Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ТГУ – лидер глобального образовательного пространства

Томский государственный университет вошел в число лидеров проекта «5-100». Вуз активно продвигается в мировом образовательном пространстве.

Просмотров: 24

Материал опубликован в журнале №97 от 25.09.2017.

В октябре Национальный исследовательский Томский государст­венный университет вошел в число лидеров проекта «5-100» (5top100.ru). Такое решение принял международный совет проекта во главе с заместителем председателя Правительства РФ Ольгой Голодец. ТГУ и другие вузы-лидеры проекта являются тем «локомотивом» развития российской высшей школы, на который делается основной упор. ТГУ активно продвигается в мировом образовательном про-странстве.

Сейчас Томский государственный университет занимает 323-е место в рейтинге лучших университетов мира QS (пятое – среди российских вузов), входит в топ-60 рейтинга TimesHigherEducation BRICS &EmergingEconomiesRankings 2017, первую десятку российских университетов рейтинга ИНТЕРФАКС, находится на второй позиции среди классических университетов страны рейтинга востребованности выпускников вузов 2016 года по версии проекта «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня».

Университет имеет развитые связи с ведущими федеральными и зарубежными вузами, а также с международными фондами и организациями более чем 20 стран мира. В рамках этого сотрудничества созданы культурные, научно-исследовательские и информационные центры, работают масштабные обменные программы. В списке зарубежных партнеров вуза 114 университетов Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии.

Своим взглядом на ключевые тренды развития выс­шей школы делятся представители ректората ТГУ.

В 2018 году ТГУ отметит 140-летие

Томский государственный университет был учрежден по указу императора Александра II в 1878 году и стал первым университетом на территории Сибири и Дальнего Востока.

Сила ТГУ как классического университета в междисциплинарном подходе. Здесь параллельно ведутся естественнонаучные, социогуманитарные и технические исследования, благодаря этому происходит синтез знаний разной природы. Наука развивается в тесной кооперации с реальным сектором: созданы базовые кафедры предприятий и научно-

образовательные центры, заключены соглашения с федеральными и зарубежными вузами, фондами. ТГУ является членом международных сетевых коллабораций ATLAS, EUCEN, Университета Арктики.

В штате ТГУ работает около 5,5 тыс. человек. Среди профессорско-преподавательского сос­тава 600 профессоров (из них 140 – иностранных) и 1,3 тыс. кандидатов наук, в том числе более 30 членов государственных академий наук и 50 лауреатов государственных премий в области науки и образования. Ежегодно в вузе защищается более 20 докторских и 100 кандидатских диссертаций, функционируют 42 ведущие научные школы, поддержанные грантами Президента РФ, в год публикуется около 2,5 тыс. статей в изданиях, входящих в базы данных WebofScience и Scopus.

Сейчас здесь обучается более 16 тыс. человек, в том числе студенты из 47 стран мира. Более 150 тыс. выпускников университета работают в различных сферах в России и за рубежом, становятся талантливыми бизнесменами и неординарными руководителями, выдающимися учеными и успешными инноваторами.

Университет 3.0

ТГУ как университет нового поколения постоянно расширяет границы своего влияния на образовательное и научное сообщест­во, устанавливает связи с бизнесом.

Это «Университет 3.0», как назвал его в своей книге профессор Йохан Виссема: «Университеты больше не являются изолированными «башнями из слоновой кости». Они стали локомотивами развития экономики и образования, а также помогают человечеству достичь более глубокого понимания природы во всех ее аспектах».

– Теперь в экономике знаний именно такие университеты становятся драйвером экономического благосостояния стран, – считает ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Они там, где высокие технологии и новые знания, – они сами их генерируют. Они тянут таланты со всего мира, потому что потенциал человека, а не «заводы-пароходы», становится производительной силой. Отсюда гонка государств за создание университетов мирового класса – сетевых, космополитичных, мобильных, диверсифицированных по ресурсам. Сейчас во всем мире идет трансформация в этом направлении. Это главный вызов – как процесс производст­ва инноваций сделать базовым в университете, выстроить отношения между бизнесом и академической средой. У успешных западных университетов такая экосистема выстраивалась тридцать лет, мы должны ее воссоздать за пять. И надо не догонять, а перегонять.

Международное продвижение

Государственная программа «5-100» нацелена на усиление конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

– Университет демонстрирует хорошую динамику: если в 2013 году зарубежные рейтинговые агентства выделяли всего 4 направления, которые могут быть конкуренто­способными на международном рынке, то сейчас в нашем вузе их уже 25, – отмечает проректор по научной работе ТГУ Иван Ивонин. – Мы не только подтягиваем имеющиеся у нас направления, но и создаем новые. Томский госуниверситет, например, не готовит медиков, но мы создали центр «Биомед», работающий в области высоких медицинских технологий, и готовим материально-техническую базу для медицины: материалы, приборы, технологии. Сейчас в этом центре уже 9 научных лабораторий, и эксперты отмечают, что направление «медицина» в университете развивается очень быстро. На очереди – создание базовых кафедр в ведущих медицинских исследовательских центрах.

В 2016 году ТГУ стал участником с правом голоса крупнейшего международного проекта в Европейском центре ядерных исследований (CERN, Швейцария), открыл сеть SecNet по изучению изменений окружающей среды.

Одно из значимых достижений 2017 года – договоренность о реализации совместной магистерской программы «Физика микромира», достигнутая с Объединенным институтом ядерных исследований. Это позволит объединить силы научной и образовательной организаций для подготовки ученых через включение в международные проекты, в том числе в CERN. Предполагается, что, начиная с 2018 года, магистранты будут обучаться год в Томске, год в Дубне. На базе университета будет создана площадка для подготовки талантливых исследователей в области физики и математики со всей Сибири.

Энергия университета – региону

Современные университеты стали не только давать знания, культивировать эвристический поиск, но и прививать студентам предпринимательский дух. Но и этого на самом деле мало. Вузы должны стать центрами пересечения интересов образования, бизнеса и власти. Именно с этой целью два года назад в Томске был запущен пилотный проект «ИНО Томск» (inotomsk.ru).

– Нельзя сказать, что раньше подобная работа не велась, – комментирует проректор по инновационной деятельности ТГУ Константин Беляков. – Однако прежде университеты не подключались к разработке стратегий субъекта федерации. При этом развитие большинства направлений, которые обсуждаются на ежеквартальных встречах этого инновационного территориального центра (открытие передовых производств, ускоренный рост инвестиций, создание среды для удержания талантов и другие), сегодня уже невозможно представить без участия вузов.​

«Локомотив» серьезных достижений

 В конце октября в Екатеринбурге состоялась защита «дорожных карт» вузов-участников проекта «5-100». По итогам совещания международный совет проекта во главе с заместителем председателя Правительства РФ Ольгой Голодец назвал 7 вузов-лидеров, на развитие которых правительство будет делать основной упор. Томский государственный университет вошел в группу лидеров.

– Амбиции ТГУ, отраженные в «дорожной карте», предполагают вхождение Томска в число ведущих мировых центров новой промышленной революции, – отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. –  А благодаря движению вузов-лидеров и вся система российского образования должна продвинуться в мировом образовательном пространстве.

Томский государственный университет стал инициатором создания в Томской области центра разработок и исследований мирового уровня, однако в этом кластере университет будет лишь одним из «звеньев», так как реализация задуманного потребует усилий от всех томских вузов, а также от бизнеса и власти.

Создание центра исследований и разработок мирового уровня – одна из стратегических задач Томской области, зафиксированная в стратегии развития региона до 2020 года. Глава региона Сергей Жвачкин 30 октября заявил, что успехи томских вузов в проекте «5-100» дают основание надеяться, что создаваемый в регионе центр в перспективе сможет войти в число 50 ведущих научно-образовательных площадок мира.

– Под центром имеется в виду регион и весь его научно-образовательный комплекс. ТГУ может быть лидером проекта, но то, что нужно использовать весь потенциал системы, – это однозначно. Если мы собираемся конкурировать в мировом масштабе, то должны объединить усилия всех вузов, власти и бизнеса. Это и будет центр, – подчеркнул ректор ТГУ.

В своей «дорожной карте» Томский государственныйуниверситет делает упор на человеческие ресурсы. Это не только поиск и развитие талантливых студентов, но и привлечение иностранных специалистов, развитие потенциала уже работающих сотрудников. 

Томский государственный университет непрерывно повышает свое влияние на развитие цифровой экономики и социального сектора области, способствует развитию парт­нерства образования, бизнеса и власти, отвечая на социальные, урбанистические и экономические вызовы времени.

Второй год подряд при поддержке админист­рации Томской области ТГУ выступает организатором Международного форума университетских городов «Энергия университета для развития города и региона» (unicityforum.com).

В прошлом году на мастер-классах форума были представлены лучшие практики Лиона (Франция), Лиможа (Франция), Софии Антиполиса (Франция), Бамберга (Германия), Регенсбурга (Германия), Бата (Великобритания), Новосибирска и Томска (Россия) по развитию университетских городов.

В этом году форум состоится с 30 ноября по 2 декабря. Здесь будет обсуждаться применение модели «Тройной спирали» и концепции «Умной специализации» для объединения усилий университетов, бизнеса и власти в поиске новой специализации, где необходима концентрация научных, материальных и инвестиционных ресурсов для достижения конкурентоспособности региона в масштабах мировой экономики. Сегодня эти два концепта во многом определяют региональную политику.

Став площадкой, на которой диалог между образованием, бизнесом и властью происходит на системно новом уровне, Томский государственный университет оказывает существенное влияние на экономику, уровень человеческого капитала и инновационный потенциал региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-97, высшее образование, томский государственный университет, юбилей

Похожие материалы:
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
Новосибирский юридический институт (филиал) ТГУ готовит востребованные кадры
Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
Новые параметры проекта «5-100»
Воронежский государственный университет отметил столетний юбилей
Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ – интеллектуально-образовательный центр региона
Тверской политех отметил 95-летие
Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#109Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
#98Новости образования «АО-98»
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство