Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Об особенностях современной системы образования в КНР

Международное сообщество все больше смотрит на Китай как на страну с быстро растущим уровнем грамотности населения, высоким уровнем образования в ведущих вузах. Об особенностях современной системы образования в КНР рассказывает директор по делам образования Русско-китайского фонда развития культуры и образования Александр Купин.

Просмотров: 7559

Китай – большие маневры

Международное сообщество все больше смотрит на Китай как на страну с быстро растущим уровнем грамотности населения, высоким уровнем образования в ведущих вузах. С одной стороны, растет число китайских студентов, выезжающих на учебу за рубеж, с другой – правительство увеличивает квоты на количество иностранных преподавателей. У современной системы образования в КНР немало особенностей, которые раскрывает директор по делам образования Русско-китайского фонда развития культуры и образования Александр КУПИН.

КУПИН Александр Михайлович – директор по делам образования Русско-китайского фонда развития культуры и образования (г. Санкт-Петербург).
Родился в 1956 году в поселке Ломоватка Ворошиловградской области. Окончил Лисичанское педагогическое училище, затем университет Дружбы народов им. П. Лумумбы (1984): филолог, преподаватель русского языка как иностранного, переводчик с английского языка на русский.
Трудовую биографию начал в качестве учителя в школе. Затем служба в армии на границе, работа в Управлении внешних связей Минобра РФ. По линии Росзарубежцентра в течение шести лет находился в Индии (г. Калькутта) и Индонезии (г. Джакарта) на должностях директора Института русского языка и замдиректора Российского культурного центра, а также краткосрочно – в Швеции, Греции, ОАЭ, Германии. В разные годы работал в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, РОСТЕСТЕ и Институте проблем информатики РАН, исполнительным директором в российских издательствах. В настоящее время директор по делам образования Русско-китайского фонда развития культуры и образования.
Научные и профессиональные интересы – в сфере культуры и образования, информационных технологий и коммуникаций.
Любит шахматы и рыбалку, а также литературу, художественные выставки, театр, спорт, туризм, садоводство и многое другое.
Женат, имеет взрослых сына и дочь.
Кредо: главное в жизни – определить правильное направление.

Неграмотных все меньше и меньше

Согласно докладу ЮНЕСКО «Образование для всех», Китай занимал второе после Индии место в мире по количеству неграмотных взрослых граждан – 224 млн. человек. Это примерно четверть всех неграмотных людей мира. Почти 80 процентов китайцев проживали в сельских районах, где подчас не могли получить даже полное среднее образование, не говоря уже о высшем. В целом по стране на каждые 10 тыс. человек приходилось только 60 выпускников высших учебных заведений. Но это положение изменилось к 2003 году, когда азиатский исполин стал занимать первое место в мире по масштабам высшего образования.

Образовательные достижения китайцев следует оценивать, принимая в расчет ситуацию в странах, хотя бы отчасти сопоставимых с Китаем по пройденному историческому пути, а также по численности и структуре населения. В качестве базы для таких сравнений есть смысл в первую очередь рассмотреть азиатские государства. На их фоне особенно очевидными становятся серьезные успехи КНР.

Так, в отличие, например, от Индии Китай является страной с быстрорастущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского, составляющего основную массу в обеих странах. Неграмотными в Китае остаются лишь 15 процентов взрослого населения! Тогда как в Индии этот процент равняется 47, в Бангладеш – 61, в Пакистане – 59, в Иране – 27, в Турции – 17, в Индонезии – 15. Еще лучше у КНР другой важный индикатор – доля неграмотных женщин в возрастной группе от 15 до 24 лет. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать-двадцать пять лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель составляет всего 4 процента (в Индии – 44, в Бангладеш – 63, в Пакистане – 61, в Иране – 10, в Турции – 8, в Индонезии – 4).

В амбициозных планах министерства образования КНР сформулированы новые ориентиры: в 2020 году на 100 тыс. человек будет приходиться около 13,5 тыс. специалистов с высшим образованием и примерно 31 тыс. со средним, а неграмотность и полуграмотность снизятся до 3 процентов и ниже. Средний период обучения приблизится к одиннадцати годам вместо девяти лет в настоящее время.

Перемены впечатляют

Общая структура образования в КНР похожа на советскую: состоит из нескольких ступеней и включает начальную и среднюю школу, а также высшее и среднее специальное образование. Начальная ступень – дошкольное образование (детские сады, дети трех-пяти лет). В начальной школе учится порядка 140 млн. человек, срок обучения – шесть лет. В средней школе насчитывается более 60 млн. учеников.

Следующая ступень – обязательное девятилетнее образование. Начальная и неполная средняя школы параллельно практикуют учебные системы «шесть и три», «пять и четыре» или «девять лет подряд». После девятилетки учащиеся могут поступить в полную среднюю школу (по-китайски – высшую среднюю), где предстоит учиться еще три года, то есть общий срок учебы составит двенадцать лет. Можно также получить среднее специальное (профессиональное) образование: после 9 классов срок обучения составляет четыре года, после 12 классов – два.

Вузы тоже практикуют привычную для нас систему: на дневных отделениях обучение длится пять лет (в медицинских институтах – семь-восемь). Высшее образование может быть двух типов: либо по программе специалиста, либо двухуровневое, по системе бакалавр плюс магистр. После получения диплома о высшем образовании возможна учеба в аспирантуре для получения степени доктора философии.

Закон КНР об обязательном образовании появился лишь в 1985 году. Вводили его постепенно, без потрясений и надрыва. На первом этапе, в 80-е годы, обязательным было лишь начальное образование (обычно длится шесть лет). Им сегодня охвачено свыше 99 процентов жителей. На втором этапе, в 90-е годы, обязательным определили девятилетнее образование. Его теперь получает до 98 процентов молодежи. Перемены в системе высшего образования КНР впечатляют. Согласно цифрам, в 1949 году в стране действовало лишь 205 государственных вузов, в настоящее время – более 2 тыс., а количество студентов составляет более 20 млн. человек.

К мировым рейтингам!

Благодаря последовательным реформам в последние годы продолжают совершенствоваться первоначальные масштабы системы высшего образования КНР. Еще в 1993 году началось создание системы 100 университетов первоклассного мирового уровня, в результате чего 708 вузов страны были объединены в 302 многопрофильных универсальных вуза. В частности, Центральная академия прикладного искусства была объединена с самым авторитетным храмом науки Китая – университетом «Цинхуа». Пекинский университет, существующий более ста лет, объединили с самым лучшим в стране медицинским вузом – Пекинской медицинской академией. Слияние таких учебных заведений позволило осуществить глубокие перемены в системе управления высшим образованием, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса. Создан специальный государственный фонд поддержки свыше 30 вузов, входящих в число передовых высших учебных заведений мира.

Высокий уровень образования в ведущих вузах КНР признает и международное сообщество. Так, исследовательская структура международного высшего образования QS в 2010 году опубликовала новый рейтинг ведущих вузов мира, куда в первую полсотню попали Сянганский университет, Сянганский университет науки и технологий, Сянганский университет китайского языка и Пекинский университет. Университет Цинхуа разместился на 54-й строчке, Тайваньский – на 94-й. Сянганский университет впервые опередил Токийский и занял первое место среди высших учебных заведений Азии.

Когда «мозги» под контролем

Чтобы повысить качество обучения в высших учебных заведениях, правительство КНР намерено значительно увеличить квоты на количество иностранных преподавателей в Китае. Приоритет в данном контексте будет отдаваться, прежде всего, преподавателям из России, Украины и стран Восточной Европы. Большинство иностранных преподавателей будут распределены в вузы южных и юго-восточных провинций Китая, так как университеты этих районов находятся в более выгодных условиях финансирования.

Для привлечения новейших технологий из-за рубежа в стране существует практика создания так называемых зон технико-экономического развития (ЗТЭР), где одновременно ведутся научные исследования и непосредственное использование результатов научных разработок на практике. Здесь создан наиболее благоприятный инвестиционный климат, понижены тарифы налогообложения, ведутся совместные фундаментальные научные исследования с иностранными специалистами. ЗТЭР играют большую роль в плане стимулирования обмена с зарубежными странами, в том числе по линии образования.

Кроме того, в Китае быстро развивается высшее профессиональное образование и высшее образование на основе экстерна. В стране сформирована своя система аспирантского образования. С введением обязательного образования в КНР значительно увеличились и ассигнования на нужды образования, качественно улучшились условия обучения, повысилась квалификация педагогического персонала. На сегодняшний день нет практически ни одной школы в провинции, где учебные классы не были бы оснащены по последнему слову техники. Правительство заботится о поддержании статуса педагогического труда, повышении заработной платы. И если Россия только сетует на «утечку мозгов», то Китай «мозги» реально привлекает.

Модернизация и свобода

Общее руководство сферой высшего образования Китая по-прежнему осуществляет госсовет через подчиненные ему министерство образования и ведомства. Государство поощряет в рамках закона создание и финансирование вузов профессиональными, предпринимательскими, общественными коллективами и организациями, отдельными гражданами. Тем самым впервые в принципе допускается идея учреждения и легализации частной высшей школы. При этом подчеркивается, что целью создания вуза в КНР должно быть служение интересам государства и общества, а не извлечение прибыли.

Постепенно рационализируется структура специальностей. В настоящее время высшая школа КНР готовит мастеров по 820 направлениям. В процентном отношении приоритетны технические специальности и фундаментальные науки. Второе место занимают педагогические профессии, что объясняется их востребованностью на рынке труда.

В модернизируемом Китае вузам дана большая свобода в привлечении дополнительных средств для развития науки и технологий. Такие виды коммерческой деятельности, как сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и так далее, распространяются все шире. В КНР использовали западный опыт по основанию индустриальных парков высоких технологий. Власти определили четыре важнейших научных направления, в которых они создаются: информационные технологии и технологии новых материалов, электроника, биотехнологии, нанотехнологии. Сегодня в стране порядка 20 таких парков, расположенных в пригородах густонаселенных промышленных городов и концентрирующих научно-исследовательские, конструкторские институты, опытные производства, лаборатории, испытательные полигоны.

В КНР фактически произошел переход на самофинансирование, обучение в вузе стало платным. При поступлении в высшие учебные заведения экзамены не сдают. Квалификационные испытания в виде тестирования проводят один раз по окончании школы. Для зачисления необходимо набрать 500 баллов. А за каждый недобранный балл надо заплатить 1 тыс. юаней в год (примерно 4,5 тыс. рублей). В среднем плата за обучение колеблется от 500 до 2 тыс. долларов в год. И при этом абитуриенты еще проходят жесткий конкурс, так что об отсеве речь практически не идет.

На средства государства или со льготной оплатой могут учиться лишь молодые люди из нуждающихся семей или из дальних сельских районов. За успехи в учебе они даже вправе претендовать на стипендию и разовые социальные выплаты. В результате реформы студенты стали свободнее в выборе профессии, а университеты приобрели большую самостоятельность в установлении и регулировании перечня специальностей в зависимости от потребностей общества.

С уважением к педагогу

В КНР высок статус педагогов. В 1985 году в день рождения философа Конфуция был учрежден День учителя, ставший первым в стране праздником людей отдельной профессии. С 1993 года введен закон о преподавателях, установивший права и обязанности учителей, требования при приеме на работу, социальные гарантии. За период реформ заработная плата учителей возросла в среднем в 15 раз и превысила 31 тыс. юаней (4840 долл.) в год у преподавателей высшей школы и 15 тыс. юаней (2340 долл.) у педагогов начальных и средних школ. А к 2015 году зарплата преподавателей и учителей должна увеличиться еще в два раза. В результате КНР стала обладателем самого большого в мире преподавательского корпуса (более 12,5 млн. человек). И эта цифра постоянно увеличивается.

Для повышения профессионального уровня педагогов правительство КНР разработало программу по созданию союза сетевого обучения преподавателей. Цель её – с помощью информатизации образования способствовать модернизации обучения преподавателей, посредством образовательной сети для преподавательских кадров, спутникового телевидения и Интернета предоставлять помощь и услуги по непрерывной переподготовке преподавателей; проводить масштабную, высококачественную и всестороннюю высокоэффективную подготовку и обучение учителей начальных и средних школ для значительного повышения их профессионального уровня. В настоящее время среди преподавателей вузов 9,5 процента профессоров и 30 процентов доцентов. Молодежь и люди среднего возраста являются ведущей силой педагогики, в вузах преподаватели в возрасте 45 лет и моложе 35 лет составляют соответственно 79 и 46 процентов. Преподаватели вузов широко ведут научные исследования, будучи главной надеждой в этой области, как и в интеллектуальном и научно-техническом новаторстве. Сегодня во всех вузах работают 280 академиков АН Китая – 40,7 процента от общего числа АН Китая, 234 академика инженерных наук – 35,3 процента от общего числа АИН Китая.

Таким образом, правительство КНР и его руководство постоянно работают над созданием механизма взаимной поддержки и взаимодействия правительства, социума, семьи и учебного заведения, формируют благоприятный общественный климат, содействующий здоровому росту учеников и студентов и непрерывному совершенствованию образовательной системы, обеспечивающей возможность учиться в любом возрасте.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ВПО, китай, зарубежный опыт, компетентно, ао-65

Похожие материалы:
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Особенности национальной системы гарантии качества Великобритании
Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программ
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Слагаемые успеха высшего образования Китая
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах
Оценка качества образования: точки зрения
Модель оценки качества образовательной программы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#95Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
#100Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
#96Ейский полипрофильный колледж активно развивается
#98Саратовский архитектурно-строительный колледж динамично развивается
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани