Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Современные вузы: многообразие стратегий развития

В статье анализируются новые механизмы адаптации вузов к изменяющимся условиям, разнообразные стратегии развития высшего образования, а также модель предпринимательского университета в России и мире.

Просмотров: 197

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович

заведующий кафедрой нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела Российского университета дружбы народов, директор научно-образовательного центра Инновации в горном и нефтегазовом комплексе», доктор технических наук, профессор.

ТАШКУЛОВА Гульзат Кантороевна

заместитель директора Бишкекского финансово-экономического техникума им. А. Токтоналиева Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, доктор экономических наук, и.о. профессора.

Современные вузы: многообразие стратегий развития

Как известно, многообразие видов – результат эволюции. В последние десятилетия в значительной степени изменился образовательный ландшафт российской и мировой высшей школы. Появились новые механизмы адаптации вузов к сложившимся условиям, а также разнообразные стратегии дальнейшего развития.

Плоды просвещения

Существенные структурные преобразования высшего образования РФ начались еще в 90-х годах прошлого века, когда численность вузов и филиалов возросла многократно. В это время возникает большое количество негосударственных образовательных организаций, а в государственных – интенсивно развивается сектор платных образовательных услуг, наблюдается бурный рост филиальной сети.

Следующим важным шагом на пути изменений стало появление вузов нового формата. Создаются так называемые локомотивы развития высшего образования России – федеральные и научно-исследовательские университеты (НИУ), на которые возложена миссия выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.

Деятельность федеральных университетов (такой статус сегодня присвоен 10 вузам) направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов для федерального округа своего базирования и его обеспечения необходимыми научными, техническими и технологическими решениями. Такой вуз имеет соответствующее федеральное финансирование, также в его работе предусмотрено активное участие как бизнес-структур, так и региональных властей.

НИУ функционируют на базе принципа интеграции науки и образования, в равной мере эффективно обеспечивая оба направления дея­тельности. Подобный университет представляет собой четко интегрированный научно-образовательный центр, осуществляющий проведение перспективных исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов реальной экономики.

В настоящее время на территории РФ действуют 29 национальных исследовательских университетов: 17 вузов технического профиля, 9 классических университетов, 1 университет медицинского профиля, 1 – экономического, а также 1 университет, имеющий статус академического научно-образовательного центра нанотехнологий РАН.

Особое место в системе высшего образования РФ занимают Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет – два национальных университета, обладающих правом выдавать дипломы собственного образца.

Перечисленные разновидности российских университетов функционируют в соответствии со своими прин­ципиально разными миссиями, и для перехода из одной ипостаси в другую им придется кардинально менять траекторию своего развития [8].

В когорту ведущих отечественных университетов также вошли опорные вузы1. На первом этапе проекта участником конкурса на получение статуса «опорного» мог стать любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации путем присоединения к нему другого или нескольких вузов. В результате в структуре высшей школы появилось 11 опорных университетов. Планируется, что проект будет развиваться.

Кроме того, в российском образовательном пространстве начали функ­ционировать сетевые университеты, представляющие собой объединение различных вузов в рамках единой системы. Соответственно, образовательная организация, ранее являвшаяся вполне самостоятельной единицей, начинает функционировать как одна из ячеек данной сети [10].

Например, Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) объединяет вузы Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана с 16 российскими университетами – ИТМО, ЛЭТИ, РУДН и другими [10], а непосредственное взаимодействие между ними осуществляется через головные вузы ШОС в каждой из этих стран, по каждому выбранному нап­равлению обучения [7].

Сетевые университеты являются одной из форм так называемых распределенных университетов, которых всего три:

  • территориально-распределительная (предоставление образовательных услуг через филиалы, созданные в различных регионах страны и за рубежом);
  • виртуальная (направленность на информационно-технологический аспект оказания образовательных услуг в формате дистанционных образовательных программ);
  • электронный сетевой университет (привлечение к созданию и реализации образовательных программ равноправных вузов-партнеров).

В отечественной высшей школе также продолжают функционировать педагогические, медицинские, аграрные, технические университеты. Однако в последние годы грань между профилями начинает постепенно стираться, поскольку многие современные российские вузы, так или иначе, стремятся к классической универсальности [1, 2].

В русле тенденций

Сегодня вуз, претендующий на звание современного и эффективного, должен быть успешен не только в основных видах деятельности (образовательной и научной), но и представлять собой центр создания и развития инноваций.

К таковым относят предпринимательские университеты2, которые, в отличие от тех же классических, интегрируют преподавательскую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность и получают от нее значительный доход, а также имеют в своей структуре различные объекты (см. рис. 1) инновационной инфраструктуры [9].

Например, в США базой предпринимательских университетов являются примерно 235 вузов (так называемых исследовательских университетов I и II категории), представляющих ядро американской системы высшего образования и основной центр ее фундаментальной науки. Среди них Висконсинский, Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Стенфордский университеты, Массачусетский технологический институт и другие вузы, значительная часть из которых в последнее время занимает первые места в мировых рейтингах. В России к предпринимательским университетам относят НИУ «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт (государственный университет) (МИФИ), НИТУ «МИСИС» и ряд других крупных образовательных организаций.

В конце октября 2016 года Правительством РФ утвержден паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», направленного на обеспечение глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов. К 2018 году не менее 5 российских вузов должны входить в топ-100 мировых рейтингов университетов, а к 2025 году – не менее 10. Также предстоит создать порядка 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития и не менее 60 инжиниринговых центров, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности.

Еще один из социально-экономических трендов современности – образование в течение всей жизни. Эту задачу наряду с прочими структурами реализует корпоративный университет, представляющий собой систему непрерывного внутрифирменного профессионального образования, особую форму обучения, рассчитанную на определённую целевую группу, представленную работниками компании или целой отрасли [4, 11].

Главная задача такого университета – профессиональное развитие сотрудников компании. Организация, на базе которой функционирует корпоративный университет, не только реализует стратегию своего развития и формирует единые корпоративные ценности, но и самостоятельно пополняет свой кадровый резерв, обеспечивает себя специалистами необходимой квалификации. Существуют два основных подхода к созданию корпоративного университета: через альянс вуза с крупной корпорацией или формирование отдельной самостоятельной структуры при традиционном университете.

Первые корпоративные университеты возникли в западных странах. В частности, идея подобных вузов зародилась в 1960-х годах в компании McDonald's (США). Так, с целью адаптации выпускников школ МВА компания организовала собственный образовательный центр Hamburger University, а самый известный корпоративный университет был создан в компании General Electric. В настоящее время на территории штатов функционируют более 3 тыс. таких образовательных организаций. Крупнейшим корпоративным университетом является подразделение IBM Global Learning. Здесь трудятся свыше 3,4 тыс. преподавателей, распределенно работающих в 55 странах. В университете IBM уже прошли переподготовку свыше 130 тыс. сотрудников компании.

Характерными примерами начинаний в области формирования российских корпоративных университетов могут служить проект создания Корпоративного ядерного университета Минатома РФ и производственно-образовательный консорциум «Пермский корпоративный университет».

Сегодня новые информационные и коммуникативные технологии обучения студентов существенным образом изменяют базовые принципы организации и предоставления образования, а вместе с этим и «форматы» современных вузов.

Так, в 1969 году в Великобритании был создан первый в мире вуз дистанционного обучения – Открытый университет. Обучение здесь осуществляется в режиме удаленного доступа, обеспечивая широкие возможности в плане предоставления гибких и вариативных схем, способов и содержания образовательного процесса [5].

В этом контексте нельзя не упомянуть так называемые «университеты для миллионов» – глобальные образовательные платформы, предлагающие всем желающим бесплатные онлайн-курсы. С платформами сотрудничают сотни обычных (не виртуальных) университетов. Из зарубежных глобальных образовательных платформ наиболее популярна американская Coursera (работает с 2012 года), из отечественных – Универсариум (работает с 2013 года).

Практически любой уважающий себя современный университет тем или иным образом стремится быть представленным в международном пространстве. В зависимости от степени вовлеченности в процессы интернационализации все вузы можно разделить на [3]:

  • национальные (имеющие довольно незначительное количество иностранных студентов и преподавателей, либо не имеющие их вообще);
  • международные (иностранцы в числе студентов и преподавателей составляют от 25 до 75 процентов);
  • космополитичные (большинство студентов и преподавателей являются представителями разных стран и культур); наиболее удачным примером такой модели служит Международная высшая бизнес-школа в г. Лозанне (Швейцария), где 99 процентов магистрантов и 98 процентов преподавателей – не швейцарцы.

При этом из вузов, имеющих зарубежные филиалы, целесообразно выделить [3]:

  • мультинациональные (в зарубежных филиалах обучается менее половины представителей других по отношению к стране расположения филиала государств);
  • транснациональные (состав студентов многонационален и процент представителей одной страны или нации не превышает 50 процентов);
  • метанациональные, или глобальные (большинство студентов и преподавателей – представители разных стран и народов).

Большинство вузов в мире можно отнести к категории национальных. Их миссия – обучение, прежде всего, мест­ных студентов. Интернационализация для таких образовательных организаций является скорее дополнительным преимуществом, но не приоритетом. Они характеризуются довольно низкой степенью включенности в мировое образовательное пространство и, как правило, имеют незначительное количество иностранных студентов и мало согласованные с зарубежными вузами программы обучения. Однако необходимо отметить, что в мировых рейтингах преимущественно лидируют именно национальные университеты.

Трансформация национального университета в международный или космополитичный – крайне сложная и зачастую трудновыполнимая задача [3]. Любая попытка такого вуза стать международным будет являться прямой угрозой выполнению его ключевой миссии – удовлетворению кадровых потребностей страны или региона. Важно отметить, что лишь немногие из ныне действующих международных или космополитичных вузов достигли подобного статуса путем радикальной трансформации своей структуры [3]. Большинство университетов подобной направленности были изначально созданы международными, а с течением времени все больше отходили от обучения местных студентов и переключались на международный контингент.

Опережающий характер развития в таких вузах может быть достигнут путем реализации принципа единства научной, образовательной и предпринимательской деятельности, а также за счет повышения значимости научных исследований в формировании образовательных программ, включения научных результатов непосредственно в производственную сферу, существенного усиления языковой подготовки выпускников до уровня требований международных сертификационных центров.

Что ожидает отечественные университеты? Каким будет облик высшей школы? Согласно прогнозам, в ближайшие двадцать пять лет образовательную систему определят такие факторы, как качественное изменение человеческого капитала, перманентная смена технологий, многократный рост платежеспособного спроса, глобализация английского как профессионального и делового языка. Также предполагается новая волна коммерциализации высшего образования. Между тем отмечается, что роль предпринимательской деятельности будет важной, но вторичной для вуза будущего. Главное заключается в понимании, что университет – это не инкубатор стартапов, а прежде всего хранитель культуры и генератор ценностных ориентиров.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // «Форсайт». – 2013. – Т. 7. – № 3. – С. 43-64.
  2. Арнаут М.Н. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием университета // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Владивосток, 2014.
  3. Бейзеров В.А. Экспансия университетов: глобальные тенденции и эффективность проникновения на зарубежные рынки // «Экономика образования». – 2015. – № 6. – С. 4-15.
  4. Воробьев А.Е., Портнов В.С., Алиев С.Б., Хамитова А.С., Меликулов А.Д. Корпоративная подготовка специалистов // Труды международной научной конференции «Наука и образование – ведущий фактор стратегии Казахстан-2030» (24-26 июня 2010 г.). – Караганда: КарГТУ. – 2010. – Ч. 2. – С. 39-41.
  5. Воробьев А.Е., Разоренов Ю.И., Портнов В.С., Райымбекова Р.А. Организация дистанционного обучения в ЮРГТУ // Труды международного симпозиума «Информационно-коммуникационные технологии в индустрии, образовании и науке. – Караганда: КарГТУ. – 2010. – Ч. 2. – С. 60.
  6. Воробьев А.Е., Таймасханов Х.Э., Мадаева М.З. Основные тенденции развития высшей технической школы в XXI веке. – Грозный: «Грозненский рабочий». – 2011. – 496 с.
  7. Воробьев А.Е., Ташкулова Г.К. Высшее профессиональное образование в Кыргызстане: роль национальной и международной составляющих // Материалы XII международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи».
  8. Воробьев А.Е., Ташкулова Г.К. Целесообразность опережающего развития сырьевых университетов СНГ // «Горные науки и технологии». – 2016. – № 3. – С. 61-73.
  9. Воробьев А.Е., Шамшиев О.Ш., Маралбаев А.О., Каукенова А.С. Пути научно-инновационного развития в XXI веке. – Бишкек (Кыргызстан): ИЦ «Техник». – 2014. – 329 с.
  10. Карпеченко Т. Модели университетов. Какие типы вузов актуальны сегодня?.
  11. Корпоративный университет как форма реализации проектно-деятельностного образования.

СНОСКИ

1. Подробности в тематическом блоке материалов о реализации проекта создания и развития опорных вузов // «Аккредитация в образовании», 2016. – № 7(91). – С. 8-16.

2. Термин «предпринимательский университет» в научный оборот ввел американский ученый Б. Кларк, сформулировав в 1998 году его основные характеристики: усиление управленческого ядра университета, расширение связей с промышленными группами и организациями за пределами вуза, диверсификация источников финансирования, стимулирование предпринимательской активности большинства подразделений образовательной организации, развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: тенденции, ао-92, высшее образование, качество образования, международное сотрудничество

Похожие материалы:
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Россия вошла в Европейский реестр гарантии качества образования
Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
Стандарт – качество выпускника
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
В России и мире развивается интернационализация высшего образования
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Особенности организации системы ДПО в вузе
Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования
Управление качеством образования: новые подходы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
Что изучает самый молодой доктор наук Архангельской области
Работы доцента кафедры фундаментальной и прикладной физики САФУ Дмитрия Макарова объясняют...
Из журнала
#96Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
#94Институт правоведения и предпринимательства дает качественное высшее образование
#101Новосибирский кооперативный техникум им. А.Н.Косыгина готовит востребованные кадры
#99Барабинский медицинский колледж готовит сильные кадры
#100Щелковский колледж отметил семидесятилетие
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов