Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы реализации болонских инициатив

В статье определены общие проблемы перехода российской высшей школы к Болонской системе, отмечены плюсы и минусы российского образования. Предлагается ряд мер для содействия интеграции России в единое европейское образовательное пространство.

Просмотров: 5899

В.Т. ТИТОВ, ректор Воронежского госуниверситета, доктор филологических наук, профессор

О.В. ГРИШАЕВ, проректор по воспитательной работе Воронежского госуниверситета, кандидат исторических наук, доцент

М.В. ЩЕРБАКОВА, заместитель декана по воспитательной работе факультета романо-германской филологии Воронежского госуниверситета, кандидат педагогических наук, доцент

Актуальные проблемы реализации болонских инициатив в системе высшего образования России

Процесс глобализации экономики и интенсивное международное сотрудничество формируют общую повестку дня для различных национальных систем образования. Сегодня необходимо согласованное принятие решений по целому ряду принципов, которые определяют стратегию кооперации в сфере мировой образовательной политики. В их числе следующие.

1. Как сделать образование адекватным глобальному инновационному процессу, который определяет основные тренды экономического роста в современном мире?

2. Что необходимо сделать для роста качества образования, учитывая наличие глобальных рынков труда и требований экономики, основанной на знаниях?

3. Как повлияет образовательная политика на социально-культурную и профессиональную адаптацию мигрантов в составе принимающих сообществ?

Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках Болонского процесса, выступает привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и других позиций Болонской декларации приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию.

Определяя общие проблемы перехода российской высшей школы к Болонской системе, можно выделить как издержки, так и преимущества для России. С одной стороны, в России существуют сильные собственные традиции высшего образования, которые нужно сохранить в процессе адаптации к Болонскому процессу. С другой – российское высшее образование продолжает оставаться достаточно консервативным и инертным, зачастую страдает от недостатка доверия со стороны Запада.

Глобальной проблемой российского образования министр А.А. Фурсенко считает несоответствие системы российского образования структурным изменениям в мировой экономике. Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования соответствует логике развития современного общества и экономической ситуации в стране: трудоспособный гражданин в современных условиях должен получить необходимый минимум актуальных знаний, продолжая самообразование всю свою жизнь.

До вхождения в Болонский процесс отечественное образование «болело» такими недугами, как снижение качества высшего образования (и это проблема не только России) и сохранение традиционной логики процесса обучения в вузе (идет подготовка специалистов с фундаментальными знаниями, а в настоящий момент требуются «потребители технологий»).

Сегодня предлагается ряд практических мер для содействия интеграции России в единое европейское образовательное пространство, которые включают:

  • четырехлетний бакалавриат (позволяет компенсировать более короткий срок обучения российских студентов в средней школе);
  • содействие общественному признанию степеней бакалавра и магистра в России (магистры должны получать более высокую стартовую заработную плату и иметь более высокий социальный статус);
  • реформу обучения в аспирантуре и докторантуре (переход от принятой ныне в России системы получения степеней «кандидата» и «доктора» наук к стандартной степени «доктора» – Ph.D.);
  • введение новой системы кредитов (применение кредитов ECTS или разработка собственной системы кредитов);
  • решение проблемы доверия к дипломам о высшем образовании (например, создание федерального реестра и защищенной электронной базы данных о дипломах).

Способность к производству новых знаний и инновациям выступает главным фактором развития и конкурентоспособности любой страны. Высшее профессиональное образование – основной компонент инновационной инфраструктуры, которая, в свою очередь, становится всё более глобальной. В связи с этим необходимо создавать сетевые структуры, связывающие исследовательские центры, университеты и бизнес-организации, применяющие информационные технологии. Помимо этого, нужно развивать частно-государственное партнёрство для привлечения инвестиций в ключевые области науки. Важным фактором развития глобальных рынков труда является также достижение прозрачности в понимании квалификаций, полученных в разных образовательных системах. Необходимо поддерживать академическую мобильность студентов, преподавателей и исследователей, обеспечивать широкий обмен опытом, идеями и экспертным знанием в сфере образования и инноваций.

Концепция международной академической мобильности определяется как один из ключевых параметров глобализации, предлагающий следующие вызовы в сфере высшего образования:

  • интернационализация образования;
  • рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг;
  • включение транснационального сектора образования в международное правовое регулирование;
  • политика дерегулирования и отрыв учреждений высшего образования от национального государства и превращение их в транснациональные;
  • появление информационного общества и концепция «обучения через всю жизнь».

Отвечая на эти вызовы, международное сообщество стремится к институционализации этой новой тенденции и создает региональные гиперсистемы высшего образования, целью которых является стандартизация процедур. Стратегия создания единого образовательного пространства подразумевает следующие принципы:

  • общее содержание образования (официальное взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней);
  • общие права и возможности (все граждане государств, расположенных на территории единого образовательного пространства, должны получить свободный доступ в образовательные учреждения других государств в рамках этого пространства);
  • единые правила (обеспечение права любого студента на переход для продолжения обучения в любое образовательное учреждение на территории единого образовательного пространства);
  • единый банк данных академических требований;
  • общий стандарт качества (обеспечение качества образования посредством независимой системы лицензирования, аккредитации и аудита) [1].

Однако переход на стандарты Болонского процесса сопряжен для России и с рядом издержек. За долгие годы в нашей стране сложились свои традиции в области высшего образования. В них много позитивного и их важно не растерять.

На наш взгляд, необходимо остановиться на проблеме сохранения и развития традиций высшего профессионального образования в России. Речь идет о том, что традиционно в советской и российской системах составной частью образования была научная составляющая, то есть высшее образование рассматривалось как единство обучения, воспитания и приобщения студентов к научно-исследовательской работе. Это было связано с тем, что традиционно в России специалистам присваивалась не только академическая степень, но и квалификация.

Система квалификаций предусматривала узкую специализацию с учетом государственного распределения выпускников в плановом хозяйстве СССР. Сегодня нет планового хозяйства, нет системы государственного распределения, и поэтому требуется пересмотр статуса квалификации, что означает если не смену, то корректировку ориентиров высшего образования. При этом, безусловно, научная составляющая должна быть основой качества высшего образования.

Попытка привести российскую систему высшего образования в количественное соответствие с европейской приводит к проблеме общего объема учитываемого учебного времени. Дело в том, что российские образовательные стандарты предусматривают значительно большие временные затраты на подготовку студентов. Они изначально планируют значительно большее учебное время, необходимое для изучения дисциплины, а именно этот параметр лежит в основе кредитной системы. Для сравнения: в Манчестерском университете (Великобритания) для подготовки бакалавра определено 3 630 часов учебного времени, а по российскому ГОС ВПО – от 7 000 до 7 500 часов по гуманитарным наукам.

Вторая проблема, тесно связанная с первой, – соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов. Практически во всех образовательных системах европейских стран самостоятельной работе студентов уделяется очень большое внимание. Это выражается в том, что на чтение литературы, подготовку письменных работ, научную работу и подготовку к экзаменам учебного времени отводится гораздо больше, чем на аудиторную нагрузку (лекции, семинары и т.п.). Поэтому необходимо при формировании рабочих, индивидуальных и типовых планов по системе зачетных единиц уравновесить эти основные составляющие учебного времени.

Третья проблема, которая находится в последние годы в центре внимания Российской высшей школы, – соотношение «преподаватель – студент», или количество преподавателей в вузе и профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава (ППС). Если исходить из того, что придется уменьшать аудиторную нагрузку, то предстоит и решать вопрос о некотором сокращении ППС. Соответственно, при решении данной проблемы требуется учет профессиональной подготовки ППС.

Четвертая проблема – адекватное методическое и информационное обеспечение учебного процесса. Очевидно: чтобы студент самостоятельно получал знания из источников, он должен получить к ним прямой и открытый доступ. Иными словами, вузовские библиотеки должны иметь в своих фондах большое и постоянно пополняющееся количество классической и современной литературы по преподаваемым дисциплинам, причем сегодня достаточно ясно, что необходима и литература на иностранных языках. Это представляется важным не просто для того, чтобы обеспечить студента учебной и научной литературой, но и для того, чтобы учебные программы российских вузов были приняты ECTS, признаны этой системой адекватными европейским стандартам, и, соответственно, адекватными должны быть и списки рекомендуемой студентам литературы. В настоящее время кардинальным образом российским вузам эту проблему решить достаточно трудно, поэтому представляется, что частичное решение этого вопроса связано с созданием баз данных, в которых должна быть, как минимум, обязательная литература и очевидно, что должен быть доступ студентов к информационным технологиям и глобальной сети Интернет.

Пятая проблема связана с проверкой и оцениванием знаний студентов. Речь идет не просто о разных формах проверки и оценивания знаний студентов в российских и европейских вузах, но и об априорном (установленном) доверии вузов к оценкам друг друга. Например, когда европейские вузы в системе ECTS принимают решения о включении нового университета в свою систему, то, помимо представления учебных планов, описания видов учебной деятельности и времени, необходимого для освоения этого материала, вуз должен описать и способы проверки знаний. Таким образом, при формировании рабочих, индивидуальных и типовых планов по системе зачетных единиц следует иметь в виду, что основной принцип проверки знаний студентов и оценивание их академических успехов будет следующим: всё, за что студент получает оценку по курсу, он выполняет письменно. Причем оценка успеваемости студента по каждому курсу выставляется ему по результатам его письменных работ, которые он готовит в ходе изучения материала и итогового испытания по окончанию курса, то есть на основе балльно-рейтинговой системы. Таким образом, академическое признание в Европе, в соответствии с унифицированной системой ECTS, основывается на том, что академические успехи студентов могут быть проверены заинтересованными лицами или организациями в любое время.

Анализ Государственных стандартов высшего профессионального образования второго поколения показал, что они позволяют во многом учитывать особенности перехода на систему зачетных единиц, а также:

  • дают внутреннюю мобильность – определенную свободу при формировании учебных планов по циклам ГСЭ и ЕН, что позволяет предлагать студентам на выбор различные спецкурсы;
  • способствуют реализации первой ступени высшего образования на первых двух курсах – осуществляется, в основном, группами дисциплин циклов ГСЭ и ЕН, посредством выполнения которых происходит социализация и воспитание студентов;
  • сохраняют фундаментальность и систематичность образования в целом:

– выражается в логической последовательности читаемых дисциплин;

– отражаются научные приоритеты факультетов (основные темы спецкурсов связаны с научными проектами выпускающих кафедр);

– спецкурсы и спецсеминары направлены на углубление тем фундаментальных курсов, которые и являются системообразующими для всего учебного плана специальности или направления;

– подготовка и защита курсовых работ, а также их оценка в 6 кредитов в учебной программе каждого направления определяется большой ролью этого вида подготовки специалиста в общей системе учебных программ, нацеленных на фундаментальность и системность образования; курсовые работы являются хорошей школой подготовки и апробации результатов научно-исследовательской работы студента, без которых невозможно говорить о серьезном качестве выпускной квалификационной работы.

  • требуют соотношения аудиторной и самостоятельной работы студента 50/50;
  • предоставляют право выбора траектории учебного процесса: при составлении индивидуального плана студент учитывает образовательные траектории «бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура» или «бакалавриат с ранней специализацией, ориентированной на конкретную квалификацию».

Таким образом, можно сделать вывод, что современные Госстандарты ВПО позволяют адаптировать идеи и принципы Болонского процесса в системе российского высшего образования: четко определены составляющие по циклам (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД); учебный процесс основан на аудиторных (50 процентов) занятиях и внеаудиторных (50 процентов), а также на идее обязательных дисциплин и курсов по выбору по циклам.

В качестве основного недостатка можно назвать отождествление понятий «академическая степень» и «квалификация», что приводит к фактической специализации на третьем-четвертом курсах, не предусмотренной ГОС ВПО. К недоработкам современных стандартов высшего образования можно отнести и отсутствие механизмов контроля над внеаудиторной работой студентов, а также механизма реализации курсов по выбору. Адаптация кредитной системы под ГОС ВПО дает основание полагать, что содержание учебного процесса остается без изменений. В связи с этим необходимо обновление вузовского образовательного процесса, что предполагает:

  • создание механизма контроля над учебными достижениями студентов в целом, включая и внеаудиторную работу;
  • индивидуализацию учебного плана за счет широкой возможности выбора изучаемых дисциплин;
  • изменение системы оценивания учебных достижений студентов (балльно-рейтинговая система);
  • внедрение новых видов нагрузки ППС (увеличение часов на индивидуальное консультирование студентов);
  • изменение графика учебного процесса.

Воронежский государственный университет (ВГУ) является одним из ведущих вузов Воронежской области, имеющих богатый опыт в реализации положений Болонской декларации.

В числе первых российских университетов ВГУ в 1992 году ввел ряд учебных программ подготовки бакалавров, а с 1994 года – и магистров. Важным стимулом появления многоуровневого образования послужило то обстоятельство, что в 70-е годы XX века ВГУ в числе 15 университетов Советского Союза был включен в число специализированных центров подготовки иностранных учащихся. Опыт работы в этой сфере убедительно доказал, что большинство иностранных студентов предпочитает получить образование, максимально приближенное к западным стандартам. Параллельно этот процесс был распространен и на российских студентов, проявивших интерес к получению многоуровневого образования. Таким образом, к моменту появления Болонской декларации Воронежский университет подошел со вполне определенным опытом.

В настоящее время ВГУ осуществляет подготовку по системе «бакалавр + магистр» на 15 факультетах по 39 программам бакалавриата и 100 магистерским программам естественнонаучного и гуманитарного профилей (в том числе междисциплинарным).

Воронежский государственный университет включен в перечень 60 вузов России, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц, инициированной Минобрнауки РФ. На ряде факультетов уже несколько лет внедряется балльнорейтинговая система контроля оценки знаний студентов. При согласовании учебных планов и программ для международного обмена студентов используется система кредитных единиц.

С 2004 года университет выдает выпускникам приложение к диплому магистра и бакалавра по форме, установленной комиссией Европейского Союза (Diploma supplement) на английском языке. Ряд выпускников университета, бакалавров, успешно продолжает обучение в магистратуре зарубежных высших учебных заведений.

ВГУ имеет 65 договоров в области образования с зарубежными высшими учебными заведениями. Научно-педагогические контакты с зарубежными университетами являются составной частью международной деятельности Воронежского госуниверситета, что выступает важнейшим направлением вхождения в мировое образовательное пространство.

Одним из направлений международной деятельности ВГУ является обучение иностранных граждан, которое координируется Институтом международного образования (ИМО). В течение учебного года во взаимодействии с ИМО различные формы подготовки в ВГУ проходят более 750 иностранных граждан.

Стоит отметить, что важную роль в реализации положений Болонской декларации в ВГУ играет предоставление студентам, преподавателям, а также всем желающим услуг в области дополнительного образования, ориентированного на потребности регионального рынка труда. В ВГУ реализуются программы дополнительных квалификаций «Преподаватель», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и другие; дополнительные образовательные программы для школьников, дополнительные образовательные программы в центре современных европейских языков и перевода, региональном центре французского языка и культуры и др. В университете представлен также широкий спектр программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, реализуемых по заданию Рособразования.

Значительное внимание удаляется обеспечению академической мобильности студентов и преподавателей. Ежегодно в зарубежных вузах проходят обучение более 00 студентов университета и около 100 студентов-иностранцев прибывают на обучение в ВГУ в течение семестра или учебного года в рамках межвузовских договоров. Стажировку в зарубежных вузах ежегодно проходят более 300 преподавателей, около 30 преподавателей-иностранцев в этот же период стажируются в ВГУ.

В заключение, следует отметить, что Болонский процесс является новым международным образовательным явлением. На примере многочисленных конференций и семинаров можно увидеть, что этот процесс способствует интеграции не только между странами Европейского союза, но и вовлекает страны, лежащие за его пределами. Попытки поиска совместных решений в областях, затрагивающих болонские реформы (введение системы кредитов, сопоставимость квалификаций, работа по повышению мобильности), ведут к повышению качества образования на европейском континенте вообще и в каждой отдельной стране, в частности. Это, в свою очередь, повышает престиж Европы на международной арене.

Тем не менее, доступ российского студента на европейский рынок образовательных услуг может повлечь за собой так называемую «утечку мозгов». При всех плюсах болонской реформы нельзя не учитывать и этот факт. Во избежание этой проблемы необходимо продумать меры по обеспечению привлекательности именно российского высшего образования. Это можно сделать, подняв его конкурентоспособность и, главное, престиж российского диплома на международном рынке образовательных услуг. Этому способствует болонская инициатива. Налицо взаимозависимость негативного и позитивного влияния Болонского процесса на Россию. С одной стороны, опасение «потерять» российских студентов. С другой стороны, чтобы их удержать, необходимо обеспечить такие условия, при которых диплом и присвоенная квалификация получили бы признание на международном уровне. А это означает увеличение прозрачности образовательной системы путем введения сопоставимых степеней, системы кредитов для систематизации учета учебного времени и единого приложения к диплому. К тому же, необходимо тщательно продумать, каким способом можно стимулировать студенческую мобильность, чтобы она не вела к получению диплома о высшем образовании в другой стране.

Литература

Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Diploma Supplement как инструмент академической мобильности
Профессиональная роль куратора
Педагогические кадры для Башкортостана
Кредитная система и академическая мобильность
Традиции и инновации – инструмент успешного развития
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса
Многовариантность образовательного пространства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ