Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Лучшие образовательные программы инновационной России

Статья главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Мотовой Г.Н. посвящена вопросу внедрения нового проекта по оценке качества образования: «Лучшие образовательные программы инновационной России». Его цель – выделение лучших программ на основе экспертной оценки.

Просмотров: 2835
Галина МОТОВА, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», доктор педагогических наук

Наша редакция хочет идти в ногу со временем и быть в ряду тех, кто предлагает новые идеи и технологии в обучении и научном поиске, пробует себя в проектной деятельности, обновляет структуру и содержание образовательного процесса.

Мы будем и впредь освещать все актуальные вопросы, выявлять и описывать инноваций в сфере образования.

Но мы хотим пойти дальше, предложив новый проект по оценке качества образования: «Лучшие образовательные программы инновационной России» на основе экспертной оценки широкой академической и профессиональной общественности.

Практика общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ за рубежом, например, в форме аккредитации, насчитывает свыше 150 лет и опирается на опыт США. История возникновения аккредитации образовательных учреждений и программ в США во второй половине XIX века принадлежит вузовской общественности и профессиональным ассоциациям. Это была необходимая мера для обеспечения безопасности общества от недобросовестности отдельных учреждений образования и некомпетентности их выпускников. А таким достаточно сложным и болезненным для вузов вопросом, как рейтинг, занялись органы печати. Например, инициативу определения «лучшего вуза» и «лучшей программы» взял на себя журнал «US News and World Report».

В США сегодня свыше 80 различных аккредитационных агентств: региональные – по аккредитации учреждений в целом (они занимаются аккредитацией всех учреждений: университетов, колледжей, школ), специализированные – по аккредитации отдельных программ высшего образования и национальные – для аккредитации отдельных специальных учреждений. За более чем вековую историю аккредитация получила широкое признание во многих странах мира, и способствовали этому несколько причин. Для стран Восточной Европы, в том числе России, а также Японии, Индии, Китая основными причинами стали возникновение и рост негосударственного сектора образования и объемов всей образовательной системы в целом – переход от элитарности к массовости высшего образования. Для Западной и Центральной Европы (в частности, Германии, Австрии, Нидерландов и др.) – требования Болонского процесса и потребность в демонстрации конкурентоспособности своего образования. Для Австралии – демонстрация качества экспортируемых образовательных услуг. Для малых стран Центральной и Восточной Азии и Африки – защита от всех форм некачественного транснационального образования.

Рейтинговые технологии оценки качества образовательных учреждений и образовательных программ не имеют отношения к аккредитации и не влияют на ее результаты. В отличие от аккредитации, где отчеты экспертных комиссий имеют ограничение доступа, рейтинговая оценка ориентирована на широкое информирование общественности для оказания помощи абитуриентам в выборе наиболее подходящего учебного заведения и для размещения частных и государственных капиталовложений. Так, например, военное ведомство США с начала 80-х годов прошлого столетия с помощью журнала «US News and World Report» надеялось найти наиболее надежных партнеров среди вузовских коллективов для размещения хорошо оплачиваемых заказов на обучение бывших военнослужащих.

В отличие от аккредитации, рейтинговая оценка, проводимая этим журналом, основывается на экспертном опросе широкого круга академической общественности: ректоров, проректоров, председателей приемных комиссий, деканов, – а также выпускников, успешно сделавших карьеру после окончания вуза. Основной акцент в оценке смещен в сторону результативности образовательной деятельности: способности завершить обучение, получения степени, удовлетворенности полученным образованием, успешного трудоустройства, величины начальной заработной платы. Рейтинг в большей степени, чем аккредитация направлен на конкретные целевые группы инвесторов и потребителей. Ведущие позиции в рейтинге определяют гарантию конкурентоспособности и ощутимые преимущества одного учреждения или программы по сравнению с другими, то есть собственно рыночные характеристики.

В России процедура оценки качества образования в форме институциональной аккредитации (учреждения в целом, а не отдельных программ) введена в практику с 1997 года, разработана на основе анализа зарубежного опыта (прежде всего, опыта США), но с учетом государственной образовательной политики и состояния высшей школы России, которое характеризовалось:

  • переходом из состояния элитарного в массовое и доступное, о чем свидетельствовал рост количества студентов, вузов, в первую очередь негосударственных, и их филиалов (количество вузов выросло в 2 раза, численность студентов – в 3 раза);
  • активным развитием рыночных отношений, в частности, возрастанием объема платного образования;
  • неадекватным кадровым и ресурсным обеспечением возрастающих объемов образовательной системы.

Специфика российской системы образования, а именно ее объемы, географическая протяженность, резкая трансформация структуры и содержания образования, обусловили и специфику формирования системы гарантии качества: достаточно короткий срок становления (15 лет); внедрение высоких, информационно-коммуникационных технологий в систему оценки, что позволило сделать процедуры существенно дешевле. С одной стороны, были введены механизмы мотивации (важные социальные гарантии по результатам государственной аккредитации и возможность изменения статуса, например, из института в академию или университет), и отсутствие финансирования оценки качества образования со стороны государства – с другой.

Кроме того, система оценки качества высшего образования в России прошла стадию своего формирования до начала Болонского процесса, подписания Министром образования Российской Федерации Болонской декларации и введения Европейских стандартов и рекомендаций (ESG) для систем гарантии качества образования (2005 г.). Этот факт во многом определил и существенные различия отечественной системы оценки от большинства европейских.

В настоящее время система высшего профессионального образования испытывает новые серьезные вызовы:

  • резкое снижение числа абитуриентов и студентов (не менее 10% в год) в результате демографического кризиса;
  • трансформация структуры высшего образования: ликвидация части филиалов и отдельных негосударственных вузов, объединение государственных вузов, появление новых видов и категорий учреждений в структуре высшей школы (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты);
  • изменение государственной образовательной политики и стратегии развития образования, которая выражается в установке на повышение требований к вузам, на сокращение числа университетов, государственное регулирование внебюджетного образования и т.д.;
  • законодательное, а, следовательно, обязательное введение реформ в рамках Болонского процесса (переход на двухуровневую систему обучения, введение зачетных единиц и европейских приложений к дипломам, новых систем оценки качества образования, повышение мобильности и т.д.);
  • стимулирование развития форм общественно-профессиональной аккредитации (Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»).

В такой ситуации система оценки качества образования не может не реагировать на изменения среды. Можно предположить, что институциональная форма оценки во многом утратила механизм мотивации для повышения качества образования, во-первых, потому, что абсолютное большинство вузов (государственных и негосударственных) имеют государственную аккредитацию, и абитуриента волнует уже не столько наличие аккредитации у вуза, сколько его способность дать качественное образование по выбранной специальности для дальнейшего успешного трудоустройства. Да и для работодателей одинаковые государственные дипломы соискателей, полученные в разных вузах, не дают гарантий в выборе наиболее способных и успешных сотрудников.

Во-вторых, для изменения аккредитационного статуса вуза государством сегодня предложены другие более серьезные механизмы мотивации: конкурсный отбор в категорию национальных исследовательских университетов, по результатам которого вуз получает еще и большую финансовую поддержку.

В-третьих, качество отдельных программ, реализуемых вузом, объективно разного уровня. Это связано с широкой практикой открытия непрофильных специальностей в университетах и академиях.

Следовательно, качество отдельных образовательных программ в настоящее время может быть более востребовано и абитуриентами и работодателями и академической общественностью. А оценка качества образовательных программ может стать новым стимулом развития образования.

Учитывая эти, конечно, не бесспорные соображения, редакция журнала «АО» предлагает принять участие в проекте по экспертной оценке широкой общественностью качества реализуемых образовательных программ в каждом регионе и в целом по стране. Именно ЭКСПЕРТНОЙ оценке, без заранее установленных жестких показателей и критериев отбора. И в этом случае всеобъемлющая совокупность субъективных мнений может дать довольно объективный результат, как если бы решение принимал своеобразный «домашний педсовет».

Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» не имеет отношения ни к аккредитации, ни к рейтингу. Его цель не ранжирование программ или вузов по определенным показателям, а выделение лучших из них на основе широкой экспертной оценки. Проект основан на технологии бенчмаркинга: поиска, выявления и предъявления лучшего опыта в определенной сфере деятельности. И первый шаг – это экспертный опрос ректоров ведущих вузов России, сертифицированных экспертов, прошедших специальную подготовку, председателей УМО России, деканов, например, чьи образовательные программы традиционно получали группу «А» по результатам конкурса на размещение государственного заказа на подготовку специалистов. Следующий шаг – экспертная оценка работодателей (руководителей крупных предприятий и организаций, ассоциаций и союзов), выпускников и руководителей кадровых агентств.

Наряду с экспертным выделением лучших программ опрос предполагает и сбор предложений, рекомендаций по определению критериев отбора лучших программ, что само по себе является ценным материалом для формирования общественной оценки качества образования и дальнейшего развития проекта.

Все участники проекта обеспечиваются справочным материалом обо всех аккредитованных программах, реализуемых в вузах страны. Но в результате будет получен еще более уникальный материал: справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России», к которому будет обеспечен самый широкий доступ, в том числе на английском языке.

Проект уже стартовал и получил большой отклик. Редакция «АО» выражает глубокую благодарность всем участникам за активность, ответственность и стремление внести свой вклад в развитие систем оценки качества образования.

Редакция «АО» ждет ваших предложений по адресу: best. edu@mail.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, аккредитация, качество образования, галина мотова, nota bene, ао-36

Похожие материалы:
Оценка качества образования: точки зрения
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Галина Мотова о профессионально-общественной аккредитации
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
Инструменты оценки эффективности и качества профобразования
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Системы гарантии качества "новой Европы"
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Шесть вузов успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
Международная информационная группа "Интерфакс" подготовила в пилотном режиме первый рейтинг...
2019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
Международный год Периодической таблицы химических элементов пройдет под эгидой ЮНЕСКО в...
Из журнала
#100Новости образования «АО-100»
#102Новосибирский профессионально-педагогический колледж развивает инклюзивное образование
#102Снежинский физико-технический институт отметил шестидесятилетие
#100Волгоградский медико-экологический техникум достойно встречает юбилей
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Информационная лента
08:58Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
08:54Инновационное развитие и реализация стратегии формирования цифровой экономики в России
08:50I Всероссийский научный конкурс среди иностранных студентов России
08:382019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
11:06Философы говорят о возвращении чувственной культуры