Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Аккредитация программ инженерного образования в Канаде

Статья проректора по международным связям Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Шапошникова С.О. рассказывает о канадской системе аккредитации программ инженерного образования.

Просмотров: 2962

С.О. ШАПОШНИКОВ, проректор по международным связям Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», член Аккредитационного совета Ассоциации инженерного образования России

Автору этой статьи довелось в качестве приглашенного международного наблюдателя-эксперта Ассоциации инженерного образования России принять участие в аккредитации трех программ инженерного образования в университете Йорк (York University) в Канаде. Редакция «АО» обратилась с просьбой поделиться с читателями своими наблюдениями и впечатлениями.

Канадская система инженерных квалификаций, стандартов практической инженерной деятельности и аккредитации образовательных программ в области техники и технологий получила международное признание благодаря своей детальной проработанности и практической эффективности.

Развитость и действенность системы аккредитации базируется на заинтересованности в ней как со стороны вузов, так и со стороны выпускников инженерных программ. Для выпускников успешное окончание аккредитованной программы открывает возможность получения через некоторое время статуса Профессионального инженера и карьерного роста. Для вузов аккредитация образовательных программ (ОП) является просто рыночной необходимостью – программы, не прошедшие аккредитацию, не будут востребованы абитуриентами.

Термин «Профессиональный инженер» является законодательно защищенным профессиональным званием в США и Канаде. По законам штатов или провинций только зарегистрированные Профессиональные инженеры имеют право пользоваться этим званием и/или выполнять профессиональную инженерную работу. Для сравнения, в Великобритании такое ограничение действует лишь в некоторых предметных областях, связанных с общественной безопасностью.

Главное, что отличает лицензированного (зарегистрированного) Профессионального инженера в Канаде – это право подписывать и утверждать инженерные документы (отчеты, чертежи, калькуляции), разработанные для целей оценки, проектирования, анализа и т.п., и, следовательно, брать на себя ответственность за их качество.

Профессиональные инженеры в Канаде не регистрируются в какой-либо конкретной предметной области, однако Код профессиональной этики (Code of Ethics) не разрешает практическую деятельность вне сферы профессионального обучения и опыта. Нарушение Кода может привести к административному наказанию (потере лицензии Профессионального инженера, денежному штрафу, а в исключительных случаях, связанных с тяжелыми последствиями, – и к тюремному заключению).

В процессе лицензирования (регистрации) в качестве Профессиональных инженеров претенденты не проходят тестирования профессиональных знаний – вместо этого серьезное внимание уделяется мониторингу аккредитованных вузов и их аккредитованных образовательных программ. Таким образом, канадская система обеспечивает гарантии того, что содержание аккредитованных образовательных программ строго соответствует установленным национальным стандартам.

Вопросами регулирования деятельности и регистрации Профессиональных инженеров в Канаде занимается АПИ – Ассоциация профессиональных инженеров (Association of Professional Engineers, АРЕ).

Ассоциация профессиональных инженеров имеет исключительное право на регистрацию Профессиональных инженеров. Практикующий инженер по закону должен пройти регистрацию в АПИ. Таким образом, по завершении инженерного образования в вузе выпускник получает квалификацию инженера, а пройти регистрацию он может только в АПИ.

Для того, чтобы стать зарегистрированным Профессиональным инженером, претендент должен:

  • получить высшее образование по аккредитованной программе в области технических или прикладных наук;
  • пройти курс начальной практической работы (Engineer in Training program) под руководством зарегистрированного Профессионального инженера (обычно в течение 4 лет);
  • представить документы по накопленному практическому опыту в Ассоциацию профессиональных инженеров и получить положительный отзыв;
  • сдать экзамен по профессиональной практике, в котором акцент делается на знание инженерной этики и законодательных норм.

Административным органом Ассоциации профессиональных инженеров является Канадский совет профессиональных инженеров (Canadian Council of Professional Engineers, CCPE), который был создан в 1936 году и в настоящее время объединяет на федеративных принципах двенадцать советов, регистрирующих Профессиональных инженеров в провинциях и административных районах страны. В настоящее время в Канаде зарегистрировано через ССРЕ 160 тысяч Профессиональных инженеров.

ССРЕ представляет интересы профессионального сообщества инженеров на национальной и международной арене, разрабатывает нормы и правила инженерной деятельности и следит за исполнением. Совет занимается также активной пропагандой роли и вклада инженеров в развитие общества.

Высшим руководящим органом ССРЕ является Совет директоров. Рабочими органами ССРЕ являются:

  • канадский совет по аккредитации инженерных программ (Canadian Engineering Accreditation Board, СЕАВ);
  • канадский совет по инженерным квалификациям (Canadian Engineering Qualifications Board, CEQB);
  • канадское бюро по инженерным ресурсам (Canadian Engineering Resources Board, CERB);
  • канадское бюро инженерных международных связей (Canadian Engineering International Board, CEIB).

Аккредитация университетских образовательных программ в области техники и технологий ведется СЕАВ с 1965 года. Помимо вопросов аккредитации, СЕАВ занимается также установлением эквивалентности аккредитационных систем других стран и связями с аккредитационными органами этих стран.

В настоящее время, 35 вузов Канады предлагают примерно 220 инженерных ОП в различных областях техники и технологий, дающих квалификацию инженера на уровне бакалавра.

Канадский совет по аккредитации инженерных программ

Канадский аккредитационный совет по инженерному образованию (Canadian Engineering Accreditation Board, СЕАВ) является постоянным комитетом ССРЕ, ответственным за аккредитацию программ инженерного образования по всей стране. Основными целями деятельности СЕАВ являются:

  • обеспечение того, чтобы программы инженерного образования, предлагаемые канадскими университетами, соответствовали или превосходили требования образовательных стандартов, дающих выпускникам право на регистрацию в качестве Профессиональных инженеров;
  • содействие постоянному повышению качества инженерного образования и его соответствия нуждам практики. Практическая деятельность СЕАВ по достижению этихцелей была начата в 1965 году и заключается в постоянном обновлении и совершенствовании политик и процедур оценки ОП вузов. Для этого СЕАВ работает с канадскими университетами по совершенствованию качества существующих ОП и обеспечения их соответствия аккредитационным критериям, консультирует по вопросам разработки новых ОП. Кроме того, СЕАВ публикует ежегодный отчет по вопросам аккредитации. Отчет содержит последние версии критериев и процедур аккредитации, другие нормативные и методические документы, а также списки ОП, проходящих или прошедших аккредитацию. Отчет выставляется на сайт Ассоциации (www.ccpe.ca).

Работа СЕАВ организована в нескольких подкомитетах – исполнительном, политики процедур, номинаций. Вся работа ведется пятнадцатью волонтерами – профессиональными инженерами из частного, государственного и академического секторов, которые представляют различные регионы страны и являются профессионалами в различных областях техники.

Процесс аккредитации носит непрерывный характер, оценку проходят все вузы страны. Оценка включает анализ учебных планов и программ (включая полные комплекты учебно-методических материалов по дисциплинам, образцы выпускных проектов, экзаменационных вопросов и ответов на них), интервьюирование студентов, качественную оценку преподавательского состава и интервьюирование, любые другие аспекты по усмотрению аккредитационной комиссии. Особое внимание обращается на содержание дисциплин ОП, условия реализации учебного процесса, соответствие ОП общим критериям. Чтобы пройти аккредитацию, ОП должна соответствовать или превосходить аккредитационные критерии, установленные СЕАВ. Эти критерии позволяют определить, могут ли конкретные инженерные программы вузов дать выпускникам квалификацию, необходимую для регистрации в качестве Профессиональных инженеров в Канаде.

Инженерные программы оцениваются СЕАВ по заявлению вузов, предлагающих эти ОП, и с согласия регулирующих органов провинции или территории, где находится вуз. Для проведения аккредитации образуется комиссия из опытных инженеров, руководителем комиссии назначается один из действующих или бывших членов СЕАВ. Вуз заполняет специальную форму с многочисленными вопросами и отсылает ее руководителю комиссии до начала аккредитационного визита. Эта форма служит средством сбора и представления данных о вузе в целом и конкретных аккредитуемых программах и дает вузу возможность описать его образовательные цели и процессы. Члены комиссии заранее знакомятся с присланными вузом материалами. Более того, как заметил автор, еще до визита в вуз члены аккредитационной комиссии активно обмениваются мнениями по полученным материалам и задают по электронной почте довольно большое количество уточняющих вопросов администраторам вуза, ответственным за конкретные аккредитуемые программы.

Во время визита в вуз аккредитационная комиссия оценивает профессиональные качества преподавательского состава и вспомогательного персонала, адекватность лабораторий, библиотек, оборудования и компьютерных средств, качество работы студентов. Большое внимание уделяется количественному и качественному анализу учебных программ и планов, их проверке на соответствие минимальным значениям критериев.

По результатам анализа материалов самообследования и посещения вуза комиссия готовит отчет, а СЕАВ принимает решение по аккредитации. В решении может предлагаться аккредитация (или продление имеющейся аккредитации) программы на период до шести лет либо отказ в аккредитации. Важно отметить, что члены комиссии при посещении вуза проводят только сбор и оценку информации, но не формируют рекомендаций или предложений, поскольку не вправе высказывать свое мнение о возможных результатах аккредитации.

Аккредитационные критерии СЕAВ

Критерии и процедуры аккредитации ОП разрабатывает СЕАВ. Эти критерии утверждаются Советом директоров ССРЕ от имени постоянных членов. Критерии имеют как количественный, так и качественный характер. Основное внимание в критериях уделяется качеству студентов, учебного и вспомогательного персонала, техническим средствам и условиям обучения. Те же самые критерии используются СЕАВ для установления существенной эквивалентности инженерных ОП за пределами Канады1. С течением времени критерии подвергались изменениям с тем, чтоб лучше отражать развитие техники и технологий и возрастающую роль командной работы инженеров. В течение последних десяти лет СЕАВ существенно усилил требования к дополнительным знаниям и умениям (soft skills), приобретаемым студентами, а также перешел от пропорциональных требований в учебных планах к абсолютным. Суть этого перехода заключалась в следующем.

Первоначально, требования СЕАВ предполагали наличие в учебных планах ОП определенных процентных соотношений объемов математики (15%), естественно-научных дисциплин (15%), специальных дисциплин (20%), проектирования (25%), а также дисциплин, определяемых вузом. Проблема заключалась в том, что программы, составленные из меньшего числа дисциплин, могли удовлетворять процентным требованиям, но не покрывать всего необходимого учебного материала. Программы же с большим количеством дисциплин не всегда удовлетворяли процентным ограничениям, хотя и давали большую гибкость подготовки. Требования новой системы с «аккредитационными единицами» заключаются в наличии, по крайней мере, минимального абсолютного количества этих единиц по блокам дисциплин аккредитуемой ОП.

Кроме того, СЕАВ ведется работа по совершенствованию требований к содержанию ОП в части естественно-научных дисциплин и математики, введению оценки навыков студентов в проектной деятельности, контролю общей заинтересованности преподавателей, персонала и студентов в результатах образовательного процесса как одного из слагаемых обеспечения качества образования.

Инженерная профессия предполагает не только наличие у выпускника ОП специальных инженерных знаний, навыков и умений, но и понимание им влияния техники на общество в целом. Вот почему аккредитуемые ОП должны не только давать инженерные знания через адекватные курсы по математике, естественным наукам, соответствующим разделам техники и технологии, но и обеспечивать понимание выпускниками общих вопросов и методологий в гуманитарной и социальной областях.

Критерии аккредитации ОП, применяемые СЕАВ, нацелены на:

  • определение ОП, развивающих индивидуальные способности к приложению соответствующих знаний и информации для оптимального использования, преобразования и управления ресурсами посредством анализа, интерпретации, обоснованного принятия решений. Такие навыки и умения существенны для процессов проектирования, составляющих основу инженерной практики;
  • обеспечение широкой основы для идентификации приемлемых инженерных ОП, для предотвращения их чрезмерной специализации, предоставления возможностей использования образовательных инноваций, адаптации к региональным особенностям и потребностям, реализации вузовской индивидуальности и идеалов;
  • обеспечение привития будущим инженерам таких качеств, как адаптивность, созидательность, эрудированность, способность реагировать на изменения в обществе и технике, на изменения потребностей рынка труда;
  • обеспечение понимания студентами роли и ответственности профессионального инженера в обществе, влияния результатов инженерного труда на окружающую среду, экономические, социальные и культурные факторы развития общества;
  • обеспечение умения инженера действовать в качестве эффективного члена команды как в профессиональных вопросах, так и в обществе в целом. В части содержания ОП, критерии направлены на выявление как достаточной базовой подготовки в области технических наук и проектирования, так и подготовки в нетехнической области, дополняющей базовые и специальные знания. При этом критерии могут носить как количественный, так и качественный характер. Как уже отмечалось, для того, чтоб отвечать критериям аккредитации, ОП должна включать, по крайней мере, минимальный объем предписанных компонент. 2

Все более широко применяется оценка, основанная на результатах обучения и достижении целей ОП. Кроме того, наблюдается тенденция к переходу от оценивания качества обучения к оцениванию качества усвоения учебного материала.

Общие условия аккредитации ОП

Общие условия аккредитации СЕАВ программ инженерного образования заключаются в следующем:

  • аккредитации подлежат только ОП, ведущие к степени бакалавра;
  • программа может успешно пройти аккредитацию только в том случае, если все ее компоненты удовлетворяют установленным критериям;
  • в названии ОП должно присутствовать слово «техника» (engineering), название должно отражать содержание ОП;
  • изменения в аккредитованной ОП возможны только с одобрения СЕАВ;
  • визит экспертов в рамках первичной аккредитации ОП возможен не ранее последнего года обучения студентов первого набора; решение об аккредитации может быть принято только после первого выпуска инженеров по этой ОП;
  • обязательным условием аккредитации ОП является демонстрация вузом того, что студенты успешно усваивают ее содержание. При этом, вуз свободен в выборе способа такой демонстрации;
  • как правило, ОП аккредитуются на период в 6 лет.

Критерии количественной оценки образовательных программ

Количественная оценка ОП выполняется на основе специальных аккредитационных единиц (Accreditation Units, AU), которые определяются для всех видов занятий, по которым студенты получают кредиты (credits). В случае, если количество часов занятий совпадает с реальным количеством контактных часов, AU определяются следующим образом:

  • один лекционный час (соответствует 50 минутам лекции) = 1 AU;
  • один час лабораторных или практических занятий = 0.5 AU.

Такое определение применимо для большинства видов лекционных и практических или лабораторных занятий. Если занятия продолжаются меньше номинальных 50 минут, количество AU высчитывается пропорционально. Для тех видов обязательных занятий, где количество контактных часов не может быть определено точно (например, исследовательские работы, проектирование), используется некоторое эквивалентное количество AU.

Общий объем ОП должен быть не менее 1800 AU3.

Для блока естественно-научных дисциплин и математики установлен минимальный приемлемым объем в 420 AU. В рамках этого блока ни математика, ни другие естественные науки не должны преподаваться в объеме менее 195 AU. Таким образом, у вуза имеется свобода в использовании 30 AU для усиления математических или естественно-научных дисциплин.

Набор математических дисциплин должен покрывать линейную алгебру, дифференциальное и интегральное исчисления, дифференциальные уравнения, теорию вероятности, статистику, численный анализ, дискретную математику.

Блок естественно-научных дисциплин должен включать физику, химию, возможно, другие науки; назначение дисциплин этого блока – дать понимание природных явлений и их взаимосвязи с помощью как аналитических, так и экспериментальных методов.

Блок дисциплин инженерных наук и проектирования должен иметь минимальный объем в 900 AU. В рамках этого блока вузу оставлена свобода в 450 AU для наполнения программы по своему усмотрению. Особое внимание должно уделяться практическому применению излагаемых дисциплин, выработке знаний и навыков для технического проектирования, использования средств вычислительной техники. Кроме того, в рамках этого блока требуется развитие у студентов навыков работы в команде и управления проектной деятельностью4.

В блоке дополнительных дисциплин (минимальный объем 225 AU) должно предусматриваться приобретение знаний в области общественных наук, менеджмента, экономики, влияния техники и технологий на общество, развитие навыков устных и письменных коммуникаций.

Имеющаяся у вуза свобода в наполнении ОП должна использоваться им для внедрения инновационных подходов и реализации специфических целей каждого конкретного вуза5.

Отметим общие качественные требования к аккредитуемым ОП:

  • теоретические сведения должны подкрепляться существенным лабораторным практикумом;
  • выпускник ОП должен приобрести навыки выполнения инженерных проектов на базе полученных теоретических знаний;
  • ОП должна дать студенту ясное понимание роли и ответственности профессионального инженера в обществе, вопросов инженерной этики, охраны труда, влияния инженерных решений на окружающую среду, концепции устойчивого развития;
  • в рамках освоения ОП студент должен получить навыки самостоятельного профессионального развития.

Требования к образовательной среде реализации ОП

При оценке среды реализации ОП в целом используются, в основном, качественные показатели. Основное внимание уделяется оценке качества студентов, преподавателей, административного и вспомогательного персонала, лабораторий, библиотек, средств вычислительной техники.

В реализации ОП должно быть задействовано достаточно большое количество преподавателей, чей профессиональный опыт должен покрывать все разделы ОП. Эффективное взаимодействие со студентами и совершенствование ОП должно обеспечиваться значительным количеством преподавателей, работающих на полную ставку. Учебная нагрузка преподавателей не должна быть чрезмерной, необходимо, чтобы у преподавателя оставалось достаточно времени для участия в научных исследованиях и других формах профессионального развития. Преподавание дисциплин ОП не должно существенно зависеть от конкретныхличностей. Качество преподавателей оценивается по их образованию, профессиональному педагогическому и производственному опыту, уровню научных и профессиональных публикаций, участию в работе профессиональных и научных обществ. Каждый преподаватель должен руководить выпускными работами студентов бакалавриата или магистратуры, либо иметь аспирантов. Сведения о руководстве проектами заносятся в личное дело преподавателя. Желательно, чтобы преподаватели инженерных дисциплин были зарегистрированными Профессиональными инженерами6. Аналогичные требования выдвигаются к деканам факультетов и заведующим кафедрами инженерного профиля.

Разработка и коррекция ОП должны осуществляться факультетским программным комитетом, предполагается, что большинство его членов является зарегистрированными Профессиональными инженерами Канады.

Процедура аккредитации

Процесс аккредитации инициируется только по приглашению вуза и при согласии регионального члена ССРЕ. Обычно визит аккредитационной комиссии в вуз происходит в октябре-ноябре, при этом запрос на аккредитацию должен быть получен секретариатом СЕАВ не позднее 1 января этого года7.

СЕАВ подбирает председателя аккредитационной комиссии, обычно это один из членов СЕАВ, а председатель – остальных членов команды на основе консультаций с региональными членами СЕАВ. Председатель комиссии должен быть знаком с методикой, критериями аккредитации и вопросником для самообследования вуза, а также с предыдущими отчетами и решениями по данному вузу. В его обязанности входит распределение ролей и обязанностей в комиссии, согласование даты визита комиссии в вуз, контроль за подготовкой условий и графика работы комиссии в вузе, подготовка всех отчетных материалов по результатам посещения вуза. Все члены комиссии должны быть зарегистрированными Профессиональными инженерами. Вуз может просить о замене какого-либо члена комиссии, но необходимо соответствующее обоснование.

В случае, если аккредитацию в вузе одновременно проходят три и более ОП, председатель комиссии назначает заместителя. Рекомендуется, чтоб заместитель также был действующим или бывшим членом СЕАВ или Национального совета деканов технических факультетов и факультетов прикладных наук (National Council of Deans of Engineering and Applied Science, NCDEAS).

Остальные члены аккредитационной комиссии играют следующие роли:

  • эксперт по ОП (Program visitor) – член комиссии, ответственный за оценку конкретной ОП (обычно один человек на программу). Если ОП предлагает большое количество образовательных траекторий или дисциплин по выбору, могут назначаться два и более экспертов с обязанностями Program visitor;
  • общий эксперт (General visitor) – член комиссии, ответственный за оценку общих условий реализации ОП, эффективности технических средств и обслуживающих подразделений и служб, вопросов охраны труда и здоровья, интервьюирование студентов и т.п. На эту роль назначается опытный профессиональный инженер, обычно не работающий на полную ставку в вузе и хорошо знакомый с потребностями рынка труда. Кандидатуры этих членов комиссий предлагаются региональными отделениями инженерных ассоциаций совместно с секретариатом СЕАВ;
  • дополнительные эксперты (Extra visitors), наблюдатели (observers) и специалисты (specialists). За несколько месяцев до планируемой аккредитации секретариат СЕАВ посылает в вуз комплект документов: вопросник по вузу, детали процедуры аккредитации, рабочее расписание процедуры аккредитации. Заполненный вузом вопросник и поясняющие документы должны быть получены комиссией, по крайней мере, за 6 недель до планируемого визита. Несвоевременное представление этих документов может повлечь отмену визита аккредитационной комиссии в вуз.

Помимо этого, вуз обеспечивает для комиссии подборку образцов учебников, конспектов лекций и других методических материалов, недавних экзаменационных работ, студенческих отчетов и курсовых работ, документальных свидетельств успешности усвоения студентами учебного материала.

Визит комиссии в вуз обычно продолжается 3 дня. Цель визита – дать экспертам возможность оценить качественные факторы, такие как условия реализации ОП, профессионализм и качество персонала, соблюдение баланса теоретических и прикладных знаний в ОП и т.п. В процессе визита члены аккредитационной комиссии:

  • встречаются и беседуют с президентом (ректором) вуза и представителями центральной администрации, деканом, заведующим выпускающей кафедрой;
  • встречаются и беседуют с преподавателями, административным и техническим персоналом, студентами;
  • посещают лаборатории, библиотеки, классы вычислительной техники;
  • знакомятся с подготовленными вузом образцами учебных и учебно-методических документов и материалов. Каждый член комиссии занимается только своими вопросами. Встречи с администрацией – дело председателя комиссии, посещение библиотек и других служб –обязанность General visitor, посещение лабораторий и встречи с преподавателями и студентами программы – дело Program visitor. При этом все члены комиссии самым подробным образом знакомятся с подготовленными вузом учебно-методическими материалами.

До окончания визита комиссия встречается с деканом и заведующим выпускающей кафедрой, обсуждает выявленные достоинства и недостатки и намечает проект рекомендаций по аккредитуемой ОП.

Отчет аккредитационной комиссии

Секретариат СЕАВ до начала визита в вуз снабжает всех членов аккредитационной комиссии бланками отчета (Accreditation Visit Report)8. Каждый эксперт в процессе работы заполняет свой экземпляр отчета в соответствии со своими впечатлениями и заключениями9. Копии индивидуальных отчетов (возможно, незаконченных, по состоянию на конец визита в вуз) передаются председателю комиссии. Окончательные версии индивидуальных отчетов членов комиссии должны быть готовы не позднее двух недель по окончании визита, после чего они передаются председателю комиссии. Отметим, что в эти отчеты должны войти только те факты и выводы, к которым эксперт пришел до окончания визита в вуз.

Председатель аккредитационной комиссии на основе собственного мнения и индивидуальных работ экспертов готовит отчет об обследовании ОП. Этот сводный отчет содержит краткое описание всех мероприятий, визитов и встреч, имевших место в процессе посещения вуза, описание выявленных сильных сторон ОП и ее недостатков, областей соответствия и несоответствия критериям СЕАВ, выводы, заключения и особые мнения экспертов, предложения по совершенствованию ОП и ее преподавания. Отчет направляется в секретариат СЕАВ не позднее четырех недель после окончания визита в вуз.

Дальнейшие действия

Копия полученного секретариатом СЕАВ отчета комиссии передается одному из членов Исполнительного комитета СЕАВ, который назначается «редактором» отчета. Этот член Исполкома анализирует документ на соответствие политике СЕАВ, а также проверяет, чтобы выводы и рекомендации комиссии не были адресованы СЕАВ и не выходили за пределы предметной области, в противном случае эти выводы и рекомендации из текста изымаются. После этого «редактор» утверждает отчет для отправки в вуз.

Отредактированный отчет пересылается секретариатом СЕАВ в вуз. В случае выявления неточностей или неполноты, вуз сообщает об этом в секретариат СЕАВ. Полученные от вуза комментарии обязательно согласовываются с председателем аккредитационной комиссии. Отчет служит также для вуза своего рода советом по возможным улучшениям в реализации ОП.

Секретариат СЕАВ готовит досье решения по аккредитации (Accreditation Decision Dossier, ADD), которое содержит все материалы для принятия решения по аккредитации. В процессе составления досье СЕАВ может иметь контакты как с вузом, так и с председателем аккредитационной комиссии с целью пополнения или уточнения документов досье. В частности, декан факультета на этой стадии может давать последние пояснения и дополнения к ним.

Обычно заседания СЕАВ для принятия решений по аккредитации ОП проводятся в июне каждого года. Заседание состоит из двух частей.

В рамках первой части заседания СЕАВ излагаются все имеющиеся материалы по аккредитации конкретной ОП (отчет комиссии, реакция вуза и т.п.). Декан факультета, реализующего эту ОП, может присутствовать на этой части заседания.

В рамках второй части заседания СЕАВ, куда декан не допускается, принимается решение по аккредитации ОП. Решение может быть положительным или отрицательным, если СЕАВ считает, что критерии аккредитации для данной ОП не выполнены.

Статус «аккредитована» присваивается ОП на определенный срок, максимально на шесть лет. В некоторых случаях может приниматься решение об аккредитации на меньший срок, например:

  • срок действия аккредитации конкретной ОП устанавливается до окончания действия статуса аккредитации других ОП этого вуза;
  • устанавливается ограниченный срок действия статуса аккредитованной ОП (условная аккредитация), который может быть увеличен до номинального шестилетнего после получения от вуза отчета по устранению отмеченных комиссией недостатков. Отметим, что по результатам рассмотрения этого отчета СЕАВ может отправить в вуз предупреждение о досрочном снятии статуса аккредитованной ОП (Notice of Termination of Accreditation). Получение такого предупреждения означает, что действующий статус аккредитованной ОП сохранится в течение еще максимум трех лет, но в этот период вуз должен представить новый отчет о самообследовании и, возможно, принять аккредитационную комиссию. Установлен единый срок, когда статус аккредитованныхОП истекает -30 июня соответствующего года. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что любые изменения в аккредитованной ОП, нарушающие условия аккредитации, ведут к ее обязательной повторной оценке и/или снятию статуса аккредитованной ОП.

Если по результатам рассмотрения ранее неаккредитованной ОП вуз получил отрицательное решение СЕАВ, он может подать запрос на внеплановый повторный визит комиссии. Такой запрос может быть подан в течение 60 дней после вынесения СЕАВ отрицательного решения. Вместе с запросом вуз представляет в СЕАВ материалы, подтверждающие позитивные изменения, достигнутые по этой ОП. Если СЕАВ удовлетворен представленными материалами, назначается внеплановый визит аккредитационной комиссии в вуз.

О решениях, принятых по конкретным ОП, СЕАВ извещает вуз через декана и президента (ректора). Решение сопровождается подробным обоснованием. Вуз обязан проинформировать об этих решениях как сотрудников, так и студентов.

По запросам вузов СЕАВ может организовывать неформальную оценку ОП, в том числе, неформальный визит комиссии в вуз. Обычно такие действия предпринимаются в отношении ОП, ранее не имевших статус аккредитованных. Документальные результаты таких оценок остаются в вузе и носят конфиденциальный характер.

Заключение

Система общественно-профессиональной аккредитации ОП в Канаде признана и авторитетна в мире. Не случайно, целый ряд вузов из разных стран подавал заявки и проходил аккредитацию своих ОП в СЕАВ. К числу этих вузов относится Томский политехнический университет, который в 2005 году первым из российских вузов успешно прошел аккредитацию в СЕАВ своей ОП подготовки дипломированных специалистов в области вычислительной техники.

1 Как известно, Канада уделяет серьезное внимание приему в страну иммигрантов, имеющих высшее и среднее специальное образование. Установление существенной эквивалентности инженерных ОП важно для подтверждения квалификации иммигрантов.

2 Свобода выбора студентом образовательной траектории может привести к неодинаковому количеству аккредитационных единиц (см. п.5), полученных разными студентами к моменту окончания ОП. Аккредитационная комиссия тщательно следит за тем, чтобы в каждом случае было набрано минимальное требуемое число аккредитационных единиц. Особенно тщательно подсчет этих единиц ведется в случаях перехода студента из другого вуза или при его участии в академической мобильности, т.е. изучении отдельных дисциплин в другом вузе за рубежом.

3 Отметим попутно, что для получения диплома какого-либо вуза студент должен пройти в нем обучение в объеме не менее 1000 AU.

4 Судить, насколько серьезное внимание уделяется развитию у студентов навыков проектирования можно уже по тому, что на каждом году обучения в ОП имеется специальная дисциплина продолжительностью в два семестра (их названия – Проектирование 1000, Проектирование 2000 и т.д.). Именно в эти дисциплины «упакованы» сведения по экономике, охране среды, поиску информации и т.д. Каждая из этих дисциплин завершается проектом, который обычно выполняется бригадой в два-три студента. Дипломный проект выполняется в течение всего последнего года обучения в параллель с лекционными и практическими занятиями и помимо теоретической проработки задания включает в себя обязательное построение и испытание макета соответствующего устройства. На изготовление этих макетов в бюджете кафедры запланированы специальные средства, а на факультете имеются соответствующие мастерские и технический персонал.

5 Важно иметь в виду, что содержательные элементы естественно-научных дисциплин могут присутствовать в инженерных дисциплинах. Вследствие этого комиссия экспертов тщательно анализирует содержание всех дисциплин и весьма скрупулезно подсчитывает AU, относящиеся к различным блокам ОП.

6 На вопрос: «зачем преподавателю нужно быть Профессиональным инженером?», заданный экспертом аккредитационной комиссии, звучали следующие ответы: 1) требует заведующий кафедрой; 2) можно получить доступ к ряду НИР; 3) пригодится в будущем.

7 Нужно отметить, что процессы аккредитации ОП в вузах Канады планируются весьма тщательно и заблаговременно. Получить представление о том, как это делается, можно из информации на сайте СЕАВ в разделе Calendar of Events for Accreditation Visits по адресу http://www.ccpe.ca/e/acc_ supp_1.cfm

8 Формы всех документов, используемых при проведении аккредитации, можно найти на сайте ССРЕ по адресу http://www.ccpe.ca/e/prog_publications_ 3.cfm

9 Все эксперты должны приехать на аккредитацию со своими портативными компьютерами. Файлы всех отчетных форм они загружают с сайта СЕАВ заранее, поэтому формирование отчетов индивидуальных экспертов проходит очень оперативно.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сергей шапошников, инженерное образование, зарубежный опыт, аккредитация, международная практика, ао-36

Похожие материалы:
Проблемы технической школы Украины
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Двухуровневая система высшего образования в странах СНГ
Лучшие образовательные программы инновационной России
О приеме в магистратуру в вузах Азербайджана
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Как готовят учителей в Финляндии
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования
Программы ТюмГАСУ проходят общественно-профессиональную аккредитацию
Финишная прямая на пути к Болонскому процессу

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#97Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
#102Инфографика «АО-102»
#96Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
#95Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве