Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Виктор Шалай: «Инженеру нужно платить много»

Виктор Шалай, ректор ОмГТУ: «Мы выросли и в финансовом отношении, и в техническом. Наш бюджет прирос на 400 миллионов и достиг 1,6 миллиарда рублей. 200 миллионов инвестировали в развитие инфраструктуры вуза, произведя ремонты зданий и открыв три новых ресурсных центра».

Просмотров: 617

    Подходит к концу учебный год. Горячая пора экзаменов грядет и для студентов, и для преподавателей. А сами вузы сегодня вправе оглянуться назад и оценить для себя, что за прошедший год было сделано. С этого вопроса и начался разговор с ректором Омского государственного технического университета Виктором Шалаем. 

    - Год был, безусловно, непростой, - рассказывает Виктор Владимирович. - Дважды за это время мы прошли мониторинг на эффективность, вторая проверка только-только закончилась. В результате мониторинга 240 вузов и 780 филиалов признаны неэффективными и теперь пойдут под реорганизацию или закрытие. 
 
    - Какие оценки у нашего «политеха»? 
    - Мы обе проверки прошли успешно: из семи показателей перевыполнили пять, а еще два оказались близки к выполнению. Чтобы было понятно, нормальным считается результат, если выполнено четыре показателя. Что еще? Мы выросли и в финансовом отношении, и в техническом. Наш бюджет прирос на 400 миллионов и достиг 1,6 миллиарда рублей. 200 миллионов инвестировали в развитие инфраструктуры вуза, произведя ремонты зданий и открыв три новых ресурсных центра. Эти ресурсные центры, как вы понимаете, дают возможность обучать студентов при повышенных объемах научно-исследовательских разработок. Для примера могу привести две цифры: в прошлом году на НИР выделяли 160 миллионов рублей, а в нынешнем – уже 230. Кроме того, мы внедрили систему подготовки кадров по схеме прикладного бакалавриата, для чего открыли десять базовых кафедр на омских предприятиях. 
 
    - Назовите хотя бы часть из них. 
    - Пожалуйста. Это ОМКБ, «Полет», «Высокие технологии», КБТМ, «Омскнефтехимпроект», ЦКБА. Причем, заметьте, наше сотрудничество, в первую очередь – инициатива самих предприятий. Еще пример. 3 июня мы подписали в Петербурге договор с «Газпромнефтью», по которому наша базовая кафедра будет готовить специалистов во все структуры «Газпромнефти». А они в свою очередь будут вкладывать в кафедру десятки миллионов рублей. 
 
    - Вот тут, Виктор Владимирович, хотелось бы поговорить подробнее. После распада СССР в новой России резко поменялись приоритеты. Я говорю о том, что практически до нуля упал престиж профессии инженера. Молодежь стремилась куда угодно, только не на производство. И вот сейчас в реальном секторе экономики, который, будем откровенны, у нас очень небольшой, поняли, что инженеров надо готовить. Но это одна сторона вопроса. Есть и вторая: выпускники школ должны захотеть идти в инженеры… 
    - А вы знаете, там, где нормально платили, престиж инженера никогда и не падал. И сейчас, когда речь заходит о качестве специалиста, я говорю: «Покажите мне его зарплату». Когда люди видят, что труд достойно оценивается, никаких проблем нет. На заводах поняли значение грамотного и способного инженера и стали им платить, как, например, на «Высоких технологиях», от одной до трех тысяч долларов. И за этим предприятием пошли другие. Кто думает побороться за кадры, тот думает и о зарплате для этих кадров. И сегодня, представьте себе, уже идет переманивание выпускников предприятиями.  
 
    - Но для вуза, Виктор Владимирович, как мне представляется, сегодня проблема – найти своего абитуриента. Ведь школьники, мягко говоря, не слишком ориентированы на технические дисциплины.
    - Да, такая проблема существует. И потому мы имеем договора со всеми школами Омска. Зачем? Затем, чтобы помочь с физикой – преподавателями, организацией технических кружков, а в пяти школах мы организовали технические классы. И, конечно, предприятия в школы подтягиваем. Если вам нужны специалисты, давайте, включайтесь в работу по профориентации. Да, в Омске не хватает абитуриентов, выбирающих технические профессии. Вот 2,5 тысячи человек сдавали ЕГЭ по физике, а нам одним надо 1350 абитуриентов. Что делать? И мы выходим по осени за пределы Омской области – в Ханты-Мансийский автономный округ, в Курганскую область, в Тыву, в Новосибирск, в северный Казахстан. Там, в школах организуем совместные олимпиады, бесплатные подготовительные курсы. На это тратим около 12 миллионов в год. Еще в северном Казахстане в школах проводим пробное тестирование. И часть выпускников школ едут к нам. Не случайно наши общежития заполнены под завязку. 
 
    - Потом они приезжают, и вы понимаете, каков на самом деле уровень подготовки десятиклассников…
    - Потом в процессе обучения выявляется, что тридцать процентов из них – очень хорошие дети, даже выдающиеся, с отличными перспективами. Еще тридцать процентов – нормальные студенты, готовые принять и освоить предлагаемую программу. Ну, и еще треть – слабые ребята, их надо в течение первого курса доводить. Действительно, здесь мы сталкиваемся с отсутствием у первокурсников логического мышления, с их привычкой мыслить по шаблону, отсутствием логики. 
 
    - И что, их можно поднять до уровня перспективных?  
    - Им мы предлагаем за пределами учебного плана и без обязательств дополнительно учить иностранный язык, физику, математику в значительно большем объеме. Все это, конечно, бесплатно. И тут все зависит от человека: если есть сила воли и огромное желание, то результат придет. Каждый год таких, кто сам хочет поднять свой уровень, человек двести. Но на выходе их остается не более тридцати. Конечно, средняя школа недорабатывает. Когда я учился в школе, то сдавал выпускные и по физике, и по химии, и меня никто не спрашивал, хочу я сдавать эти экзамены или нет. А сейчас можно выбирать, потому сегодня в Омске 80 процентов выпускников записались на гуманитарные экзамены. Представьте только, из 20 тысяч десятиклассников лишь десять процентов будут сдавать физику. И это большая проблема. Кстати, о ней я говорил на большом «круглом столе» в Совете Федерации – об обязательном ЕГЭ по физике. 
 
    - Виктор Владимирович, и в заключение – несколько слов о задачах и намерениях в новом учебном году. Что в планах? 
    - В прошлом году мы выполнили всю программу развития. Между прочим, у нас у единственных в Омске есть стратегическая программа, расписанная до рубля. И в этом году мы опять нацелены на ее выполнение. И тогда вполне можем рассчитывать на 100 миллионов федерального финансирования. Увеличиваем набор. Например, на бакалавриат в прошлом году набрали 1250 человек, а нынче – 1350, увеличиваем набор в магистратуру до 600 человек. Заканчиваем ремонт на Химиков, 13 и Химиков, 15 – там у нас нефтехимический институт. Так что, растем, движемся вперед, стремимся подтверждать, что входим в сотню лучших вузов страны. И хорошо понимаем, что без контактов с промышленностью, без высоких зарплат у инженеров не будет ни промышленности, ни самих инженеров. А теперь это понимают и производственники. Если раньше они к нам не ходили и специалистов не просили, то сейчас наши отношения с предприятиями – это улица с двусторонним движением. 

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Пётр Чубик: университеты конкурируют за умы
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Новосибирск: опыт поддержки молодых ученых
Ректор ОмГТУ Анатолий Косых рассказал о планах развития университета
ОмГТУ в системе рыночных отношений
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
Десять ресурсных центров одного университета
Молодые ученые. Наука без акцента
И. Андрончев, и.о. ректора СамГУ: «Полагаю, что мои знания и опыт придадут новый импульс развитию университета»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ