Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Есть ли шанс у российских университетов?

В Москве прошла конференция «Ведущие университеты России в контексте европейских тенденций развития высшей школы» с участием ректоров российских и зарубежных вузов. В рамках конференции участники попытались ответить на вопрос: какие возможности по интеграции в мировой образовательный рынок есть у российских вузов?

Просмотров: 2586

В Москве прошла конференция «Ведущие университеты России в контексте европейских тенденций развития высшей школы» с участием ректоров российских и зарубежных вузов. Один из главных моментов встречи – презентация книги экс-министра образования и науки Нидерландов, бывшего ректора Маастрихтского университета Джо Ритцена «Шанс для европейских университетов» и обсуждение тенденций развития европейской науки и образования в условиях постболонского процесса. Какие возможности по интеграции в мировой образовательный рынок есть у российских вузов? Участники конференции попытались ответить и на этот вопрос.

«Разбудить» Европу

– Российские университеты ни в экономическом, ни в культурном отношении не соответствуют тем требованиям, которые необходимы сегодня для строительства более сильной России, – так, перефразировав начало книги экс-министра образования и науки Нидерландов, бывшего ректора Маастрихтского университета Джо Ритцена «Шанс для европейских университетов», начал свое выступление Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, и продемонстрировал, что, по сути, перед российскими и европейскими вузами стоят схожие проблемы.

Например, среди претензий, предъявляемых лидерами общественного мнения европейской системе образования, Джо Ритцен отмечает в своей книге: «На европейском университетском ландшафте наблюдается слишком мало достижений. В результате талантливые люди уезжают учиться и работать в другие уголки земного шара… Исследования, проводимые в университетах, практически не вносят никакого вклада в инновационный процесс. Эффективность высшего образования в недостаточной степени отвечает современным требованиям рынка труда, и во многих странах ЕС поиск первой работы занимает слишком много времени». Автор книги сравнивает современные европейские университеты с бронзовой олимпийской медалью: они хорошо смотрятся на фоне 200 университетов мира, но отсутствуют в списке первых пятидесяти.

Однако, по мнению президента Ассоциации университетов Нидерландов Сиболта Норды, «книга не является обвинительным актом, это некое отражение спящей летаргическим сном Европы, которую нужно разбудить».

– Если задаться вопросом, в здоровом ли состоянии находится европейское высшее образование, ответ будет «нет», потому что оно страдает от массового производства и отсутствия разнообразия.

Демографическая яма актуальна для многих стран, однако мало привлечь иностранных студентов – рынку труда нужны кадры, имеющие самую разнообразную квалификацию. Именно по этому пути, например, идут Канада, Япония, Корея – страны, которые имеют самые большие показатели студентов в высшей школе и растущее число университетских квалификаций.

Второе необходимое условие – развитие рынка труда и политики инноваций.

– В данном случае показателен пример Турции. Относительно молодое население, большое число представителей среднего класса, которое за последнее десятилетие увеличилось. Но, кроме того, растет и безработица. Все это происходит одновременно, и при этом экономика Турции процветает. Показатели экономические великолепные, но в стране не смогли создать такие рабочие места, которые нужны выпускникам, поэтому многие работают на уровне, не требующем их квалификации. Недостаточно готовить кадры – необходимо еще и формировать рынок труда, развивать отрасли производства для обеспечения общего экономического роста, – подчеркнул Сиболт Норда.

Своим выступлением на конференции Джо Ритцен внес несколько ярких штрихов в картину современных тенденций европейской системы образования.

Среди недостатков механизма управления в большинстве европейских стран экс-министр назвал излишнюю забюрократизированность, в результате чего университетом теряется около 20 процентов финансовых потоков.

В целом, по мнению выступающего, для стран Европейского Союза характерно недостаточное финансирование высшего образования. Нехватка средств связана с небывалым увеличением числа университетов, получающих ассигнования из государственного бюджета.

– Сравним с показателями США: в Соединенных Штатах Америки на одного студента расходуется в 2,6 раза больше, чем в странах ЕС. И, конечно, все согласятся, что при сокращении этих расходов страдает и качество образования, – заметил Джо Ритцен.

По его мнению, сегодняшний выпускник университета выходит не только на рынок труда своей страны, но и на мировой:

– По данным опроса, 80 процентов выпускников европейских вузов считают, что они работают в глобализованном мире, на международном рынке и что, по крайней мере один раз в день, им приходится иметь дело с людьми, которые получили образование в другой стране и родным языком которых является другой язык.

Однако четкого представления, что ожидает выпускника на рынке труда, по словам экс-ректора Маастрихтского университета, в вузах нет:

– В моем университете многие деканы до сих пор отмечают, что они готовят своих студентов к чему-то неизвестному. Я не предлагаю вернуться к старой системе планирования рабочей силы, как это делалось в Советском Союзе, но университетам необходимо последовательное мышление. Я выступаю за более четкую взаимосвязь с рынком труда, но начать следует с разговора с самими выпускниками, нужно подумать о том, какую обратную связь можно получить.

Сколько преподавателей, столько и математики?

Слабую ориентацию на студента отметил и Борис Железов, заместитель проректора Высшей школы экономики, научный редактор русскоязычного издания книги «Шанс для европейских университетов»:

– С одной стороны, у нас по-прежнему самое молодое студенческое население в Европе: средний возраст где-то 20 лет, а в среднем по Европе – 24-25. Поэтому в странах ЕС студенты более мотивированы, более четко представляют, что они хотят от какого-либо уровня образовательной программы. Но, с другой стороны, у нас по-прежнему во главе учебного процесса находится преподаватель.

Как иллюстрация случай полемики Бориса Железова с создателями одной из учебных программ крупного российского вуза. На вопрос, почему на высшую математику отводится 2 тыс. часов, ему ответили: потому что у нас есть такое количество преподавателей, которые могут дать 2 тыс. часов классической математики. Даже речи не было о компетенциях, которые в результате приобретут студенты.

– Я бы назвал еще одну слабость. С моей точки зрения, это отставание, которое нарастает в образовании третьего уровня – аспирантуре. Зарегулированность аспирантскими программами является серьезным тормозом для развития университетской науки. В США, например, аспиранты – это двигатель всей науки. Я участвовал несколько лет назад в исследовании, посвященном тому, как реализуются болонские принципы в российских вузах. Мое впечатление – уровень подготовки и целеустремленности, мотивированности магистров и студентов последних курсов выше в разы, чем уровень аспирантов, которые в значительной степени просто отсиживаются, чтобы не быть призванными в ВС. И аспирантский уровень языковой подготовки, и регулярность, с которой они читают литературу на иностранном языке, к сожалению, отстают даже от магистерского уровня, – подчеркнул Борис Железов.

По словам Сиболта Норды, руководителя Ассоциации нидерландских университетов, дополнительную мотивацию к обучению студентам дает ориентированность на исследования. В голландских университетах, как, например, и в Швейцарии, Канаде, Дании, США, начиная с первого курса бакалавриата, студенту дается возможность заниматься наукой.

– В университетах нашего типа больше времени и средств расходуется на исследования, чем на образование, а обучение ведется действительно в контексте исследований, – подчеркнул Сиболт Норда. – Еще один значимый момент – тесная связь исследований с отраслями экономики. Важнейшей идеей университета является то, что он должен приносить пользу.

К слову, говоря об оценке эффективности российских федеральных и национальных исследовательских унивеситетов, Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, отметила, что этот инструмент в России еще только разрабатывается.

– И исследовательские, и федеральные университеты оцениваются по некому перечню показателей, обязательных для них, которые они сами для себя заявили. Но эти показатели в большей мере ориентированы на оценку самого университета, его продвижение относительно самого себя: сегодня было десять программ, завтра пятнадцать, вчера было пять статей на одного человека, завтра – шесть статей на одного научно-педагогического работника. Как только мы вышли со сдачей отчетов на уровень правительства, оказалось, что очень сложно сформулировать не результаты, а эффекты, которые дали вложенные средства для общества, экономики региона, каких-то отраслей или предприятий. Поэтому мне кажется, что за этот год должен устояться государственный и институциональный подходы к тому, какие показатели и как использовать.

Секрет – в инициативе

Глава представительства в России Немецкого научно-исследовательского общества Йорн Ахтерберг рассказал на конференции о программе «Excellence Initiative», подчеркнув, что программы Германии открыты для участия российских вузов:

– Мы самая крупная европейская организация по финансированию фундаментальных исследований в университетах. Наш годовой бюджет составляет примерно 2 млрд. евро. Ежегодно финансируется порядка 20 тыс. предложений – это лишь треть заявок, которые к нам присылают. В России у нас построена система совместного финансирования, подписан меморандум о взаимопонимании с РАН. За последние три года удалось профинансировать около 400 совместных проектов с участием российских ученых, так что Россия очень активна, и, я думаю, это облегчит стране интеграцию с европейскими научными кругами.

Глава московского представительства Тобиас Стюдеманн поделился опытом участия в программе «Excellence Initiative» Свободного университета Берлина. По немецким стандартам, вуз работает не в самой благоприятной экономической среде, однако по конкурсу «Excellence Initiative» оказался в группе сильнейших университетов.

– Этот опыт показывает, что, даже находясь в относительно депрессивном регионе, можно достичь неплохих результатов, – заметил Андрей Кортунов, один из организаторов конференции, президент фонда «Новая Евразия».

Секрет успеха Свободного университета коротко можно было бы назвать так: в увеличении привлекательности вуза на международном рынке должны участвовать все – от ректора до аспиранта. Например, еще в мае открылся Российско-Германский год образования, науки и инноваций, и среди вузов был объявлен конкурс по развитию международного сотрудничества. Около восьми факультетов Свободного университета Берлина представили свои идеи, которые затем были объединены в один полноценный проект «Партнеры в области трансфера знаний и технологий». В итоге вуз прошел конкурс и получил дополнительных 160 тыс. евро, чтобы провести семь различных мероприятий в течение года.

Филипп Казин, начальник Управления по развитию проектной деятельности СПбГУ информационных технологий, механики и оптики рассказал о системе проектного менеджмента, помогающей вузу расширять международное сотрудничество:

– Прежде всего, в основе этой системы стоят люди, которые работают на кафедре и имеют желание заниматься вопросами коммерциализации, развития проектной деятельности, а с другой стороны – являются предметными специалистами в определенной области. Они выступают своего рода связующим звеном между административным импульсом, который идет из центра, и людьми, представляющими базовые функции университета. Второе – наличие системы информационного обеспечения этой деятельности, позволяющей обеспечить информационную прозрачность внутри вуза. Третье – повышение квалификации. Это тренинги, которые проводятся для представителей ППС, административно-управленческого персонала, направленные на воспитание необходимых навыков и компетенций, начиная с молодых представителей кафедр и заканчивая профессорами и заведующими кафедрами.

Расставить сети взаимодействия

В последние годы сотрудничество между западными и российскими университетами стало более активным, однако существует и ряд негативных тенденций, отметил Максим Хомяков, проректор по международным связям Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, выступающий на конференции от имени Ассоциации ведущих российских университетов:

– Во-первых, фокусом этого сотрудничества были скорее двусторонние отношения между отдельными вузами и учеными, а не сотрудничество между консорциумами университетов. Во-вторых, чаще всего, к сожалению, партнерство подразумевает некую особую роль российского вуза в качестве реципиента, получателя благ от этого международного сотрудничества, а это и финансовая поддержка, и превосходство исходящей мобильности над мобильностью входящей, и так далее. Такое положение дел ограничивает потенциал будущего взаимодействия.

Новой реальностью российского высшего образования, по словам Максима Хомякова, является создание ведущих вузов: 2 – национальных, 8 – федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. Их стратегические приоритеты в области международных связей – переход к равному и взаимовыгодному сотрудничеству, развитие стабильных связей между консорциумами университетов, институционального партнерства и особое внимание не только к исследованиям, но и социальным функциям высших учебных заведений.

По мнению Марины Калининой, проректора по международному сотрудничеству Северного арктического федерального университета, вузам необходимо очень четко представлять пути сетевого взаимодействия.

– Все мы, так или иначе, участвуем в различных сетях, но вот пути партнерства между этими сетями очень часто не видим. В качестве примера: наш университет – активный участник Ассоциации ведущих российских университетов, кроме того, вуз активно работает в рамках ассоциации «Университет Арктики», которая объединяет более 150 вузов 8 стран, в том числе европейских. Мы разработали и представили Европарламенту стратегию. Речь идет о совместном участии в будущей Восьмой рамочной программе научно-технологического развития Европейского Союза как европейских, так и неевропейских университетов, чтобы открыть возможность финансирования научных исследований не только для ученых ЕС, но и для ученых из России, США и Канады.

Программа двойных дипломов: между Марсом и Венерой

Елена Карпухина, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ затронула на конференции еще одну болевую точку международного сотрудничества российских вузов – проблемы, возникающие при организации программ двойных дипломов.

– Когда мы говорим о подобных проблемах, всегда вспоминается известная притча о женщинах с Венеры и мужчинах с Марса. Жили они на разных планетах и думали поразному. И поскольку думали по-разному, то уважали друг друга. А потом спустились на Землю, и наступила амнезия. Они забыли, что разные, и с этого момента вообще друг друга перестали понимать. Мне кажется, что программа двойных дипломов – это в первую очередь программа нахождения общего языка, – заметила Елена Карпухина.

По результатам исследований по программам двойных дипломов, которые проводились в России по заказу делегации Европейского Союза, 55 процентов вузов на вопрос, что тормозит создание программы двойных дипломов, ответили: плохое знание иностранного языка российскими преподавателями.

– Это та проблема, которую сейчас ведущие вузы решают, внедряя самые современные программы изучения иностранного языка. Но я хочу сказать, что все зависит от руководства университета. Самое главное, как отметили наши респонденты, – это политическая воля: заставить российского преподавателя читать по-английски довольно сложно, – отметила Елена Карпухина.

Создание программ двойных дипломов трудоемко еще и потому, что в этом случае меняется вся правовая система вуза.

– Приглашение иностранных преподавателей и студентов – это отдельная проблема, уже долгое время мы добиваемся того, чтобы европейские преподаватели не были у нас на позициях гастарбайтеров и мы могли спокойно их приглашать, каждый раз не испрашивая разрешения из министерства образования, – поделилась выступающая.

К слову, в унисон прозвучали слова Чарльза Худта, директора Nuffic Neso Russia – официального представителя нидерландского высшего образования в России, – который посетовал, что большинство иностранных дипломов не признаются в России в силу расхождения образовательных систем, и выразил надежду на более тесное сотрудничество российских и голландских университетов:

– Голландские дипломы, к сожалению, должны вновь получать здесь подтверждение – защищаться в России. Я уже знаю несколько примеров, когда ученые сталкивались именно с такими проблемами на российском рынке труда, и поэтому они решили больше не возвращаться в Россию, – отметил Чарльз Худт.

Почему же европейские студенты не едут в Россию? По словам Елены Карпухиной, прежде всего не стоит забывать о том, что у них достаточно широкий выбор, а присутствие российских университетов на международном рынке образовательных услуг слабое. Кроме того, даже если европейские студенты и хотят приехать в наши вузы, скажем, из Франции, то не могут, так как их дипломы не нострифицируются. Среди других проблем – трудности с интегрированными учебными планами, слабое знание русского языка, условия и стоимость жизни, которые также нельзя сбрасывать со счетов.

Подводя итоги конференции, Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета, отметил, что, несмотря на прозвучавшие смешанные оценки в области образования в странах Европы и России, альтернативы университетскому обучению нет, и выразил надежду, что те общие проблемы, которые обозначены, будут решаться в тесном взаимодействии с европейскими партнерами.

– Наша задача – развивать университетскую систему высшего образования. Даже несмотря на то, что в свое время один из президентов США Теодор Рузвельт сказал: человек безо всякого образования может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу, – я думаю, мы учим совсем другому. Мы учим созидать, наводить мосты и строить дороги, в том числе те дороги, которые приведут нас к взаимопониманию и тесному взаимодействию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, международное сотрудничество, зарубежный опыт, болонский процесс, акцент, ао-50

Похожие материалы:
Профессиональная роль куратора
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Финансирование образования в Европе. Уроки кризиса
Российское и зарубежное медицинское образование
ВТО и высшая школа России
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Четвертый Болонский политический форум
Кредитная система и академическая мобильность
Есть ли шанс у российских университетов?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
Конференция пройдет при участии института межкультурной коммуникации института русистики...
Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
С 24 по 26 июня на базе Алтайского государственного университета будет проходить 16-я...
В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
Заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий...
Из журнала
#102Инфографика «АО-102»
#105Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
#100Михаил Стриханов рассказал о деятельности экспертного совета по высшему образованию
#99В Нюрнберге прошла I Баварско-Российская конференция по экономическим наукам
#106Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
Информационная лента
10:12Кадры будущего: в БФУ им. И. Канта открыли уникальный Центр развития современных компетенций детей
10:00В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе