Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Молодые ученые: возвращаться или нет

Об учебе и жизни за границей, о своих настроениях и планах, об отличиях и преимуществах европейской и российской образовательных систем рассказывает Оксана Земцова, молодой ученый, которая продолжает послевузовское образование в Италии.

07.07.2009
Просмотров: 2016

Хотелось бы вернуться в Россию

ЗЕМЦОВА Оксана Борисовна – кандидат педагогических наук, магистр по истории Центральной Европы, PhD-кандидат по истории и цивилизации.

Родилась в 1977 году в городе Йошкар-Оле. Окончила педагогический институт по специальности учителя английского и французского языков.

Круг научных интересов – история Российской империи, история религии, мультикультурализм.

Воспитывает сына.

С нынешнего года началась реализация федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Ее основной целью является «создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании».

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в ходе рабочей встречи с премьер -министром Владимиром Путиным 1 июля доложил о ходе реализации программы, добавив, что, во исполнение поручения председателя правительства, был объявлен специальный конкурс по привлечению выехавших на работу за границу наших соотечественников к научной и образовательной работе в России. Главная идея конкурса заключается в том, чтобы ученые «на определенный срок приехали сюда, участвовали в работе с молодежью, преподавали молодежи».

«Получены заявки примерно из 35 стран: США, Германии, Франции, Новой зеландии, Австралии. Причем уже сегодня, хотя еще не завершен сбор заявок, – более чем три заявки на одно место», – отметил А.А. Фурсенко.

Об учебе и жизни за границей, о своих настроениях и планах рассказывает нашим корреспондентам Оксана ЗЕМЦОВА, молодой ученый, которая продолжает послевузовское образование в Италии.

– Оксана Борисовна, в последнее время в России на самом высоком уровне обеспокоены явлением, которое получило название «утечки мозгов». Этому пытаются противопоставить серьезные федеральные целевые программы, в том числе проект «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Каково ваше отношение к этой проблеме как непосредственного «участника событий»?

– Мне представляется, что процесс «утечки мозгов» неизбежен, если государство не способно предложить ученым или специалистам условия работы и жизни, соответствующие их уровню образования. Это каждому ясно и может быть принято за аксиому. Вопрос, который министерство образования должно ставить перед собой: как именно помочь ученым реализовать свой потенциал на федеральном или международном уровнях – путем участия в обменных программах, конкурсах грантов на проведение исследования и т.д. Не имея возможности участвовать в круглых столах, критических дискуссиях, семинарах с участием признанных специалистов, трудно избежать псевдонаучности.

– Какие императивы были для вас главными при принятии решения продолжать свое образование за границей? С какими проблемами вы столкнулись?

– Сложилось так, что у меня многопрофильное образование, некоторым иностранцам это непросто понять. После школы я сначала окончила факультет иностранных языков педагогического института по специальности «учитель английского и французского языков», затем аспирантуру в том же вузе по специальности «педагогика». Так как моя диссертационная работа была, скорее, исторического характера, то, когда встал вопрос, что делать дальше, я решила продолжать заниматься историей педагогики. А поскольку последующая работа предусматривала более серьезную теоретикометодологическую базу, поехала учиться сначала в магистратуру Центрального Европейского Университета (Будапешт, Венгрия), а затем в докторантуру Европейского Университета (Флоренция, Италия), где учусь сейчас.

Мне повезло, потому что в этих зарубежных вузах граждане России, успешно прошедшие конкурсный отбор, обеспечиваются стипендией, им частично оплачиваются поездки на конференции, исследования в архивах. О языковом барьере говорить не приходится – необходимо выучить немецкий, которым начну заниматься в будущем году, потому что в вузе мы общаемся на нескольких языках: английском, французском, итальянском. Я чувствую, как не хватает немецкого и иногда других языков.

– Как устроена система высшего профессионального образования в странах вашего пребывания (в сравнении с нашей, отечественной системой)? является ли в этих странах высшее образование для иностранных студентов платным? Как вы считаете, их образование имеет преимущества, по сравнению с образованием в России? Как обеспечивается безопасность иностранных студентов или вопрос об их безопасности вообще не стоит? Как организована научно-исследовательская работа в системе высшего и послевузовского образования за рубежом? Как происходит, выражаясь нашим языком, карьерный рост у молодых ученых за границей?

В настоящее время от каждой страны требуется консолидация всех интеллектуальных ресурсов для успешной конкуренции с другими странами. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отдельного государства в современных условиях, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов, в том числе увлеченных наукой молодых людей, составляющих богатство нации, ее мощнейший интеллектуальный потенциал.

Российский союз молодых ученых.

– Мне трудно судить в целом о системе вузовского образования, поскольку в Будапеште в университете есть только магистерская программа и докторат, а во Флоренции – только докторат. Основное отличие, пожалуй, в том, что больше самостоятельной работы – базовых текстов, например, нет (в смысле, что нет учебников). Даются на обсуждение книги, статьи, теории, которые нужно уметь критически оценивать. Студенты, приехавшие из постсоветского пространства, часто вначале теряются: лекций нет, нужно всю информацию найти самому, и хорошо еще, если профессор подскажет литературу… И следующий этап – логично и критически изложить свои мысли по теме исследования в виде дипломной работы. Справляются, но не все. Обидно бывает, проучившись год или два, не получить искомую степень.

В докторской программе самостоятельности и, вместе с тем, ответственности еще больше – другой уровень. Хотя работы, которые защищаются здесь, во Флоренции, есть и очень сильные, и откровенно слабые. Надеюсь, у меня получится первое, а не второе.

Преимущество российского образования я вижу в широком кругозоре наших студентов, способности рассуждать на темы, зачастую не связанные с выбранной специальностью, хорошей организованности, трудоспособности. К сожалению, россияне продолжают уступать европейцам в уровне знания иностранных языков. И, безусловно, проблемой остается визовый барьер: есть программы и гранты, которые для россиян просто закрыты. Я говорю о бесплатном образовании.

Мне не приходилось платить за свое обучение, и стипендии, которую я получаю, хватает, чтобы свести концы с концами. Затраты на проживание составляют приблизительно 1200 евро в месяц, почти все они покрываются стипендией. Со второго года обучения есть возможность подработать в библиотеке, ассистентом профессора и так далее.

Безопасность студентов… Хороший вопрос! У Европейского университета в Италии – дипломатический статус, поэтому, что бы ни случилось с нашими студентами, их проблемы решаются на всех возможных уровнях. Находясь здесь с ребенком, я чувствую себя очень защищенной в социальном плане. Грант на обучение мне и другим исследователям из постсоветского пространства платит министерство иностранных дел Италии. Его я получила автоматически при зачислении. Это еще один из положительных моментов – самостоятельно трудно найти спонсорский фонд.

Всего в Европейском университете четыре департамента: экономика, юриспруденция, политология и социология, история и цивилизация. Программа, по которой я учусь, – на департаменте истории и цивилизации. Она рассчитана на четыре года. На первых двух – упор делается на изучение литературы, посещение семинаров, изучение языков. Последующие два – на написание диссертации. Нас около 40 человек на курсе, каждый работает над своей независимой темой, хотя, безусловно, профессора и научные консультанты очень помогают.

Но, grosso modo, как в поговорке: каждый здесь – кузнец своего счастья. Очень важно на протяжении обучения участвовать в летних школах, конференциях, другими словами, работать на CV, от качества которого зависит вся последующая карьера: постдокторальная программа – в основном, в США, Англии, Германии, Австрии, и, если повезет, место в каком-нибудь престижном вузе. Каждый, конечно, мечтает побольше ездить. Это не так просто, поскольку конференциям высокого уровня предшествует серьезный отбор, большая конкуренция, и, конечно, всем хочется, чтобы его работу опубликовали в виде монографии, и не где-нибудь, а в Оксфорде, например. Кому-то это удается.

Хотелось бы, чтобы наша российская система образования была более открыта. Мы очень страдаем от информационного вакуума, не оставляющего молодым талантливым специалистам шанса попробовать свои силы на международной арене.

– Каким вам видится ваше будущее? Связаны ли ваши планы с Италией, или вы хотите возвратиться в Россию? Какие настроения преобладают среди других наших соотечественников, которые в настоящий момент получают образование за рубежом? При изменении каких условий своей жизни и работы они вернулись бы на Родину?

– Редко кто хочет возвращаться в Россию, привыкают к стране, заводят семьи, четыре года – достаточный срок, чтобы адаптироваться. К сожалению, возвращение домой не считается в этой среде историей успеха. Печально, что после получения степени многие не продолжают научную работу.

По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), только 2 процента выпускников вузов планируют сферой своей работы инновационное предпринимательство. Другие намерены пойти на государственную службу – 14 процентов, уйти в другие направления бизнеса – 44 процента, а оставшиеся – 31 процент – выражают желание уехать работать за границу. При этом во время обучения на первых курсах института 68 процентов молодых людей высказывали намерение после получения диплома заняться реализацией собственных инновационных разработок.

Как показывают исследования, возрастной уровень российских ученых и технологических разработчиков стремительно повышается. Сейчас средний возраст сотрудников российских научных организаций составляет 47,4 года, кандидатов наук – 52 года, докторов наук – 60 лет.

Одновременно с этим отмечается падение интереса у действующих молодых ученых к практической реализации своих научных идей. Только 3 процента от общего числа ученых и разработчиков моложе 30 лет подают заявки на получение научных и исследовательских грантов, в США же этот показатель составляет 83 процента.

Мне пока трудно и, в какой-то степени, рано загадывать. Надо еще многое сделать, прежде чем можно было бы сказать, где я буду работать по окончании европейской докторантуры. Хотелось бы вернуться в Россию, дописать начатую отечественную докторскую. Очень надеюсь на то, что Болонское соглашение начнет действовать в полную силу, и мои западные степени будут иметь в России какой-то вес – иначе мое продвижение не имеет смысла. Почему-то думается, что многих моих коллег с российским гражданством, но без кандидатской степени, останавливает именно этот момент…

– В России до сих пор ведутся споры о целесообразности введения двухуровневой системы в вузах. Высказываются опасения, что бакалавр за четыре года обучения не сможет стать полноценным специалистом. Как вы считаете, насколько оправданы такие опасения? Или это лишь проявление нежелания менять систему и меняться самим?

– Введение ступенчатой системы «бакалавриат – магистратура» является одним из маркеров глобализации образования, призванной расширить рамки системы, дать студенту – будущему специалисту – мобильность и большие возможности к самореализации. Для чего государству или семье, если студент учится платно, тратить средства на продолжение обучения, если уже после получения степени бакалавра молодой человек востребован на рынке труда? Возможен вариант, когда в определенный момент студент понимает, что учиться «пришел не туда» и, имея степень бакалавра по одной специальности, может получить магистра по другой, возможно даже в другой стране.

Однако, как любая революция, это процесс очень болезненный. Необходимо, чтобы потенциальные работодатели воспринимали бакалавра не как недоучку, а как специалиста с определенной степенью. Безусловно, это подразумевает смену образовательных стандартов и, если хотите, смену преподавательского и студенческого менталитета. Попытки сдвинуть временные рамки реализации положений Болонского соглашения свидетельствуют, скорее, об определенной боязни грядущих изменений и трудовых и материальных затратах, с ними связанных.

При подготовке материала использованы данные сайтов Российского союза молодых ученых (http://rosmu.ru/union/priorities/) и НАИРИТ (http://www.nairit.ru/news/05.03.2009/106).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: оксана земцова, болонский процесс, зарубежный опыт, молодые ученые, личный опыт, ао-32

Похожие материалы:
Наука по-американски с русским акцентом
Болонский процесс: альтернативы участию нет
Профессиональная роль куратора
Проблемы реализации болонских инициатив
Роль студентов в процессе гарантии качества
Бакалавриат и магистратура в Германии в вопросах и ответах
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Многовариантность образовательного пространства
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#89Академическая мобильность индийских студентов
#87Новости №87
#84Взаимодействие науки и бизнеса в Сахалинском госуниверситете
#84Региональный аграрный кластер: становление и развитие
#86Инновационная политика в сфере образования
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники