Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?

В 2008-2011 годах Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) совместно с другими вузами России проводил работы по созданию национальной системы гарантий качества образования. О результатах интеграции опыта СПбГЭТУ и вузов России в данном направлении читайте далее.

Просмотров: 5148
СТЕПАНОВ Сергей Анатольевич, декан факультета экономики и менеджмента СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
АЗАРЬЕВА Вера Владимировна, директор центра менеджмента качества в образовании СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Мировые тенденции в сфере гарантий качества образования сводятся к созданию, развитию и гармонизации национальных систем аккредитации образовательных программ и разработке и внедрению систем качества образовательных учреждений (ОУ) на базе различных моделей, включая стандарты и рекомендации Европейской ассоциации по гарантии качества образования (ENQA – European Network for Quality Assurance), требования и рекомендации международных стандартов серии ИСО версии 2008 года. В 2008-2011 годах Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ) совместно с другими вузами РФ проводил работы по созданию национальной системы гарантий качества образования.

Интеграция опыта СПбГЭТУ и вузов РФ позволила:

  • создать типовую модель системы качества (СК) ОУ с учетом стандартов и рекомендаций по гарантиям качества образования ENQA (рис.1);
  • модернизировать методику самооценки деятельности ОУ в области менеджмента качества;
  • разработать терминологический словарь в области качества профессионального образования;
  • разработать и апробировать методику оценки систем качества ОУ;
  • выпустить сборник документов, содержащих лучшие практики создания систем качества ОУ;
  • создать межвузовский центр на базе СПбГЭТУ и региональных центров по сопровождению внедрения типовой модели СК ОУ во всех федеральных округах РФ;
  • апробировать и внедрить типовую модель СК в российских ОУ;
  • разработать программы повышения квалификации и фактически повысить квалификации сотрудников ОУ по вопросам создания, внедрения и оценки СК на основе типовой модели;
  • разработать документы по вопросам экспертной оценки СК ОУ, сертифицировать соответствующих экспертов-аудиторов СК ОУ.

Результаты этой работы направлены прежде всего на обеспечение эффективной помощи образовательным учреждениям в создании тесной и гибкой связи качества подготовки выпускников с запросами рынка труда. Это дает возможность выпускникам ОУ стать квалифицированными и конкурентоспособными специалистами.

Приведенная на рисунке модель системы качества ОУ основана на процессном подходе и показывает, что стороны, заинтересованные в гарантии качества, играют существенную роль при определении входных данных для системы. Модель охватывает все основные требования стандартов и рекомендаций ENQA и ISO 9001, не детализируя их (в скобках указаны номера стандартов ENQA, относящихся к соответствующему разделу модели системы качества). Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон позволяет контролировать и оценивать пригодность системы гарантии качества. Модель направлена на обеспечение гарантий качества результатов образовательной, научной и иных видов деятельности ОУ.

Документы типовой модели СК ОУ на сегодняшний день используются для создания, внедрения, оценки и совершенствования деятельности в области качества в более 500 вузах и ссузах не только РФ, но и стран СНГ (среди них Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Белорусский государственный технологический университет, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины). Кроме того, создание системы менеджмента качества (или системы качества) на основе типовой модели не препятствует ее дальнейшей сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001, так как эти требования учтены при создании документов типовой модели. Этот факт подтверждается сертификацией систем менеджмента качества многих вузов (СПбГЭТУ, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Брянский государственный технический университет и др.), и желание вузов проводить эти работы не уменьшается. Более того, для некоторых вузов – например, медицинских – наличие системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001, является обязательным.

Разработана модель зрелости процессов образовательного учреждения, которая положена в основу методики оценки СК ОУ, апробированной в вузах РФ (НИТУ «Московский институт стали и сплавов», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Рязанский государственный радиотехнический университет, Сибирский государственный технологический университет, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева). Разработка методики оценки СК ОУ, как и других документов типовой модели (руководство по качеству, методические рекомендации по внедрению типовой модели СК ОУ, терминологический словарь), осуществлялась в рамках выполнения ФЦПРО на 2006-2010 годы и была направлена на проверку выполнения показателя государственной аккредитации 1.2.3 «Эффективность внутривузовской Системы обеспечения качества образования» и на проведение аттестации СК ОУ. На сегодняшний день – в связи с тем, что со стороны государственных органов управления образованием вышеупомянутые процедуры не реализуются, – модель зрелости процессов образовательного учреждения и методика оценки СК ОУ используются в ОУ для проведения самооценки своей деятельности по критериям ENQA и уровням зрелости системы качества.

Необходимо отметить, что предложенная модель зрелости процессов образовательного учреждения является достаточно востребованной и призвана решить одну из главных задач – повышение качества управления в ОУ, что приведет к повышению ответственности сотрудников учебного заведения за качество результатов обучения. Проведенное повышение квалификации более 3 тыс. сотрудников образовательных учреждений по вопросу создания систем качества на основе типовой модели и подготовленный пул 164 экспертов-аудиторов СК ОУ способны решить указанную задачу.

Однако отсутствие реальных механизмов оценки систем управления в образовательных учреждениях приводит к тому, что развитие этих работ не находит своего продолжения. В связи с этим актуальным является вопрос разработки механизма признания достижений образовательных учреждений РФ в области качества на основе требований стандартов и рекомендаций ENQA и разработанной модели зрелости процессов (с привлечением подготовленных экспертов-аудиторов СК ОУ). Это можно реализовать через проведение независимой оценки систем качества ОУ в рамках процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и предварительной сертификации экспертов-аудиторов СК ОУ, принимающих участие в этой работе.

Система оценки и сертификации квалификаций, то есть порядок и процедура, посредством которых подтверждается уровень квалификации и компетентность, формируется совместными инициативами Министерства образования и науки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей. Так, в соответствии с Соглашением о взаимодействии Минобрнауки и РСПП, а также с постановлениями Правительства РФ (№ 1015 от 24 декабря 2008 года и № 667 от 18 августа 2009 года) определена необходимость проведения независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций с участием представителей объединений работодателей.

В июле 2009 года министр образования и науки Российской Федерации и президент РСПП утвердили еще один важный документ – Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Здесь определены основные направления деятельности в области оценки и сертификации, а также цели, задачи и структура системы сертификации квалификаций (№ АФ-317/03 от 31.07.2009 г.). Определен и основной институциональный инструмент сертификации – центр оценки и сертификации квалификаций в отдельной области профессиональной деятельности, которым может быть некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по оценке и сертификации квалификации в полном объеме и выдающая квалификационные сертификаты.

Последующим шагом стало создание в 2010 году Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования. Созданы комиссии совета по вопросам оценки квалификаций, оценки качества образовательных программ профессионального образования и профессиональной подготовки, оценки деятельности организаций, реализующих программы профессионального образования. Решением совета утвержден порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Также определен порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

Работа по созданию таких центров началась уже в 2011 году. Так, Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, Северо-западное отделение РАО и Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга учредили автономное некоммерческое объединение «Агентство контроля качества образования», в структуре которого создан центр по сертификации персонала: менеджеров, экспертов-аудиторов и консультантов систем качества ОУ. В разработанной методике представлены компетентностные модели этих специалистов.

Университет «ЛЭТИ» как один из исполнителей проектов ФЦПРО на 2011-2015 годы также создал центр по оценке и сертификации квалификаций специалистов в области гарантий качества образования.

Думается, для проведения работ по сертификации специалистов в области гарантий качества образования целесообразно создание системы экспертно-методического сопровождения, в которую бы вошла сеть центров по оценке и сертификации квалификаций (ЦОСК) и экспертно-методический центр (ЭМЦ) оценки и сертификации квалификаций (рис. 2).

Как было сказано ранее, на сегодняшний день в Российской Федерации подготовлена группа экспертов-аудиторов систем качества образовательных учреждений и достаточно большое количество разработчиков систем качества на основе типовой модели (или менеджеров систем качества образовательных учреждений), которые могут пройти сертификацию в создаваемых центрах. Это будет способствовать проведению работ по созданию и оценке систем управления образовательных учреждений квалифицированными специалистами в области гарантий качества образования.

Ключевыми моментами развития этих работ должно быть создание требований к системам качества образовательных учреждений, разработка и внедрение процедуры оценки систем качества на соответствие этим требованиям, в том числе в рамках проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, а также проведение сертификации специалистов в области гарантий качества образования.

А для начала каждое образовательное учреждение должно ответить на вопрос: создание системы качества в учреждении – это желание или необходимость? И при ответе задуматься о том, каковы будут конкурентные позиции учебного заведения на рынке образовательных услуг после вхождения России в ВТО…

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Качество образования: механизмы «обновления»
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
К вопросу об исследовательской компоненте качества вуза
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
ВТО и высшая школа России
Оценка процессов в системе управления учебным заведением
ЯГТУ: Путь развития и движения к успеху
МарГТУ - инновации в действии
Уйти от контроля знаниевого компонента
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ