Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Уровневая подготовка. Российская действительность

Болонский процесс может показаться «безразмерным» подходом к реформе высшего образования, однако, его структура и практическое воплощение по своей природе открыты и гибки: этот «костюм» не только привлекателен, но и позволяет осуществлять многократную индивидуальную подгонку

Просмотров: 2078

Чтоб костюмчик сидел!...

«Болонский процесс может показаться «безразмерным» подходом к реформе высшего образования, однако, его структура и практическое воплощение по своей природе открыты и гибки: этот «костюм» не только привлекателен, но и позволяет осуществлять многократную индивидуальную подгонку».

Вот такая образная характеристика Болонского процесса – «драмы, в перспективе которой – совместный, титанический прорыв» – была дана в редакционной статье журнала «Высшее образование в Европе» еще в 2005 году.* Спустя два года, в 2007-м, уже Европейская ассоциация университетов (EUA) в своем докладе «Тенденции V» отмечает: «Растет осознание того, что важнейшим наследием Болоньи будет смена образовательной парадигмы на континенте. Высшие учебные заведения постепенно переходят от системы обучения, направляемого преподавателем, к центрированной на студенте концепции высшего образования».

ЦИФРА: Прием магистров к 2014 году должен составить 112, 7 тыс. бюджетных мест (при пропорции «выпуск бакалавров/прием магистров» – 3:1).

К 2010 году к «титаническому прорыву», происходящему на европейском континенте, привлечено внимание уже всего международного академического и экспертного сообщества: Болонскую систему обсуждают сегодня в США и Канаде. Например, один из последних обширных докладов, подготовленный американским Институтом политики в высшем образовании озаглавлен так: «Болонский клуб: чему десятилетие европейского строительства может научить высшее образование США», в Латинской Америке (выразившей заинтересованность в углублении совместных с Европой образовательных проектов), в Новой Зеландии и Австралии (где подготовлен ряд документов на уровне правительств, например, «Болонский процесс и Австралия: следующие шаги»). Интерес к болонскому клубу явно растет, и на первый всемирный Болонский форум (апрель, 2009), состоявшийся в Лувен-ла-Неве, кроме 46 стран-участниц Болонского процесса, прибыли представители еще 15 стран (Японии, Израиля, Египта, Китая и т.д.).

Россия, как известно, официально присоединилась к болонским инициативам в 2003 году. Однако дискуссии у нас явно затянулись. Хотя и в Европе есть свои скептики, однако, сравните, как говорится, «где они и где мы». Если в Европе на данном этапе реализации Болонского процесса заявлена уже, к примеру, практическая задача обеспечения для не менее чем 50 процентам каждой возрастной группы доступа к высшему образованию, у нас тезис «образование через всю жизнь» остается еще как задача будущего. Как, впрочем, и многие другие. Вот что пишет наш известный специалист В.И. Байденко: «Две опасности, по нашему мнению, подстерегают отечественные вузы. Первая – усеченные представления о болонских реформах. Вторая – это явно затягивающаяся полемика между «болоноскептиками» и «болонократами» российского толка» **. Причем российскому высшему образованию на самом деле грозит отнюдь не сам по себе Болонский процесс, вернее его «демонизировано-американизированная версия», имеющая хождение опять-таки из-за «усеченных представлений о болонских реформах». Автор выше приведенной цитаты продолжает: «Полагаем, российскому высшему образованию угрожают участившиеся проявления несбалансированной и неконтролируемой государством коммерциализации, интенсивным постулированием ценностей и установок «академического капитализма», превалированием организационно-экономических составляющих образовательных реформ, а вовсе не гуманистическая по природе своей ориентированность болонских преобразований». Кстати, действительно, в болонской «идеологии» постоянно и все настойчивее акцентируется ценность и миссия высшего образования именно как «общественного блага», а не «образовательной услуги».

ЦИФРА: Численность аспирантов в 2008 г. составила 147,674 тыс. чел; фактический выпуск - 33,670 тыс., в том числе с защитой диссертаций -8,831 тыс. чел. (26,2%)

Как бы то ни было, вслед за выставленной в прошлом году России (единственной из всех стран-участниц) оценкой «неудовлетворительно» за внедрение уровневой системы, государство решило принять срочные административные меры для ускорения процесса. Решением январской коллегии Рособразования, журнал подробно писал об этом в февральском номере (№36), были установлены жесткие сроки готовности российских вузов к переходу на уровневую систему – все необходимые внутривузовские документы должны быть готовы уже к 1 сентября 2010 года.

Представляем вниманию наших читателей заочный «круглый стол», на который редакция пригласила вузы, чей опыт по внедрению уровневой системы на январской коллегии Рособразования был признан как лучший в стране.

Сегодня эксперты называют целый ряд болевых проблем, которые так до конца и не решены в рамках реализации в России Болонского процесса, и, в частности, уровневой системы. Например, отсутствие «своего лица» у российской магистратуры, или отсутствие четкой координации между вузом и работодателем. Остро стоит вопрос готовности самих преподавателей к переходу на уровневую систему. Не менее важна проблема содержания, – а чем, собственно, «наполнить» новые образовательные программы?

И опыт вузов – участников редакционного «круглого стола» – интересен поиском оптимального решения этих проблем. Так, Томский политехнический университет рассказывает о принципах и методах проектирования образовательной программы, Нижегородский государственный технический университет – об организации магистерской подготовки, ориентированной на запросы работодателей, Московский государственный технический университет им. Баумана представляет уникальную программу повышения квалификации для вузовских специалистов, Дальневосточный государственный технический университет и Кемеровский государственный университет рассказывают в том числе и о том, как удалось «переломить» общественное недоверие к новой системе «бакалавр-магистр», и что именно вуз может сыграть в своем регионе решающую роль в положительном восприятии уровневой системы. Как верно было отмечено на одном из европейских семинаров, посвященных Болонье, – да, вуз не может управлять спросом, но он может и должен грамотно управлять предложением!

Примерная структура приема в высшие учебные заведения РФ в 2010 году***

*«Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном/Лувен-ла-Невом» / Под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

** там же.

*** По данным Минобрнауки о контрольных цифрах приема в 2010 году, озвученным на заседании коллегии 23.12.2009г.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, уровневая система подготовки, болонский процесс, ао-38

Похожие материалы:
Российское образование в контексте международных индикаторов
Есть ли шанс у российских университетов?
Декларация о Европейском пространстве высшего образования
Экспресс-форум: проблемы внедрения двухуровневой системы
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Есть ли шанс у российских университетов?
О приеме в магистратуру в вузах Азербайджана
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Обеспечение качества образования в Казахстане
Двухуровневая система высшего образования в странах СНГ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Из журнала
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#97ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве