Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

«Принципы естественно-научного познания» – ключ к объективной реальности

«Принципы естественно-научного познания» – новый обязательный курс, который входит в ядерную программу Тюменского госуниверситета. По замыслу разработчиков, задача поиска границы между знанием и незнанием должна вызывать у студентов желание выйти за границы реальности дисциплинарных областей в область неизвестного, междисциплинарного объектно-ориентированного проблемного знания. Системное и критическое мышление как базовая общекультурная компетенция будут сформированы на материале реальных проектов к окончанию курса.

Просмотров: 22

Образовательный процесс в университете трансформируется второй год. В трех институтах и Школе перспективных исследований студенты первого и второго курсов уже учатся по новой модели с применением индивидуальных траекторий обучения. Ее основой является Core – уникальная ядерная программа, которая включает несколько дисциплин, обязательных независимо от направления подготовки. Одна из них – «Принципы естественно-научного познания».

К проектированию курсов ядерной программы привлекли ведущих ученых ТюмГУ и столичных экспертов. По словам разработчиков, наше представление о реальном мире формируют наука и промышленные революции. Люди постоянно соотносят себя с достижениями человечества и цивилизации. И в современной технологической среде критическое и системное мышление становятся уже не роскошью, а средством выживания.

«В программах общего образования не всегда отражаются цифровая революция и новые технологии, а значит, необходимый для научно-технологического прорыва уровень естественно-научной грамотности не достигается, – комментируют разработчики курса. –Современный человек опирается на объективную реальность как платформу для саморазвития и деятельности, а научный подход как метод проверки действительности становится все более востребован в практике работы с информацией».

Цель дисциплины «Принципы естественно-научного познания» – сформировать человека, ориентирующегося в своей деятельности на научно-обоснованное знание. У студента должно измениться видение на проблемы цивилизации, понимание актуальной научной повестки и дискурса на примере отдельных научных вопросов и тематик. Результатом станет формирование навыка критического отношения к информации, получение базового естественно-научного знания и знаний об устройстве научного знания в целом, осознание ценности науки как источника «достоверного» знания и интересного вида общественно значимой деятельности.

Образовательный процесс включает два режима работы (совместный и дисциплинарный) в параллельном блоке дисциплин «Принципы естественно-научного познания» и «Философия: технологии мышления». В основе совместного режима лежит сериал из трех бинарных семинаров (естественно-научная и философская точка зрения) по актуальным проблемам киборгизации, антропоцена, нормальности, новым технологиям, вопросам бессмертия и болезни. Каждому из таких семинаров предшествуют две лекции от ведущих ученых в области естественных наук и философии. Для лекции о физиологии мозга приглашен доктор биологических наук Вячеслав Дубынин (МГУ). Серия совместного режима длится неделю.

В рамках лекционных и практических занятий дисциплинарного режима (он длится три недели) преподаватели и исследователи ТюмГУ в области биологии, химии, физики, географии раскроют основные понятия, концепции и фронтиры своих областей знаний, которые покажут студенту сложность естественно-научной картины мира и дадут базовые естественно-научные знания для понимания лекции ведущего ученого и бинарного семинара. Практические занятия построены на критическом сопоставлении источников, анализ которых станет основным навыком при работе с научной, научно-популярной и псевдонаучной информацией. В форме мини-конференций и ролевых игр студенты освоят принцип плоской групповой интерактивной коммуникации.

Навык публичного выступления также является базовым для формирования критической точки зрения на собственную позицию. При групповой подготовке выступлений обучающиеся смогут выходить из субъективной позиции собственного «я» в коллективно-объективную метапозицию «мы», характерную для научного мировоззрения. В группах студенты освоят навык работы с научной информацией и сформируют критическое представление о фрагментарности и иерархичности научного знания.

По замыслу разработчиков курса, задача поиска границы между знанием и незнанием должна вызывать у студентов желание выйти за границы реальности дисциплинарных областей в область неизвестного, междисциплинарного объектно-ориентированного проблемного знания. Системное и критическое мышление как базовая общекультурная компетенция будут сформированы на материале реальных проектов к окончанию курса.

На итоговой аттестации студенты представят решение реальных проблем региона и страны. «Принципы естественно-научного познания» станут основой общекультурных компетенций в дальнейшей исследовательской практике студента. 

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ТюмГУ, образовательные программы

Похожие материалы:
Бакалаврская программа ТюмГУ по государственному и муниципальному управлению прошла европейскую сертификацию
Всероссийский конкурс «Вуз здорового образа жизни»
Поддержка российских университетов продлена до 2020 года
Конференция в Вашингтоне: как администрировать научные проекты?
ТюмГУ расширяет сотрудничество с корейскими вузами
Математическая биология и нейронауки: ТюмГУ расширяет партнёрскую сеть
В Тюмени и Тобольске пройдут «Стеллеровские чтения»
В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
Опытно-экспериментальное исследование в педагогике
В ТюмГУ начинают готовить регионоведов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#109Тверской госуниверситет реализует проект по поддержке русского языка в странах СНГ
#103Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
#104Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ