Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Сетевой университет СНГ

В 2009 году представителями 11 вузов из России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Украины был учрежден Сетевой открытый университет СНГ. Об основных задачах, технологиях реализации проекта и первых шагах рассказывают авторы статьи.

05.10.2009
Просмотров: 3449
Л.И. Ефремова, заместитель директора Департамента
международного сотрудничества в образовании и науке
Минобрнауки РФ
Г.А. Краснова, проректор по международной инновационной
деятельности РУДН, доктор философских наук, профессор
Н.В. Сюлькова, директор
Института международных
программ РУДН, кандидат филологических наук

Представителями 11 вузов из России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Украины 11 июня 2009 года в Москве был учрежден Сетевой открытый университет СНГ. Проект инициирован Российским университетом дружбы народов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Об основных задачах его, первых шагах по их решению рассказывают авторы предлагаемого материала.

Российский университет дружбы народов (РУДН) при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ в 2008 году инициировал проект «Создание сетевого университета СНГ (2008-2010 годы)». Его основной задачей является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ с целью повышения качества и привлекательности высшего профессионального образования на территории государств-участников СНГ.

Направленность проекта на организацию и реализацию совместных магистерских образовательных программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации, включая межвузовские связи и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований, в том числе с целью подготовки диссертаций, определило основные формы подготовки в сетевом университете СНГ: магистратуру и послевузовское образование.

При этом необходимо отметить, что выбор магистратуры как одной из основных форм подготовки в СУ СНГ был определен и таким немаловажным фактором, как определенная свобода, предоставленная высшим учебным заведениям при формировании магистерских программ – в отличие от направлений бакалавриата и специалитета, где образовательные стандарты жестко регламентируют требования к обязательному минимуму содержания ООП. Так, в Российской Федерации магистерские программы носят авторский характер, отражая существующие в том или ином образовательном учреждении научно-педагогические школы. При этом устанавливается, что программы специализированной подготовки магистров вводятся решением ученого совета вуза, также допускается введение междисциплинарных магистерских программ в рамках ряда направлений подготовки.

Очевидно, что существующие различия в национальных законодательствах государств-участников СНГ в части образовательных стандартов носят более «мягкий» характер в отношении магистерских программ, что и послужило отправной точкой сотрудничества в рамках создания СУ СНГ.

В течение 2008 года РУДН были разработаны нормативно-правовая база функционирования университета СУ СНГ и его концепция, а также схема организации учебного процесса СУ СНГ.

В результате большой проделанной РУДН работы, участие в проекте в 2008 году подтвердили 10 национальных вузов государств-участников Содружества, подписавших Декларацию о сотрудничестве ведущих вузов государств-участников СНГ по созданию сетевого университета СНГ (далее – декларация). Среди них Белорусский государственный университет, Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Донецкий национальный университет, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Кыргызско-Российский Славянский университет, РоссийскоТаджикский Славянский университет, Российский университет дружбы народов, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова. Подписанием декларации национальные вузы выразили поддержку идеи создания СУ СНГ и готовность принять всестороннее участие в его создании. К процессу создания СУ СНГ в мае 2009 года присоединился Таджикский национальный университет, также подписав декларацию о сотрудничестве.

тогом этих планомерных шагов стала международная конференция «Создание сетевого университета СНГ», состоявшаяся в Российском университете дружбы народов в июне 2009 года в Москве. В ее работе приняли участие делегации названных выше национальных вузов государств-участников СНГ.

Формат проведения конференции включал пленарное заседание «Достижения национальных университетов государств-участников СНГ» и работу ряда круглых столов, в том числе на тему «Организационно-административные аспекты создания и функционирования сетевого университета Содружества Независимых Государств».

В результате обсуждения, участники конференции приняли решение, что консорциум по созданию сетевого университета СНГ не является юридическим лицом и открыт для вступления других организаций в установленном порядке. В связи с этим были утверждены критерии присоединения к консорциуму высших учебных заведений, которым они должны соответствовать в случае желания в него вступить:

  • наличие не менее 10 направлений (специальностей) естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического профилей;
  • отношение числа профессоров и докторов наук (штатные сотрудники) к численности студентов на дневной форме обучения не менее 1/100;
  • наличие не менее 5 советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по направлениям сотрудничества консорциума;
  • количество единиц хранения библиотечного фонда высшего учебного заведения – не менее 500 тыс.

Основная цель    консорциума – это учреждение СУ СНГ как системы межвузовского сотрудничества, направленной на достижение следующих целей:

  • создание единого (общего) образовательного пространства вузов государств-участников СНГ путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества;
  • создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках СНГ;
  • содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций народов государств-участников СНГ.

При этом основные задачи консорциума, направленные на достижение поставленных целей, следующие:

  • подготовка магистров, аспирантов и докторантов по естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим направлениям;
  • развитие академической мобильности магистров, аспирантов и докторантов на территории государств-участников СНГ;
  • реализация участниками совместных магистерских программ;
  • проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями.

Для создания и функционирования консорциума требуется определенная база, для этого представители национальных делегаций вузов государств-участников СНГ определили перечень возможных вкладов участников консорциума:

  • материально-технические ресурсы, в том числе компьютерное оборудование, фонды библиотечных комплексов, информационные системы и сети, транспортные средства, иные объекты движимого и недвижимого имущества;
  • учебно-методические материалы, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права участников на них, используемые в образовательном процессе, образовательные технологии;
  • профессиональные знания, умения, навыки профессорско-преподавательского состава и других работников организаций-участников консорциума, привлекаемых к осуществлению программ, проектов, мероприятий в рамках совместной деятельности участников;
  • деловая репутация, деловые связи, опыт участников консорциума в образовательной, научной и инновационной деятельности.

В свою очередь, установлено, что источниками финансирования деятельности консорциума являются бюджетные и внебюджетные средства участников, средства, предоставленные международными организациями, добровольные взносы предпринимательских структур, средства, полученные за обучение, на условиях, определенных участниками, иные источники, в соответствии с действующим законодательством стран местонахождения участников.

Руководство совместной деятельностью участников консорциума было возложено на координационный совет консорциума (КС), в состав которого входят руководители всех организаций-участников консорциума либо назначенные ими представители, действующие на основании доверенностей, оформленных в порядке, установленном действующим законодательством стран местонахождения участников. КС действует на основании утвержденного участниками консорциума положения о координационном совете.

Для принятия оперативных решений, координации деятельности всех его участников, контроля над выполнением решений КС, представления интересов консорциума перед третьими лицами Российский университет дружбы народов был избран головной организацией на три года. В связи с этим на руководителя головной организации (ректор РУДН, доктор физико-математических наук, профессор В.М. Филиппов) было возложено управление КС, обеспечение его деятельности, созыв КС и председательство на его заседаниях.

Головная организация в лице ее руководителя представляет интересы консорциума во взаимоотношениях с государственными органами государствучастников СНГ, международными организациями, физическими и юридическими лицами с правом подписания от имени консорциума договоров, соглашений, доверенностей, иных документов по вопросам, связанным с деятельностью СУ СНГ.

Участники консорциума одобрили схему управляющих и административных структур СНГ (см. схему).

Разработка и реализация конкретных совместных проектов, программ, мероприятий, отвечающих интересам участников и целям создания консорциума, осуществляется специально создаваемыми рабочими группами, состоящими из представителей участников и возглавляемыми представителем головной организации на основании отдельных договоров.

Так, целью работы круглых столов по совместным образовательным магистерским программам было обсуждение и решение следующих задач:

  • название, содержание и структура совместной образовательной программы (учебный план, продолжительность обучения, трудоемкость и программы изучаемых дисциплин, требования к выпускникам);
  • порядок (критерии) отбора и приема абитуриентов на обучение по совместной программе;
  • перечень документов для приема абитуриентов на обучение по совместной программе;
  • перечень документов для ознакомления абитуриента при поступлении на совместную программу;
  • языки обучения на совместной программе в каждом из университетов-партнеров;
  • порядок организации учебного процесса в вузах-партнерах;
  • шкала переводов национальных оценок университетов-партнеров;
  • разработка и согласование мер по мониторингу и обеспечению качества обучения в вузах-партнерах по конкретному направлению магистратуры;
  • управление совместной программой;
  • организация и проведение итоговой аттестации студентов совместной программы;
  • наименование степеней (квалификаций), присуждаемых каждым из университетов-партнеров;
  • состав рабочей группы совместной программы.

При этом представители национальных делегаций вузов государств-участников СНГ установили, что содержание совместной образовательной программы определяется учебным планом, согласованным представителями университетов-партнеров, срок же обучения по совместной программе по очной форме составляет два года и состоит из двух этапов, равных одному академическому году каждый. Обязательным требованием при приеме на любое направление совместной магистерской программы является наличие у претендента степени бакалавра (квалификация специалиста) соответствующих государств-участников СНГ.

Зачисление абитуриентов на обучение в университеты-партнеры на совместную образовательную программу осуществляется в соответствии с правилами приема, действующими в каждом из университетов-партнеров, и может предусматривать необходимость прохождения вступительных испытаний в каждом из университетов-партнеров. При зачислении абитуриент должен быть ознакомлен с документами совместной образовательной программы и с документами СУ СНГ, включая ряд соглашений.

По всем совместным магистерским программам были утверждены языки обучения в каждом из университетов-партнеров.

Представители национальных делегаций учли и возможность обучения по совместной образовательной программе с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом утверждено, что периоды обучения и академическая аттестация, пройденные обучающимися в одном из университетов-партнеров, взаимно признаются всеми университетами-партнерами. В связи с этим была принята система перевода национальных оценок университетов-партнеров.

Контроль качества обучения по совместной образовательной программе в СУ СНГ возложен на уполномоченные структурные подразделения университетов-партнеров. Внешний же контроль качества обучения по совместной программе, осуществляемый одним из университетов-партнеров на каждом этапе реализации совместной программы, может осуществляться представителями любого университетапартнера, рабочей группы или внешними экспертами, привлеченными рабочей группой и/или по заявлению, и за счет другого университета-партнера (одного или нескольких).

Итоговая государственная аттестация, в том числе защита магистерской диссертации, осуществляется в университете-партнере, в котором завершает обучение тот или иной обучающийся по совместнойобразовательнойпрограмме. При этом представители университетовпартнеров в обязательном порядке входят в состав государственной аттестационной комиссии университета-партнера, осуществляющего итоговую аттестацию обучающихся.

По итогам государственной аттестации по совместной образовательной программе обучающиеся получают документы о высшем профессиональном образовании государственного образца каждого из университетов-партнеров, в которых проходили обучение по конкретной программе. Наименования степеней, присуждаемых каждым из университетов-партнеров, были согласованы представителями национальных делегаций. Они зависят от избранного направления подготовки по совместной образовательной программе и определяются национальным законодательством университета-партнера в сфере образования.

Были также установлены возможные источники платы за обучение и проживание обучающихся по совместной образовательной программе:

  • бюджетные и внебюджетные средства университетов-партнеров;
  • внебюджетные средства структурных подразделений университетов-партнеров;
  • средства фондов поддержки и развития образования;
  • средства международных организаций, государственных и частных фондов, иных спонсорских средств, получение которых университетами-партнерами не противоречит действующему законодательству;
  • личные средств обучающихся, их родителей и спонсоров;
  • средства предприятий и общественных объединений;
  • иных источников средств, не противоречащих законодательству страны местонахождения университета-партнера.

При этом каждый университет-партнер самостоятельно определяет стоимость обучения по совместной программе на компенсационной основе на каждый учебный год. Иностранные обучающиеся совместной магистерской программы обеспечиваются стипендией в порядке, установленном законодательством страны местонахождения университета-партнера.

Здесь необходимо отметить, что в Российской Федерации с 1 января 2009 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №638 от 25 августа 2008 года «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования», устанавливающее количество проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников, принимаемых на обучение за счет ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, независимо от сроков обучения, уровня и вида реализуемых программ (п.1). В настоящее время это 10 тыс. человек, 10 тыс. стипендий. Очевидно, это имеет отношение и к абитуриентам из указанной выше категории лиц, поступающих на обучение по совместной образовательной программе, реализуемой в соответствии с п. 39 гл. III Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе и зарубежными, за счет ассигнований федерального бюджета. Это, в свою очередь, будет способствовать процессу создания СУ СНГ и окажет содействие развитию систем высшего образования в государствах-участниках Содружества, а также усилению положительного имиджа российского высшего образования как инновационного и не боящегося перемен.

Планируется также, что проживание в общежитии обучающиеся будут оплачивать по стоимости, установленной в университете-партнере, фактически осуществляющем подготовку на каждом этапе реализации совместной программы. Расходы на медицинское страхование, являющееся обязательным, оплачиваются обучающимся самостоятельно.

Итоговыми документами работы конференции стали подписанное 11 июня 2009 года руководителями делегаций национальных вузов государств-участников СНГ соглашение о консорциуме по созданию СУ СНГ и соглашения участников консорциума по совместной подготовке магистров в области международного права по направлениям «Менеджмент» («Международный менеджмент», «Управление международными проектами»), «Экономика» («Международная торговля»), «Филология» («Русский язык и литература»), в которых нашли отражение все обсуждавшиеся на конференции вопросы.

Участниками международной конференции также был утвержден логотип сетевого университета и слоган «ЕДИНСТВО, МОБИЛЬНОСТЬ, УСПЕХ».

В 2010 году в рамках этого проекта необходимо решить следующие задачи:

  • разработать правовые, организационные, финансовые механизмы международной академической мобильности магистров в рамках СУ СНГ;
  • проанализировать процедуру предоставления государствами-участниками СНГ грантов, государственных стипендий, премий на получение высшего образования в Содружестве;
  • провести отбор кандидатов для обучения по совместным магистерским программам СУ СНГ на 2010-2011 учебный год;
  • разработать схему сотрудничества в области организации совместного научного руководства диссертационными исследованиями по направлениям подготовки в СУ СНГ;
  • вовлечь в работу новые вузы государств-участников СНГ, включая РФ.

Очевидно, что реализация этого проектабудетспособствоватьдальнейшему сближению молодежи и академической общественности государств-участников Содружества путем усиления их академической мобильности, позволит русскому языку не потерять статус языка межнационального общения в рамках СНГ, предоставит студентам различных стран право свободного выбора времени и места обучения, позволит им за один и тот же период получить два диплома магистра, что, в свою очередь, обеспечит усиление их конкурентоспособности не только на рынке труда стран Содружества, но и мировом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: образовательные технологии, СПО, ВПО, дистанционное образование, РУДН, международное сотрудничество, сетевой открытый университет СНГ, СНГ, содружество, ао-33

Похожие материалы:
Фактор конкурентоспособности
Ю. Мосейкин: «Российский рынок должен поглощать, а не выплевывать рабочую силу»
Дистанционное обучение: методологическая культура преподавателя
Сетевой университет СНГ: мыслить шире
КГУ: задачи и перспективы
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Особенности нижегородского профессионального образования
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Итоги деятельности Сетевого университета СНГ
Электронное обучение для развития экономики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#86Наука – механизм роста сельской экономики
#83Национальный интегратор профессиональных ресурсов
#83Новые технологии оценки качества образования
#83Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
#86Паспорт региона: Новосибирская область
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники