Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

В России и мире развивается интернационализация высшего образования

Различные стратегии интернационализации высшего образования, мировые тенденции и национальные особенности данного процесса анализирует профессор РАНХиГС при Президенте РФ Гульнара Краснова.

Просмотров: 325

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна

ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор.

Интернационализация образования в России и мире

Интернационализация высшего образования как феномен появилась в 80-90-е годы прошлого века и в последующем стала одним из важнейших факторов развития национальных систем образования и образовательных организаций стран мира. Число публикаций, исследований, докладов по теме интернационализации лидирует в общем числе публикаций о международном образовании.

По мнению экспертов, «можно уверенно утверждать, что интернационализация уже стала привычной частью жизни большинства университетов континентальной Европы и неотъемлемой составляющей стратегии развития их научной и образовательной деятельности. Многие университеты, так или иначе, учли международное измерение в своих стратегиях – в качестве органической составляющей всех сфер университетской жизни, в формате отдельных принципов или как комплекс мер»1.

Читайте об этом в журнале «Аккредитация в образовании» и новом специализированном издании на английском языке «Higher Education Discovery», миссия которого заключается в информационном сопровождении интеграционных процессов в области образования.

Понятийный аппарат

Определение принадлежит профессору университета Торонто в Канаде Джейн Найт: «Интернационализация – это процесс интеграции межнационального, межкультурного и глобального измерения с целями, функциями и организацией предоставления образовательных услуг. По сути, это процесс изменений, адаптированный к индивидуальным потребностям и интересам каждого вуза»2.

В перечень основных направлений интернационализации высшего образования входят привлечение иностранных граждан на обучение в национальные вузы на краткосрочные и долгосрочные образовательные программы (входящая академическая мобильность), привлечение иностранных граждан к преподаванию и научным исследованиям в национальных вузах, направление своих граждан на обучение в зарубежные вузы на краткосрочные и долгосрочные программы; создание программ академического превосходства для вхождения национальных вузов в топ-100 мировых образовательных рейтингов; международное академическое и научное сотрудничество; трансграничное образование; внедрение международных образовательных стандартов и международных образовательных программ, преподавание на английском языке; создание мультиязычной и интернациональной среды в кампусе.

Как считают эксперты, «несмотря на внешнее давление глобализации и регионализации, характер и направление интернационализации высшего образования в отдельно взятой стране зависит от сложившихся там представлений и ожиданий. Процесс интернационализации высшего образования должен рассматриваться с учетом многомерности влияющих на него политических, социально-экономических, культурных и академических аспектов, а также на глобальном, региональном и национальном уровнях с учетом влияния глобализации и регионализации. Каждый из этих элементов матрицы позволяет по-новому подойти к пониманию роли и функции интернационализации»3.

Исследования, посвященные различным аспектам интернационализации, активно ведутся во всем мире – как профессиональными организациями, так и отдельными вузами и исследователями. Среди наиболее известных организаций Европейская ассоциация университетов (ЕАУ), Международная ассоциация университетов (МАУ), Британский Совет (Великобритания), Институт международного образования (США), Центр международного высшего образования при Бостонском колледже (США), Ассоциация академического сотрудничества (США), Германская служба академических обменов (Германия) и другие.

Типология стратегий

В ряде стран исследования по состоянию интернационализации в национальных вузах проводятся ежегодно (либо с определённой периодичностью), и на основании их результатов принимаются решения о финансировании тех или иных направлений международной деятельности. Анализ процесса интернационализации выс­шего образования выявил наличие нескольких типологий национальных стратегий интернационализации выс­шего образования, предложенных отечественными и зарубежными исследователями.

Интернационализация высшего обра­зования бывает внутренней и внешней по направленности ее мероприятий во внешнюю среду и внутрь системы образования. Так, «внутренняя интернационализация <…> подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иност­ранными партнерами»4. А внешняя интернационализация предполагает «процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредст­вом различных образовательных технологий и через различные административные соглашения»5.

В соответствии с уровнями интернационализацию высшего образования делят на глобальную, региональную, национальную, отраслевую, институциональную (вузовскую).

В обзоре национальных стратегий интернационализации в странах ОЭСР6, подготовленном на основе доклада ОЭСР 2004 года «OECD (2004). Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges», были выделены четыре стратегии, характеризующие политику стран ОЭСР в этой сфере:

  1. Согласованный подход (Mutual understanding approach).
  2. Стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы (Skilled migration approach).
  3. Стратегия получения дохода (Revenue-generating approach).
  4. Стратегия расширения возможностей (Capacity building approach).

Очевидно, что указанные стратегии редко реализуются в чистом виде, и на практике политика той или иной страны в сфере высшего образования представляет собой их комбинацию7.

Национальная специфика

В России в настоящее время реализуется нескольких подходов к интернационализации высшего образования в соответствии с типологией, предложенной ОЭСР к страновым стратегиям интернационализации8. А именно, «согласованный подход», в рамках которого предоставляются стипендии иностранным гражданам для обучения в российских образовательных организациях по постановлению Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года,9 № 891 для расширения сотрудничест­ва с зарубежными странами.

Стратегическая задача, поставленная в Концепции государственной миграционной политики России от 13 июня 2012 года: «создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе», предполагает развитие «стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы» в связи с длительным отрицательным демографическим трендом.

«Стратегия получения дохода» в России наименее представлена в связи с тем, что привлечение иностранных граждан на обучение в российские образовательные организации рассматривается в основном с позиции «мягкой силы».

Экспорт российского высшего образования за последние десять лет вырос по численности студентов почти в три раза – со 100,9 тыс. человек в 2005 году до 283 тыс. (по очной и заочной форме обучения) в 2015 году, по объему привлекаемых средств в четыре раза – с 356,2 млн. долларов США в 2004 году до 1462,6 млн. долларов США (73,1 млрд. рублей) в 2015 году. Существенное увеличение экспорта было достигнуто, в первую очередь, благодаря реализации программ поддержки высшего образования: инновационные образовательные программы (2006-2009), создание федеральных университетов (2009-2015), развитие национальных исследовательских университетов (2009-2013), а также ФЦП «Русский язык» (2011-2015 и 2016-2020).

Вместе с тем, по экспертным оценкам и с учетом актуальных тенденций международного рынка образовательных услуг, экспортный потенциал России в данной сфере как минимум на порядок превышает текущий уровень поступлений от обучения иностранных граждан.

Предпринимаемые в последнее время усилия не позволяют пока в полной мере обеспечить решение задач, связанных с наращиванием экспорта образования, поскольку до последнего времени сектор образования в России не рассматривался в качестве одной из экспортных статей бюджета.

Существенное наращивание экспорта отечественного образования даже с учетом растущей конкуренции со стороны развитых стран возможно за счет комплексного решения совокупности административно-организа­ционных, нормативно-правовых, фи­нан­сово-экономических, учебно-методических задач.

Системная работа должна включать формирование в России благоприятной среды для иностранных обучающихся, вузовских профессиональных команд по работе на мировом рынке образовательных услуг, проведение эффективной национальной информационной и рекламной политики, а также целенаправленную работу по продвижению русского языка, обучение по российским образовательным программам в сфере общего, профессионального, дополнительного и отк­рытого образования.

Стратегия расширения возможностей, в рамках которой осуществляется государственная поддержка обучения за рубежом российских граждан, реализуется в рамках указа Президента РФ «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года, № 967 и постановления Правительства РФ «О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией» от 20 июня 2014 года, № 568.

Таким образом, в государственной образовательной политике России преобладает «согласованный подход» к интернационализации высшего образования. В ближайшей перспективе будет развиваться параллельно «стратегия получения дохода», что связано с сокращением финансирования системы высшего образования и сокращением численности российских студентов вплоть до 2024 года (по сравнению с пиком 2008 года – практически в два раза). В связи с сокращением численности трудоспособного населения России в возрасте от 15-64 лет к 2030 году на 10 процентов по среднему варианту прогноза Росстата возможно развитие «стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы».

Наименьшие перспективы имеет развитие и расширение «стратегии расширения возможностей» за счет средств государственного бюджета в связи с девальвацией национальной валюты, сокращением финансирования в целом. Кроме того, опросы населения показывают снижение интереса к получению зарубежного образования. По данным «Интеграционного барометра ЕАБР», «очень существенно в 2015 году уменьшилась ориентация на страны Евросоюза в качестве желанных для получения образования в России (с 46 до 25 процентов)»10. По мнению авторов исследования, это связано с патриотическими настроениями в стране в связи с ухудшением политической ситуации вокруг России. Но, на наш взгляд, данных пока недостаточно, чтобы делать подобные выводы.

В русле мировых тенденций

Можно утверждать, что развитие интернационализации образования в Российской Федерации осуществляется в русле мировых тенденций. Поддержка основных направлений интернационализации российской высшей школы осуществляется по программно-целевому принципу. В качестве отрицательного фактора можно отметить то, что всем государственным программам по интернационализации, не хватает прозрачности и оценки социально-экономической эффективности.

Программы развития вузов в обязательном порядке включают раздел по интернационализации или международной деятельности. Как правило, сюда входят следующие мероприятия: увеличение количества иностранных студентов на всех уровнях подготовки или с конкретизацией отдельных уровней образования (обычно магистратуры), совместных программ с зарубежными вузами и англоязычных программ, иностранных научно-педагогических работников, академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава, международная аккредитация образовательных программ.

В целом одни образовательные организации сосредотачиваются на развитии международной образовательной, другие – на международной научной деятельности. Количественные и качест­венные показатели по вышеперечисленным мероприятиям интернационализации в серьезной мере зависят от наличия финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов в вузах.

  1. Джанин Грегерсен-Херманс. Организационные возможности университетов как слабое звено в развитии межкультурных компетенций // «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ. – 2015, № 78, с. 14.
  2. Джейн Найт. Пять истин об интернационализации // «Международное образование».
  3. Роджер Яп Чао-мл. Интернационализация высшего образования в парадигме «идеализм – утилитаризм» // «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ. – 2015, № 78, с. 9.
  4. Семченко А.А. Интернационализация высшего образования как основа конкурентоспособности вузов. – Журнал «Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета». – 2012, № 1 (40), с. 97.
  5. Там же.
  6. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР. ЦЕНТР ОЭСР – ВШЭ. Электронный доступ: http://bit.ly/ao92kr5 (Дата обращения 06.10.2016).
  7. Там же.
  8. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. OECD. 2004.
  9. Постановление Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 08.10.2013, № 891 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bit.ly/ao92kr8, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 05.05.2016).
  10. Интеграционный барометр ЕАБР – 2015 (четвертая волна измерений). – СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. – 168 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: тенденции, ао-92, гульнара краснова, международное сотрудничество

Похожие материалы:
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Поколение учащихся за рубежом
Академическая мобильность индийских студентов
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Современные вузы: многообразие стратегий развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Национальные проекты: без права на ошибку?
Оценить амбициозные задачи, поставленные президентом перед руководством страны, призван V...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Из журнала
#100Михаил Стриханов рассказал о деятельности экспертного совета по высшему образованию
#106Дайджест № 106 «Аккредитация в образовании»
#97Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
#100Богородицкий политехнический колледж ведет подготовку по востребованным профессиям и специальностям
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве