Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Развитие системы инклюзивного образования на региональном уровне

В Новосибирской области инклюзивное образование является закономерным этапом в развитии системы образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь работают уникальные площадки, осуществляющие практику инклюзивного образования, активно действуют родительские ассоциации и общественные организации, развиваются региональные проекты.

27.04.2012
Просмотров: 6256

Здоровье разное, права – равные

Н.А. РЯПИСОВ, проректор по учебной работе НГПУ

А.Г. РЯПИСОВА, заведующая кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ

Т.Л. ЧЕПЕЛЬ, профессор кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ, директор Центра диагностики и консультирования Новосибирской области

Инклюзивное образование признается сегодня одним из современных вариантов организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, о чем свидетельствуют многочисленные научные публикации, выступления представителей гражданского общества, родительской общественности. Мы рассматриваем инклюзивное образование в широком контексте: как необходимое и неизбежное благо не только для особой группы обучающихся, но и для всех школьников, учителей, общеобразовательных учреждений и российского общества в целом, которое должно, наконец, начать совершать шаги «от культуры полезности к культуре достоинства».

В Новосибирской области инклюзивное образование является закономерным этапом в развитии системы образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здесь широко представлена сеть коррекционных школ для всех категорий детей (31), классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения (159), дошкольных образовательных учреждений компенсирующей и комбинированной направленности (297), а также созданы территориальные ПМПК (34), 6 муниципальных ППМС-центров и 1 региональный с 6 территориальными филиалами.

Они оказывают диагностическую, консультационную, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и научно-методическую – всем, кто работает с такими детьми непосредственно по месту их жительства (педагогам, психологам, логопедам и др.).

За последние годы усилиями специальных кафедр Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирского государственного педагогического университета подготовлены или прошли повышение квалификации специалисты системы сопровождения, учителя-дефектологи, специальные психологи.

В области работают уникальные площадки, осуществляющие практику инклюзивного образования (школа «Аврора», школа надомного обучения «Перспектива», абилитационный центр А. Бородина), активно действуют родительские ассоциации и общественные организации. Идею инклюзии и толерантного отношения к особенным детям поддерживают средства массовой информации.

Управленческая деятельность в последние годы направлена на создание всех необходимых специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья непо средственно по месту их проживания. За 2010-2011 годы около 400 учебных заведений сельских территорий получили лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам. Особо важное событие произошло в 2010 году, когда Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области утвердило ведомственную целевую программу «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2011-2013 годы», предусматривающую создание разнообразных условий для доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Совершенно новым этапом в развитии системы инклюзивного образования является запуск регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», стартовавшего 1 сентября 2011 года. Проект рассчитан на добровольное участие тех общеобразовательных школ, в которых уже обучаются дети с ОВЗ в условиях массового класса. Эти учреждения прошли строгий конкурсный отбор, направленный на выявление готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности. Для участников проекта установлено особое финансирование, зависящее от количества инклюзированных детей и нацеленное как на повышение оплаты труда педагогических работников, так и на развитие материально-технической и программно-методической базы учебных заведений. Победителями стали 35 общеобразовательных школ: 26 – сельских и 9 – из мегаполиса. Предполагаемый результат проекта – создание сообщества инклюзивных школ, объединенных ценностно-смысловыми основами деятельности, обменивающихся нормативно-правовыми, программно-методическими, психологическими, технологическими ресурсами. Планируется, что к 2013 году опыт инновационных площадок будет обобщен, систематизирован и распространен: сначала на уровне муниципалитета, а затем и на областном. Региональным оператором проекта утвержден Новосибирский областной центр диагностики и консультирования, который имеет семилетний опыт работы в сфере реализации инклюзивного образования. В качестве партнеров выступают Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) и Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Одна из главных проблем развития системы инклюзивного образования – подготовка профессиональных кадров. Сейчас педагог, не имеющий в арсенале методических и дидактических разработок, технологий, адекватных задачам инклюзивного обучения, либо руководствуется профессиональной интуицией, либо ищет оптимальные способы работы с особыми учащимися опытным путем.

В сентябре 2011 года НГПУ впервые начал подготовку бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». При разработке учебного плана особое внимание уделено вариативной части, отражающей специфику инклюзивного образования и включающей такие учебные дисциплины, как:

  • философия и модели организации инклюзивного образования;
  • основы абилитации и реабилитации детей и подростков;
  • организация деятельности консилиума образовательного учреждения;
  • особенности и формы взаимодействия с семьей и ребенком с ОВЗ;
  • нейропсихологический подход к индивидуальноориентированному коррекционно-развивающему (инклюзивному) обучению;
  • содержание и организация развивающей работы с детьми с ОВЗ;
  • 8 дисциплин по выбору студента.

Планируемые результаты обучения по профилю «Инклюзивное образование» ориентированы на то, что бакалавр сможет вести работу по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществлять дифференциальную диагностику для определения типа отклонений и психологическое обследование детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста; проводить занятия с обучающимися по коррекционным программам; работать с педагогами и родителями с целью организации эффективного взаимодействия и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях и в семье. Выпускники смогут работать в качестве педагога-психолога в ДОУ, осуществляющем инклюзивное образование; воспитателя инклюзивной группы в обычном ДОУ; учителя начальных классов, реализующего инклюзивное образование; педагога-психолога в инклюзивной школе; тьютора, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; ассистента учителя в инклюзивном классе; педагога-психолога в центре диагностики и консультирования; психолога в психологических центрах и т.п.

Введению нового профиля обучения предшествовала большая организационная работа. Сейчас кафедра психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук НГПУ (ИЕСЭН НГПУ) располагает необходимыми кадровыми и научно-методическими ресурсами для подготовки бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» (направление «Психолого-педагогическое образование»), а в перспективе и магистров.

В январе 2010 года на базе кафедры решением ученого совета института создан научно-образовательный центр «Инклюзивное образование», который установил сотрудничество и конструктивное взаимодействие с авторитетными образовательными учреждениями. В столице это Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, в Новосибирске – Областной центр диагностики и консультирования, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов (ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования»), НОУ «Школа «Аврора».

На базе центра разрабатывается научно-методическое сопровождение системы инклюзивного образования Новосибирской области по широкому спектру направлений (проводятся научно-практические конференции различного уровня, научные семинары, диссертационные исследования). Представители центра участвуют в работе совета по делам инвалидов при губернаторе.

С декабря 2009 года по настоящее время реализуется проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области», предполагающий создание ресурсного центра дистанционного обучения на базе областного центра образования. В 2010 и 2011 годах НГПУ на конкурсной основе выиграл грант и заключил государственные контракты на оказание услуг информационно-методического характера участникам этого проекта. Исполнителями контракта являются кафедра психологии и педагогики ИЕСЭН и центр дополнительного образования института открытого дистанционного образования НГПУ.

В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических работников и тьюторов по программе «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в очной и дистанционной формах с использованием Интернет-технологий». Ее объем составил 144 часа, срок обучения – 2 месяца. Кроме того, производилась подготовка родителей и детей по программе «Использование информационно-образовательной среды и оборудования для обучения с применением дистанционных образовательных технологий» (40 часов). За два года обучили 250 сетевых учителей, 265 семей и 100 тьюторов. В целом удалось создать действующую «дистанционную школу» для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Первые выпускники этой школы сейчас стали студентами НГПУ. Далее предполагается обучение студентов вуза технологиям работы в системе инклюзивного образования, в том числе с использованием электронного обучения.

Основные проблемы обучения бакалавров, которым предстоит работать в среде инклюзии, связаны с их теоретической подготовкой, так как многие включенные в учебный план курсы представляют собой инновационные интеллектуальные продукты, которые еще только предстоит разработать. Решение этих проблем лежит в организационной плоскости. Нужно объединить усилия профессионалов в области психолого-педагогического образования, например, на базе учебно-методических объединений. И такая работа уже начата УМО по психолого-педагогическому образованию, созданному на базе Московского городского психолого-педагогического университета, что совершенно логично, потому что специалисты этого вуза являются разработчиками стандартов данного направления. В НГПУ уже создан и успешно функционирует учебно-методический совет, входящий в состав УМО при Московском городском психолого-педагогическом университете. Несомненно, объединение усилий вузов России позволит решить задачи развития инклюзивного образования, что является важной частью всей образовательной политики нашего государства.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • В 2008 году 2 штатных сотрудника кафедры педагогики и психологии ИЕСЭН НГПУ прошли курсы профессиональной переподготовки по специальной психологии в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (с выдачей диплома).
  • Все штатные сотрудники кафедры педагогики и психологии прошли двухгодичные курсы повышения квалификации по программе «Аномалии развития личности» (с выдачей сертификатов).
  • В 2009 году 3 сотрудника кафедры прошли курсы повышения квалификации «Психологическое сопровождение инклюзивного образования». Обучение вели М.М. Семаго, руководитель научной группы по разработке УМК «Психология и педагогика инклюзивного образования» Московского городского психолого-педагогического университета, и Н.Я. Семаго, руководитель Московского ресурсного центра инклюзивного образования (с выдачей удостоверения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва).
  • В 2010 году все штатные сотрудники кафедры прошли курсы повышения квалификации «Определение условий и особенностей разработки образовательного маршрута для различных категорий детей с ОВЗ» (с выдачей удостоверения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: НГПУ, новосибирская область, инклюзивное образование, личный опыт, ао-55

Похожие материалы:
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир
IV Международная научная школа по проблемам инклюзивного образования
Инклюзивное образование в Воронежской области
Интеграция: виток за витком
НГПУ: шаг в инклюзивное образование
Опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностями
Доступность профессионального образования для инвалидов
Состоялось совещание экспертной группы вузов Новосибирска
Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов
Задачи гражданско-патриотического воспитания

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
В Северо-Восточном государственном университете прошли XI научные чтения, посвященные Дню...
Из журнала
#89Бесарион МЕСХИ о перспективах опорного университета
#90Модернизация системы управления качеством
#88Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
#93Образование взрослых – основа социально-экономической реальности
#89Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
Информационная лента
13:45В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
11:56Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
11:44Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
11:11Стартует чемпионат проектов в сфере туризма «Молодежный туристский проект – 2018»
10:40Первый профессорский форум "Проблемы современной науки и высшего образования"