Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества

Роль студенческого сообщества как целевой аудитории и основного партнера в процессе происходящих в высшей школе преобразований признана на уровне министров образования, подписавших Болонскую декларацию стран. Участие студентов в системе обеспечения гарантии качества высшего образования сегодня признается как необходимое и желаемое явление.

Просмотров: 3299

Неисчерпаемый ресурс

Органы студенческого самоуправления – важнейший компонент гарантии качества образования в XXI веке

В.С. Шаврин, руководитель Управления качества и аккредитации УГТУ-УПИ

Роль студенческого сообщества как целевой аудитории и основного партнера в процессе происходящих в высшей школе преобразований признана на уровне министров образования, подписавших Болонскую декларацию стран. Участие студентов в системе обеспечения гарантии качества высшего образования сегодня признается как необходимое и желаемое явление.

По мнению Питера Уильямса (Президент ENQA в 2005-2008 годах), «студенты стали принимать активное участие в улучшении и совершенствовании процесса своего обучения. Это происходит путем высказывания собственного мнения о курсах обучения, которые они проходят, и путем внесения вклада в развитие обучения и преподавания по изучаемым предметам; посредством участия в принятии решений на уровне университета; а также через непосредственное представление интересов студенчества в студенческих союзах и других представительных органах – сегодня студенческие голоса слышны достаточно часто, громко и четко, а их взгляды воспринимаются всерьез».

В соответствии с законодательной базой стран Европы и России студенты вовлечены во внутривузовские процессы как часть гарантии качества деятельности вузов и образовательных программ, а также в процедуры гарантии качества. Участие принимает разные формы: как формальные, так и неформальные.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от августа 1996 года № 15-ФЗ (ст. 16) говорит о непосредственном привлечении студентов в управление вузами.

В Берлинском коммюнике (2003) подчеркивается: «Студенты являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием. Министры отмечают, что национальные меры на законодательном уровне для обеспечения участия студентов в оценочных процессах уже действуют практически на всей территории Европейской зоны высшего образования. Они также призывают вузы и студенческие организации к поиску путей укрепления систем привлечения студентов к управлению высшим образованием».

Используя существующую законодательную базу, высшее образование получило разнообразие форм студенческого участия в процессах гарантии качества образования – неисчерпаемый ресурс, привлекая который, можно использовать опыт и делиться лучшими практиками и, таким образом, помогать всем стейкхолдерам (заинтересованным лицам) учиться и развиваться.

С практической точки зрения, участие студентов может значительно преобразовать образовательный процесс, так как способствует появлению новых критериев качества, адаптированных к целям, получению новых возможностей: включая, например, способность студентов к самостоятельному обучению. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать процесс подготовки и обучения всех заинтересованных сторон.

Однако, чтобы использовать в полной мере опыт европейских стран по привлечению стейкхолдеров и, в частности, студентов к процедурам оценки и гарантии качества, необходимы определенные усилия и ресурсы.

Европейские специалисты, в свою очередь, также сталкиваются с проблемами:

  • с трудностью в вопросе вовлечения студентов в процесс и процедуры гарантии качества, заключающейся в том, что сейчас студенты находятся под наибольшим давлением, чем ранее, поскольку около 58 процентов их работают;
  • со сложностью в отборе студентов, обладающих необходимыми компетенциями для участия в процедурах оценивания качества;
  • с отсутствием знания культурных особенностей и систем образования в других странах;
  • с ограниченностью числа студентов, принимающих участие в выборах ректора и в студенческих ассоциациях, их пассивностью при принятии решений.

В России эти проблемы также существуют, но еще и осложняются тем, что:

  • значительная часть студентов слабо осведомлена о Болонском процессе;
  • понятие ответственности за качество в российском менталитете весьма приблизительно;
  • не вызывает доверия диплом бакалавра, впоследствии возможны проблемы с трудоустройством;
  • студенты не осведомлены о потенциале кредитной системы;
  • не вызывает поддержку у студентов возможность прерывания обучения между двумя циклами.

В европейских странах миссия студенческих агентств по гарантии качества формулируется следующим образом:

  • обеспечить защиту общественных интересов через гарантию устойчивости стандартов в сфере квалификаций высшего образования и способствовать постоянному совершенствованию менеджмента
  • высшего образования (Великобритания);
  • привлекать студентов к формированию как внутренней, так и внешней систем гарантии качества (Великобритания);
  • способствовать университетам в обеспечении культуры качества и выполнении функций по надзору (Финляндия).

Студенты принимают активное участие на всех этапах и уровнях управления и оценки качества образования:

  • студенческий союз, зафиксированный в университетском акте (Финляндия), назначает своих представителей в официальных органах университета, представляет интересы студенческих организаций, организует встречи, дискуссии;
  • создаются ассоциации студентов по предметным областям;
  • студенты участвуют в процедурах принятия учебным заведением решений через выборные организации, комиссии (Великобритания);
  • на оперативном уровне управления студенческое представительство осуществляется в формах членства в комитетах по курсам и программам, представительства в комитетах факультетов, в комитетах взаимодействия «преподаватель – студент» и в консультативных и совещательных комитетах;
  • вовлечение студентов в процедуры внешней гарантии качества, составление рейтингов и бенчмаркинг.

В частности, непосредственно в процедурах оценки качества студенческие союзы выполняют определенную функцию:

  • в Великобритании представительные органы студенчества составляют письменные представления (SWS – students’ writing submissions), которые подаются отдельно от представляемого учебным заведением документа по самообследованию (SED – self evaluation document);
  • в Шотландии представители национального студенчества включаются в состав экспертных комиссий в качестве полноправных членов;
  • в Финляндии студентам предоставляется полная академическая свобода (свободное посещение лекций при полной ответственности за планирование своих занятий); деятельность факультета вуза перерастает в надежное партнерство и участие в гарантии качества на национальном уровне;
  • участие в качестве докладчиков, делегатов на мероприятиях, организованных агентством.

Для активизации роли и участия студентов в процедурах оценки качества образования используются различные формы работы со студенческими союзами:

  • обеспечение студентов обучающими и инструктивными материалами (справочник студента, руководство для первокурсников);
  • консультационные тренинги (ролевые игры, имитация работы внешних комитетов по оценке качества, практикоориентированный курс – 30 час.);
  • внедрение инноваций в практику гарантии качества путем выделения премий, сертификатов, поощрений;
  • принятие законодательных актов, в которых прописаны права участия студентов;
  • внимание к качеству информации, которую студенты получают о своей образовательной программе (в том числе с помощью информационного сайта о качестве обучения: например, TQI в Великобритании (website: www.tqi.ac.uk).

На сегодня страны Европы накопили значительный опыт в сфере привлечения студентов к процедурам гарантии качества в различных областях образовательной деятельности.

Проводятся семинары ENQA, которые являются местом встречи, где участники могут поделиться опытом. Благоприятная атмосфера семинаров способствует обсуждению разных проблем и поиску подходов к их решению, а взаимный обмен идеями помогает найти ответы на самые сложные вопросы. Однако в силу культурных и исторических различий не всегда модель, действующая в одной стране, подходит для другой. Это было отмечено на семинаре в Мадриде 19-20 октября 2006 года, посвященном вопросам вовлечения студентов в процессы гарантии качества. Например, участник из Италии обнаружил, что многое из опыта Каталонии (Испания) может быть эффективно применено в итальянской образовательной системе. И наоборот, финская модель по культурным и контекстуальным признакам слишком отличается от итальянской и не будет иметь успеха в Италии.

В России сотрудничество вуза со студентами можно проследить через деятельность Союзов студентов, что способствует развитию учебной и научной составляющих образовательного процесса. Основной целью большинства Союзов студентов является создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Органы студенческого самоуправления способствуют решению следующих задач:

  • содействию учебной и научной деятельности студентов;
  • участию в разработке и осуществлении государственных программ в области образования и науки;
  • проведению исследований в области образования;
  • разработке предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов;
  • поддержке студенческих научных структур, а также инициатив в области научных и прикладных исследований, внедрению их результатов;
  • повышению интереса молодежи, студенчества к получению знаний и образования.

Если мы верим в значимость роли студентов в образовании, то их участие в деятельности по гарантии качества высшего образования и будет доказательством их вклада в совершенствование образовательного процесса.

Студенты представляют собой одну из важных сторон образовательного процесса. При этом они, как показывает опыт, менее информированы о сути и значении, целях и задачах Болонского процесса. Необходимо шире информировать их о происходящих изменениях и распространять лучшие практики по формированию единого Европейского образовательного пространства.

Информационная база

  1. Материалы семинара ENQA по привлечению студентов к процедуре внешней гарантии качества, 19-20 октября 2006 г., Мадрид.
  2. Wenche Froestad, Sverreen Redtrоen and Gunnveig Grоdeland: Student participation in external evaluation panels (Участие студентов в работе экспертных комиссий по внешней оценке), 7-й ежегодный форум EAIR.
  3. Август, 2005, Рига, Латвия. Доступно в Интернет: http://www.nokut.no/graphics/ NOKUT/artikkelbibliotek/Generell/Rapporter/ EAIR_CDRom_paper-end.pdf
  4. Alaniska H. 2006. Opiskelija opetuksen laadunarvioinnissa.
  5. Общая структура для рассмотрения предложений, жалоб и просьб студентов, Барселона, AQU Catalunya, 2004. Адрес в Интернете: http://www.nokut.no/graphics/ NOKUT/Artikkelbibliotek/General/Rapporter/ EAIR_CDRom_paper-end/pdf
  6. Общие рекомендации к оценке деятельности студентов. Барселона: AQU Catalunya, 2003. Адрес в Интернете: http:// www.aqucatalunya.org/uploads/publications/ arxiu%0pdf/MGAp
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: УГТУ-УПИ, ВПО, зарубежный опыт, качество образования, студенческое самоуправление, болонский процесс, ао-32

Похожие материалы:
Об особенностях современной системы образования в КНР
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Кредитная система и академическая мобильность
Роль студентов в процессе гарантии качества
Модель оценки качества образовательной программы
Профессиональная роль куратора
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету
Молодые ученые: возвращаться или нет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
Из журнала
#96Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
#103В Институте водного транспорта им. Г.Я.Седова реализуется концепция непрерывного флотского образования
#107Дайджест № 107 «Аккредитация в образовании»
#102Опыт дуального обучения и перспективы его развития
#104Елена Дзятковская: «На путь проб и ошибок у нас, вероятно, не осталось времени»
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»