Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Уровневая подготовка. Российская действительность

Болонский процесс может показаться «безразмерным» подходом к реформе высшего образования, однако, его структура и практическое воплощение по своей природе открыты и гибки: этот «костюм» не только привлекателен, но и позволяет осуществлять многократную индивидуальную подгонку

Просмотров: 2071

Чтоб костюмчик сидел!...

«Болонский процесс может показаться «безразмерным» подходом к реформе высшего образования, однако, его структура и практическое воплощение по своей природе открыты и гибки: этот «костюм» не только привлекателен, но и позволяет осуществлять многократную индивидуальную подгонку».

Вот такая образная характеристика Болонского процесса – «драмы, в перспективе которой – совместный, титанический прорыв» – была дана в редакционной статье журнала «Высшее образование в Европе» еще в 2005 году.* Спустя два года, в 2007-м, уже Европейская ассоциация университетов (EUA) в своем докладе «Тенденции V» отмечает: «Растет осознание того, что важнейшим наследием Болоньи будет смена образовательной парадигмы на континенте. Высшие учебные заведения постепенно переходят от системы обучения, направляемого преподавателем, к центрированной на студенте концепции высшего образования».

ЦИФРА: Прием магистров к 2014 году должен составить 112, 7 тыс. бюджетных мест (при пропорции «выпуск бакалавров/прием магистров» – 3:1).

К 2010 году к «титаническому прорыву», происходящему на европейском континенте, привлечено внимание уже всего международного академического и экспертного сообщества: Болонскую систему обсуждают сегодня в США и Канаде. Например, один из последних обширных докладов, подготовленный американским Институтом политики в высшем образовании озаглавлен так: «Болонский клуб: чему десятилетие европейского строительства может научить высшее образование США», в Латинской Америке (выразившей заинтересованность в углублении совместных с Европой образовательных проектов), в Новой Зеландии и Австралии (где подготовлен ряд документов на уровне правительств, например, «Болонский процесс и Австралия: следующие шаги»). Интерес к болонскому клубу явно растет, и на первый всемирный Болонский форум (апрель, 2009), состоявшийся в Лувен-ла-Неве, кроме 46 стран-участниц Болонского процесса, прибыли представители еще 15 стран (Японии, Израиля, Египта, Китая и т.д.).

Россия, как известно, официально присоединилась к болонским инициативам в 2003 году. Однако дискуссии у нас явно затянулись. Хотя и в Европе есть свои скептики, однако, сравните, как говорится, «где они и где мы». Если в Европе на данном этапе реализации Болонского процесса заявлена уже, к примеру, практическая задача обеспечения для не менее чем 50 процентам каждой возрастной группы доступа к высшему образованию, у нас тезис «образование через всю жизнь» остается еще как задача будущего. Как, впрочем, и многие другие. Вот что пишет наш известный специалист В.И. Байденко: «Две опасности, по нашему мнению, подстерегают отечественные вузы. Первая – усеченные представления о болонских реформах. Вторая – это явно затягивающаяся полемика между «болоноскептиками» и «болонократами» российского толка» **. Причем российскому высшему образованию на самом деле грозит отнюдь не сам по себе Болонский процесс, вернее его «демонизировано-американизированная версия», имеющая хождение опять-таки из-за «усеченных представлений о болонских реформах». Автор выше приведенной цитаты продолжает: «Полагаем, российскому высшему образованию угрожают участившиеся проявления несбалансированной и неконтролируемой государством коммерциализации, интенсивным постулированием ценностей и установок «академического капитализма», превалированием организационно-экономических составляющих образовательных реформ, а вовсе не гуманистическая по природе своей ориентированность болонских преобразований». Кстати, действительно, в болонской «идеологии» постоянно и все настойчивее акцентируется ценность и миссия высшего образования именно как «общественного блага», а не «образовательной услуги».

ЦИФРА: Численность аспирантов в 2008 г. составила 147,674 тыс. чел; фактический выпуск - 33,670 тыс., в том числе с защитой диссертаций -8,831 тыс. чел. (26,2%)

Как бы то ни было, вслед за выставленной в прошлом году России (единственной из всех стран-участниц) оценкой «неудовлетворительно» за внедрение уровневой системы, государство решило принять срочные административные меры для ускорения процесса. Решением январской коллегии Рособразования, журнал подробно писал об этом в февральском номере (№36), были установлены жесткие сроки готовности российских вузов к переходу на уровневую систему – все необходимые внутривузовские документы должны быть готовы уже к 1 сентября 2010 года.

Представляем вниманию наших читателей заочный «круглый стол», на который редакция пригласила вузы, чей опыт по внедрению уровневой системы на январской коллегии Рособразования был признан как лучший в стране.

Сегодня эксперты называют целый ряд болевых проблем, которые так до конца и не решены в рамках реализации в России Болонского процесса, и, в частности, уровневой системы. Например, отсутствие «своего лица» у российской магистратуры, или отсутствие четкой координации между вузом и работодателем. Остро стоит вопрос готовности самих преподавателей к переходу на уровневую систему. Не менее важна проблема содержания, – а чем, собственно, «наполнить» новые образовательные программы?

И опыт вузов – участников редакционного «круглого стола» – интересен поиском оптимального решения этих проблем. Так, Томский политехнический университет рассказывает о принципах и методах проектирования образовательной программы, Нижегородский государственный технический университет – об организации магистерской подготовки, ориентированной на запросы работодателей, Московский государственный технический университет им. Баумана представляет уникальную программу повышения квалификации для вузовских специалистов, Дальневосточный государственный технический университет и Кемеровский государственный университет рассказывают в том числе и о том, как удалось «переломить» общественное недоверие к новой системе «бакалавр-магистр», и что именно вуз может сыграть в своем регионе решающую роль в положительном восприятии уровневой системы. Как верно было отмечено на одном из европейских семинаров, посвященных Болонье, – да, вуз не может управлять спросом, но он может и должен грамотно управлять предложением!

Примерная структура приема в высшие учебные заведения РФ в 2010 году***

*«Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном/Лувен-ла-Невом» / Под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

** там же.

*** По данным Минобрнауки о контрольных цифрах приема в 2010 году, озвученным на заседании коллегии 23.12.2009г.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, уровневая система подготовки, болонский процесс, ао-38

Похожие материалы:
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Роль студентов в процессе гарантии качества
Российское образование в контексте международных индикаторов
Экспресс-форум: проблемы внедрения двухуровневой системы
Бакалавриат и магистратура в Германии в вопросах и ответах
Обеспечение качества образования в Казахстане
Есть ли шанс у российских университетов?
Молодые ученые: возвращаться или нет
О приеме в магистратуру в вузах Азербайджана
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
#101Алтайскому краевому колледжу культуры и искусств исполняется семьдесят лет
#99Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова дает качественное образование
#96Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова готовит высококвалифицированных специалистов
#99КалмГУ им. Б.Б. Городовикова – опорный университет Калмыкии
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве