этого нет, зато у нас зарегистрировано почти (это зафиксировано, не знаю, все ли они зарегистрированы) около миллиона всяких экстрасенсов, шаманов, магов и так далее. Здесь как раз роль средств массовой информации гигантская. В первую очередь, между прочим, телевизионных. Ведь у нас была замечательная передача «Очевидное – невероятное», которую вел академик Капица. Сейчас этого нет всего, поэтому мы очень многое теряем.
 
Что могут сделать университеты? Может быть, не только ЮФУ.
- Университет может сделать многое, в частности, вы, как журналист, интересующийся наукой, который хочет писать о ней. Журналист, который пишет о науке, – журналист самого высокого калибра. Журналист не может быть специалистом в каждой отрасли науки, о которой он хочет писать, но он должен понимать науку, иметь  определенные представления о роли науки в обществе и видеть, исходя уже из собственной специфики, как донести до широкой общественности, как пробудить интерес аудитории.
В науку идет достаточно небольшой процент увлеченных людей. Это те, кто с самого начала осенен желанием искать новое, что-то выкапывать, находить, и себя находить в том числе. На этих людей нужно ориентироваться, их видеть, их нужно показывать, это настоящие золотые зерна в среде студентов и молодых ученых. Их много, они есть. К сожалению, условия сейчас не самые благоприятные. Многие, даже лучшие, уезжают или уходят из науки. СМИ могут быть в этом процессе очень важными.
 
Какая отрасль науки более всего нуждается во внимании?
- Эти отрасли более-менее понятны, они определяются общей тенденцией развития науки. Я бы выделил, прежде всего, биомедицину. Ведь сейчас научные открытия фокусируются на науке о жизни. Журнал Science признал одним из важнейших открытий 2014 года открытие, граничащее между биологией, химией и биомедициной: возможности расширения генетического кода. В настоящее время генетический код имеет 4 буквы оснований ДНК, а возможно, оказывается, сделать искусственно эти буквы и внедрить их в дезоксирибонуклеиновую кислоту, носитель нашей генетической информации. Перспективы здесь просто невообразимы. Это направление – одно из важных.
Еще одним важнейшим направлением являются информационно-технологические системы, мы и так живем уже в мире, пронизанном информацией, она вокруг нас рассредоточена. Это та область науки и знания, которая будет определять прогресс человечества.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: наука, южный федеральный университет

Похожие материалы:
Специальный проект "100 бесед о науке"
Сотрудники ЮФУ совершили прорыв в области изучения пирамидана
Опубликован рейтинг SCImago Institutions Rankings
ЮФУ и космическое агенство Китая запустили прототип стратосферной платформы
ЮФУ и Ростовский онкологический институт создадут совместные лаборатории
Научные разработки ЮФУ на международной выставке "РосБиоТех-2012"
ЮФУ и Elsevier: региональная наука выходит на мировой уровень
Ученые ЮФУ пересмотрят Стратегию инвестиционного развития Ростовской области
Совет ректоров вузов Юга РФ обсудил проблемы диссертационных советов
Ученые ЮФУ изучают процессы звездообразования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (116) 2019

Послание Президента РФ Федеральному собранию, без преувеличения, стало самым значимым инфоповодом последнего времени. Помимо инициатив по изменению в политической, социальной и других сферах, Владимир Путин озвучил предложения по трансформации системы российского образования. Логичным и весьма быстрым воплощением «слова в дело» стала смена глав двух ведомств: Минобрнауки и Минпросвещения. Что за этим последует - как всегда, покажет время, ну а мы будем держать вас в курсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
В новом номере читайте. Валерий Фальков и Сергей Кравцов возглавили Минобрнауки и Минпросвещения....
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Статья постоянного автора «АО» Владислава БОРОДАЧЁВА продолжает начатый ещё в 2015 году цикл...
Из журнала
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
#111Рубцовский институт – центр образования, науки и культуры юго-западной части региона
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
#105Ростовский педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#112Точки роста Сергиево-Посадского колледжа
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ