Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новости №90

Привлечение ведущих учёных в российские образовательные и научные организации способствует развитию отечественной науки.

Просмотров: 233

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Заседание ПравительстваПРИВЛЕЧЕНИЕ ведущих учёных в российские образовательные и научные организации способствует развитию отечественной науки.

– В 2010 году мы начали программу мегагрантов, чтобы российские вузы и научные центры стали местом притяжения для исследователей со всего мира. Проект очень амбициозный, на его осуществление выделяются немалые деньги, в общей сложности до 2020 года 28 млрд. рублей, – подчеркнул Дмитрий Медведев на заседании Правительства РФ 20 октября. – Гранты получают те, кто готов воплощать свои идеи в нашей стране вместе с командами российских специалистов. Это могут быть ведущие российские учёные и иностранные, наши соотечественники, которые в своё время уехали за границу, сделали там научную карьеру. За шесть лет было проведено пять конкурсов на получение грантов. Интерес со стороны мирового научного сообщества большой, было подано почти 3 тыс. заявок учёными более чем из 45 стран. Все проекты прошли проверку на основе международных стандартов с участием не только российских, но и иностранных экспертов.

С докладом о реализации мер по привлечению ведущих учёных в российские образовательные и научные организации выступила министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

– Программа мегагрантов является визитной карточкой России в сфере международного научно-технического сотрудничества, средством интеграции России в мировую научную среду. Таким образом, она имеет не только важное внутреннее значение, но и, безусловно, политическое. Данная программа создаёт благоприятный имидж, репутацию России как страны, предоставляющей широкие возможности научной деятельности ведущим учёным, – отметила министр. – Благодаря программе мегагрантов повышается узнаваемость российской науки в международном исследовательском пространстве. Важно отметить, что мегагранты часто упоминаются в иностранных СМИ и аналитических докладах зарубежных организаций. Существенно расширились связи российских вузов и научных организаций с ведущими научно-образовательными организациями мира.

Среди ученых, работающих по мегагрантам, – нобелевские лауреаты, лауреат премии Филдса, обладатели премии Гумбольдта, но большинство участников программы (58 процентов) – это молодые специалисты, студенты, аспиранты, кандидаты наук. Ключевое требование министерства при проведении конкурса: отдавать приоритет тем, кто не только имеет серьёзные научные достижения, но и способен создавать новые лаборатории, проводя в них не менее четырёх месяцев в году. По итогам пяти конкурсов в 33 субъектах РФ уже созданы и успешно работают 160 лабораторий, 40 – начнут свою деятельность в следующем году.

Подробнее http://government.ru/news/24953/

WorldSkillsСИСТЕМУ профессионального образования в России ждут большие перемены. Так считает генеральный директор союза WorldSkills Russia Роберт Уразов:

– В 2015 году страны-члены WorldSkills International проголосовали за то, чтобы в нашей стране прошел чемпионат мира в 2019 году. При этом мы приходили в <…> заявку отнюдь не как страна-лидер этого движения. Сейчас занимаем места во второй десятке, хотя раньше находились на последних позициях. И это также большой прогресс.

В нашей заявочной книге предложено несколько вещей, которые были позитивно восприняты WorldSkills International. Первое – это идея прогнозирования будущей компетенции FutureSkills, когда мы проводим соревнования и переносим в систему образования не те профессии, которые есть сейчас, а те, которые возникнут через пять-десять лет. Почему так надо делать? По причине того, что молодые люди, которые придут сейчас в систему образования, уже не будут работать в нынешнем экономическом укладе. Второе – это система деловой программы. Сами чемпионаты – это не только шоу и соревнования по выбору лучших, но и точка, где принимают решения по тому, как управлять системой образования. Система профобразования сложна тем, что собственно образование не несет содержания. Реальное содержание профобразования находится в бизнесе. И обеспечение этого качественного взаимодействия является нашей ключевой задачей. Следующий очень важный элемент: мы первая страна, которая начала использовать WorldSkills не только для того, чтобы выбирать чемпионов и везти их на международные соревнования, но и для использования экзаменов WorldSkills с целью дальнейшего внедрения в систему экзаменов среднего профессионального образования. Это означает, что оканчивающие колледж – например, по профессии, связанной с токарным производством, – не пишут диплом о токарном станке, а вытачивают конкретную токарную деталь. Понятная логика: если тебя учат быть токарем, то ты должен это продемонстрировать.

Кроме того, мы среди первых стали использовать эти стандарты, чтобы измерять качество системы подготовки, то есть измеряем результат, который вкладывается в эту систему образования. Можно бесконечно говорить о том, сколько требуется денег (для обучения кого-либо или создания чего-либо), но если вы не умеете измерять результат – это будут деньги в песок.

Следующий важный момент – мы обещали мировому сообществу, что будем проводить не менее 100 национальных чемпионатов в год. В этом году проведем уже более 100 чемпионатов. Фактически сейчас одна Россия проводит столько же чемпионатов, сколько все остальные участники WorldSkills, вместе взятые.

Подробнее http://tass.ru/opinions/interviews/3677751

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ статистические показатели о реализации дополнительных профессиональных программ за 2015 год опубликованы государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций «Информика».

Сбор и обработка статистических данных производились в специализированной автоматизированной информационной системе – АИС ДПО (http://as-dpe.mon.gov.ru). Образовательными организациями, расположенными во всех 85 субъектах РФ, было заполнено 5,1 тыс. отчетных форм.

Суммарное количество обученных лиц по всем видам дополнительных профессиональных программ в масштабах страны составило в 2015 году 4,3 млн. человек, что на 0,48 млн. превышает количество обученных лиц в 2014 году. Подавляющее большинст­во слушателей пришлось на программы повышения квалификации – 3,87 млн., или 90 процентов. И только 427 тыс. прошли профессиональную переподготовку разной длительности. Стоит заметить, что самую емкую по времени профессиональную переподготовку (длительностью от 500 часов и выше) прошли 213 тыс., в том числе с присвоением новой квалификации – 116 тыс. В общем числе обученных женщины составили 53,3 процента – 2,29 млн.

Самой востребованной у слушателей явилась очная форма, на базе которой было обучено около 2,75 млн. человек – 71,8 процента, на очно-заочную и заочную формы пришлось 879 тыс. – 23 процента и 197 тыс. – 5,2 процента соответственно.

Подробнее http://www.edu.ru/media/download/8390

Заседание Минобрнауки

СОВЕЩАНИЕ с руководителями педагогических вузов состоялось в октябре в Минобрнауки РФ. Глава министерства Ольга Васильева пообщалась с ректорами в рамках пленарного заседания, обсудив итоги работы по секциям, которые были организованы по темам «Модернизация педагогического образования», «Содержание профильной подготовки современного учителя», «Современная модель педагогического образования в многопрофильном университете».

Отмечалась необходимость продолжения работы, направленной на формирование эффективной и конкурентоспособной сети педагогических вузов, обновление образовательных технологий и содержания образовательных программ, внедрение передовых отечественных и международных методик, позволяющих ответить на современные вызовы.

В настоящее время в 279 вузах страны осуществляется подготовка студентов по программам педагогического образования, на которых обучается около 438 тыс. человек.

Увеличился интерес к профессии педагога, все больше одаренных абитуриентов поступает на педагогические направления подготовки. В 2016 году конкурс на педагогические направления подготовки и специальности вырос до 7,7 человека на место (в 2015 году – 7,1 человека на место), средний балл ЕГЭ поступивших на педагогику вырос до 63,3 балла (в 2015 году – 59,9). В педагогические вузы стало поступать больше победителей и призеров предметных олимпиад. В 2016 году на педагогические направления подготовки поступило 195 абитуриентов, имеющих 100 баллов по олимпиадному предмету (в 2015 году их было 16).

– Подготовка студентов имеет огромное значение для повышения качества образования. Необходимо усиливать предметную, профильную подготовку студентов-педагогов. Мое глубокое убеждение, что в педагогическую магистратуру должны приниматься только выпускники профильного обучения – бакалавры педагоги, – подчеркнула О.Ю. Васильева, подводя итоги обсуждения.

Участники совещания решили:

1. Продолжить усилия по развитию педагогического образования в России, исходя из понимания стратегической важности подготовки педагогов для будущего страны, обеспечить в рамках реализации проектов модернизации педагогического образования создание единого образовательного пространства, направленного на формирование гражданской и профессиональной идентичности будущих педагогов.

2. Разработать систему мер поддержки региональных вузов, дея­тельность которых направлена на социально-экономическое развитие соответствующих регионов, осуществляющих подготовку обучающихся по программам педагогического образования.

3. Обеспечить качественное обновление программ подготовки педагогических кадров за счет сопряжения стандартов общего, высшего образования и требований профессионального стандарта педагога. Создать нормативные и финансовые условия для их внедрения и реализации.

4. Считать целесообразным осуществлять прием на программы магистратуры, реализуемые в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», абитуриентов, имеющих профильное образование предыдущего уровня.

5. Проработать вопрос заключения при приеме на программы подготовки педагогов трехсторонних договоров (вуз-заказчик – работодатель – абитуриент) с установлением требования к выпускнику работать по специальности.

Планируется, что подобные совещания станут регулярными и будут проходить два раза в год.

Источник http://минобрнауки.рф/новости/8951

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ