Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дорожная карта инклюзивного образования

В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ: проблемы отрасли и общества». Об актуальности темы свидетельствует статистика. По данным Министерства образования и науки РФ, в школах России учится 450 тыс. детей с ограниченными возможностями, из них только 15 тыс. продолжают обучение в вузах.

Просмотров: 10518

В Государственной Думе РФ 12 апреля прошли организованные комитетом по образованию парламентские слушания на тему «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ: проблемы отрасли и общества». Состав участников был весьма представительным. Кроме депутатов, мнения по обсуждаемым проблемам высказали руководители и сотрудники министерств и ведомств, федеральных и региональных органов управления образованием, представители регионов, международных и общественных организаций, ректоры и студенты.

Об актуальности темы свидетельствует статистика. По данным Министерства образования и науки РФ, в школах России учится 450 тыс. детей с ограниченными возможностями, из них только 15 тыс. продолжают обучение в вузах.

Особую значимость слушаниям придал тот факт, что 10 апреля Президент РФ внёс в Государственную Думу предложение о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.

Открыл встречу председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Александр Дегтярев. В своем докладе он разъяснил основные требования Конвенции ООН и отметил, что ее ратификация создаст дополнительные гарантии защиты социальных и экономических прав инвалидов, будет способствовать их вовлечению в активную деятельность, а также послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования в этой сфере. Затем руководитель комитета представил свое видение, по его меткому определению, «дорожной карты» социализации граждан с ограниченными возможностями здоровья и объяснил, что подразумевается под этой формулировкой.

Прежде всего речь идет о внедрении в сознание людей принципа интеграции. Общественное мнение по вопросу инклюзивного образования неоднородно. Внедрение этой формы сталкивается не только с организационными трудностями, но и отказом учителей и их родителей обучать ребенка-инвалида вместе с обычными детьми. По мнению А. Дегтярева, «отношенческий барьер в этом вопросе едва ли не важнее других (законодательных, информационных и организационных)».

Вторая задача – разработать и осуществлять единую долгосрочную согласованную политику в области инклюзивного образования, в итоге построить в России непрерывную инклюзивную образовательную вертикаль, начиная с включения в образовательную среду детей-инвалидов раннего возраста и заканчивая получением среднего специального и высшего профессионального образования, а также обеспечить законодательно право на равное, доступное, качественное образование для всех.

Докладчик обозначил некоторые проблемные точки в решении этой задачи. Среди них, например, отсутствие в России нормативного регулирования механизмов включения обучающихся детей-инвалидов в инклюзивное образование, слабое методическое обеспечение этой технологии, признание на основании действующего законодательства необучаемыми части детей-инвалидов.

Работа по устранению проблем ведётся. В частности, в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении закреплены вариативные условия для реализации права на дошкольное образование всех категорий детей с учётом особенностей их развития. Аналогичный подход используется при разработке типовых положений для других видов образовательных учреждений. В некоторых субъектах РФ, таких как Архангельская, Самарская области, Республика Карелия, и городе Москве приняты и действуют законодательные акты, касающиеся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они могут служить образцами для внедрения в практику в других регионах.

На законодательном уровне расширены возможности применения информационных и телекоммуникационных технологий. Благодаря этому образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов становится доступнее. Но есть вопрос, который требует неотложного решения, – организация инклюзивного образования в вузах и ссузах. Именно это позволит создать наиболее благоприятные условия для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вывод докладчика следующий – «для осуществления необходимых институциональных изменений требуется обеспечить комплексный подход на всех уровнях управления образования (федеральном, региональном, образовательного учреждения)». Действия должны быть направлены как на изменение образовательного законодательства, так и на определение ресурсов, подготовку кадров, развитие и совершенствование педагогической практики, изменение общественного мнения по отношению к инклюзии.

Открывший обсуждение заместитель директора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ Сергей Вителис отметил, что нормы действующего законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей. Но на деле создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья, очень трудно. По данным чиновника, сегодня только 5 процентов российских школ могут принять детей-инвалидов. Кроме того, многие педагоги не знают, как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Но в рамках государственной программы «Доступная среда», нацеленной на повышение уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, создаётся сеть базовых учреждений общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. Реализация программы даст возможность в течение пяти лет в 20 процентах обычных школ создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов.

По словам С. Вителиса, развитие инклюзивного образования не означает отказ от системы специального образования. Существующую сеть коррекционных учреждений необходимо сохранить.

Конкретным примером подкрепил мысль докладчика о необходимости и результативности инклюзивного образования в вузах и ссузах директор Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России Вадим Егоров, пояснив, что в ведении министерства, которое он представляет, имеется 11 учреждений СПО, где обучаются дети-инвалиды. И более 90 процентов инвалидов по слуху, получивших медицинские специальности, трудоустраиваются. Но обучение этой категории населения связано с проблемами. Так, в медицинские вузы в 2011 году было принято 26 инвалидов по зрению и слуху. Они обучаются в обычных группах, используя специализированное программное оборудование. Однако, по мнению В. Егорова, для таких студентов должны быть разработаны адаптационные курсы, так как они получают повышенную психологическую нагрузку. Вместе с тем необходимо создавать специальную систему повышения квалификации преподавателей. Еще одна задача – разработать нормативные документы, регламентирующие материально-техническое обеспечение образовательного процесса и стандартов оборудования рабочего места инвалидов в соответствии требованиями гигиены и охраны труда, а также возможностями инвалида.

Конвенция ООН о правах инвалидов была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года, после ратификации 50 государствами. Глава МИД РФ подписал конвенцию 24 сентября 2008 года в Нью-Йорке. На сегодняшний день к ней присоединились 110 стран.

Документ направлен на ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности и обеспечение достаточного жизненного уровня и полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию). Конвенция предусматривает, что государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты, а именно: обучение в системе общего образования, установление благоприятных условий на рынке труда, обеспечение доступа к информации, создание доступной среды, реабилитация и прочее. Особо оговорены права женщин и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения.

Чиновник считает, что на базе образовательных учреждений нужно создавать специализированные центры по подготовке инвалидов и оказывать им государственную поддержку.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяна Яковлева обратила внимание собравшихся на несколько требующих решения вопросов. Во-первых, в школах, построенных по проектам 60-х годов прошлого века, технически невозможно реализовать федеральную программу «Доступная среда». Во-вторых, не разработаны федеральные государственные образовательные стандарты для учащихся, имеющих специфические заболевания, и для обучающихся в специальных коррекционных школах. В-третьих, не определен правовой статус учителей-тьюторов и учителей дистанционного образования, которые будут помогать детям-инвалидам осваивать учебную программу. А еще учебные заведения не укомплектованы хорошими медицинскими кадрами.

Депутат Госдумы Валерий Селезнев поделился с присутствующими опасением, что инклюзивное образование может превратиться в модный тренд и по этой причине будет отторгнуто обществом. «Надо дать инвалиду возможность выбрать образование: специальное, инклюзивное или дистанционное», – подчеркнул он.

Ирина Мануйлова, депутат, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей рассказала, что в Новосибирской области сложилась своя политика по отношению к инклюзивному образованию. Осуществляется ранняя диагностика детей. Создаются специальные образовательные условия. Родителям и ребенку предоставляется право выбора формы обучения: специализированное учреждение, обычная школа или дистанционное обучение. Работает 6 муниципальных ПМПС-центров, 1 региональный и такие уникальные образовательные площадки, как школы «Аврора», «Перспектива», центр Бородина. Помимо этого, активно действуют родительские ассоциации и общественные организации. Также имеется институт, который занимается подготовкой кадров. А в Новосибирском государственном педагогическом университете в 2010 году открыт профиль обучения «Психология и педагогика инклюзивного образования». Однако проблемой являются программы и учебники. Дети в одном классе не могут учиться по программе VIII вида и по общеобразовательной программе.

Одобрил систему Новосибирской области и директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, профессор, академик РАО Николай Малофеев. Но подмена специального образования тотальной инклюзией, ее поспешное широкое внедрение могут привести к негативным последствиям, – предупредил ученый. Инклюзия – это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими: как традиционными, так и инновационными.

Депутат Госдумы Марина Назарова, член комитета по образованию, высказала мнение по поводу финансовой стороны инклюзивного образования. При сегодняшнем принципе нормативно-подушевого финансирования, для того чтобы повысить зарплату педагогам-предметникам, из штатов учебных заведений исключаются социальные педагоги, психологи, что крайне негативно влияет на качество образования, не говоря уже об инклюзивном.

Мнение Николая Малофеева разделяет и депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев: у нас «должно быть образование инклюзивное, коррекционное или дистанционное; человек может в какой-то момент учиться дистанционно, а в какой-то момент – в общеобразовательной школе». Выступающий подчеркнул: «мы должны нашу систему образования выстроить очень гибко в этом плане», – высказав пожелание вести более активную текущую работу по разработке мероприятий, которые позволят в будущем создать благоприятную почву для гибкого обучения. В новом законе М. Терентьев предлагает расшифровать понятие «инклюзивное образование».

Поддержала и расширила это предложение Наталья Солодилова, и.о. ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса, являющейся федеральной пилотной площадкой по развитию инклюзивного образования. В законе необходимо определить права и ответственность вуза и утвердить его статус как центра инклюзивного образования, считает она. Для такого центра должна быть разработана специфическая процедура государственной аккредитации, введены контрольные цифры приема инвалидов и коэффициенты, корректирующие затраты на их обучение. По мнению Н. Солодиловой, назрела необходимость разработать федеральную целевую программу развития инклюзивного образования.

Глава офиса ЮНИСЕФ в Российской Федерации Бертран Бейнвель рекомендовал депутатам ратифицировать Конвенцию ООН и при разработке федерального закона учитывать опыт и уроки города Москвы. И самое главное – не допускать дискриминации инвалидов.

Рассказывая об опыте, упомянутом господином Б. Бейнвилем, начальник Управления развития содержания общего, дошкольного и специального
образования Департамента образования г. Москвы Светлана Войтас подчеркнула важную роль действующего в столице закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также, на ее взгляд, большое значение имеют долгосрочная стратегия Правительства г. Москвы и программы, которые регулируют образование детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют инклюзивное образование в качестве приоритетного направления. В структуре дошкольного образования доказали свою состоятельность службы ранней помощи, куда родители могут прийти с ребенком двухмесячного возраста.

«Для того чтобы идея инклюзивного образования воплотилась в жизнь, мы должны вплотную подойти к решению вопроса, имеющего фундаментальное значение, – заявил Виталий Кантор, проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – вуза, в котором количество студентов-инвалидов исчисляется сотнями.

– Речь идет о специальной и целенаправленной подготовке педагога для реализации инклюзивной модели образования. Причем «запуск» подготовки такого педагога весьма значим.

Однако, по словам выступающего, в рамках какого-либо одного из направлений подготовки педагогических кадров, выделенных в федеральных государственных образовательных стандартах, будь то «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» или «Специальное (дефектологическое) образование», такой педагог в полной мере подготовлен быть не может. Проблему можно решить только путем интеграции этих направлений подготовки, их взаимопроникновения.

На взгляд Татьяны Волосовец, директора Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, кроме понятия «инклюзивное образование», в новый закон следует включить положения, касающиеся права выбора гражданами учебного заведения и формы получения образования, специальных условий обучения и воспитания, ФГОС. Важно также ввести в практику обязательное использование заключения психолого-медико-педагогической комиссии (сегодня это рекомендательный документ) и создать ресурсные центры по обеспечению инклюзивного образования, продумать механизм использования рекомендаций в формировании программы для обучения детей-инвалидов.

Высказали свое отношение к обсуждаемым проблемам и непосредственные представители сообщества инвалидов. Так, вице-президент Всероссийского общества глухих Станислав Иванов убежден: «Без создания соответствующих условий, без подготовки профессиональных кадров пропагандировать обучение детей с недостатками слуха в массовых школах преждевременно». Он выступает за организацию ресурсных центров и подготовку специалистов по инклюзивному обучению на базе среднего и высшего профессионального образования.

Первый заместитель Комитета Госдумы РФ по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин сделал 12 предложений, касающихся обучения инвалидов. Некоторые из них – всеобуч инвалидов, реальное право выбора учебного заведения коррекционного, инклюзивного или общего назначения, ранняя коррекционная помощь, создание безбарьерной среды, подготовка и переподготовка кадров – уже звучали с трибуны. Другие таковы: сохранить ныне существующее право выбора между единым государственным экзаменом и экзаменом в традиционных формах и льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения; вручать выпускникам особый документ об образовании, в котором отмечены реальные достижения по разным предметам и который не ограничивает возможности дальнейшего образования; студентам установить социальную стипендию в полуторном размере по отношению к обычной и выдавать ноутбуки; квотировать для инвалидов рабочие места и установить налоговые льготы; 10 процентов времени на государственных каналах посвящать проблемам инвалидности.

Студент первого курса Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, лауреат благотворительной программы Российского союза ректоров «Талант преодоления» Виталий Силин также является сторонником организации ресурсных центров для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, он предложил создавать стимулы к развитию у самих инвалидов.

Школа № 169 Московского института открытого образования шестой год обучает детей-аутистов. На взгляд директора Александра Волкова, в инклюзивном классе норма количества обучающихся нуждается в пересмотре и работать с детьми должна команда, а не один специалист. А в программы педагогических вузов необходимо внести содержание, касающееся инклюзивного образования.

Самое главное, по мнению Анны Битовой, представляющей Центр лечебной педагогики, – это вопрос шаговой доступности услуг. В огромном количестве регионов этого нет.

Завершающим аккордом дискуссии стало выступление Марии Назукиной (общественная организация «Перспектива»). Она призвала увеличить программы переподготовки педагогов, не отказываться от уроков доброты, которые проводит ее организация, и не жалеть денег на финансирование образования детей-инвалидов, ибо этот капитал впоследствии окупится сторицей.

В обширных рекомендациях, адресованных различным инстанциям, участники парламентских слушаний отметили, что социальная инклюзия постепенно становится магистральной линией общественного развития во все большем числе стран мира. И именно образование является тем ключевым фактором, который способствует ее осуществлению. Но пока лица с ограниченными возможностями здоровья не имеют равного с обычными людьми права на получение образования, необходимого для успешной социализации. Причины этого связаны не только с отсутствием ресурсов, но и с инерцией мышления педагогов и родителей, непониманием в обществе важности развития инклюзии, отсутствием необходимой нормативно-правовой базы.

Однако – и это самое главное – в нашей стране «имеются предпосылки для реализации систематических мер, направленных на социализацию детей с инвалидностью». В частности, в утвержденной Президентом РФ Д.А. Медведевым Национальной образовательной инициативе содержатся положения о том, что «новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации… В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей инвалидов». Развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от специального (коррекционного) образования.

Основные положения российского федерального законодательства тоже не препятствуют инклюзивному обучению детей с особыми образовательными потребностями. В Архангельской и Самарской областях, Республике Карелия, г. Москва разработаны и действуют законодательные акты, касающиеся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти примеры могут служить образцами для других регионов.

Важно и то, что в проекте нового закона «Об образовании в Российской Федерации» усилены государственные гарантии реализации права на образование и обеспечения равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Отмечено в рекомендациях и то, что важное значение для развития инклюзивного образования в России имеет опыт международных общественных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), а также Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.

Вместе с тем в практике работы региональных образовательных систем наблюдаются и негативные тенденции. С одной стороны, это невозможность реализовать право на инклюзивное образование из-за отсутствия соответствующих условий и отказов в приеме, с другой – стремление ликвидировать коррекционные учреждения, не создав необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве особой проблемы в рекомендациях выделено профессиональное образование, где, несмотря на накопленный учебными заведениями опыт, «инклюзивное образование не стало системным явлением».

Участники слушаний считают, что «для осуществления необходимых институциональных изменений нужен комплексный подход на всех уровнях управления образованием», причем направлять действия следует как на изменение законодательства, так и на области определения ресурсов, подготовки кадров, развития и совершенствования педагогической практики, изменения общественного мнения.

Что конкретно должны предпринять органы власти?

Из предложений, адресованных Федеральному Собранию РФ, самыми важными, без сомнения, являются два. Первое – предусматривать в проектах федеральных законов нормы, обеспечивающие реализацию инклюзивного образования, а именно: право на получение бесплатной коррекционной помощи в раннем детском возрасте, право выбора образовательных учреждений – коррекционных или общего назначения, гарантию создания в них необходимых условий и т.д.

Второе – установить специальные федеральные государственные образовательные стандарты для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с умственной отсталостью, с сочетанием двух или более патологий, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Правительству РФ предлагается создавать государственную систему учета, статистики и мониторинга инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и предусматривать соблюдение прав этой категории обучающихся при разработке подзаконных нормативных актов.

Министерству образования и науки РФ рекомендуется формировать нормативно-правовую и учебно-методическую базу, а также обеспечивать подготовку педагогов для инклюзивного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи, а при расчете нормативов финансирования учебных заведений, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, – учитывать необходимость создания специальных условий.

Задача Министерства печати и массовых коммуникаций РФ – поддерживать радио- и телепрограммы, формирующие позитивное отношение к инвалидам и вводить на телеканалах образовательные и детские программы с субтитрами, сурдопереводом и тифлокомментированием.

Региональная власть должна создавать ресурсные центры по развитию и поддержке инклюзивного образования, обеспечивать библиотеки специальными учебниками и организовывать родительский всеобуч.

Все это поможет защитить права людей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить их наиболее полное участие в жизни общества.

PS. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» принят 25 апреля 2012 года Государственной Думой РФ, а 27 апреля одобрен Советом Федерации.

Полный проект рекомендаций парламентских слушаний содержится на сайте Комитета ГД по образованию в разделе «Мероприятия»: http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/site.xp/051057051.html

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Служба помощи работодателю и выпускнику
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Развитие системы инклюзивного образования на региональном уровне
Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов
Комитет ГД РФ по образованию: системный подход к законотворчеству
Судьба проекта интегрированного закона
Доступность профессионального образования для инвалидов
ГТО: перезагрузка
Инклюзивное образование в Воронежской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ