Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества

Роль студенческого сообщества как целевой аудитории и основного партнера в процессе происходящих в высшей школе преобразований признана на уровне министров образования, подписавших Болонскую декларацию стран. Участие студентов в системе обеспечения гарантии качества высшего образования сегодня признается как необходимое и желаемое явление.

Просмотров: 3942

Неисчерпаемый ресурс

Органы студенческого самоуправления – важнейший компонент гарантии качества образования в XXI веке

В.С. Шаврин, руководитель Управления качества и аккредитации УГТУ-УПИ

Роль студенческого сообщества как целевой аудитории и основного партнера в процессе происходящих в высшей школе преобразований признана на уровне министров образования, подписавших Болонскую декларацию стран. Участие студентов в системе обеспечения гарантии качества высшего образования сегодня признается как необходимое и желаемое явление.

По мнению Питера Уильямса (Президент ENQA в 2005-2008 годах), «студенты стали принимать активное участие в улучшении и совершенствовании процесса своего обучения. Это происходит путем высказывания собственного мнения о курсах обучения, которые они проходят, и путем внесения вклада в развитие обучения и преподавания по изучаемым предметам; посредством участия в принятии решений на уровне университета; а также через непосредственное представление интересов студенчества в студенческих союзах и других представительных органах – сегодня студенческие голоса слышны достаточно часто, громко и четко, а их взгляды воспринимаются всерьез».

В соответствии с законодательной базой стран Европы и России студенты вовлечены во внутривузовские процессы как часть гарантии качества деятельности вузов и образовательных программ, а также в процедуры гарантии качества. Участие принимает разные формы: как формальные, так и неформальные.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от августа 1996 года № 15-ФЗ (ст. 16) говорит о непосредственном привлечении студентов в управление вузами.

В Берлинском коммюнике (2003) подчеркивается: «Студенты являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием. Министры отмечают, что национальные меры на законодательном уровне для обеспечения участия студентов в оценочных процессах уже действуют практически на всей территории Европейской зоны высшего образования. Они также призывают вузы и студенческие организации к поиску путей укрепления систем привлечения студентов к управлению высшим образованием».

Используя существующую законодательную базу, высшее образование получило разнообразие форм студенческого участия в процессах гарантии качества образования – неисчерпаемый ресурс, привлекая который, можно использовать опыт и делиться лучшими практиками и, таким образом, помогать всем стейкхолдерам (заинтересованным лицам) учиться и развиваться.

С практической точки зрения, участие студентов может значительно преобразовать образовательный процесс, так как способствует появлению новых критериев качества, адаптированных к целям, получению новых возможностей: включая, например, способность студентов к самостоятельному обучению. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать процесс подготовки и обучения всех заинтересованных сторон.

Однако, чтобы использовать в полной мере опыт европейских стран по привлечению стейкхолдеров и, в частности, студентов к процедурам оценки и гарантии качества, необходимы определенные усилия и ресурсы.

Европейские специалисты, в свою очередь, также сталкиваются с проблемами:

  • с трудностью в вопросе вовлечения студентов в процесс и процедуры гарантии качества, заключающейся в том, что сейчас студенты находятся под наибольшим давлением, чем ранее, поскольку около 58 процентов их работают;
  • со сложностью в отборе студентов, обладающих необходимыми компетенциями для участия в процедурах оценивания качества;
  • с отсутствием знания культурных особенностей и систем образования в других странах;
  • с ограниченностью числа студентов, принимающих участие в выборах ректора и в студенческих ассоциациях, их пассивностью при принятии решений.

В России эти проблемы также существуют, но еще и осложняются тем, что:

  • значительная часть студентов слабо осведомлена о Болонском процессе;
  • понятие ответственности за качество в российском менталитете весьма приблизительно;
  • не вызывает доверия диплом бакалавра, впоследствии возможны проблемы с трудоустройством;
  • студенты не осведомлены о потенциале кредитной системы;
  • не вызывает поддержку у студентов возможность прерывания обучения между двумя циклами.

В европейских странах миссия студенческих агентств по гарантии качества формулируется следующим образом:

  • обеспечить защиту общественных интересов через гарантию устойчивости стандартов в сфере квалификаций высшего образования и способствовать постоянному совершенствованию менеджмента
  • высшего образования (Великобритания);
  • привлекать студентов к формированию как внутренней, так и внешней систем гарантии качества (Великобритания);
  • способствовать университетам в обеспечении культуры качества и выполнении функций по надзору (Финляндия).

Студенты принимают активное участие на всех этапах и уровнях управления и оценки качества образования:

  • студенческий союз, зафиксированный в университетском акте (Финляндия), назначает своих представителей в официальных органах университета, представляет интересы студенческих организаций, организует встречи, дискуссии;
  • создаются ассоциации студентов по предметным областям;
  • студенты участвуют в процедурах принятия учебным заведением решений через выборные организации, комиссии (Великобритания);
  • на оперативном уровне управления студенческое представительство осуществляется в формах членства в комитетах по курсам и программам, представительства в комитетах факультетов, в комитетах взаимодействия «преподаватель – студент» и в консультативных и совещательных комитетах;
  • вовлечение студентов в процедуры внешней гарантии качества, составление рейтингов и бенчмаркинг.

В частности, непосредственно в процедурах оценки качества студенческие союзы выполняют определенную функцию:

  • в Великобритании представительные органы студенчества составляют письменные представления (SWS – students’ writing submissions), которые подаются отдельно от представляемого учебным заведением документа по самообследованию (SED – self evaluation document);
  • в Шотландии представители национального студенчества включаются в состав экспертных комиссий в качестве полноправных членов;
  • в Финляндии студентам предоставляется полная академическая свобода (свободное посещение лекций при полной ответственности за планирование своих занятий); деятельность факультета вуза перерастает в надежное партнерство и участие в гарантии качества на национальном уровне;
  • участие в качестве докладчиков, делегатов на мероприятиях, организованных агентством.

Для активизации роли и участия студентов в процедурах оценки качества образования используются различные формы работы со студенческими союзами:

  • обеспечение студентов обучающими и инструктивными материалами (справочник студента, руководство для первокурсников);
  • консультационные тренинги (ролевые игры, имитация работы внешних комитетов по оценке качества, практикоориентированный курс – 30 час.);
  • внедрение инноваций в практику гарантии качества путем выделения премий, сертификатов, поощрений;
  • принятие законодательных актов, в которых прописаны права участия студентов;
  • внимание к качеству информации, которую студенты получают о своей образовательной программе (в том числе с помощью информационного сайта о качестве обучения: например, TQI в Великобритании (website: www.tqi.ac.uk).

На сегодня страны Европы накопили значительный опыт в сфере привлечения студентов к процедурам гарантии качества в различных областях образовательной деятельности.

Проводятся семинары ENQA, которые являются местом встречи, где участники могут поделиться опытом. Благоприятная атмосфера семинаров способствует обсуждению разных проблем и поиску подходов к их решению, а взаимный обмен идеями помогает найти ответы на самые сложные вопросы. Однако в силу культурных и исторических различий не всегда модель, действующая в одной стране, подходит для другой. Это было отмечено на семинаре в Мадриде 19-20 октября 2006 года, посвященном вопросам вовлечения студентов в процессы гарантии качества. Например, участник из Италии обнаружил, что многое из опыта Каталонии (Испания) может быть эффективно применено в итальянской образовательной системе. И наоборот, финская модель по культурным и контекстуальным признакам слишком отличается от итальянской и не будет иметь успеха в Италии.

В России сотрудничество вуза со студентами можно проследить через деятельность Союзов студентов, что способствует развитию учебной и научной составляющих образовательного процесса. Основной целью большинства Союзов студентов является создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Органы студенческого самоуправления способствуют решению следующих задач:

  • содействию учебной и научной деятельности студентов;
  • участию в разработке и осуществлении государственных программ в области образования и науки;
  • проведению исследований в области образования;
  • разработке предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов;
  • поддержке студенческих научных структур, а также инициатив в области научных и прикладных исследований, внедрению их результатов;
  • повышению интереса молодежи, студенчества к получению знаний и образования.

Если мы верим в значимость роли студентов в образовании, то их участие в деятельности по гарантии качества высшего образования и будет доказательством их вклада в совершенствование образовательного процесса.

Студенты представляют собой одну из важных сторон образовательного процесса. При этом они, как показывает опыт, менее информированы о сути и значении, целях и задачах Болонского процесса. Необходимо шире информировать их о происходящих изменениях и распространять лучшие практики по формированию единого Европейского образовательного пространства.

Информационная база

  1. Материалы семинара ENQA по привлечению студентов к процедуре внешней гарантии качества, 19-20 октября 2006 г., Мадрид.
  2. Wenche Froestad, Sverreen Redtrоen and Gunnveig Grоdeland: Student participation in external evaluation panels (Участие студентов в работе экспертных комиссий по внешней оценке), 7-й ежегодный форум EAIR.
  3. Август, 2005, Рига, Латвия. Доступно в Интернет: http://www.nokut.no/graphics/ NOKUT/artikkelbibliotek/Generell/Rapporter/ EAIR_CDRom_paper-end.pdf
  4. Alaniska H. 2006. Opiskelija opetuksen laadunarvioinnissa.
  5. Общая структура для рассмотрения предложений, жалоб и просьб студентов, Барселона, AQU Catalunya, 2004. Адрес в Интернете: http://www.nokut.no/graphics/ NOKUT/Artikkelbibliotek/General/Rapporter/ EAIR_CDRom_paper-end/pdf
  6. Общие рекомендации к оценке деятельности студентов. Барселона: AQU Catalunya, 2003. Адрес в Интернете: http:// www.aqucatalunya.org/uploads/publications/ arxiu%0pdf/MGAp
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Роль студентов в процессе гарантии качества
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Diploma Supplement как инструмент академической мобильности
Молодые ученые: возвращаться или нет
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Кредитная система и академическая мобильность
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Проблемы реализации болонских инициатив
Есть ли шанс у российских университетов?
Есть ли шанс у российских университетов?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ