Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ВТО и высшая школа России

В ноябре 2011 года, после восемнадцатилетней эпопеи, Россия завершила переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. Полноправным членом ВТО (как прогнозирует Минэкономразвития) Россия станет уже с сентября 2012 года. Чем обернется вступление России в ВТО для системы отечественного образования?

Просмотров: 2779

ВПО+ВТО=?

В ноябре 2011 года, после восемнадцатилетней эпопеи, Россия завершила переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. Полноправным членом ВТО (как прогнозирует Минэкономразвития) РФ станет уже с сентября 2012 года.

Позвольте небольшое предисловие. Три года назад наше издание обращалось к теме «ВТО и высшая школа России» («АО», №24, 2008). Завершение переговоров – отличный информационный повод вернуться к вопросу, и, конечно же, нас вновь заинтересовал образовательный аспект. Удивительно, но найти свежую информацию «по существу» оказалось почти невозможно… Все сколько-нибудь заметные публичные выступления образовательного сообщества по поводу возможного влияния ВТО на российскую систему образования звучали в 2000-е годы, вплоть до 2008-го: тогда свою озабоченность высказали представители негосударственного сектора ВПО, за год до этого была опубликована довольно солидная коллективная монография по теме ученых ГУ ВШЭ. Ну а совместное заявление Минобразования и Российского союза ректоров «в связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации» и вовсе обозначено 2003 годом. То ли тема неактуальна, то ли «и так все всем понятно»… В любом случае редакция будет рада, если эксперты поддержат тему на страницах журнала.

* * *

А вопросы, конечно, есть. Например, как сообщается, «из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО, Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг». Образовательных услуг это касается? И если да, то, во-первых, о каких условиях доступа иностранных образовательных услуг и их поставщиков договорилась российская сторона с партнерами, и, во-вторых, удалось ли договориться о так называемом «списке изъятий из режима наибольшего благоприятствования»? Список такой (по разным позициям), насколько известно, имеют все крупные страны-члены ВТО для защиты своих национальных систем образования от сугубо рыночной стихии.

* * *

Пока ответов мы не нашли, посмотрим на проблему с иных ракурсов.

Первый – защита интеллектуальной собственности. Для образования, науки и, в конечном итоге, наукоемкого производства – непраздная тема. На сегодняшний день, как отмечают эксперты, действующее российское законодательство полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности, Соглашению по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Однако «дьявол кроется в деталях». О чем речь? Ну, например, в соответствии с требованиями этого документа, «если не выпускаешь на рынок в течение двух-трех лет новый продукт по своему патенту, ты этот патент обязан продать тем, кто это сможет произвести. Или тем, кто этот продукт может производить и продавать по более низкой цене. Вот на чем, фактически, ликвидировали науку и НИОКР в странах среднего уровня», – предупреждает доктор наук, профессор С. Кара-Мурза.

Странная ситуация при подготовке переговорных документов получилась и с патентными поверенными. Вот что пишет об этом доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО (У) МИД РФ, член совета Федеральной палаты адвокатов А. Муранов («Обязательства, которых мы не знаем. Вступление России в ВТО: точка зрения юриста»): «Перед переговорами не была проведена серьезная инвентаризация российского регулирования оказания юридических услуг. Из-за этого в итоговом документе забыли указать на то, что Россия не берет на себя обязательства допускать иностранных лиц в сферу таких юридических услуг, как услуги патентных поверенных. При этом о российских нотариусах не забыли и специально упомянули о том, что Россия не берет на себя обязательства разрешать иностранным нотариусам действовать в России или получать статус российских нотариусов. В результате Россия будет обязана разрешать иностранным патентным поверенным действовать в России именно в качестве иностранных патентных поверенных или же получать статус российских патентных поверенных. И это случилось в условиях, когда с 1993 года, ввиду соображений национальной безопасности, патентными поверенными в России могут быть только российские граждане <…> В итоге создается угроза нанесения ущерба информационной и национальной безопасности России».

Конечно, хочется верить, что в достигнутых договоренностях и подписанных соглашениях существуют другие детали, сводящие отрицательный эффект первых к нулю. Верится, что переговорщики о таких деталях знают, просто до общественного мнения это пока не дошло. Будем надеяться, что и здесь последуют разъяснения…

Далее, вопрос второй. И очень серьезный. Речь о подготовке российскими вузами квалифицированных специалистов-международников, в частности, юристов, бухгалтеров, менеджеров, управленцев, экономистов, которые знали бы специфику работы предприятий и отраслей в условиях ВТО. Китай, например, за тринадцать лет переговоров о вступлении в ВТО параллельно подготовил порядка 700 тысяч (!) своих специалистов, заточенных именно на «ВТО-проблематику». Также китайцы организовали массовые бесплатные курсы для переквалификации представителей малого бизнеса. Еще пример другого нашего соседа – Турции, отправившей работников отечественного гостиничного бизнеса на стажировку в лучшие отели Европы.

Как обстоят дела в России? Совсем недавно прозвучала инициатива о возможной реализации госпрограммы обучения 10 тыс. российских студентов-отличников в ведущих зарубежных вузах (некий аналог казахстанской программы «Болашак» – весьма успешной и принятой в Казахстане еще в начале 2000-х). Правда, перспективы российской программы пока неясны, о предполагаемых профилях подготовки тоже неизвестно, да и спохватились, честно говоря, поздновато…

Не закрыт вопрос и прогнозных цифр по количеству необходимых стране кадров по направлениям подготовки. Но, по оценке доктора наук, профессора Всероссийской академии внешней торговли И. Дюмулена, озвученной в интервью нашему журналу в 2008 году, в год России необходимо было готовить порядка 75 тыс. специалистов в области внешней торговли. «То есть вопрос стоит очень жестко: или мы сумеем такое образование у себя наладить, или наша конкурентоспособность будет оставаться низкой. Не только потому, что мы технически что-то не создали, а потому, что не создали современные кадры, которые будут способны вести переговоры о заключении контрактов и т.д.». В этом же контексте И. Дюмулен обозначал еще одну острую проблему: а кто будет учить? «Целый ряд наших преподавателей уже значительно и довольно неплохо знаком с проблематикой ВТО. Но в масштабах системы есть ли у нас сегодня преподаватели, готовые научить будущих специалистов, которым предстоит работать уже в условиях членства России в ВТО?.. Нельзя готовить только в Москве, в одном-двух-трех вузах, где есть такие преподаватели. Подготовка должна быть рассредоточена по всей стране», – подчеркивал И. Дюмулен еще несколько лет назад.

Надо сказать, мы не знаем, насколько сгладилась острота этих вопросов на день сегодняшний. Что ж, не хватит наших специалистов, будем традиционно последовательны в своих парадоксах – защищать интересы российской промышленности можно пригласить американских или европейских юристов.

Наконец, вопрос третий. Премьер-министр В. Путин на вопрос о рисках и выгодах присоединения России к ВТО, ответил, что таковых «50 на 50». Действительно, ряд российских отраслей, в частности, экспортоориентированных, как говорят эксперты, скорее выиграют от новых возможностей, предоставляемых членством страны в ВТО. Однако другим – аграрной, перерабатывающим и ориентированным на внутренний спрос отраслям (в том числе наукоемким), – по оценкам тех же экспертов, придется непросто. И тогда проблема востребованности кадров на рынке труда, да и вообще подготовка специалистов по ряду направлений, встанет перед высшей школой «в полный рост». А эта проблема будет гораздо более реальной и серьезной, чем возможная потенциальная конкуренция российских вузов с вузами иностранными.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВТО, международное сотрудничество, ВПО, акцент, ао-52

Похожие материалы:
Фактор конкурентоспособности
Интернет на службе гарантии качества образования
Есть ли шанс у российских университетов?
ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?
СФУ и TrisKem подписали соглашение о стратегическом партнерстве
Шестая волна российской эмиграции
Перспективы сотрудничества России с северными и прибалтийскими странами
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Есть ли шанс у российских университетов?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#83Инновационная экосистема Томского госуниверситета
#84Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
#84Инновационная платформа агрокластеров
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
#87Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике