Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Российская система государственной аккредитации: перспективы

Российская система государственной аккредитации развивала как количественные, так и качественные формы оценки. Однако мнение экспертной комиссии в процедуре аккредитации перестали играть заметную роль. Система нуждается в реформировании.

Просмотров: 4328

Аккредитация - перезагрузка?

В.Г. Наводнов, доктор технических наук, профессор, директор Нацаккредцентра

Г.Н. Мотова, доктор педагогических наук, зам. директора Нацаккредцентра, главный редактор «АО»

Покупатель:
– А что это у вас вино одно и то же (судя по этикетке), а стоит по-разному?
Продавец:
– Э, нет! Вот это вино! А это просто этикетка.

(Анекдот)

Важную роль, как для вина, так и любого другого товара (или услуги), играет производитель, условия и процесс изготовления, способность удовлетворения спроса в течение долгих лет. Значит, настоящий продукт, в отличие от «этикетки» – это признак стабильного качества. Но вот как отличить оригинал от подделки? Хорошее от плохого? И кто в этом случае может и должен помочь?

Эти вопросы в отношении качества образования возникают и у абитуриентов, и у их родителей, и у работодателей. Кто им поможет отличить «зерна от плевел»? Как выбрать действительно лучшую программу обучения? Ту, у которой реклама лучше? Ту, что имеет государственную аккредитацию? Может быть, по результатам рейтинга?

Образование – это не товар и не услуга. По мнению, министров образования, ответственных за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса, образование рассматривается как общественное благо. Однако качество образования вызывает такое же пристальное внимание и общественности, и государства, потому что от него напрямую зависит и качество жизни, и ее безопасность.

В России за последние 20 лет система высшего образования выросла в несколько раз: количество вузов и количество образовательных программ – в два раза, количество студентов – в три раза. За такой сравнительно небольшой по историческим меркам промежуток времени система высшего образования трансформировалась кардинально, но не пропорционально, если сравнивать рост объемов образования с ростом учебных ресурсов. Поэтому вопросы о качестве образования обусловили формирование системы государственной аккредитации учреждений образования, систем тестирования абитуриентов и студентов, рейтинговых технологий на основе объективных статистических показателей. Однако сегодня, когда все высшие учебные заведения страны имеют государственную аккредитацию, уже очень непросто отличить по-настоящему хорошие вузы и программы от «этикетки». И, казалось бы, совершенно объективные, рассчитанные на основе статистики, формализованные критерии государственной аккредитации перестают играть не только роль мотивации в развитии учреждений, но и их дифференциации.

Парадоксально, что подобный факт уже имел место быть в начале прошлого века в США. В связи с появлением форм институциональной аккредитации для университетов и колледжей были разработаны стандарты для соответствия статусу «аккредитованного» – точные, сравнимые, конструктивные, они, по мнению специалистов, должны были обеспечить единый подход к оценке деятельности учреждений. Сначала на вооружение были взяты количественные стандарты (например, численность профессорско-преподавательского состава, число книг в библиотеке, единиц оборудования, размеры финансовых ресурсов), которые позволили довольно легко и просто оценивать работу различных учреждений и сравнивать их друг с другом. В условиях существования разнообразных по качеству и масштабам деятельности учреждений в первые десятилетия XX-го века количественные стандарты помогли навести некоторый порядок в области высшего образования США.

Но очень скоро стандарты были подвергнуты критике со стороны вузовской администрации, а их «авторы» обвинены в «стандартизации» образования. Агентства по аккредитации вузов отказались от использования количественных стандартов, придали им описательный характер и начали использовать экспертное оценивание1.

Учитывая уроки истории, российская система государственной аккредитации развивала как количественные, так и качественные формы оценки. Однако, в последние годы экспертная форма оценки, как и мнение экспертной комиссии в процедуре аккредитации, перестали играть сколько-нибудь заметную роль. Решение принимается на основе стандартизированных автоматизированных технологий для определения государственного статуса учреждения.

Что касается рейтинга, в условиях российской действительности, он также постепенно утратил доверие общественности, поскольку составители рейтингов используют лишь количественные (нередко непроверенные) данные.

В такой ситуации самое время обратиться за помощью к общественно-профессиональной аккредитации, в отраслевые ассоциации работодателей и общественные объединения. Но структуры общественно-профессиональной аккредитации еще только формируются, они пока не многочисленны и не играют заметной роли, а ассоциации работодателей в условиях отсутствия серьезного спроса на выпускников вузов не видят важности и необходимости в оценке качества образования.

Вместе с тем, одним из показателей качества конечного «продукта» непременно являются условие и организация его производства, будь то вино, компьютеры или автомобили. И потребителям (в данном случае работодателям и будущим абитуриентам) не должно быть безразлично, где и как производится этот «продукт».

Вместе с тем, в настоящее время вектор развития системы высшего образования меняется под влиянием демографических, экономических и политических причин. Эти тенденции не могут не оказать влияние и на систему оценки качества образования, ставя перед ней новые задачи.

5 февраля 2009 года Президент России Д.А. Медведев подписал Перечень поручений по вопросам высшего профессионального образования и поддержки студенчества, в числе которых: «При осуществлении контроля качества образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и надзора за соблюдением ими законодательства Российской Федерации в области образования обратить особое внимание на анализ причин выявленных нарушений и возможность их устранения без отзыва лицензии или лишения государственной аккредитации, а также обеспечить оказание методической помощи образовательным учреждениям высшего профессионального образования в целях недопущения ими нарушений»2.

Указом Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599 “О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации” Правительству Российской Федерации предписано «оказать содействие … в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров».

Те же поручения, только уже для всей системы высшего образования были даны Председателем Правительства В.В. Путиным: «следует учитывать международную практику, в том числе надо широко привлекать к аккредитации общественные организации, профессиональные объединения, работодателей…»3.

Каким же образом аккредитация как механизм оценки и доверия к качеству образования должна пройти «перезагрузку»? И какие из полученных уроков она должна учесть?

Во-первых, необходимо сместить акценты с институциональных процедур оценки на оценку отдельных программ: даже в традиционно признанных университетах далеко не все программы дают одинаково качественную подготовку. В недавно созданных учреждениях есть отдельные образовательные программы(также далеко не все), получившие у себя в регионе высокое признание. Поэтому нельзя сегодня единым росчерком пера для наведения порядка убрать новые и оставить старые «доперестроечные» вузы.

Во-вторых, необходимо сформировать и развивать экспертную форму оценки. Количественные показатели – это только информация для поддержки экспертного решения. Так, например, оценивая качество вина, можно учесть показатели кислотности, процента содержания спирта, наличие осадка, даже год выпуска и регион выращивания винограда. Но только настоящий эксперт по вкусу, цвету, аромату сможет сказать, хорошее это вино или плохое. И эти показатели не поддаются подсчету и стандартизации4. Как не поддаются стандартизации академические традиции, атмосфера научного поиска, творческое взаимодействие педагога и студента, разнообразие форм сотрудничества работодателей с факультетом и кафедрами, уникальность оборудования, а также инновационность идей.

В-третьих, любая оценка по природе своей субъективна. Даже количественные показатели интерпретировать можно по-разному в зависимости от субъективных установок. Объективным решение может стать совокупность экспертных мнений, коллегиальность и открытость принятия решений. Чтобы получить объективную оценку качества образования, необходимо привлечение широкого круга экспертов из различных независимых слоев общественности: из академической среды, в том числе зарубежной и студенческой, из сферы науки и производства, государственных и общественных структур. И чем шире будет такой охват и больше экспертных оценок, тем объективнее будет решение. Важно, чтобы коллегиальный орган, принимающий решение, был действительно независимым как от вузов, так и чиновников, а не машиной «одобряющей» решения, подготовленные узким кругом уполномоченных лиц.

Безусловно, все сказанное не означает, что нужно полностью отказаться от наработанного в течение 15-ти лет положительного опыта оценки качества образования. Именно государственная аккредитация стала той площадкой, на которой отрабатывались и внедрялись в практику методы оценивания в образовании. Этот опыт получил заслуженную высокую оценку как у себя в стране, так и в Европе (об этом свидетельствует результат экспертной оценки системы государственной аккредитации России, проведенной Европейской ассоциацией агентств гарантии качества высшего образования ENQA в 2008-2009 году), но изменения в системе образования требуют новых подходов к оценке качества. Государственная аккредитация, говоря словами В.В. Путина: «должна быть нацелена на защиту прав и интересов граждан, прежде всего на то, чтобы оградить их от возможных рисков и некачественных услуг». «До сих пор не удается очистить наше образовательное пространство от разного рода псевдоучебных заведений, которые лишь штампуют «корочки» с хорошей выгодой для себя, но с очень низким уровнем образования и по содержанию, да и по нормативам условий обучения…». Выделение лучших образовательных программ – это уже другая история.

Журнал «Аккредитация в образовании», Гильдия экспертов в сфере профессионального образования и Национальный центр общественнопрофессиональной аккредитации с начала 2010-го года предложили широкомасштабный проект «Лучшие программы инновационной России»5. К настоящему времени проект на стадии своего завершения, и к осени должны быть определены лучшие программы как по профилям подготовки, так и по регионам на основе широкого общественного экспертного мнения. Проект, начатый в инициативном порядке, к настоящему времени уже получил широкий резонанс.

Безусловно, проект не претендует на абсолютную объективность. Это только попытка предложить новые методы оценки качества образования экспертным путем: «на вкус, на цвет». Это только первый шаг, и учитывая, уже полученное большое количество откликов, он, наверняка, будет иметь продолжение.

Первое, на что стоит обратить внимание – это своевременность и актуальность проекта. Проблема качества вузовского образования в России, по откликам респондентов, является самой обсуждаемой. Во многих высших учебных заведениях каждого региона специальности дублируются, но в каждом из них качество совершенно разное. Тот факт, что абсолютное большинство вузов успешно проходит по формальным критериям процедуру государственной аккредитации, свидетельствует о том, что она стала массовым явлением, перестала существовать как механизм мотивации вузов к дальнейшему совершенствованию. С другой стороны, этот проект является одним из ответных шагов на Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования», в котором он ставит задачу о развитии форм общественно-профессиональной аккредитации в сфере образования.

Второе – масштабность проекта. В проект были приглашены представители всех слоев академической общественности (ректоры вузов России, эксперты, прошедшие специальную подготовку и сертифицированные Рособрнадзором, председатели Учебнометодических объединений, ученые), представители реального сектора экономики (работодатели), руководители кадровых агентств. Перед ними стояла задача выделить из предложенной выборки образовательных программ (специальностей) в вузах их регионов лучшие, где подготовка специалистов отличается наиболее высоким уровнем, а также сформулировать те критерии, которые могли бы стать основанием для выделения лучшей образовательной программы.

Третье – объективность результатов. Несмотря на то, что участники проекта высказывали свои личные (пусть и субъективные) мнения о лучших образовательных программах в вузах своего региона, их совокупность, в конечном счете, дает достаточно полную и объективную картину сложившейся ситуации.

Четвертое – независимость от государственных органов управления. Это – независимая экспертная оценка качества образовательных программ, так как проект не имеет отношения к государственной аккредитации. Кроме того, в проекте изначально не устанавливались жесткие показатели и критерии отбора лучших программ, поэтому участники проекта делали выбор и формулировали рекомендации по определению критериев и показателей отбора исключительно на основании личного профессионального опыта, своего видения ситуации, собственных суждений. Здесь необходимо отметить, что подавляющее большинство участников очень профессионально подошли к процедуре анкетирования.

Пятое – уникальность проекта. Такой опрос вузовского сообщества проводится впервые. Его результатом станет справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России», а также банк критериев их отбора – что само по себе является очень ценным материалом для формирования общественной оценки качества образования. Кроме того, используемый в проекте метод бенчмаркинга, суть которого заключается в поиске лучшего опыта, его изучения и последующего внедрения, позволит вузам после публикации и анализа результатов опроса ответить на следующие вопросы: «Насколько мы преуспеваем в сравнении с другими вузами? Насколько преуспевающими мы хотим быть? Какие вузы больше преуспели? Как они этого добились? Как мы можем использовать их опыт в нашей организации? Как мы можем стать такими же или даже лучше?» Не вызывает сомнения, что ответы на эти вопросы помогут задуматься руководству и профессорско-преподавательскому составу вузов о качестве своей деятельности. И не просто задуматься, а предпринять конкретные меры, направленные на ее совершенствование. Лучший опыт, в свою очередь, должен быть учтен при выработке политики в области высшего образования, проведении модернизации и совершенствования системы оценки качества образовательных программ и деятельности вузов в целом. В этом случае проект может сыграть роль своеобразного катализатора этих процессов.

Шестое – использование современных информационных технологий, что уже сейчас сделало процедуру опроса легкой, быстрой и удобной. Для экспертной оценки участникам проекта необходимо зайти на сайт www. best-edu.ru (http:// anketa-akvobr.ru) и ввести свой логин и пароль, сгенерированный индивидуально для каждого эксперта. О них сообщалось в заранее высланных письмах с приглашением принять участие в данном опросе. Далее участник проекта попадал на следующую страничку для голосования и выделял лучшие программы своего региона, где, по его мнению, подготовка специалистов отличается наиболее высоким уровнем. Кроме того, участники формулировали критерии, которые могли бы стать основанием для выделения лучших образовательных программ и направляли их по электронной почте best.edu@ mail.ru. Таким образом, формировался банк критериев оценки качества образовательных программ высших учебных заведений.

Итак, первый этап проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» подходит к своему завершению. Многие регионы успешно прошли анкетирование, и на данный момент обрабатываются его результаты.

Выражаем глубокую благодарность всем участникам опроса за поддержку этого мероприятия, за активное в нем участие!

Что далее? Мы планируем, что проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» станет постоянно действующим, а лучшие образовательные программы, выявленные по результатам опроса, в дальнейшем будут проходить процедуру общественно-профессиональной и международной аккредитации.

  1. В.А. Северцев, Б.Д. Чащихин. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. – М.: МГАП «Мир книги», 1995.
  2. http://www.president.kremlin.ru
  3. http://www.premier.gov.ru/events/news/9274/
  4. А.И. Вроейнстийн. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000, с.35.
  5. www.best-edu.ru, www.ncpa.ru, www.akvobr.ru
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, галина мотова, владимир наводнов, аккредитация, ВПО, ноу-хау, ао-40

Похожие материалы:
Новый подход к выбору лучших программ
Галина Мотова вошла в Совет директоров Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества
20 лет аккредитации в образовании
Оценка качества образования: точки зрения
Аккредитация как инструмент повышения качества образования
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Бордюрные камни госаккредитации
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Если доверить «сомелье» оценку качества образования…
Модель оценки качества образовательной программы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Популяризация и продвижение русского языка в России и мире
С 2011 года в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» осуществляется большое...
Из журнала
#102Ленинградский социально-педагогический колледж успешно готовит учителей начальных классов казачьей направленности
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
#100Коммерциализация дополнительного профессионального образования
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
#101Гидрометеорологический техникум активно сотрудничает с социальными партнерами
Информационная лента
09:28САФУ начал сотрудничество с Вологодским научным центром РАН
09:25Биологи АлтГУ и КазНУ им. Аль-Фараби подписали соглашение о сотрудничестве
09:06ИГУ посетила делегация университета Канадзава
09:02ИРНИТУ расширяет сотрудничество с корейскими университетами
09:01В ПНИПУ пройдут первые защиты диссертаций в рамках новой системы самостоятельного присуждения ученых степеней