«Агроцивилизация» - эффективная модель профориентационной моделиОпытом «Агроцивилизации» как эффективной современной модели профориентационной работы интересуются теперь уже и другие российские регионы. Чем сегодня живет главный аграрный вуз Зауралья, рассказывает ректор, кандидат биологических наук, доцент Елена БОЙКО. Просмотров: 272
Материал опубликован в журнале №89 от 30.09.2016. Тюменская область по праву считается топливным цехом страны, а город Тюмень – нефтегазовой столицей России. Тем удивительнее узнать о том, что регион стремительно превращается и в один из лидеров отечественного аграрного сектора. Судите сами: ежегодно на развитие сельскохозяйственной отрасли область выделяет не менее 5 млрд. рублей, или в среднем 4-4,5 процента от расходной части регионального бюджета. Для сравнения: аналогичный показатель расходов федерального бюджета на отечественное сельское хозяйство примерно втрое меньше. Конечно, такая динамика развития тюменского АПК требует и соответствующего кадрового обеспечения. Отлично это понимая, коллектив Государственного аграрного университета Северного Зауралья (ГАУ Северного Зауралья) – главной отраслевой кузницы кадров не только для области, но всего огромного зауральского региона, – инициировал необычный образовательный проект. Суть его, в общем, проста – студенты-волонтеры выходят в школы и рассказывают будущим абитуриентам о современных аграрных профессиях. Но рассказывают так, что получают немедленный отклик. «Я вообще ничего об аграрном секторе до того урока не знал, и у меня не было желания развиваться в этом направлении, – делится один из старшеклассников. – Теперь мне уже интересна профессия агронома. Готовлюсь поступать!». И действительно, многие из тех, кто еще год назад стал первым слушателем необычных уроков «Агроцивилизации» – такое название дали проекту его инициаторы, – сегодня учатся в ГАУ Северного Зауралья. Опытом «Агроцивилизации» как эффективной современной модели профориентационной работы интересуются теперь уже и другие российские регионы. Чем сегодня живет главный аграрный вуз Зауралья, рассказывает ректор, кандидат биологических наук, доцент Елена БОЙКО. БОЙКО Елена Григорьевна – ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья, кандидат биологических наук, доцент.
– Елена Григорьевна, Тюменская область является не только одним из важнейших доноров федерального бюджета. Регион научился полностью обеспечивать сам себя по основной линейке сельхозпродукции и, насколько мы знаем, намерен дальше развивать активную аграрную политику… – Действительно, аграрный сектор экономики Тюменской области – это динамично развивающаяся отрасль. Правительство региона под руководством губернатора В.В. Якушева вкладывает миллиардные инвестиции в сельское хозяйство. Так, сегодня в области реализуются крупные инвестиционные проекты: в животноводстве и переработке продукции отрасли – 7 с объемом инвестиций более 13 млрд. рублей (включая вертикально-интегрированный комплекс по откорму и переработке крупного рогатого скота на 10 тыс. голов и создание производства современных функциональных молочных продуктов); в рыбоводстве и рыбопереработке – 3 проекта на 1,5 млрд. рублей (в том числе 2 завода по выращиванию рыбы мощностью 300 тонн в год каждый); в растениеводстве и переработке продукции отрасли – 2 проекта с общим объемом инвестиций 9 млрд. рублей (тепличный комбинат общей площадью защищенного грунта 16 гектаров, а также завод по глубокой переработке пшеницы мощностью 120 тыс. тонн). Такое интенсивное развитие агропромышленного комплекса области влечет за собой и возрастание потребности в квалифицированных кадрах аграрного профиля. Для решения этой важнейшей задачи особая роль отводится Государственному аграрному университету Северного Зауралья. – Если кратко, ваш университет сегодня – это… – Это старейшее учебное заведение Тюменской области, которое начинает свою историю с Тюменского реального училища, открытого 15 сентября 1879 года. Кстати, тогда личным указом императора Александра II ему было присвоено наименование Александровского. Традиции отраслевого образования здесь были заложены еще в 20-е годы прошлого века. В 2012 году приказом Минсельхоза РФ учебному заведению присвоен статус университета. Сегодня здесь реализуются основные образовательные программы по 7 укрупненным группам специальностей: «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», «Ветеринария и зоотехния», «Науки о земле», «Биологические науки», «Техносферная безопасность и природообустройство», «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия». У нас 16 направлений бакалавриата, 11 направлений магистратуры, специалитет. Действует аспирантура и диссертационный совет по 3 специальностям: почвоведению, общему земледелию и овощеводству. Эффективно работает Агробиотехнологический центр, в том числе с уникальной региональной тематикой. Работает крупное учебно-опытное хозяйство. Стараемся, чтобы у студентов были соответствующие условия и для активной внеучебной жизни. – То есть, начав в 2015 году проект «Агроцивилизация», университету действительно было что предложить потенциальным абитуриентам? – Да. Однако мы тоже испытывали проблему, свойственную, наверное, всему отечественному агрообразованию. Имеется в виду сложившаяся за долгие годы низкая мотивация молодежи к выбору профессий аграрного профиля. Причины этой ситуации общеизвестны. Поэтому вузы аграрного профиля проводят приемные кампании в режиме жесточайшей конкуренции за абитуриента. Некоторое время назад мы обратили внимание на еще одну тенденцию, причем относительно новую: выяснилось, что школьники зачастую просто даже не знают о профессиях, которые востребованы сегодня в аграрном производстве. А ведь передовое сельское хозяйство становится все более высокотехнологичной, наукоемкой отраслью ХХI века, с растущей потребностью в самых современных компетенциях. И с этой точки зрения – очень перспективной и интересной отраслью для молодого, стремящегося к самореализации поколения. Просто надо об этом рассказывать, встать и самим пойти в школы. Эта первоначальная идея и легла в основу университетского просветительского образовательного проекта «Агроцивилизация». Безусловно, большую роль в его успехе играет и поддержка региональных властей, и школьного педагогического сообщества региона, и родителей. Информационным и методическим партнером проекта стал Тюменский филиал Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. А какой интерес проявили сами школьники! И, конечно, мы рады, что часть из них твердо решает стать нашими студентами. В 2015-2016 учебном году участниками «Агроцивилизации» стали почти 3,5 тыс. школьников нескольких районов области. В этом году присоединились школы еще ряда районов, в том числе и города Тюмени. Уникальность проекта еще и в его направленности на все звенья общего образования в контакте с родителями. – И это не единственный профориентационный проект в сфере аграрного образования, который реализуется в области? – Верно. Три года назад стартовал областной образовательный проект «Агропоколение», в котором наш университет также принимает участие в сетевом формате. Так, в 2015-2016 учебном году этот проект был реализован совместно с агротехнологическим колледжем в 4 районах области. В агроклассах прошли обучение 383 слушателя по 6 программам: «Основы ветеринарии», «Основы агрономии», «Основы садоводства», «Переработка сельскохозяйственной продукции», «Основы рыбоводства» и «Тракторист-машинист». По окончании агроклассов выпускникам вручаются соответствующие свидетельства об обучении. Это готовые рабочие кадры и потенциальные абитуриенты для аграрного вуза и профильных ссузов. В 2016-2017 учебном году проект «Агропоколение» масштабирован в другие районы области: с 1 сентября действует уже 11 агроклассов, причем при участии департамента образования администрации города Тюмени создан один агрокласс на базе городских школ. – Судя по данным мониторинга Минобрнауки РФ, ГАУ Северного Зауралья находится в группе отраслевых вузов с наиболее высоким уровнем трудоустройства выпускников. Какие модели партнерства с работодателями сегодня показывают наибольшую эффективность? – Интеграция вуза и предприятий реального сектора экономики через практикоориентированность и непосредственное привлечение работодателей к проектированию содержания образовательных программ – один из ключевых принципов нашей работы. Он положен в основу проекта «Система кадрового обеспечения на предприятиях АПК в сельской местности», разработанного университетом совместно с региональным департаментом АПК и представителями агробизнеса. В результате за последнее время количество договоров университета с сельхозпредприятиями увеличилось кратно. Работаем с агропроизводителями напрямую, точечно: вопрос кадрового обеспечения рассматривается уже на стадии планирования инвестиционных проектов предприятия. Согласуется учебный план и, если это необходимо, вводятся новые профили или отдельные дисциплины. Блок практических занятий проходит на производстве, где студенты решают конкретные задачи. В этом учебном году практикоориентированное обучение реализуется университетом уже на всех профильных направлениях подготовки, со стопроцентной вовлеченностью студентов. Причем такой подход позволяет не только максимально учесть требования работодателей к компетенциям своих будущих cпециалистов, но и выстроить индивидуальные образовательные траектории с формированием учебно-производственного паспорта студента. Эффективным инструментом интеграции образования и агропроизводства стали и созданные университетские базовые кафедры. Дальнейшее углубление интеграционных процессов возможно в рамках формирования агропромышленного кластера, в состав которого войдут областной департамент АПК, ассоциация сельхозпроизводителей, сельхозпредприятия, научно-исследовательские институты, технопарки и образовательные учреждения аграрного профиля региона. Это вопрос ближайшего будущего. – Возможно, часть проблем отраслевого образования и агросектора решит существенное увеличение доли целевой подготовки? – Целевой прием осуществляется университетом в пределах квоты, утверждаемой Минсельхозом РФ. Однако целевой прием не гарантирует возврат выпускников в среду аграрного производства, поэтому представляется, что подходы к целевой подготовке необходимо менять – переходить от целевого приема к целевому обучению. Это будет гарантировать обучающимся социальные выплаты, прохождение практики и, в конечном итоге, трудоустройство, а работодателю – получение квалифицированного специалиста. Более того, количество целевых мест в учебном заведении должен формировать вуз совместно с профильным региональным департаментом, исходя из учета потребности кадров в регионе. Кстати, областной образовательный проект «Агропоколение», позволяющий привлечь в аграрный университет четко мотивированных на аграрную отрасль абитуриентов, способен стать той альтернативой, которая разрешит недостатки существующей модели целевого приема. Беседовала Марина Брылякова. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|