Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Семейное образование – это…

Семейное образование (или homeschooling) – это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения.

Просмотров: 2335

Семейное образование (или homeschooling)  – это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения. Семейное образование представляет собой одну из форм освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Следует отличать семейное образование от обучения на дому (домашнего обучения) по медицинским показаниям, когда на дом приходят учителя из той школы, в которой учится ребенок.

До введения обязательного школьного обучения в XIX веке, в большинстве стран мира обучение и воспитание происходило в семье или в общине. Только небольшая часть населения посещала школы или пользовалась услугами наставников. Семейное образование, в современном понимании, является альтернативой государственным и частным школам. Наибольшее распространение семейное образование имеет в США – до 8% школьников. Оно также разрешено и активно растет во многих странах Европы.

Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» среднее образование ребенком может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций. Существуют несколько вариантов форм обучения: очная, заочная или очно-заочная в традиционной общеобразовательной школе; школы с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие); семейное образование для всех детей и самообразование для детей старше 15 лет (фактически это именно то, что раньше называлось экстернатом, теперь этот термин означает не форму обучения, а только форму аттестации ученика). То есть родители должны обеспечить получение ребенком образования, но форму имеют право выбрать самостоятельно c учетом мнения ребенка (по Семейному кодексу учет мнения ребенка с 10 лет является обязательным – ст. 57).

На очной форме обучения ребёнок ходит в школу каждый учебный день на все уроки, кроме каникул. Промежуточная (ежегодная) аттестация – это годовые оценки, которые выставляют на основании текущих оценок по предметам и результатов четвертных и годовых контрольных работ.

На очно-заочной форме обучения в школу можно ходить только на определенные предметы и уроки, которые выбирают родители вместе с ребёнком. Домашнее задание более объемное, материал осваивается самостоятельно. Промежуточная аттестация – такая же, как на очной форме.

На заочной форме ребёнок в школу не ходит. Текущие оценки получает за написанные заочно зачёты, диктанты, контрольные, проверочные работы и т.д. Промежуточная аттестация в двух вариантах: либо итоговая оценка выводится по результатам текущих оценок, либо ученик экстерном сдаёт итоговые экзамены по каждому предмету 

Альтернативная школа – это образовательная организация с нетрадиционными учебным планом и методами. Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Поэтому при существующей системе образования альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Следует также отметить, что параллельно с хоумскулингом в мире развивается и анскулинг.

Анскулинг – это форма обучения, при которой образование ребенка происходит не по заранее продуманной программе обучения (нет никакой связи со школьными преподавателями и программой). Иногда анскулингом также называют естественное обучение, так как оно основано, в первую очередь, на интересах ребенка. Такой вид обучения не практикуется во многих странах, в том числе и в России, так как согласно ст. 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования всех уровней.

При семейном образовании ребёнок зачисляется в школу только для прохождения аттестаций, которые проводятся после 4, 9 и 11 классов или чаще, вплоть до четвертных контрольных. Промежуточная аттестация предполагает проверку освоения ребенком образовательной программы. В случае если ребенок не прошел промежуточную аттестацию, он продолжает получить образование уже в школе. При успешном прохождении экзаменов обучающийся получает аттестат той школы, где он сдавал экзамен. Ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьными учебниками и учебными пособиями. Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию и обратно ребенок может на любом этапе образовательного процесса по решению родителей/законных представителей. До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона об образовании возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет – теперь решают субъекты Российской Федерации.

Несмотря на увеличение числа детей, обучающихся на дому, и исследований, на сегодняшний день мы имеем относительно небольшие данные о таком виде образования как в мире, так и в России. По официальной статистике около 100 тыс. детей в РФ ежегодно находятся на такой форме обучения. С момента принятия действующего закона об образовании опыт семейного обучения получили в общей сложности более 1,5 млн. россиян.

Когда говорят о причинах, которые заставляют родителей делать выбор в пользу семейного образования, чаще всего говорят о возможности индивидуализации обучения. Действительно, оно позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенку не было скучно сидеть над давно усвоенной программой, а с другой, при необходимости задержаться на изучении какого-либо предмета.

Все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с определенными трудностями: как найти школу для прохождения аттестаций, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать, какие методики использовать. Задача взрослых – организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. Родители объединяются в онлайн- и офлайн-сообщества и обсуждают эффективные способы обучения детей. Около 16% родителей имеют педагогическое образование. В нашей стране семейное образование развивается достаточно быстро, о чем свидетельствует регулярное проведение конференций, посвященных альтернативным формам обучения (семейному образованию). Сейчас появляется много школ и центров, активно поддерживающих семейное образование. Они также проводят фестивали, семинары, конференции, где родители и ученики могут обменяться опытом друг с другом.

К основным психологическим проблемам при выборе семейного образования относятся непонимание со стороны близкого окружения, а при реализации – трудности в определении роли родителя. По мнению самих хоумскулеров, семейное образование помогает в укреплении внутрисемейных связей, оно стало решением для тех семей, которые вынуждены постоянно менять место жительства или для детей, которые профессионально занимаются спортом, искусством или другими видами деятельности, требующими больших временных затрат, а также при недостатке или излишнем навязывании религиозного воспитания.

Однако исследование американских ученых 1, выявило, что семейное образование в качестве средства улучшения сплоченности семьи себя не оправдывает. Одно только удаление детей из школы недостаточно для того, чтобы вызвать серьезные изменения в семейной среде. В семьях хоумскулеров семейное образование, вероятно, оказывает умеренное дополняющее влияние на сплоченность семьи. Тем не менее, исследование не выявило никаких негативных эффектов семейного образования на сплоченность или взаимодействие между детьми, подростками и их родителями. Семьи, которые потенциально могут извлечь наибольшую выгоду из семейного образования, вероятно, являются избранной группой, которая и помимо хоумскулинга характеризуется высокой семейной сплоченностью.

Семейное образование, как форма получения образования в РФ, не является магистральным направлением развития отечественной образовательной системы, однако имеет полное право на существование в ряду иных форм освоения образовательных программ. В силу целого ряда своих особенностей эта форма не является массовой и не станет таковой в обозримом будущем. Однако с самого начала своего существования в современном российском законодательстве (1992 г.) эта форма имела своих приверженцев среди родителей и по статистике их число в последнее время постоянно увеличивается. При этом следует учитывать не только количественные характеристики, но и качественный состав данной категории граждан: в подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень и отличающиеся активной жизненной позицией. Знать об альтернативном образовании нужно хотя бы потому, что оно позволяет взглянуть по-новому на привычную школу – как на один из способов учить, со своими плюсами и минусами, но не единственно верный. И если у ребёнка вдруг возникают трудности в школе, возможно, даже временное обращение к альтернативному обучению поможет исправить ситуацию.

 

1. Examining claims of family process differences ensuing from the choice to home-school / M.H. Butler [et al.] // Education and urban society. 2015. Vol. 47. No 1. P. 88–108.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Молодые ученые – это…
WorldSkills – это…
Семейное образование – реальность, с которой нельзя не считаться
Семейное образование – реальность, с которой нельзя не считаться
Государственная аккредитация – это…
Домашнее обучение за рубежом и в России
Цифровая образовательная среда – это…
Обучение в семье – вклад в образование будущего
Домашнее обучение за рубежом и в России
Коррекционное образование – это…

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ