Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов

По мнению автора статьи, идея инклюзивного образования займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогического сообщества, станет составной частью его профессионального мышления.

27.04.2012
Просмотров: 2560
Н.З. СОЛОДИЛОВА, и.о. ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор

Пока наша страна в основном только использует международный опыт, адаптируя к отечественным условиям некоторые хорошо отработанные формы инклюзии, положительно зарекомендовавшие себя за рубежом. Трудно принимающая инновации система нормативного массового образования реагирует на это болезненно.

Для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей.

Инклюзивное образование как система требует соответствующего подхода. Это значит, что на государственном, региональном и муниципальном уровнях нужно приводить в соответствие с международными требованиями все подсистемы, прямо или косвенно связанные с интеграционными процессами: образовательные, социальные, нормативно-правовые, экономические.

В статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают «через инклюзивное образование на всех уровнях». Но на сегодняшний день ни прочной законодательной базы, ни экономической основы для реализации интеграционных процессов в образовании в России нет. Настала пора принять федеральный закон об инклюзивном образовании и обеспечить его исполнение материальными гарантиями.

Надо вводить в правовое поле всю деятельность средних и высших специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья: определение нормативов освоения профессиональных модулей (информационная среда, наполняемость групп, обеспеченность образовательного учреждения соответствующими специалистами и прочее), формирование учебно-методической базы дистанционного обучения.

Для решения проблем социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, по нашему мнению, необходимо:

  • внести изменения в региональные программы «Доступная среда», предусмотрев средства для формирования сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное образование;
  • предусмотреть организацию летнего отдыха молодежи с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных условиях, с учетом более высокой стоимости путевки, поскольку должны покрываться расходы на сопровождение;
  • ввести новые технологии подготовки специалистов (педагогов, психологов, врачей, логопедов, дефектологов и других), которые обеспечат адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу;
  • разработать типовые положения о центрах социальной интеграции, кафедрах вузов, колледжей, должностные инструкции ППС.

Учитывая состояние экономики страны, думается, рациональнее профинансировать отдельно взятое учебное заведение высшего звена и оборудовать его для доступа и обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, чем переоснащать все вузы. Тем более приспособления и оборудование, необходимое для студентов с различными группами нарушений здоровья, совершенно разные. Кроме того, инвалидов придется обеспечивать либо местами в общежитиях, либо сопровождающими, которые помогут им добраться до места учебы. Все это обойдется достаточно дорого.

Для решения проблем необходимо:

  • произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий;
  • оценить, при каком количестве студентов с ограниченными возможностями здоровья сложится оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина;
  • определить круг вузов, которые будут обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и проконтролировать выполнение;
  • создать льготную налоговую политику для фирм и организаций, выделяющих средства для реальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и для поддержки инклюзивного образования в вузах (при условии целевого расходования);
  • исходить из того, что средства, выделенные на образование (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья), представляют собой долгосрочные вложения в науку, культуру, промышленность и иные области, а отдача во многом зависит от качества образования и возможностей его профессиональной реализации.

Реализация инклюзивного образования прямо связана с налаживанием в стране системы ранней комплексной помощи. Как правило, лица с ограниченными возможностями здоровья получают некачественное школьное образование и даже при полной интеллектуальной сохранности и ярко выраженных способностях нуждаются в ликвидации недостатков обучения. Добиться этого можно с помощью специальных программ, а также прививая навыки работы с информацией и выживания в обществе. Например, в Уфимской государственной академии экономики и сервиса создано подготовительное отделение, где проводится дополнительная подготовка абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что инклюзивное обучение невозможно без социального партнерства. Партнерство в учреждениях образования подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система ценностей массовой образовательной среды находится в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования.

По-видимому, следует проанализировать имеющийся отечественный опыт инклюзивного образования, обратив внимание на такие стратегические показатели, как:

  • наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, согласно которому возможно или рекомендуется интегрированное (инклюзивное) образование;
  • обеспеченность экономической основы этих законодательных актов;
  • отсутствие нормативно-бюрократических препятствий для инноваций, связанных с инклюзивным образованием;
  • подход к воспитанию и обучению лиц с ограниченными возможностями как к отдельной, самостоятельной задаче;
  • готовность и способность специалистов к коллективной совместной работе;
  • реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в практической реализации инклюзивного образования;
  • проведение системных преобразований образовательного процесса, благодаря которым становится возможным или облегчается прием в учебные заведения людей с ограниченными возможностями здоровья и их полноценное участие в профессиональном обучении и жизни коллектива;
  • сохранение функционального статуса существующих учреждений специального образования и улучшение условий для обучающихся в них людей;
  • создание сертифицированной образовательной среды с сохранением существующей системы специального образования;
  • открытость систем общего и специального образования для свободного перехода обучающихся;
  • соблюдение права выбора формы обучения и наличие экономического обеспечения его реализации;
  • обеспечение доступности инклюзивного образования;
  • доставка необходимых педагогических ресурсов к нуждающемуся в них студенту, а не студента к ресурсам;
  • соблюдение принципа добровольности: все участники интеграционного процесса взаимодействуют и сотрудничают добровольно;
  • реализация интеграционного процесса в различных формах, в зависимости от потребностей и возможностей обучающихся.

Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество является многоаспектной проблемой. Уфимская госакадемия экономики и сервиса выступила с инициативой стать вузом-интегратором системы социально ориентированного профессионального образования. В академии создана первая в Башкортостане кафедра педагогики и психологии инклюзивного обучения и разработана концепция ее развития до 2017 года. Деятельность кафедры обеспечит разработку и внедрение инновационных методик и дидактического материала. Это повысит качество и доступлость образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Идея инклюзивного образования, по нашему мнению, займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогического сообщества, станет составной частью его профессионального мышления.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-55, тема номера, инклюзивное образование, УГАЭС, зарубежный опыт

Похожие материалы:
Бакалавриат и магистратура в Германии в вопросах и ответах
Инженерное образование в современном мире
Доступная среда на разных уровнях образования. Встречи в Норвегии
Инклюзивное образование в Воронежской области
Инклюзия в российском обществе
Доступность профессионального образования для инвалидов
Развитие системы инклюзивного образования на региональном уровне
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Дорожная карта инклюзивного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
В Северо-Восточном государственном университете прошли XI научные чтения, посвященные Дню...
Из журнала
#90Университет высокого полёта
#90Проект «Химический инкубатор" в Тольятти
#92Особенности организации системы ДПО в вузе
#89Международное сравнительное исследование инженерного образования
#93Ключ к профессиональному успеху
Информационная лента
13:45В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
11:56Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
11:44Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
11:11Стартует чемпионат проектов в сфере туризма «Молодежный туристский проект – 2018»
10:40Первый профессорский форум "Проблемы современной науки и высшего образования"