Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Роль студентов в процессе гарантии качества

Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования становится неотъемлемой частью этой оценки. Разнообразию форм студенческого участия в процессах гарантии качества посвящен отчет ENQA.

Просмотров: 3756

Европа прислушивается к голосу студенчества

Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования в последние годы стало неотъемлемой частью этой оценки. Мнение учащейся молодежи о курсах обучения, участие в принятии решений на уровне вуза, представление своих интересов в студенческих союзах и других представительных органах – вот лишь некоторые формы воздействия студентов на улучшение и совершенствование процесса образования.

Разнообразию форм студенческого участия в процессах гарантии качества посвящен отчет по итогам семинара ENQA «Участие студентов в работе агентств гарантии качества». На семинаре в Испании, где присутствовали представители из разных регионов мира, были рассмотрены результаты обследований агентств из Каталонии (Испания), Финляндии, Норвегии и Шотландии.

Предваряя выступления участников семинара, генеральный секретарь ENQA Эмми Хелле отметила, что в Болонском процессе вовлечению студентов в процессы гарантии качества высшего образования придается особое значение. Так, в Рекомендациях по национальной оценке деятельности агентствчленов ENQA в состав экспертных групп по оцениванию качества агентств гарантии качества, наравне с экспертами по гарантии качества, представителями вузов и другими заинтересованными лицами, входят студенты. Студент, выдвигаемый Национальным союзом студентов Европы (ESIB), всегда будет входить в состав экспертной группы ENQA по внешней оценке деятельности агентств-членов. В то же время в силу культурных и исторических различий опыт одной национальной модели нельзя слепо переносить в систему образования другой страны.

Норвегия: «Почему бы не попробовать это сделать»?

Представители Норвегии считают, что необходимо выдвинуть на передний план преимущества участия студентов в оценке агентств гарантии качества. Поиск студентов, обладающих необходимыми компетенциями, не должен быть более трудной задачей, чем поиск других экспертов для выполнения данной процедуры.

В Норвегии студенты выполняют несколько параллельных функций в экспертных комиссиях по оценке вузов.

Во-первых, представитель студентов оценивает ситуацию со своей точки зрения. Во-вторых, в Норвегии у студентов, которых выбирают в состав экспертной комиссии, как правило, уже есть опыт такой работы либо на уровне вуза, либо на национальном уровне. И, наконец, студенты являются заинтересованными в высшем образовании лицами, вкладывая в образование время и деньги.

Важно осознавать и понимать разницу между представителем академического сообщества и студентом, участвующим в оценочном процессе. Студент может использовать совершенно другой подход к процессу и другой язык.

Особо участники семинара остановились на проблемах, связанных с вовлечением студентов в процессы гарантии качества. Среди таковых назывались нехватка студентов, обладающих необходимыми компетенциями; сложность в поиске квалифицированных студентов; слабый интерес студентов к участию в подобных процедурах.

В некоторых странах законность действий и решений студентов-экспертов подвергается сомнению, в частности со стороны профессоров, проходящих оценивание.

Еще одна проблема – сомнение в искренности студентов, особенно в странах, где действуют политически-ориентированные студенческие союзы.

Не менее важной является проблема, связанная со знанием студентами языка, культурных особенностей и системы образования в зарубежных странах.

Впрочем, как сказал заместитель директора Норвежского агентства гарантии качества (NOKUT) Блит Холмен: «Если мы верим в значимость студентов, участвующих во внешней оценке вузов и агентств гарантии качества, то это и будет доказательством их значимости. Если мы не верим в значимость студентов – почему бы не попробовать это сделать?»

Финляндия: студент как партнер

В Финляндии под вовлечением студентов всегда понимается их полное участие в процессе обеспечения качества обучения. Прежде всего, во всех финских образовательных учреждениях сегодня действует трехступенчатая система на всех уровнях официального принятия решения, с обязательным присутствием представителей профессорского состава, других работников (лекторов, администрации и т.д.) и студентов. Таким образом, студентов воспринимают в качестве новых членов академического сообщества, а не просто учащихся.

В 2005 году Университет Оулу под руководством Финского совета по оценке высшего образования (FINHEEC) инициировал пилотный проект. В проекте приняли участие 9 университетов и политехнических институтов, которые разрабатывали индивидуальные инновационные модели по участию студентов в деятельности вуза. По результатам анализа, роли студентов распределились по четырем категориям: студент как поставщик информации, студент как действующее лицо (личность), студент как эксперт, студент как партнер.

«Постоянное вовлечение студентов в процедуры гарантии качества является трудной задачей для многих участников процесса на уровне университета», – рассказывают представители Финляндии координатор Хана Аланиска и студентка Университета Оулу Суви Эриксон. Основные участники процесса гарантии качества в Финляндии – это университет, студенческий союз, студенческие ассоциации, персонал и отдельные студенты. Однако студенческий состав постоянно меняется: молодые люди поступают в университет, заканчивают его и, соответственно, уходят из студенческой организации. Меняются и представители студенческих союзов и ассоциаций. Когда университет совместно со студенческим союзом организует обучение для студентов, необходимо уведомлять об этом каждого студента в составе студенческой организации.

И все-таки непрерывное сотрудничество и совместная организация для развития процесса дают конкретные результаты. В каждом университете Финляндии представители студентов обеспечены обучающими и инструктивными материалами, для информирования студентов и персонала о развитии событий в области гарантии качества организуются различные тематические дни и мероприятия.

Университет Оулу стремится поддерживать и мотивировать студентов для внедрения инновационных идей в практику гарантии качества путем выделения ежегодной премии за новые разработки – «Ad Fontes» . Эта премия присуждается студенту или группе студентов за значительный вклад в улучшение преподавания. Получатель премии выбирается на основе рекомендаций студенческой ассоциации и рабочей группы преподавателей.

По мнению финских участников семинара, необходимым условием успешного участия студентов в гарантии качества является постоянное обновление процесса.

Каталония: экспертов нужно готовить

Агентство по гарантии качества в системе высшего образования Каталонии (AQU Catalunya) совместно с каталонскими университетами организовало курсы по обучению студентов. Этот проект преследовал двойную цель: в ближайшей перспективе – подготовить студентов для работы в различных комитетах по внешней оценке, назначаемых агентством, в среднесрочной перспективе – обеспечить участие студентов в процедурах органов по принятию решений.

К началу проекта, инициированного агентством в 004 году, вовлеченность студентов на всех уровнях университетов была низкой. Они были пассивны при голосовании и не проявляли интереса к участию в оценочных процессах.

Подобную ситуацию представители каталонского агентства объясняют существующей в настоящее время в обществе склонностью к индивидуализму, который ослабляет коллективное участие. Студенты придерживаются убеждения, что они всего лишь «временно учатся» в университете и не могут повлиять на процессы внутри него. Более того, академическая жизнь занимает большую часть свободного времени студентов, что приводит к снижению политической активности в университетах.

В Испании и в частности вКаталонии проблеме участия студентов уделяют особое внимание, о чем свидетельствуют некоторые законодательные акты, в которых прописаны их права: например, законы об испанских и каталонских университетах.

По мнению менеджера проекта Эстива Арбуа Кодины, с практической точки зрения, участие студентов могло бы значительно преобразовать оценочный процесс, так как оно способствует появлению новых критериев качества, адаптированных к целям новых степеней: включая, например, способность студентов к самостоятельному обучению. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать процесс подготовки и обучения всех вовлеченных лиц. У студентов и преподавательского состава должны быть специально отведенные места, где бы они могли встречаться и обсуждать интересующие их вопросы. Необходимы ресурсы для установления инновационной деятельности, формирования системы заимствования опыта других стран, где гарантия качества на уровне университета хорошо развита.

В проекте принимают участие три основных группы заинтересованных лиц: студенты, университеты и Агентство Каталонии. В частности, студенты проходят курсы по обучению и получают опыт в сфере оценки качества. По окончании курсов они рассматриваются как компетентные участники комиссий по внешней оценке (предпочтительно, чтобы они участвовали в оценке степеней, близких к тем, что получают они, но в другом университете). В дальнейшем студенты должны выступать в качестве распространителей этого опыта среди сокурсников.

Подготовкой проекта занимались рабочие группы, в состав которых входили представители практически всех университетов Каталонии, а именно представители педагогического состава и подразделений по гарантии качества, то есть курс представляет собой их обобщенный опыт. Студенты, прошедшие курс, остались удовлетворены обучением, и многие из них выслали свои анкеты в Агентство Каталонии и были включены в реестр экспертов.

Все университеты Каталонии получили учебные материалы, а также детали курса, что сделало возможным дальнейшее проведение подобных курсов.

Хотя студенты не являются экспертами в академической области, они могут быть экспертами в областях, которые связаны непосредственно со студенчеством: оснащенность университета, организация процесса обучения и т.д. Обращаясь к опыту Агентства Каталонии, можно говорить об эффективности работы студентов в составе экспертных комиссий и хорошем командном духе.

Благодаря участию студентов в экспертных комиссиях, выражается большее доверие к процессу гарантии качества, поскольку во внимание принимается точка зрения стейкхолдеров, вовлеченных в этот процесс. Университетское сообщество также выражает свое удовлетворение, так как повышается значимость процесса оценки.

Принимая участие в обучающих семинарах, студенты получают не только знания и умения, связанные с оцениванием, но и новые компетенции, такие как опыт работы в группе, совершенствование коммуникативных умений и т.д. Студенты, принимающие участие в семинарах, получают 3 зачетные единицы (1 зачетную единицу EGTS) и у них появляется возможность быть привлеченными Агентством Каталонии для участия в работе экспертной комиссии.

Проект обеспечил Агентство Каталонии группой квалифицированных студентов, которые уже приняли участие в работе комиссий по внешней оценке. Для университетов Каталонии проект представляет собой скромный первый шаг в продвижении культуры привлечения студентов.

Текущей задачей является привлечение как можно большего числа студентов и университетов, чтобы проект имел непрерывный характер.

Великобритания: значимость студенческого мнения

Высшие учебные заведения Соединенного Королевства несут ответственность за присуждение степеней, то есть степени в Великобритании не проходят государственной аккредитации, и каждый вуз ответственен за поддержание на должном уровне стандартов и качества присуждаемых степеней. Большинство вузов проводят и регулярный мониторинг, и периодические проверки образовательных программ, а также используют систему внешних экспертиз, чтобы оказать поддержку внутренним процессам гарантии качества. Это позволяет поддерживать на высоком уровне и стандарты качества присуждаемых степеней.

Среди процессов внешней гарантии качества, которым подвергается вуз, наиболее значимым для большинства высших учебных заведений является контроль со стороны Агентства по гарантии качества высшего образования (QAA).

Обязанностью QAA является обеспечение защиты общественных интересов через гарантию устойчивости стандартов в сфере квалификаций высшего образования и способствование постоянному совершенствованию менеджмента качества высшего образования. С этой целью QAA занимается различными видами деятельности, включая процедуру внешней экспертизы (peer review): в Англии и Северной Ирландии это институциональный аудит (institutional audit), в Уэльсе – институциональная экспертиза (institutional review), в Шотландии – институциональная экспертиза по совершенствованию (enhancement-led institutional review или ELIR). Привлечение студентов является неотъемлемой частью как внутренней, так и внешней систем гарантии качества.

Институциональный аудит в Англии и Северной Ирландии, институциональная экспертиза в Уэльсе и институциональная экспертиза по совершенствованию (ELIR) в Шотландии привлекают представителей студенчества, которые рассматриваются как важная часть всего процесса оценки. Все эти виды экспертизы предполагают встречи экспертов/аудиторов с группами студентов и представительными органами студенчества.

В Шотландии документация по вузу, предоставляемая экспертам/аудиторам до процедуры внешней экспертизы, значительно отличается от той, которую предоставляют в остальных частях Соединенного Королевства. В Шотландии представительные органы студенчества участвуют в подготовке учебным заведением аналитического отчета (Reflective Analysis или RA). В Англии, Северной Ирландии и Уэльсе эти органы составляют письменное студенческое представление (a Student Written Submission или SWS), которое подается отдельно от представляемого учебным заведением документа по самообследованию (self-evaluation document или SED). По желанию представительного органа студенчества их документ (SWS) может остаться конфиденциальным. Тем не менее, QAA поощряет обмен представляемыми документами между студенческими представительными органами и учебным заведением. В некоторых случаях студенческое представление (SWS) являлось лишь дополнением к документу по самооценке, когда студенческие объединения вносили свой вклад в подготовку документа по самообследованию по модели подготовки рефлексивного анализа (RA) в Шотландии.

Существуют и другие различия в методике работы в Шотландии и остальной части Соединенного Королевства. Представители национального студенчества включаются в состав экспертной комиссии ELIR в качестве полноправных членов. В то время как в Англии, Северной Ирландии и Уэльсе в состав экспертной/аудиторской комиссии студенты не входят. Различные элементы, образующие единую национальную структуру качества, рассматриваются как прекрасная возможность вовлечения в процедуры гарантии качества студентов и их представителей.

«Голос студенчества» отдельных учебных заведений, который складывается как из встреч с группами студентов и представительными органами студенчества, так и из материалов SWS, дает важную информацию для группы экспертов/аудиторов при вынесении решения о гарантии качества внутри вуза. Тем не менее, в Великобритании считают, что аудиторами и экспертами комиссии по внешней оценке должны быть опытные члены из числа старшего преподавательского состава, а не какие-либо другие стейкхолдеры, как студенты или работодатели.

В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии SWS зарекомендовало себя в качестве эффективного способа предоставления представительным органам студенчества возможности принять активное участие в процедуре аудита, в добавление к встречам аудиторов и экспертов с группами студентов во время самого аудита. Введение SWS в качестве одного из методов институциональной экспертизы означает, что все представительные органы студенчества всех учебных заведений приглашаются для участия в процедурах внешней гарантии качества. Это станет наилучшим способом использования точки зрения студентов на методы внешней экспертизы.

Структура гарантии качества говорит о важности предоставления студентам и другим стейкхолдерам информации для общественности о качестве предлагаемого образования. Эти цели преследует информационный сайт о качестве обучения (TQI website: www.tqi.ac.uk), появившийся в сентябре 2004 года.

Сайт консолидирует информацию из основных официальных источников о качестве высшего образования в университетах и колледжах Соединенного Королевства. Он организован таким образом, чтобы будущие студенты, их родители, эксперты и стейкхолдеры имели возможность сравнить схожие предметы, преподаваемые в различных учебных заведениях. Предоставляемая информация содержит основные сведения об учебном заведении, о том, как студенты принимаются, как продвигаются в учении и как завершают его, а также о внутренних процедурах гарантии качества обучения и стандартах. Информацию предоставляют сами учебные заведения, а уже следующий цикл институционального аудита QAA лишь формально укажет на «полноту, точность и достоверность информации об учебном заведении в отчетах TQI».

Информация об учебном заведении, размещенная на сайте TQI, получает официальное признание посредством результатов Национального студенческого опроса (National Student Survey или NSS). Впервые этот опрос был проведен в 2005 году. Завершающие обучение студенты выражали мнение о качестве образования, которое они получили. В опросе приняли участие примерно 170 тыс. молодых людей. В свободном доступе находится информация об учебных заведениях, где процент ответивших составил 60 процентов.

В некоторых учебных заведениях участие выборных представителей студенчества в процедурах принятия решений зафиксировано в уставе студентов или основных правах студентов. В других учебных заведениях студентам даются сведения об их правах на представительство через справочник студента или руководство для первокурсников. Во многих учебных заведениях представители студенчества также приглашаются для работы в соответствующих рабочих группах, консультационных тренингах и целевых группах.

По свидетельству инспектора по развитию Агентства по гарантии качества высшего образования Соединенного Королевства Дженет Борер, большинство студенческих союзов заявляет, что они гордятся своими отчетами SWS и что это единственный документ, про который с уверенностью можно сказать, что он будет прочитан руководством вуза.

В любом случае, и национальные органы – подобные QAA, и их эксперты, и вузы, и представительные органы студенчества должны постоянно работать, чтобы вовлечение студентов в процедуры гарантии качества было, по возможности, наиболее полным, – считают представители Великобритании.

Каким должен быть эксперт?

Интересны результаты предварительного исследования о вовлечении студентов в процедуры внешней гарантии качества, проведенного на основе обсуждений в ходе семинара.

Респонденты, принимавшие участие в исследовании, назвали широкий перечень компетенций и качеств, которые необходимы (или желательны) для студентов, принимающих участие в процедурах гарантии качества. Эти студенты должны обладать одним или несколькими из следующих качеств:

  • являться студентом вуза или недавним его выпускником – более точные требования варьируются в зависимости от систем разных стран;
  • обладать знаниями по оцениваемому предмету – это общее требование многих агентств, которые проводят процедуры аккредитации отдельных предметов: например, NOKUT требует, чтобы студент, являющийся членом экспертной комиссии по внешней оценке, не менее двух лет изучал предмет из той же области, что и программа, проходящая процедуру аккредитации;
  • располагать некоторым опытом в сфере гарантии качества или занимать руководящие должности в рамках вуза;
  • иметь опыт представления проблем студенчества на уровне факультета, вуза, страны;
  • обладать аналитическими умениями;
  • уметь подготовить письменный отчет;
  • иметь коммуникативные умения;
  • интересоваться и понимать систему высшего образования в более широком смысле: для некоторых агентств это предполагает понимание вопросов, находящихся за пределами национального контекста, например вопросов Болонского процесса.

Большинство респондентов заявили, что они организуют специальную подготовку для студентов, которые привлекаются к процедурам гарантии качества. Продолжительность подготовки различными агентствами значительно варьируется: от одного часа до 5 дней, хотя более распространена однодневная подготовка. При этом освещаются такие темы, как законодательство/стандарты, связанные с процедурами гарантии качества; сама процедура, включая расписание, виды деятельности и т.д.; цели процедур гарантии качества; краткий обзор национальной системы высшего образования, структуры гарантии качества и международные события в сфере гарантии качества; анализ конкретных ситуаций; роль членов комиссии и их обязанности; этические нормы; специфические вопросы и сведения, связанные с объектом экспертизы (учебное заведение, образовательная программа, отдельные курсы и т.д.); практические умения – написание отчета, исследовательские умения (например, техника интервьюирования, анализ документации), распределение времени и т.д.

Как показали итоги семинара, вовлечение студентов в процедуры гарантии качества на территории Европы происходит по-разному. Это зависит от требований национальных систем и культурной и исторической роли студентов в сфере высшего образования.

Однако результаты, полученные при проведении исследования, действительно являются хорошей отправной точкой для дальнейшего вовлечения студентов в процедуры гарантии качества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, болонский процесс, ENQA, качество образования, тенденции, ао-32

Похожие материалы:
О чем еще говорят… европейцы
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Новая образовательная политика
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Молодые ученые: возвращаться или нет
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Гарантия качества. В поиске новых стратегий
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БашГУ состоялась конференция, посвященная модернизации в России и Китае
1-2 ноября состоялась международная научно-практическая конференция «Политика и практика...
Эксперт в области цифровой гуманитаристики Динара Гагарина: «Надо сломать стены между разными областями знаний»
Главный редактор портала «Занимательная робототехника», доцент ВШЭ Динара Гагарина посетила БФУ...
В БФУ им. И. Канта прошла конференция по русской бардовской песенности
5 ноября в БФУ им. И. Канта стартовала научная конференция «Классика жанра. Окуджава, Высоцкий,...
Представители нефтегазовых компаний рассказали, как сочетают основную деятельность с заботой о морских животных
«Лукойл», «Сахалин Энерджи», «Ямал СПГ», «Роснефть», «Эксон Нефтегаз Лимитед» представили...
В СВФУ разработали чат-бот для студентов и преподавателей
В Северо-Восточном федеральном университете создан чат-бот для преподавателей и студентов, для...
Из журнала
#101Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
#94По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
#98Тренды развития образования в цифровую эпоху
Информационная лента
10:28Юристы и инженеры об аспектах космического права
09:39Ректор Университета Тромсе о профессиях будущего и партнерстве двух арктических вузов
09:34Япония заинтересована в обмене студентами с Якутией
09:32Сотрудничество АлтГУ и Совета при Президенте России по межнациональным отношениям
09:01КФУ примет симпозиум к 190-летию Толстого в рамках Международного саммита языков и культур