«Принципы естественно-научного познания» – ключ к объективной реальности«Принципы естественно-научного познания» – новый обязательный курс, который входит в ядерную программу Тюменского госуниверситета. По замыслу разработчиков, задача поиска границы между знанием и незнанием должна вызывать у студентов желание выйти за границы реальности дисциплинарных областей в область неизвестного, междисциплинарного объектно-ориентированного проблемного знания. Системное и критическое мышление как базовая общекультурная компетенция будут сформированы на материале реальных проектов к окончанию курса. Просмотров: 139
Образовательный процесс в университете трансформируется второй год. В трех институтах и Школе перспективных исследований студенты первого и второго курсов уже учатся по новой модели с применением индивидуальных траекторий обучения. Ее основой является Core – уникальная ядерная программа, которая включает несколько дисциплин, обязательных независимо от направления подготовки. Одна из них – «Принципы естественно-научного познания». К проектированию курсов ядерной программы привлекли ведущих ученых ТюмГУ и столичных экспертов. По словам разработчиков, наше представление о реальном мире формируют наука и промышленные революции. Люди постоянно соотносят себя с достижениями человечества и цивилизации. И в современной технологической среде критическое и системное мышление становятся уже не роскошью, а средством выживания. «В программах общего образования не всегда отражаются цифровая революция и новые технологии, а значит, необходимый для научно-технологического прорыва уровень естественно-научной грамотности не достигается, – комментируют разработчики курса. –Современный человек опирается на объективную реальность как платформу для саморазвития и деятельности, а научный подход как метод проверки действительности становится все более востребован в практике работы с информацией». Цель дисциплины «Принципы естественно-научного познания» – сформировать человека, ориентирующегося в своей деятельности на научно-обоснованное знание. У студента должно измениться видение на проблемы цивилизации, понимание актуальной научной повестки и дискурса на примере отдельных научных вопросов и тематик. Результатом станет формирование навыка критического отношения к информации, получение базового естественно-научного знания и знаний об устройстве научного знания в целом, осознание ценности науки как источника «достоверного» знания и интересного вида общественно значимой деятельности. Образовательный процесс включает два режима работы (совместный и дисциплинарный) в параллельном блоке дисциплин «Принципы естественно-научного познания» и «Философия: технологии мышления». В основе совместного режима лежит сериал из трех бинарных семинаров (естественно-научная и философская точка зрения) по актуальным проблемам киборгизации, антропоцена, нормальности, новым технологиям, вопросам бессмертия и болезни. Каждому из таких семинаров предшествуют две лекции от ведущих ученых в области естественных наук и философии. Для лекции о физиологии мозга приглашен доктор биологических наук Вячеслав Дубынин (МГУ). Серия совместного режима длится неделю. В рамках лекционных и практических занятий дисциплинарного режима (он длится три недели) преподаватели и исследователи ТюмГУ в области биологии, химии, физики, географии раскроют основные понятия, концепции и фронтиры своих областей знаний, которые покажут студенту сложность естественно-научной картины мира и дадут базовые естественно-научные знания для понимания лекции ведущего ученого и бинарного семинара. Практические занятия построены на критическом сопоставлении источников, анализ которых станет основным навыком при работе с научной, научно-популярной и псевдонаучной информацией. В форме мини-конференций и ролевых игр студенты освоят принцип плоской групповой интерактивной коммуникации. Навык публичного выступления также является базовым для формирования критической точки зрения на собственную позицию. При групповой подготовке выступлений обучающиеся смогут выходить из субъективной позиции собственного «я» в коллективно-объективную метапозицию «мы», характерную для научного мировоззрения. В группах студенты освоят навык работы с научной информацией и сформируют критическое представление о фрагментарности и иерархичности научного знания. По замыслу разработчиков курса, задача поиска границы между знанием и незнанием должна вызывать у студентов желание выйти за границы реальности дисциплинарных областей в область неизвестного, междисциплинарного объектно-ориентированного проблемного знания. Системное и критическое мышление как базовая общекультурная компетенция будут сформированы на материале реальных проектов к окончанию курса. На итоговой аттестации студенты представят решение реальных проблем региона и страны. «Принципы естественно-научного познания» станут основой общекультурных компетенций в дальнейшей исследовательской практике студента. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|