Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Корни проблем с ЕГЭ надо искать в вузах

Попытки Рособрнадзора и Минобрнауки пресечь нарушения терпят крах. Игнорирование законов и правил начинает принимать массовый характер, пронизывая всю систему сверху донизу. Ситуация выглядит безнадежной: можно и дальше изобретать все более изощренные методы защиты, но, похоже, это только раззадорит нарушителей.

Просмотров: 839

Попытки Рособрнадзора и Минобрнауки пресечь нарушения терпят крах. Игнорирование законов и правил начинает принимать массовый характер, пронизывая всю систему сверху донизу. Ситуация выглядит безнадежной: можно и дальше изобретать все более изощренные методы защиты, но, похоже, это только раззадорит нарушителей.

Причина увеличения коррупции и мошенничества на едином государственном экзамене заключается не в процедурных ошибках и не в нехватке контроля. В конце концов, ЕГЭ – это всего лишь один из методов контроля. Вопрос в другом: почему слабый выпускник школы, имеющий смутные знания, скромные умения и микроскопические навыки, вообще пытается получить заведомо завышенные для него баллы ЕГЭ? Как он будет учиться в университете, где требования на порядок выше? Его же просто должны отчислить после первой же сессии! Его и всех фальшивых «стобалльников»… Но не отчисляют ни после первой сессии, ни перед последней. И выходят из вузов сотни тысяч специалистов с весьма приблизительной квалификацией. С вузов же спрашивают «план по валу»: чем больше государственных ресурсов освоено, тем лучше, а уровень подготовки выпускника в ключевые критерии оценки вузов не входит.

То есть система проверки знаний в вузах недалеко ушла от единого государственного экзамена. Вспомним, для чего пять лет назад вводился ЕГЭ? С целью пресечения коррупции на вступительных экзаменах в вузах, которая приобретала угрожающий размах. И что же? Коррупция просто рассредоточилась между высшей и средней школами.

Сейчас Ливанов предлагает складывать проходной балл в вузы из результатов ЕГЭ, средней оценки аттестата, достижений в спорте, творчестве и внеучебной деятельности, в общем – из так называемого портфолио школьника. Предложение достаточно грамотное, фактически, Дмитрий Викторович хочет вернуться к апробированной системе времен СССР, когда при поступлении учитывались не только золотая, серебряная медали, но и остальные достижения, к примеру, олимпиады.

Если данная система будет введена, в идеале успеваемость школьника должна повыситься, ведь для поступления в вуз ему придется не только уметь решать тесты ЕГЭ, но хорошо знать и остальные предметы. Правда, выпускник, который талантлив в точных науках, может оказаться слабым в гуманитарных науках, и вообще не увлекаться спортом и творчеством. Он мог бы отлично учиться в университете и стать замечательным математиком или физиком, но аттестат, испорченный тройками за литературу и физкультуру, поступить на бюджет не позволит.

Как бы то ни было, коррупцию это нововведение уменьшит, но, боюсь, только на время: научатся подделывать и оценки в четверти, и успехи во внеучебной деятельности. На вершине нашей образовательной пирамиды – вуз: от того, насколько правильно все в нем устроено, зависят и все остальные уровни.

И пока критерии финансирования вузов не будут четко привязаны к их реальным результатам (а в образовании это востребованность выпускников и их успешность через три, пять, восемь лет после выпуска из вуза), никакие трансформации правил приема в вузы не решат системную проблему отечественного образования.

Автор :  Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, президент ассоциации негосударственных вузов России, доктор технических наук

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Космонавт Павел Виноградов: «Если нет цели, любое образование будет бесполезно»
Госдума РФ: точка невозврата пройдена
ЕГЭ-2015. Архангельская область. Итоги.
Утверждено расписание ЕГЭ в 2013 году
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Замминистра встретился с ректорами негосударственных вузов
Рособрнадзор принимает предложения по совершенствованию ЕГЭ
Российская модель рейтингования: подходы и критерии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ