Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Лучшие образовательные программы инновационной России

Статья главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Мотовой Г.Н. посвящена вопросу внедрения нового проекта по оценке качества образования: «Лучшие образовательные программы инновационной России». Его цель – выделение лучших программ на основе экспертной оценки.

Просмотров: 3039
Галина МОТОВА, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», доктор педагогических наук

Наша редакция хочет идти в ногу со временем и быть в ряду тех, кто предлагает новые идеи и технологии в обучении и научном поиске, пробует себя в проектной деятельности, обновляет структуру и содержание образовательного процесса.

Мы будем и впредь освещать все актуальные вопросы, выявлять и описывать инноваций в сфере образования.

Но мы хотим пойти дальше, предложив новый проект по оценке качества образования: «Лучшие образовательные программы инновационной России» на основе экспертной оценки широкой академической и профессиональной общественности.

Практика общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ за рубежом, например, в форме аккредитации, насчитывает свыше 150 лет и опирается на опыт США. История возникновения аккредитации образовательных учреждений и программ в США во второй половине XIX века принадлежит вузовской общественности и профессиональным ассоциациям. Это была необходимая мера для обеспечения безопасности общества от недобросовестности отдельных учреждений образования и некомпетентности их выпускников. А таким достаточно сложным и болезненным для вузов вопросом, как рейтинг, занялись органы печати. Например, инициативу определения «лучшего вуза» и «лучшей программы» взял на себя журнал «US News and World Report».

В США сегодня свыше 80 различных аккредитационных агентств: региональные – по аккредитации учреждений в целом (они занимаются аккредитацией всех учреждений: университетов, колледжей, школ), специализированные – по аккредитации отдельных программ высшего образования и национальные – для аккредитации отдельных специальных учреждений. За более чем вековую историю аккредитация получила широкое признание во многих странах мира, и способствовали этому несколько причин. Для стран Восточной Европы, в том числе России, а также Японии, Индии, Китая основными причинами стали возникновение и рост негосударственного сектора образования и объемов всей образовательной системы в целом – переход от элитарности к массовости высшего образования. Для Западной и Центральной Европы (в частности, Германии, Австрии, Нидерландов и др.) – требования Болонского процесса и потребность в демонстрации конкурентоспособности своего образования. Для Австралии – демонстрация качества экспортируемых образовательных услуг. Для малых стран Центральной и Восточной Азии и Африки – защита от всех форм некачественного транснационального образования.

Рейтинговые технологии оценки качества образовательных учреждений и образовательных программ не имеют отношения к аккредитации и не влияют на ее результаты. В отличие от аккредитации, где отчеты экспертных комиссий имеют ограничение доступа, рейтинговая оценка ориентирована на широкое информирование общественности для оказания помощи абитуриентам в выборе наиболее подходящего учебного заведения и для размещения частных и государственных капиталовложений. Так, например, военное ведомство США с начала 80-х годов прошлого столетия с помощью журнала «US News and World Report» надеялось найти наиболее надежных партнеров среди вузовских коллективов для размещения хорошо оплачиваемых заказов на обучение бывших военнослужащих.

В отличие от аккредитации, рейтинговая оценка, проводимая этим журналом, основывается на экспертном опросе широкого круга академической общественности: ректоров, проректоров, председателей приемных комиссий, деканов, – а также выпускников, успешно сделавших карьеру после окончания вуза. Основной акцент в оценке смещен в сторону результативности образовательной деятельности: способности завершить обучение, получения степени, удовлетворенности полученным образованием, успешного трудоустройства, величины начальной заработной платы. Рейтинг в большей степени, чем аккредитация направлен на конкретные целевые группы инвесторов и потребителей. Ведущие позиции в рейтинге определяют гарантию конкурентоспособности и ощутимые преимущества одного учреждения или программы по сравнению с другими, то есть собственно рыночные характеристики.

В России процедура оценки качества образования в форме институциональной аккредитации (учреждения в целом, а не отдельных программ) введена в практику с 1997 года, разработана на основе анализа зарубежного опыта (прежде всего, опыта США), но с учетом государственной образовательной политики и состояния высшей школы России, которое характеризовалось:

  • переходом из состояния элитарного в массовое и доступное, о чем свидетельствовал рост количества студентов, вузов, в первую очередь негосударственных, и их филиалов (количество вузов выросло в 2 раза, численность студентов – в 3 раза);
  • активным развитием рыночных отношений, в частности, возрастанием объема платного образования;
  • неадекватным кадровым и ресурсным обеспечением возрастающих объемов образовательной системы.

Специфика российской системы образования, а именно ее объемы, географическая протяженность, резкая трансформация структуры и содержания образования, обусловили и специфику формирования системы гарантии качества: достаточно короткий срок становления (15 лет); внедрение высоких, информационно-коммуникационных технологий в систему оценки, что позволило сделать процедуры существенно дешевле. С одной стороны, были введены механизмы мотивации (важные социальные гарантии по результатам государственной аккредитации и возможность изменения статуса, например, из института в академию или университет), и отсутствие финансирования оценки качества образования со стороны государства – с другой.

Кроме того, система оценки качества высшего образования в России прошла стадию своего формирования до начала Болонского процесса, подписания Министром образования Российской Федерации Болонской декларации и введения Европейских стандартов и рекомендаций (ESG) для систем гарантии качества образования (2005 г.). Этот факт во многом определил и существенные различия отечественной системы оценки от большинства европейских.

В настоящее время система высшего профессионального образования испытывает новые серьезные вызовы:

  • резкое снижение числа абитуриентов и студентов (не менее 10% в год) в результате демографического кризиса;
  • трансформация структуры высшего образования: ликвидация части филиалов и отдельных негосударственных вузов, объединение государственных вузов, появление новых видов и категорий учреждений в структуре высшей школы (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты);
  • изменение государственной образовательной политики и стратегии развития образования, которая выражается в установке на повышение требований к вузам, на сокращение числа университетов, государственное регулирование внебюджетного образования и т.д.;
  • законодательное, а, следовательно, обязательное введение реформ в рамках Болонского процесса (переход на двухуровневую систему обучения, введение зачетных единиц и европейских приложений к дипломам, новых систем оценки качества образования, повышение мобильности и т.д.);
  • стимулирование развития форм общественно-профессиональной аккредитации (Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»).

В такой ситуации система оценки качества образования не может не реагировать на изменения среды. Можно предположить, что институциональная форма оценки во многом утратила механизм мотивации для повышения качества образования, во-первых, потому, что абсолютное большинство вузов (государственных и негосударственных) имеют государственную аккредитацию, и абитуриента волнует уже не столько наличие аккредитации у вуза, сколько его способность дать качественное образование по выбранной специальности для дальнейшего успешного трудоустройства. Да и для работодателей одинаковые государственные дипломы соискателей, полученные в разных вузах, не дают гарантий в выборе наиболее способных и успешных сотрудников.

Во-вторых, для изменения аккредитационного статуса вуза государством сегодня предложены другие более серьезные механизмы мотивации: конкурсный отбор в категорию национальных исследовательских университетов, по результатам которого вуз получает еще и большую финансовую поддержку.

В-третьих, качество отдельных программ, реализуемых вузом, объективно разного уровня. Это связано с широкой практикой открытия непрофильных специальностей в университетах и академиях.

Следовательно, качество отдельных образовательных программ в настоящее время может быть более востребовано и абитуриентами и работодателями и академической общественностью. А оценка качества образовательных программ может стать новым стимулом развития образования.

Учитывая эти, конечно, не бесспорные соображения, редакция журнала «АО» предлагает принять участие в проекте по экспертной оценке широкой общественностью качества реализуемых образовательных программ в каждом регионе и в целом по стране. Именно ЭКСПЕРТНОЙ оценке, без заранее установленных жестких показателей и критериев отбора. И в этом случае всеобъемлющая совокупность субъективных мнений может дать довольно объективный результат, как если бы решение принимал своеобразный «домашний педсовет».

Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» не имеет отношения ни к аккредитации, ни к рейтингу. Его цель не ранжирование программ или вузов по определенным показателям, а выделение лучших из них на основе широкой экспертной оценки. Проект основан на технологии бенчмаркинга: поиска, выявления и предъявления лучшего опыта в определенной сфере деятельности. И первый шаг – это экспертный опрос ректоров ведущих вузов России, сертифицированных экспертов, прошедших специальную подготовку, председателей УМО России, деканов, например, чьи образовательные программы традиционно получали группу «А» по результатам конкурса на размещение государственного заказа на подготовку специалистов. Следующий шаг – экспертная оценка работодателей (руководителей крупных предприятий и организаций, ассоциаций и союзов), выпускников и руководителей кадровых агентств.

Наряду с экспертным выделением лучших программ опрос предполагает и сбор предложений, рекомендаций по определению критериев отбора лучших программ, что само по себе является ценным материалом для формирования общественной оценки качества образования и дальнейшего развития проекта.

Все участники проекта обеспечиваются справочным материалом обо всех аккредитованных программах, реализуемых в вузах страны. Но в результате будет получен еще более уникальный материал: справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России», к которому будет обеспечен самый широкий доступ, в том числе на английском языке.

Проект уже стартовал и получил большой отклик. Редакция «АО» выражает глубокую благодарность всем участникам за активность, ответственность и стремление внести свой вклад в развитие систем оценки качества образования.

Редакция «АО» ждет ваших предложений по адресу: best. edu@mail.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Инструменты оценки эффективности и качества профобразования
Шесть вузов успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию
Оценка качества образования: точки зрения
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
Галина Мотова о профессионально-общественной аккредитации
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Аккредитация: шаг вперёд и два назад

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ