Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны

Стратегия новой индустриализации, масштабной модернизации российской экономики, создания 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест – эти и другие промышленные инициативы руководства страны последних лет обостряют один из самых актуальных вопросов – проблему совершенствования инженерного образования и повышения престижности инженерной деятельности.

Просмотров: 242
П.С. ЧУБИК, ректор Томского политехнического университета, доктор технических наук, профессор

Стратегия новой индустриализации, масштабной модернизации российской экономики, создания 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест – эти и другие промышленные инициативы руководства страны последних лет обостряют один из самых актуальных вопросов – проблему совершенствования инженерного образования и повышения престижности инженерной деятельности.

Три волны индустриализации

Инженерное образование пережило в России три крупные трансформации, совпадающие с индустриальными прорывами в истории страны. Первая волна индустриализации, назовем ее «имперская», происходила в конце XX века, и Томский политехнический университет стал её продуктом. Сто восемнадцать лет назад он был первым и единственным техническим вузом восточнее Москвы.

Каким был в то время инженер? Это был «штучный» специалист, подготовка которого отличалась и шириной, и глубиной. Он обладал обширнейшим набором компетенций и владел множеством смежных специализаций, иностранными языками, общеэкономическими знаниями.

В начале 30-х годов прошлого века начался новый, «советский» этап. Это был период, когда за короткое время в стране были построены сотни крупных заводов. Потребность в инженерно­технических работниках увеличилась многократно. Причем в работниках, как правило, узкой технической специализации. Именно в те годы инженерные направления начали дробить. Выпускались уже не горные инженеры, а буровики, гидрогеологи, шахто­строители… Начался процесс деления технических вузов. Появилось множество узкоспециализированных вузов: институты цветных металлов, мукомольно-элеваторные, водного транспорта, лесотехнические, прочие. Страна свои задачи решила. Именно высокому качеству подготовки инженерных кадров СССР обязан своими успехами в индустриализации страны, освоении космоса, создании атомной и оборонной промышленности. Но профессия инженера утратила универсальное содержание.

В 90-е годы XX века в связи с социально­экономическими реформами и кризисом производства престиж инженерной профессии в России упал, и качество технического образования, учитывая «массовизацию» всего высшего образования, закономерно снизилось. Интерес к инженерной профессии вновь проявился в 2000-x годах, когда экономика страны начала подниматься. Однако последствия системного кризиса конца 1990-х годов мы ощущаем и по сей день. Высшая техническая школа России пока не может ответить на вызовы XXI века: необходимость подъёма производства, развития наукоёмких технологий, инноваций, инженерного предпринимательства, интернационализации технического образования и инженерной профессии, международного стратегического партнёрства и глобальной конкуренции.

Сегодня в стране объявлена новая индустриализация. Поставлена задача модернизации промышленности, создания 25 миллионов высокотехнологических рабочих мест. Есть такой внешний аспект, как глобализация мировой экономики и вступление страны в ВТО. Экзогенный вектор предполагает неизбежную гармонизацию отечественной модели подготовки инженеров с лучшей мировой. Каких все это потребует изменений? Серьезных. Очевидно, что инженерное образование должно измениться и соответствовать этим новым вызовам и задачам.

Инженерный выбор

Система школьной подготовки и единого государственного экзамена должна быть переориентирована, в первую очередь, на новую волну индустриализации. С сегодняшним подходом, когда ЕГЭ по физике сдают только 25-30 процентов выпускников школ и тем самым конкурс на технические направления и специальности потенциально в три­четыре раза ниже, чем на все остальные, организовать новую волну индустриализации сложно, даже если выпускники вузов будут составлять лишь часть «25 миллионов». Дорога, ведущая к высшему инженерному образованию, должна стать более широкой.

Дополнительным механизмом, способным смягчить переход от принятой пока еще узкоспециализированной образовательной парадигмы к конвергентному трансдисциплинарному университету XXI века, сможет стать создание при ведущих вузах страны развитой сети лицеев¬интернатов, тесно координированной с федеральными и региональными программами поддержки талантливой молодёжи в России. Возможна организация таких виртуальных обучающих площадок, как создаваемый сегодня Томским политехническим университетом Интернет­лицей. В реализации этого проекта использована как практика глобальных образовательных платформ, так и собственные разработки. Стать учеником (пользователем) Интернет­лицея сможет практически любой человек – как школьник, так и преподаватель. В нем будет профориентационный раздел с материалами по выбору будущей профессии, творческий блок, развивающий интеллектуальные способности и креатив, игровая платформа и образовательные ресурсы (с использованием технологии геймификации), в которых школьник сможет почерпнуть знания для решения определенных игровых ситуаций.

Необходимым итоговым условием для подготовки стартовой площадки третьей российской индустриальной волны должно стать массовое стремление потенциальных абитуриентов выбирать именно инженерные специальности. Как это сделать? Встраивая российские высшие учебные заведения в международную систему аккредитации образовательных программ и сертификации профессиональных инженеров.

В таких странах, как США, Великобритания, Япония в условиях уровневой системы высшего образования (бакалавр – магистр) существует двухступенчатая система гарантии качества подготовки инженерных кадров. Первая ступень – это общественно­профессиональная аккредитация инженерных образовательных программ, реализуемых в университетах. Вторая ступень – сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми, как правило, неправительственными организациями с использованием соответствующих критериев и процедур. Например, человек, окончивший аккредитованную программу, должен проработать от четырех до семи лет по специальности, заниматься проектной работой, непрерывно повышать свою квалификацию, а затем сдать сертификационные экзамены. При успешном решении всех этих вопросов он может быть зачислен в регистр профессиональных инженеров. Наличие таких двух ступеней заставляет вузы обеспечивать высокое качество подготовки выпускников, а затем стимулирует дальнейшее развитие уже практикующих инженеров.

Опыт во благо качества

Ассоциация инженерного образования России (АИОР) вот уже почти пятнадцать лет занимается общественно­профессиональной аккредитацией инженерных направлений. Томский политехнический университет является базовым вузом ассоциации. АИОР развивает национальную систему профессионально­общественной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в вузах страны на основе критериев, согласованных с международными стандартами качества инженерного образования. Эксперты университета внесли существенный вклад в их разработку и реализацию. В результате АИОР в 2006 году стала членом Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE), а в 2012 году – участником международного соглашения Washington Accord.
В настоящее время ассоциацией аккредитовано более 200 программ подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов в ведущих вузах России и Казахстана, в том числе с присвоением «европейского знака качества» EUR-ACE Label. В ТПУ аккредитовано более 50 программ. Выпускники вузов, освоившие аккредитованные АИОР программы, имеют возможность получить звание «европейский инженер» (EurIng) и зарегистрироваться в FEANI Register, а в перспективе стать обладателем European Professional Engineering Card.

В 2010 году в ТПУ при поддержке АИОР и Российского союза научных и инженерных общественных объединений (РосСНИО) создан первый в стране Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии. Его задача – внедрение в России совместно с АИОР и РосСНИО национальной системы сертификации профессиональных инженеров, интегрированной в соответствующие международные структуры.

В центре разработана действующая нормативная база – документы, регламентирующие функционирование системы оценки компетенций, сертификации и регистрации российских профессиональных инженеров в международном регистре APEC Engineer Register. Центр формирует экзаменационные комиссии с привлечением ведущих специалистов соответствующих отраслей промышленности, проводит экзаменационные испытания для претендентов по проверке и оценке их универсальных, профессиональных и специальных компетенций в определенных областях профессиональной инженерной деятельности. Решения экзаменационных комиссий утверждаются на заседаниях сертификационного совета АИОР и Российского мониторингового комитета профессиональных инженеров. Претендентам, успешно сдавшим экзамены, вручаются сертификаты. Данные о них размещаются в российском и международном регистрах профессиональных инженеров.

В 2010-2013 годах Центром международной сертификации технического образования и инженерной профессии ТПУ были сертифицированы на соответствие требованиям APEC Engineer Register более 100 профессиональных инженеров, работающих в высокотехнологических компаниях. Одна треть сертифицированных инженеров – выпускники ТПУ.

Сертифицированный инженер – человек, работа которого соответствует высшему знаку качества. В США таких специалистов чуть более 300 тысяч, а в Японии еще меньше. Но инженера не заносят в список элиты навсегда, сертификат дается только на пять лет. Таким образом, специалист обязан всю жизнь повышать квалификацию, ему не нужно навязывание пожизненного обучения. Если инженер хочет хорошо жить и прилично зарабатывать, сам будет постоянно учиться.

Сертифицированные профессиональные инженеры, внесенные в соответствующие национальные регистры, – это, по сути, инженерная элита промышленных компаний и государства. Именно они двигают экономику по пути инноваций и обеспечивают ее конкурентоспособность. Наличие определенного количества специалистов международного класса, включенных в соответствующие регистры, отдельной компании дает возможность участвовать в иностранных тендерах на работы по техническим и технологическим направлениям. Стране работа таких компаний обеспечивает включенность в глобальную экономику на правах полноценного партнера, а не завода по сборке чужих машин из чужих деталей. Самому инженеру строчка в международном регистре предоставляет, прежде всего, свободу выбора – стиля жизни, сложности задач, страны проживания, уровня дохода. Ведь компании, заинтересованные в наличии в штате сертифицированного специалиста, будут вынуждены платить зарплату на уровне мировых стандартов. Разве не об этом мечтает каждый абитуриент, представляющий в приемную комиссию вуза свои результаты ЕГЭ?

Обеспечение профессиональной компетентности российских инженеров, соответствующей современным вызовам, является одной из основных национальных задач, без решения которой невозможно активное технологическое развитие страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Шанс для развития кораблестроительного образования
Международное сотрудничество в области качества
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Россия и Китай: дорога с двусторонним движением
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Качество образования: чего мы хотим?
В Жуковском прошёл семинар по повышению качества инженерного образования
«Росатом». Стратегия развития кадров
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
Новая образовательная политика

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ