Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Глобальная конкурентоспособность ТУСУР

В 2017 году Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники отметил 55-летие. ТУСУР сегодня – это исследовательский, предпринимательский университет, международный центр образовательных, научно-технологических и социальных инноваций.

Просмотров: 73

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники в 2017 году отмечает пятидесятипятилетие. ТУСУР сегодня – это исследовательский, предпринимательский университет, международный центр образовательных, научно-технологических и социальных инноваций.

ШЕЛУПАНОВ Александр Александрович, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор:

– Убеждён, что именно ТУСУР является той томской Кремниевой долиной, которая сформировала и продолжает развивать на территории области и в России в целом новую экономику – экономику знаний.

Надеяться на привлечение за счёт средств бюджета страны известных зарубежных учёных, которые улучшили бы показатели вуза, не стоит. Зачастую это эффектное, но не эффективное решение. Как только закончится финансирование, исчезнут, за небольшими исключениями, и привлечённые исследователи. Следует развивать научную интеграцию и расширять международное сотрудничество, включая зарубежных учёных на паритетных началах, активизировать и расширять междисциплинарные исследования. Именно на стыках нас ожидают научные прорывы.

Наукоёмкое образование

В сотрудничестве с ведущими вузами и высокотехнологичными предприятиями страны, а также с иностранными организациями университет выполняет НИОКР по нескольким приоритетным направлениям: наноэлектронике, инноватике, радиотехническим информационно-телекоммуникационным системам, интеллектуальной силовой электронике, робототехнике и мехатронике.

Научная инфраструктура включает 8 НИИ, 12 центров, 59 лабораторий и отделов, 39 конструкторских бюро и 25 научных групп. Объем выработки на одного научно-педагогического работника составляет уже более 1,5 млн. рублей (на 2016 год), и очень важно, что значительную долю в нем составляет хоздоговорная и инновационная деятельность. Это один из лучших показателей в стране.

Модель «Университет 3.0», которая для многих является желаемым образом будущего, для ТУСУР – давно настоящее. Создавая современную образовательную, научную и инновационную инфраструктуру, актуализируя технологии совместно с российскими и зарубежными индустриальными партнерами, вуз уже более десяти лет развивается как предпринимательский. За это время выпускниками университета созданы несколько десятков наукоёмких предприятий в России, США и Канаде.

В 2006 году ТУСУР вошел в число первых победителей (17 из 200) конкурса инновационных образовательных программ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Проект «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоёмкого бизнеса» был успешно реализован в университете и продолжает развиваться.

В 2010 году знаковым для университета стало постановление Правительства РФ № 218, позволившее совершить рывок в развитии научных направлений. Сейчас вуз осуществляет 9 крупных проектов, выполняемых в рамках постановления. Общий объём их финансирования превышает 3 млрд. рублей. Вместе с индустриальными партнёрами ТУСУР создаёт отечественную элементную базу, разрабатывает космическую технику, реализует идею безопасного «интернета вещей» (IоТ) и решает проблему «цифрового неравенства».

Более 150 предприятий, входящих в учебно-научно-инновационный комплекс ТУСУР, производят более 80 %наукоёмкой продукции Томской области.

Международный уровень

Неслучайно, среди мероприятий, посвящённых юбилею вуза, особое место занимают научные конференции и сессии, выставки разработок студентов и молодых ученых.

Где наиболее активными участниками выступают студенты, обучающиеся по технологии ГПО. Групповое проектное обучение – перспективная практико-ориентированная образовательная технология. С 2008 по 2016 годы по этому направлению в вузе реализовано более тысячи проектов. ТУСУР – один из немногих университетов страны, сумевший реализовать эту технологию, задействовав 30 % студентов.

Международные проекты ГПО способствуют развитию академической мобильности. Так, например, курс «Global Software Engineering» объединяет студентов из Японии, Швейцарии и России в интернациональные группы для удаленной работы над программным обеспечением. С 2012 года более 100 тусуровцев отлично зарекомендовали себя в этой деятельности. Объединенные группы российских и французских студентов реализуют проекты по созданию устройств медицинской электроники и компьютерной техники. Совместно с Институтом индустриальных технологий ITRI (Тайвань) с 2007 года реализуются проекты в области информационной безопасности, промышленной электроники и автоматизированных систем управления.

Число участников научных мероприятий и проектов с каждым годом увеличивается, что создает благоприятные условия для развития межвузовских связей, выявления актуальных проблем и тенденций, а также обмена опытом и результатами исследований по направлениям подготовки.

Системная работа

Большой потенциал тусуровской молодёжи подтверждается результативным участием в грантовых программах. Только в 2016 году в рамках программы «У.М.Н.И.К.» студенты и молодые учёные выиграли 13 грантов, что составило почти треть всех томских «умников». Всего же с 2007 по 2016 годы 150 представителей вуза стали победителями этой программы.

Успешно реализуются программы двойных дипломов (на английском языке): «Home Automation» (Лиможский университет, Франция), «Innovation in Computer Sciences» (Университет Рицумейкан, Япония), «Инноватика» (Государственный университет штата Нью-Йорк, США), «Промышленная электроника» (Восточно-Казахстанский государственный технический университет, Казахстан).

В прошлом году первый в России студенческий бизнес-инкубаторТУСУР вошёл в тройку лучших инкубаторов при вузах по версии аналитической компании UBI Global (при поддержке РВК и НИУ ВШЭ).

Системная работа даёт свои плоды. Повышаются наукометрические показатели. Университет продвигается во многих рейтингах, включая престижные международные. Например, в этом году ТУСУР вошёл в глобальный рейтинг Round University Ranking. Включение в RUR подтверждает правильную траекторию развития вуза с опорой на собственные ресурсы.

А в 2016 году ТУСУР вошёл в число 11 российских вузов, которые станут основой для формирования рынков Национальной технологической инициативы. Работая по направлениям рынков НТИ – перспективным отраслям, которые в течение следующих двадцати лет станут основой мировой экономики, – университет уверенно смотрит в будущее.

Узнаваемость бренда ТУСУР за рубежом

• Лидерство в интернационализации (25 % иностранных студентов из 17 стран возвращаются домой и становятся посланниками университета).

• Ассоциация выпускников ТУСУР за рубежом (более 125 коллективных членов ассоциации по всему миру).

• Прорывные научные исследования (участие в первом запуске космического аппарата с космодрома «Восточный»; 43 % бюджета университета – научные исследования).

• Всемирно известные ученые (профессор С.Д. Одинцов в тройке самых цитируемых ученых России по версии Clarivate Analitics).

• Лидерство во всемирных ассоциациях (ТУСУР – один из первых российских участников CDIO, основатель отделения IEEE в г. Томске).

• Главный корпус вуза – визитная карточка города (здание ТУСУР ассоциируется с г. Томском).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: юбилей, ао-96, александр шелупанов, высшее образование, ТУСУР

Похожие материалы:
Цифровая трансформация в образовании
КНИТУ-КАИ налаживает партнерские связи с университетом ТУСУР (Томск)
ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники отметил 85-летие
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
#94Челябинский государственный институт культуры – лидер интернет-олимпиады
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#103Оксана Орачева о формировании человеческого капитала
#106Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний