Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ВТО и высшая школа России

В ноябре 2011 года, после восемнадцатилетней эпопеи, Россия завершила переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. Полноправным членом ВТО (как прогнозирует Минэкономразвития) Россия станет уже с сентября 2012 года. Чем обернется вступление России в ВТО для системы отечественного образования?

Просмотров: 2851

ВПО+ВТО=?

В ноябре 2011 года, после восемнадцатилетней эпопеи, Россия завершила переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. Полноправным членом ВТО (как прогнозирует Минэкономразвития) РФ станет уже с сентября 2012 года.

Позвольте небольшое предисловие. Три года назад наше издание обращалось к теме «ВТО и высшая школа России» («АО», №24, 2008). Завершение переговоров – отличный информационный повод вернуться к вопросу, и, конечно же, нас вновь заинтересовал образовательный аспект. Удивительно, но найти свежую информацию «по существу» оказалось почти невозможно… Все сколько-нибудь заметные публичные выступления образовательного сообщества по поводу возможного влияния ВТО на российскую систему образования звучали в 2000-е годы, вплоть до 2008-го: тогда свою озабоченность высказали представители негосударственного сектора ВПО, за год до этого была опубликована довольно солидная коллективная монография по теме ученых ГУ ВШЭ. Ну а совместное заявление Минобразования и Российского союза ректоров «в связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации» и вовсе обозначено 2003 годом. То ли тема неактуальна, то ли «и так все всем понятно»… В любом случае редакция будет рада, если эксперты поддержат тему на страницах журнала.

* * *

А вопросы, конечно, есть. Например, как сообщается, «из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО, Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг». Образовательных услуг это касается? И если да, то, во-первых, о каких условиях доступа иностранных образовательных услуг и их поставщиков договорилась российская сторона с партнерами, и, во-вторых, удалось ли договориться о так называемом «списке изъятий из режима наибольшего благоприятствования»? Список такой (по разным позициям), насколько известно, имеют все крупные страны-члены ВТО для защиты своих национальных систем образования от сугубо рыночной стихии.

* * *

Пока ответов мы не нашли, посмотрим на проблему с иных ракурсов.

Первый – защита интеллектуальной собственности. Для образования, науки и, в конечном итоге, наукоемкого производства – непраздная тема. На сегодняшний день, как отмечают эксперты, действующее российское законодательство полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности, Соглашению по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Однако «дьявол кроется в деталях». О чем речь? Ну, например, в соответствии с требованиями этого документа, «если не выпускаешь на рынок в течение двух-трех лет новый продукт по своему патенту, ты этот патент обязан продать тем, кто это сможет произвести. Или тем, кто этот продукт может производить и продавать по более низкой цене. Вот на чем, фактически, ликвидировали науку и НИОКР в странах среднего уровня», – предупреждает доктор наук, профессор С. Кара-Мурза.

Странная ситуация при подготовке переговорных документов получилась и с патентными поверенными. Вот что пишет об этом доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО (У) МИД РФ, член совета Федеральной палаты адвокатов А. Муранов («Обязательства, которых мы не знаем. Вступление России в ВТО: точка зрения юриста»): «Перед переговорами не была проведена серьезная инвентаризация российского регулирования оказания юридических услуг. Из-за этого в итоговом документе забыли указать на то, что Россия не берет на себя обязательства допускать иностранных лиц в сферу таких юридических услуг, как услуги патентных поверенных. При этом о российских нотариусах не забыли и специально упомянули о том, что Россия не берет на себя обязательства разрешать иностранным нотариусам действовать в России или получать статус российских нотариусов. В результате Россия будет обязана разрешать иностранным патентным поверенным действовать в России именно в качестве иностранных патентных поверенных или же получать статус российских патентных поверенных. И это случилось в условиях, когда с 1993 года, ввиду соображений национальной безопасности, патентными поверенными в России могут быть только российские граждане <…> В итоге создается угроза нанесения ущерба информационной и национальной безопасности России».

Конечно, хочется верить, что в достигнутых договоренностях и подписанных соглашениях существуют другие детали, сводящие отрицательный эффект первых к нулю. Верится, что переговорщики о таких деталях знают, просто до общественного мнения это пока не дошло. Будем надеяться, что и здесь последуют разъяснения…

Далее, вопрос второй. И очень серьезный. Речь о подготовке российскими вузами квалифицированных специалистов-международников, в частности, юристов, бухгалтеров, менеджеров, управленцев, экономистов, которые знали бы специфику работы предприятий и отраслей в условиях ВТО. Китай, например, за тринадцать лет переговоров о вступлении в ВТО параллельно подготовил порядка 700 тысяч (!) своих специалистов, заточенных именно на «ВТО-проблематику». Также китайцы организовали массовые бесплатные курсы для переквалификации представителей малого бизнеса. Еще пример другого нашего соседа – Турции, отправившей работников отечественного гостиничного бизнеса на стажировку в лучшие отели Европы.

Как обстоят дела в России? Совсем недавно прозвучала инициатива о возможной реализации госпрограммы обучения 10 тыс. российских студентов-отличников в ведущих зарубежных вузах (некий аналог казахстанской программы «Болашак» – весьма успешной и принятой в Казахстане еще в начале 2000-х). Правда, перспективы российской программы пока неясны, о предполагаемых профилях подготовки тоже неизвестно, да и спохватились, честно говоря, поздновато…

Не закрыт вопрос и прогнозных цифр по количеству необходимых стране кадров по направлениям подготовки. Но, по оценке доктора наук, профессора Всероссийской академии внешней торговли И. Дюмулена, озвученной в интервью нашему журналу в 2008 году, в год России необходимо было готовить порядка 75 тыс. специалистов в области внешней торговли. «То есть вопрос стоит очень жестко: или мы сумеем такое образование у себя наладить, или наша конкурентоспособность будет оставаться низкой. Не только потому, что мы технически что-то не создали, а потому, что не создали современные кадры, которые будут способны вести переговоры о заключении контрактов и т.д.». В этом же контексте И. Дюмулен обозначал еще одну острую проблему: а кто будет учить? «Целый ряд наших преподавателей уже значительно и довольно неплохо знаком с проблематикой ВТО. Но в масштабах системы есть ли у нас сегодня преподаватели, готовые научить будущих специалистов, которым предстоит работать уже в условиях членства России в ВТО?.. Нельзя готовить только в Москве, в одном-двух-трех вузах, где есть такие преподаватели. Подготовка должна быть рассредоточена по всей стране», – подчеркивал И. Дюмулен еще несколько лет назад.

Надо сказать, мы не знаем, насколько сгладилась острота этих вопросов на день сегодняшний. Что ж, не хватит наших специалистов, будем традиционно последовательны в своих парадоксах – защищать интересы российской промышленности можно пригласить американских или европейских юристов.

Наконец, вопрос третий. Премьер-министр В. Путин на вопрос о рисках и выгодах присоединения России к ВТО, ответил, что таковых «50 на 50». Действительно, ряд российских отраслей, в частности, экспортоориентированных, как говорят эксперты, скорее выиграют от новых возможностей, предоставляемых членством страны в ВТО. Однако другим – аграрной, перерабатывающим и ориентированным на внутренний спрос отраслям (в том числе наукоемким), – по оценкам тех же экспертов, придется непросто. И тогда проблема востребованности кадров на рынке труда, да и вообще подготовка специалистов по ряду направлений, встанет перед высшей школой «в полный рост». А эта проблема будет гораздо более реальной и серьезной, чем возможная потенциальная конкуренция российских вузов с вузами иностранными.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВТО, международное сотрудничество, ВПО, акцент, ао-52

Похожие материалы:
Гуманитарное образование: проблемы и перспективы
Северный институт предпринимательства: интеллект – залог востребованности на рынке труда
«Рецептура» подготовки фармацевта
Есть ли шанс у российских университетов?
Проблема содействия трудоустройству выпускников
МГУ им. Н.П. Огарёва: формируя гибкую образовательную среду
ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?
Совет ректоров вузов Ставрополья
Есть ли шанс у российских университетов?
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (106) 2018

«Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
Ресурсный центр г. Сызрань Самарской области реализует дополнительные профессиональные программы,...
Воронежский государственный университет отметил столетний юбилей
Воронежский государственный университет (www.vsu.ru) – центр инновационного, технологического и...
Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
Тетюшский сельскохозяйственный техникум – динамично развивающаяся образовательная организация...
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова на протяжении всей своей истории динамично...
Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
Более девятоста лет колледж обеспечивает качественное образование и личностное развитие...
Из журнала
#96Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
#104Арктические перспективы Университета Аммосова
#99Барабинский медицинский колледж готовит сильные кадры
#97Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
#95Курский государственный медицинский университет развивает экспорт образования
Информационная лента
10:06В ТГТУ продолжаются разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности
10:03В ВГСПУ стартовали новые онлайн курсы по различной тематике
10:02Конкурсы в сфере общественно-политических наук, проводимые РФФИ и АНО ЭИСИ
10:01Подписано соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ и ЗС РК
09:58Новая старая дружба АГУ с турецким вузом