Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт взаимодействия вузов и бизнеса

Редакционная статья по материалам конференции «Мировой опыт взаимодействия университетов c бизнесом и региональной властью в области трансфера технологий». Как увеличить КПД взаимодействия высших учебных заведений и бизнес-структур в области трансфера технологий? Что из зарубежной практики можно перенести на российскую почву? Своей точкой зрения по этим вопросам на конференции делились российские и зарубежные эксперты.

Просмотров: 5216

Тираж не ограничен

Успешный опыт взаимодействия вузов и бизнеса необходимо тиражировать и распространять

Около 10 процентов предприятий занимаются инновационной деятельностью в области технологий – сообщается в обзоре национальной инновационной системы России, выполненном по методологии ОЭСР. В странах Европейского Союза этот показатель составляет 30-40 процентов, иногда превышает 60. Какой вклад в инновационное развитие производства вносят вузы? Как увеличить КПД взаимодействия высших учебных заведений и промышленности в области трансфера технологий? Что из зарубежной практики можно перенести на российскую почву? Этим вопросам была посвящена конференция «Мировой опыт взаимодействия университетов c бизнесом и региональной властью в области трансфера технологий», организованная фондом «Новая Евразия».

Импортные инновации

Открывая конференцию, ректор национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Дмитрий Ливанов отметил:

– Я далек от мысли уподобляться некоторым коллегам, которые объясняют все наши проблемы в сфере науки слабой востребованностью со стороны предприятий. Безусловно, уровень инновационной активности в российской экономике существенно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже тот спрос на инновации, который есть сегодня, за счет наших изобретений удовлетворяется только наполовину.

Из-за рубежа приходят к нам 50 процентов востребованных российской промышленностью технологий. Тенденция объяснимая – технологический трансфер происходит во всем мире. Однако вместе с тем это говорит о том, что у российских вузов есть серьезный рынок, который сегодня еще не полностью освоен.

– Университеты должны взять на себя ответственность за формирование нового технологического уклада как с точки зрения оснащения экономики квалифицированными кадрами, так и технологического развития. Должно быть уделено внимание как повышению качества работы вузов в сфере исследований, так и всему, что связано с трансфером этих результатов в область реальной экономики. Подобные успешные примеры на сегодняшний день в России практически отсутствуют. Нам нужно не бояться заимствовать подобный опыт и привлекать специалистов, которые имеют этот опыт, – констатировал Дмитрий Ливанов.

Трансфер по-американски

Опыт продвижения инноваций в США на конференции был представлен подходом университетов Северной Каролины, входящих в Research Triangle.

– Почему мы отобрали именно Research Triangle и Северную Каролину как модель, рождающую тенденции развития процесса трансфера технологий в Соединенных Штатах Америки? Когда у нас говорят об американском опыте и о возможностях его использования в России, то обычно ссылаются на Силиконовую долину и Массачусетский технологический институт (MIT). Эти две модели не совсем типичны для США, американский опыт шире, и есть примеры, которые более соответствуют российским реалиям, – отметил Андрей Кортунов, президент Фонда «Новая Евразия».

Во-первых, штат Северная Каролина никогда не относился к числу наиболее богатых. Во-вторых, в развитии потенциала трансфера технологий большую роль сыграло местное правительство. В-третьих, опыт Северной Каролины демонстрирует, что для достижения успеха в инновационной деятельности необходимы долгосрочные инвестиции.

– И нам нужно учитывать эту временную перспективу и то обстоятельство, что создание новой, инновационной культуры университета, тем более региона, – дело долгосрочное, и не стоит ожидать чудес, которые произойдут в ближайшие годы, – подчеркнул Андрей Кортунов.

Алан О’Коннор, главный экономист программы по экономике окружающей среды Research Triangle Institute, обратил внимание участников конференции на то, что в 50-е годы прошлого века Северная Каролина была бедным аграрным штатом. Из 50 американских субъектов она занимала 48-ю позицию рейтинга по доходу на душу населения. Экономика Северной Каролины основывалась тогда на текстильной, мебельной и табачной промышленности. Перед университетами встал вопрос: для чего готовить кадры, если большинство молодых специалистов уезжает из штата?

Решить его удалось с помощью поддержки местных властей. Понадобилось около пятидесяти лет, чтобы Северная Каролина из аграрного штата превратилась в инновационный.

– Мы должны были создать то, что вызвало бы большой интерес у производственных фирм для размещения исследовательских объектов именно в нашем технопарке. Так появилась некоммерческая организация для управления этой структурой и научный институт, который стал первым арендатором и катализатором исследований. То есть был построен мост между различными сторонами: властями штата и частным сектором. Research Triangle Park – сегодня крупнейший технопарк в Америке, – пояснил доктор Алан О’Коннор.

Свои производства в RTP разместили такие частные компании-гиганты, как IBM, GlaxoSmithKline и другие. Этому предшествовала кропотливая работа по привлечению талантливых людей из других штатов и вложение долгосрочных инвестиций. Как отметил доктор Алан О’Коннор, акцент всегда делался и делается на людей: в Северной Каролине много усилий и средств было потрачено на кадры. Большое внимание уделялось и борьбе со стереотипами университетских сотрудников, поскольку курс на инновации встречал некоторое сопротивление.

– Университеты нам видятся как предпринимательские структуры. Мы хотим, чтобы студенты и профессора организовывали компании, становились руководителями исследовательских проектов, – пояснил американский экономист.

По словам Байлиана Ли, проректора по международному сотрудничеству Университета Северной Каролины, ежегодно в их вузе на исследования тратится около 385 млн. долларов. Годовой бюджет высшего учебного заведения – 1,2 млрд. долларов. При этом штат оказывает большую поддержку вузу. Кроме того, деньги поступают из федерального бюджета и от промышленности – предприятия покрывают около трети всех расходов. Приоритетные направления исследований – здоровье, энергетика, окружающая среда, безопасность. Акцент делается на междисциплинарные исследования, которые проводятся, как подчеркнул доктор Байлиан Ли, чтобы изменить жизнь людей к лучшему.

В прошлом году было создано 4 стартапа, всего их 80, оформлено 44 патента США, их общее количество – 700. В Университете Северной Каролины успешно работает система вознаграждений для ученых: авторам разработки полагается 40 процентов от полученной прибыли.

Когда бизнес начнет вкладываться в исследования?

Представляя германский опыт трансфера технологий, Бухард Шеллок, менеджер проекта ProNetz Фонда Фраунхофер, перечислил инструменты, необходимые для создания инновационной системы.

– Прежде всего нужно обратить внимание на те стороны, где вы сильны. Например, в случае с Северной Каролиной это биотехнологии. Затем – определить рыночные возможности. Очень часто в университетах есть замечательный продукт, но не всегда определяется потенциал рынка для этого продукта, – отметил выступающий.

В 26 землях Германии функционируют региональные кластеры, которые открыли новые возможности для вузов. Многие из них получают государственное финансирование. Ситуация, когда германское министерство экономики выделило деньги не на конкретные инновации, а на поддержку сотрудничества между университетами, промышленностью и общественными организациями, возникла всего пять лет назад.

«Безусловно, уровень инновационной активности в российской экономике существенно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже тот спрос на инновации, который есть сегодня, за счет наших изобретений удовлетворяется только наполовину».
Дмитрий ЛИВАНОВ, ректор МИСИС.

Как определить стратегию инновационного развития? По мнению Бухарда Шеллока, важно учитывать несколько компонентов: базисный уровень образования, как организована система повышения квалификации в течение карьеры, существует ли у промышленного предприятия внутренний бюджет на исследования, в какой мере университеты используют систему контрактов, насколько высок статус ученого в обществе. Безусловно, залог успеха – в стремлении к сотрудничеству между предприятиями и университетами. Кроме того, фокус инновационной компании должен располагаться на мировых рынках.

– Мне кажется странным, что у АвтоВАЗа, например, 80 процентов услуг сосредоточено на заводе, в то время как в других компаниях этот показатель колеблется от 25 до 30 процентов. Может, это российская философия – все держать внутри компании, – заметил Бухард Шеллок.

Чтобы привлечь промышленность в вуз, требуются более эффективные форматы взаимодействия с бизнесом. Элисон Кемпбел, директор по инновациям Королевского колледжа Лондона, рассказала о новом проекте, делающем интеллектуальную собственность вуза легко доступной для предприятий:

– Трудно сказать, когда промышленность будет полностью брать на себя финансовую сторону создания инноваций. Поэтому свои разработки мы делаем бесплатными для промышленности.

Однако распоряжаться «открытыми» инновациями компания может, выполнив ряд требований: с помощью разработки нужно достичь успеха в течение трех лет, иначе интеллектуальная собственность будет возвращена университету. По словам Элисон Кемпбел, это позволяет фокусироваться на наиболее обещающих проектах, а значит, стимулировать экономический рост и приносить пользу обществу.

Укрепить тандем «вуз – промышленность»

Открывая круглый стол, посвященный российскому опыту взаимодействия университетов с бизнесом и региональной властью в области трансфера технологий, Иван Бортник, исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), отметил, что не стоит слепо копировать западный опыт:

– Когда я читал рекомендации MIT, как надо организовать технологический университет в «Сколково», меня в этой записке поразили две вещи. Авторы советуют: не создавайте центр трансфера технологий и не заводите проректора по инновациям – а ведь сейчас именно эти два направления в российских вузах магистральные. Прежде чем перенимать западный опыт, нам надо думать, как он
приживется на российской почве.

Основная проблема наших университетов заключается не в создании инноваций, а в их коммерциализации, считает исполнительный директор АИРР:

– Мне лично уже надоели взаимные обвинения вузов и бизнеса: первые говорят, что предприятиям ничего не надо, вторые – что учебные заведения ничего не могут. На самом деле успешные примеры взаимодействия есть. Их надо демонстрировать широкой публике, активно обсуждать и, главное, тиражировать. На конференции был представлен ряд наиболее успешных российских тандемов «вуз – промышленность». Один из таких примеров – МГУ им. М.В. Ломоносова и Московский научно-исследовательский центр «Шлюмберже», которые реализуют уже четвертый совместный проект. Компания «Шлюмберже» – один из мировых лидеров по производ ству оборудования и ПО для нефтяной и газовой промышленности. Алексей Хохлов, проректор МГУ, рассказал, чем их партнерство отличается от стандартных вузовских контрактов с предприятиями. В его основе – соглашение, рассчитанное не на один проект, а, как минимум, на несколько лет. Кроме того, результатом исследования не обязательно должны быть прикладные разработки, готовые к внедрению. В исследованиях принимают участие и представители компании, командированные в вуз. Наконец, выделяются деньги на приобретение необходимых приборов, а также компания размещает в лаборатории на временной основе свое оборудование.

В МГУ работает несколько совместных лабораторий с крупнейшими компаниями, такими как Microsoft, Intel, в том числе предприятиями нашей страны.

– Взаимодействие с российскими компаниями не очень стабильно. Например, во время кризиса 2008 года они полностью прекратили финансирование нашей совместной лаборатории. Ни одна зарубежная компания этого не сделала, – поделился Алексей Хохлов.

Несколько тандемов вузов и предприятий, выступавших на конференции, представляли проекты, образовавшиеся благодаря 218-му постановлению правительства – в результате конкурса по кооперации университетов и бизнеса. Например, МИСиС реализует проект с Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО) по созданию алюминиевых и титановых отливок.

По словам Павла Аликина, заместителя начальника по литейному производству УМПО, конструкторы завода поначалу с недоверием отнеслись к сотрудничеству с вузом, объясняя это тем, что сами всю жизнь занимаются проектированием и справляются без ученых. Однако в результате первого проекта появилась качественная деталь с меньшими трудозатратами, и этот успех избавил от сомнений. УМПО ценит и то, что от МИСиС получает не отчет, а отработанную на научно-исследовательской базе вуза технологию и готовые решения по подготовке серийного производства.

Своим опытом сотрудничества поделились также такие тандемы, как МФТИ и центр высоких технологий «ХимРар», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики и НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» и другие. Это первые значимые проекты по взаимодействию вузов и бизнеса в области трансфера технологий в России, которые, по выражению исполнительного директора АИРР Ивана Бортника, «нужно активно обсуждать и тиражировать». Только в этом случае удастся привить российским бизнес-структурам вкус к инновациям.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Финансирование образования в Европе. Уроки кризиса
Есть ли шанс у российских университетов?
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Опыт взаимодействия вузов и бизнеса
Союз науки и производства: северное измерение
ВТО и высшая школа России
На рынке образования «повышательный» тренд
Четвертый Болонский политический форум
В России тоже будет рабочая аристократия
Есть ли шанс у российских университетов?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ