Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов

По мнению автора статьи, идея инклюзивного образования займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогического сообщества, станет составной частью его профессионального мышления.

27.04.2012
Просмотров: 2565
Н.З. СОЛОДИЛОВА, и.о. ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор

Пока наша страна в основном только использует международный опыт, адаптируя к отечественным условиям некоторые хорошо отработанные формы инклюзии, положительно зарекомендовавшие себя за рубежом. Трудно принимающая инновации система нормативного массового образования реагирует на это болезненно.

Для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей.

Инклюзивное образование как система требует соответствующего подхода. Это значит, что на государственном, региональном и муниципальном уровнях нужно приводить в соответствие с международными требованиями все подсистемы, прямо или косвенно связанные с интеграционными процессами: образовательные, социальные, нормативно-правовые, экономические.

В статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают «через инклюзивное образование на всех уровнях». Но на сегодняшний день ни прочной законодательной базы, ни экономической основы для реализации интеграционных процессов в образовании в России нет. Настала пора принять федеральный закон об инклюзивном образовании и обеспечить его исполнение материальными гарантиями.

Надо вводить в правовое поле всю деятельность средних и высших специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья: определение нормативов освоения профессиональных модулей (информационная среда, наполняемость групп, обеспеченность образовательного учреждения соответствующими специалистами и прочее), формирование учебно-методической базы дистанционного обучения.

Для решения проблем социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, по нашему мнению, необходимо:

  • внести изменения в региональные программы «Доступная среда», предусмотрев средства для формирования сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное образование;
  • предусмотреть организацию летнего отдыха молодежи с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных условиях, с учетом более высокой стоимости путевки, поскольку должны покрываться расходы на сопровождение;
  • ввести новые технологии подготовки специалистов (педагогов, психологов, врачей, логопедов, дефектологов и других), которые обеспечат адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу;
  • разработать типовые положения о центрах социальной интеграции, кафедрах вузов, колледжей, должностные инструкции ППС.

Учитывая состояние экономики страны, думается, рациональнее профинансировать отдельно взятое учебное заведение высшего звена и оборудовать его для доступа и обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, чем переоснащать все вузы. Тем более приспособления и оборудование, необходимое для студентов с различными группами нарушений здоровья, совершенно разные. Кроме того, инвалидов придется обеспечивать либо местами в общежитиях, либо сопровождающими, которые помогут им добраться до места учебы. Все это обойдется достаточно дорого.

Для решения проблем необходимо:

  • произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий;
  • оценить, при каком количестве студентов с ограниченными возможностями здоровья сложится оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина;
  • определить круг вузов, которые будут обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и проконтролировать выполнение;
  • создать льготную налоговую политику для фирм и организаций, выделяющих средства для реальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и для поддержки инклюзивного образования в вузах (при условии целевого расходования);
  • исходить из того, что средства, выделенные на образование (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья), представляют собой долгосрочные вложения в науку, культуру, промышленность и иные области, а отдача во многом зависит от качества образования и возможностей его профессиональной реализации.

Реализация инклюзивного образования прямо связана с налаживанием в стране системы ранней комплексной помощи. Как правило, лица с ограниченными возможностями здоровья получают некачественное школьное образование и даже при полной интеллектуальной сохранности и ярко выраженных способностях нуждаются в ликвидации недостатков обучения. Добиться этого можно с помощью специальных программ, а также прививая навыки работы с информацией и выживания в обществе. Например, в Уфимской государственной академии экономики и сервиса создано подготовительное отделение, где проводится дополнительная подготовка абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что инклюзивное обучение невозможно без социального партнерства. Партнерство в учреждениях образования подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система ценностей массовой образовательной среды находится в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования.

По-видимому, следует проанализировать имеющийся отечественный опыт инклюзивного образования, обратив внимание на такие стратегические показатели, как:

  • наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, согласно которому возможно или рекомендуется интегрированное (инклюзивное) образование;
  • обеспеченность экономической основы этих законодательных актов;
  • отсутствие нормативно-бюрократических препятствий для инноваций, связанных с инклюзивным образованием;
  • подход к воспитанию и обучению лиц с ограниченными возможностями как к отдельной, самостоятельной задаче;
  • готовность и способность специалистов к коллективной совместной работе;
  • реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в практической реализации инклюзивного образования;
  • проведение системных преобразований образовательного процесса, благодаря которым становится возможным или облегчается прием в учебные заведения людей с ограниченными возможностями здоровья и их полноценное участие в профессиональном обучении и жизни коллектива;
  • сохранение функционального статуса существующих учреждений специального образования и улучшение условий для обучающихся в них людей;
  • создание сертифицированной образовательной среды с сохранением существующей системы специального образования;
  • открытость систем общего и специального образования для свободного перехода обучающихся;
  • соблюдение права выбора формы обучения и наличие экономического обеспечения его реализации;
  • обеспечение доступности инклюзивного образования;
  • доставка необходимых педагогических ресурсов к нуждающемуся в них студенту, а не студента к ресурсам;
  • соблюдение принципа добровольности: все участники интеграционного процесса взаимодействуют и сотрудничают добровольно;
  • реализация интеграционного процесса в различных формах, в зависимости от потребностей и возможностей обучающихся.

Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество является многоаспектной проблемой. Уфимская госакадемия экономики и сервиса выступила с инициативой стать вузом-интегратором системы социально ориентированного профессионального образования. В академии создана первая в Башкортостане кафедра педагогики и психологии инклюзивного обучения и разработана концепция ее развития до 2017 года. Деятельность кафедры обеспечит разработку и внедрение инновационных методик и дидактического материала. Это повысит качество и доступлость образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Идея инклюзивного образования, по нашему мнению, займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогического сообщества, станет составной частью его профессионального мышления.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-55, тема номера, инклюзивное образование, УГАЭС, зарубежный опыт

Похожие материалы:
Обеспечение качества образования в Казахстане
Творческая реабилитация инвалидов – методики, программы, инновации
Архитектура казахстанской высшей школы четко определена
Есть ли шанс у российских университетов?
Дорожная карта инклюзивного образования
Развитие системы инклюзивного образования на региональном уровне
Инклюзивное образование в Воронежской области
Демографический кризис: вызов или возможность
Доступность профессионального образования для инвалидов
ДПО: между законом и практикой

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Популярные статьи
ММСО-2018: Школа может проводить у себя любые изменения
Ведущие российские эксперты и успешные предприниматели в сфере образования обсудили проблемы...
Из журнала
#92О федеральном бюджете на 2017 год
#93Инновационность, профессионализм, качество
#93Образование взрослых – основа социально-экономической реальности
#90Модернизация системы управления качеством
#93Задачи государственной важности
Информационная лента
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков
11:08В ТГТУ обсудили проблемы и перспективы развития радиоэлектроники
10:36Интенсивность воспаления в мозге научились определять по уровню микроэлементов в крови
09:09СКФУ представил лучшую в России идею для повышения качества образования