Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

О приеме в магистратуру в вузах Азербайджана

Азербайджан - одна из первых стран бывшего Советского Союза, которая начала перестраивать свою образовательную систему в соответствии с требованиями Болонского процесса. Двухступенчатая модель высшего образования «бакалавр-магистр» применяется в республике с 1997 года.

Просмотров: 3582

Ступени развития

АББАСЗАДЕ Мялейка Мехти кызы – председатель Государственной комиссии по приему
студентов  Азербайджанской Республики, кандидат технических наук

Введение

В Азербайджане двухступенчатая модель высшего образования «бакалавр-магистр» применяется с 1997 года.

Прием в бакалавриатуру с самого начала проводился Государственной комиссией по приему студентов (ГКПС) путем централизованного тестирования. А вот прием в магистратуру – с 1997 года по 2004 год – проводили сами университеты. Однако, такая схема имела ряд недостатков:

  • университеты зачастую практиковали разные правила приема, приемные экзамены также отличались как по форме, так и по содержанию;
  • выбор кандидатов был ограничен одной специальностью только одного университета;
  • на процесс оценивания знаний кандидатов влияли многочисленные субъективные факторы;
  • отсутствовал единый государственный стандарт образования для всех специальностей. Для одной и той же специальности каждый университет имел свой учебный план и стандарт, которые сильно отличались друг от друга, вследствие чего выпускники одного университета практически не имели возможность продолжать учебу в магистратуре другого университета.

Поэтому, указом Президента Азербайджана, начиная с 2005 года ГКПС было поручено проведение централизованного приема в магистратуру всех высших учебных заведений страны, независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности.

Технология

Проведение приема регулируется «Правилами приема в магистратуру высших учебных заведений Азербайджанской Республики», утверждаемыми ГКПС на каждый учебный год.

По установленным правилам, специальность магистратуры, выбранная бакалавром, должна соответствовать специальности, по которой он окончил вуз. Поэтому в помощь поступающим разработаны и публикуются в специальном выпуске «Магистр» «Таблицы выбора специальностей», чтобы каждый бакалавр мог точно определить свою дальнейшую образовательную траекторию (см. табл.).

С целью подготовки к приемным экзаменам ежегодно проводится сравнительный анализ учебных планов специальностей, по которым ожидается прием в магистратуру. По итогам этого анализа, с участием профессорско-преподавательского состава соответствующих специализированных кафедр вузов республики, специальности группируются в виде программ и на их основе определяется содержание вступительных экзаменов следует отметить, что Правила приема и программы, определяющие содержание вступительных испытаний, также публикуются в специальном выпуске «Магистр» и размещаются в электронном виде на сайте ГКПС – www.tqdk.gov.az.

Следующий шаг – разработка и экспертиза тестовых заданий. Этой работой занимается профессиональное сообщество, ГКПС же выступает в данном случае организатором и координатором экспертной деятельности.

В Азербайджане 46 вузов. Подготовка магистров осуществляется в 33 высших учебных заведениях.

Уже третий год в Азербайджане прием документов в магистратуру проводится по Интернету – поступающие, используя удостоверение личности (номер и PIN-код) и «Платежную карту ГКПС» (номер электронного заявления и шифр), заходят на соответствующую Интернет-страницу ГКПС (www.tqdk. gov.az/erizemagistr) и заполняют форму «Электронное заявление бакалавра». После этого бакалавры представляют требуемые документы в вузовские комиссии по приёму документов (КПД), а также КПД при ГКПС, подтверждая своё «Электронное заявление бакалавра».

С 2006-го по 2008 год вступительные экзамены проводились в один этап – посредством тестов проверялись логическое мышление бакалавра, уровень знаний по выбранной специальности и иностранному языку (предлагалось 50 тестовых заданий для проверки логического мышления, 20 тестовых заданий по иностранному языку и 30 тестовых заданий по специальности). Для ответа на экзаменационные вопросы выделялось 2 часа 30 минут.

Начиная с 2005 года Государственная комиссия по приему студентов проводит централизованный прием в магистратуру высших учебных заведений страны. Практика проведения экзаменов доказала успешность централизованной системы приема в магистратуру.

Однако, в 2009 году вступительные экзамены было решено провести в два этапа. На первом этапе методом тестирования проверялись уже не только логическое мышление и уровень знаний бакалавром иностранного языка, как ранее, но и информатики. Уровень знаний по выбранной специальности выявлялся отдельно – на втором этапе вступительных испытаний. Было введено еще одно новшество – по некоторым программам экзамен принимался не в тестовой, а письменной форме в виде эссе.

Несколько изменилась и структура тестов, в частности, увеличилось (до 25) количество тестовых заданий по иностранному языку, а также введено 25 тестов по информатике. Количество заданий для проверки логического мышления осталось неизменным. При этом система оценки осталась такой же, как при одноэтапном экзамене – каждый правильный ответ бакалавра оценивался в один балл (неправильные ответы на результат не влияли).

Ко второму этапу приемного экзамена допускались бакалавры с общим баллом не менее 50. При этом балл, набранный бакалавром по тесту на логическое мышление, должен быть не менее 20, по информатике не менее 10, по иностранному языку не менее 10.

Допущенные ко второму этапу приемного экзамена в установленные сроки заполняли свое электронное заявление, выбирая программу и специальности, соответствующую их специальности бакалавра. Причем, можно было выбрать до 10 кодов специальностей в государственных и негосударственных высших учебных заведениях с обучением на бесплатной и платной основе. Очередность специальностей определялась самим бакалавром, а последовательность выбранных специальностей, указанная в заявлении, принималась за юридическую основу при проведении конкурса. (В дальнейшем при успешном прохождении испытаний зачисление производилось на первую из специальностей, по которой испытуемый прошел по конкурсу в соответствии с набранными баллами).

На втором этапе проверялся уровень знаний по выбранной специальности по 50 тестовым вопросам, либо эссе. При этом балл, набранный по специальности, должен был быть не менее 20.

Результаты

Третий год в Азербайджане прием документов в магистратуру проводится по Интернету. Поступающие, используя удостоверение личности (номер и PIN-код) и «Платежную карту ГКПС» (номер электронного заявления и шифр), заходят на Интернет-страницу ГКПС и заполняют «Электронное заявление бакалавра». После этого представляют требуемые документы в вузовские комиссии по приему документов (КПД), а также в ГКПС, подтверждая свое электронное заявление.

После прохождения двух этапов вступительного экзамена к конкурсу по выбранной специальности допускались лица, набравшие в сумме не менее 75 баллов.

В 2009 году в магистратуру вузов было выделено 5168 плановых мест – по сравнению с 2008 годом план приёма в магистратуру увеличился на 6,36% (309 мест). 4626 мест в плане приёма относится к государственным вузам, 542 места – к частным. 43,82% плана (2027 мест) государственных вузов относится к бесплатной форме обучения, а 56,18% (2599 мест) – к платной.

Самый большой план приёма в магистратуру приходится на Азербайджанский государственный экономический университет. План приема этого учебного заведения составляет 24,84% общего количества плановых мест. С другой стороны, план приема в магистратуру этого вуза составляет 38,08% от плана приёма на ступень бакалавра. Это связано с тем, что в вузе проводится подготовка магистров на основе различных международных проектов. 79% плана приёма этого университета составляют плановые места с обучением на платной основе.

В магистратуру вузов в 2009 году было подано 15179 заявлений бакалавров (в 2008 году эта цифра составила 15119). По итогам экзамена зачислено – 3830 человек, что составило чуть более 74% плановых мест.

Анализ результатов экзамена по программам вступительного экзамена показал, что план приёма был полностью выполнен только по 8 программам из 68 – это «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых», «Химия», «Биология», «Биохимия», «Экология земли», «Международное право», «Здравоохранение», «Туризм и сервис в социально-культурной сфере». По 17 программам свыше 50% плановых мест остались свободными. Нулевые показатели оказались у специальностей «Технология товаров широкого потребления», «Безопасность жизнедеятельности», «Физика и техника оптической связи», «Музыковедение», «Кинооператор».

План приёма был заполнен полностью только в Азербайджанском медицинском университете и Государственной академии управления при Президенте Азербайджанской Республики. Среди частных вузов самый высокий показатель заполнения плановых мест зафиксирован у Университета «Хазар» и Западного Университета. В Азербайджанской государственной академии физической культуры и спорта плановые места оказались заполнены только на 2,88%.

На основе результатов первого этапа вступительных экзаменов в магистратуру было учтено распределение баллов, набранных бакалаврами. Напомним, что максимальный балл, который можно набрать на первом этапе вступительных экзаменов в магистратуру, был равен 100 баллам. Ни один бакалавр не смог набрать эту сумму, самый высокий результат составил 98 баллов. Половина выпускников не смогла показать результат выше 49,53 балла. Средние показатели по отдельным предметам следующие: по логике – 50,51, по информатике – 51,22, по английскому языку – 47,09, по французскому языку – 57,59, по немецкому языку – 55,67, по русскому языку – 53,16.

Максимальный балл, который можно набрать на втором этапе вступительных экзаменов в магистратуру, был равен 50 баллам. Только 12 (0,19%) бакалавров из всех, участвующих в экзамене, показали максимальный результат. Средний показатель был равен 26,40 баллам.

На основе полученных данных была выявлена статистическая связь между средними баллами в дипломе бакалавров и баллами, набранными на первом этапе вступительных экзаменов на ступень магистра. Анализ корреляционных коэффициентов, вычисленных по каждому вузу, показал, что в целом корреляция между балловыми показателями очень слабая. (0,2-0,4) И это говорит о том, что бакалавры на первом этапе вступительного экзамена на ступень магистра не показали результат, соответствующий среднему баллу, указанному в их дипломе.

Выводы

  • Централизованный прием в магистратуру вузов Азербайджана имеет пятилетнюю историю. Как пилотный вариант, с 2006 года была испытана одноступенчатая модель приема, а затем с 2009 года применена двухступенчатая модель приема для проверки знаний по общей подготовке и знаний по специальности в отдельности.
  • Практика проведения экзаменов доказала успешность централизованной системы приема в магистратуру. С целью получения более глубоких знаний в выбранной области, специализации для дальнейшей успешной научно-исследовательской или профессиональной деятельности, тысячи квалифицированных бакалавров поступили в магистратуру благодаря этим справедливым, надежным и испытанным процедурам приема.
  • Анализ результатов приема в магистратуру позволяет определить уровень подготовки бакалавров в вузах Азербайджана. Статистический анализ этих результатов был представлен в вузы, что позволило выявить недостатки и повлиять на повышение уровня подготовки бакалавров в вузах республики.
  • Чтобы отвечать современным потребностям республики в подготовке высококвалифицированных кадров, система приема в магистратуру в Азербайджане развивается, обновляется и совершенствуется с учетом особенностей образовательной системы страны, тенденций развития образования в мире и требований интеграции в Болонский процесс.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: болонский процесс, СНГ, зарубежный опыт, уровневая система подготовки, содружество, ао-36

Похожие материалы:
Как готовят учителей в Финляндии
Двухуровневая система высшего образования в странах СНГ
Система высшего образования республики Казахстан
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Развитие высшего образования Украины
Финишная прямая на пути к Болонскому процессу
Сетевой университет СНГ
Обеспечение качества образования в Казахстане
Уровневая подготовка. Российская действительность
Аккредитация программ инженерного образования в Канаде

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Национальные проекты: без права на ошибку?
Оценить амбициозные задачи, поставленные президентом перед руководством страны, призван V...
Из журнала
#98Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
#94От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
#98Саратовский архитектурно-строительный колледж динамично развивается
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве