Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?

Сегодня общество ясно осознало, будущее России и мира определяется интеллектуальным трудом инженеров. Начинающийся шестой технологический уклад – это, в первую очередь, конкуренция знаний, а значит, человеческого капитала. В этой связи крайне важна поддержка технического знания – подготовка высококвалифицированных кадров.

28.05.2014
Просмотров: 63
В.В. ШАЛАЙ, ректор Омского государственного технического университета,
доктор технических наук, профессор

Сегодня общество ясно осознало, будущее России и мира определяется интеллектуальным трудом инженеров. Начинающийся шестой технологический уклад – это, в первую очередь, конкуренция знаний, а значит, человеческого капитала. В этой связи крайне важна поддержка технического знания – подготовка высококвалифицированных кадров. Ведь уже через пять-семь лет в России произойдет глобальная смена инженерных поколений, место «у руля» займут молодые специалисты.

Важно понимать, что инженерное образование начинается со школы. Приведу поразившую меня цифру: в этом году в одном из районов Омской области на экзамен ЕГЭ по физике, который необходим для поступления в вузы на все технические специальности, записалось лишь девять выпускников. Это значит, что регион теряет технологическую основу развития. В каждой школе должен быть технический класс, который будут курировать предприятия региона и региональное министерство образования. Для технократического общества это вопрос жизни. На сегодняшний день Омский государственный технический университет (ОмГТУ) обучает 1300 человек из Казахстана, то есть выводит на новый уровень технического образования сопредельное государство. А как же мы поднимем «региональную» Россию?

По нашему мнению, первоочередной задачей является создание в вузах, занимающихся подготовкой инженеров, профильных кафедр промышленных предприятий. ОмГТУ уже работает в этом направлении совместно с «Газпромнефть – ОНПЗ». С нового учебного года в университете начнет работать базовая кафедра этого предприятия. Студенты смогут получить образование по специальностям «Машины и аппараты химических производств» и «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Выпускникам кафедры обеспечено трудоустройство на нефтеперерабатывающих предприятиях компании. И такую практику нужно дуплицировать, выводить на федеральный уровень. ОмГТУ активно взаимодействует также с другими ведущими промышленными предприятиями региона. Базовые кафедры созданы на заводах «Высокие технологии» и «Омсктехуглерод», Омском моторостроительном конструкторском бюро, Конструкторском бюро транспортного машиностроения, производственном объединении «Полёт» – филиале ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, Центральном конструкторском бюро автоматики, в проектном институте «Омскнефте¬химпроект», компании «Информационные системы сервиса Арт», а также в Институте проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН (СО РАН). Здесь происходит интегрирование всех уровней образования как в университете – через лицензирование подготовки по рабочим профессиям, так и в корпоративном комплексе, который ОмГТУ формирует вокруг себя из техникумов и колледжей. Это позволяет решать такие задачи, как:

  • качественный профориентационный и интеллектуальный отбор обучающихся;
  • повышение качества технического образования на всех его уровнях за счет объединения интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов, формирования совместно с работодателями требований к образовательным программам;
  • развитие и углубление прямых связей с промышленными предприятиями, что обеспечивает привлечение в сферу образования дополнительных ресурсов, создание демонстрационных площадок современных технологий и оборудования;
  • удовлетворение потребностей обучающихся в получении качественного образования по любой из образовательных траекторий;
  • создание новых образовательных программ для всех образовательных уровней, координация деятельности образовательных организаций Омской области по подготовке кадров;
  • проведение научных исследований и оказание научных услуг.

На прошедшем в Омске в конце мая III съезде инженеров Сибири его участники из различных регионов страны сошлись во мнении, что сегодня необходим комплекс мер по поддержке субъектов промышленной и инженерной деятельности в области профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации работников. Это требует внесения изменений в законодательство, цель которых – стимулировать создание новых производств и модернизацию действующих, в том числе посредством предоставления налоговых льгот, субсидий, гарантий и иных форм государственной поддержки предприятий, направляющих свои средства на прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, технологическую модернизацию производства, сохранение и развитие российского инженерного корпуса.

С нашей точки зрения, для ускорения инновационного развития необходимо восстановление сбалансированного потенциала основных звеньев инженерной деятельности (наука – технологические разработки – промышленное освоение), принятие действенных мер по привлечению в науку молодых исследователей, развитие научных центров и институтов СО РАН, подведомственных Федеральному агентству научных организаций России, увеличение доли инновационных предприятий до 30 процентов, создание сети инжиниринговых центров по системному освоению нововведений и другое.

По итогам работы III съезда инженеров Сибири принято решение обратиться с рекомендациями к Правительству РФ. Назовем основные из них.

  1. Принять меры, в том числе законодательного характера, направленные на повышение инвестиционной привлекательности образовательных организаций высшей школы и профессионального образования, осуществляющих подготовку инженерно­технических кадров.
  2. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение престижа инженерной профессии.
  3. Совместно с органами государственной власти субъектов РФ предусмотреть финансирование профориентационной и информационно­просветительской работы среди учащихся образовательных организаций общего и среднего образования, пропагандирующей значимость и престижность инженерно­технических профессий.
  4. Рассмотреть возможность включения физики и химии в число обязательных экзаменов в виде ЕГЭ.
  5. Ускорить разработку профессиональных стандартов по направлениям и специальностям подготовки инженерно­технических кадров.
  6. Ввести систему сертификации инженерных кадров с присвоением звания «профессиональный инженер» и выдачей соответствующего сертификата государственного образца.
  7. Реализовать комплекс мероприятий по решению вопросов создания образовательными организациями высшего образования кафедр на базе промышленных и научных предприятий.
  8. Рассмотреть возможность инициирования установления почетного звания «Заслуженный инженер Российской Федерации».
  9. Предусмотреть возврат в бюджеты субъектов РФ в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета дополнительных налоговых поступлений от компаний-резидентов индустриальных и технологических парков, бизнес-инкубаторов в пределах затрат регионов на создание инфраструктуры индустриальных и технологических парков, бизнес-инкубаторов, в том числе через региональные институты развития.

Важно не только импортировать новые технологии, но и комплексно осваивать их потенциал. Для этого необходимы высококвалифицированные инженерные кадры. Их нехватка может быть компенсирована за счет создания совместно с ведущими отечественными и зарубежными компаниями центров подготовки и обучения новым технологиям. Также необходимо создать при участии государственных корпораций исследовательские центры, обеспечивающие поддержку и сопровождение осваиваемых технологий в рамках их жизненного цикла. Такие инжиниринговые центры, при условии их эффективной организации, способны заменить пришедшую в упадок в 90-е годы отраслевую науку и существовавшую ранее заводскую.

В последнее время в нашей стране сделан ряд важных шагов по формированию государственной политики, касающейся развития инжиниринговой деятельности. Утверждена госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», составной частью которой является подпрограмма «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна». Успешная реализация этих документов предполагает разработку базовых законодательных актов – «О промышленной политике в РФ» и «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ». Целесообразно также внести изменения в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», предусматривающие стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности которых является инновационная. В документ следует внести новые понятия – «малая» и «средняя» инновационные компании, а также дополнить перечень основных форм государственной поддержки инновационной деятельности «финансовым обеспечением», в том числе в виде субсидий, грантов, гарантий, поручительств по кредитам, взносов в уставный капитал, этих компаний.

Еще одна большая проблема – поддержка дополнительного инженерного и высшего образования в целом в регионах. Еще год назад вузы 39 регионов России не имели никаких программ поддержки – сегодня ее имеют 95 образовательных организаций высшего образования, в том числе и ОмГТУ. Видится целесообразным выделение Минобрнауки РФ на конкурсной основе в каждом регионе по одному лидеру в области инженерного и гуманитарного образования с оказанием им дополнительной государственной и региональной поддержки. Одной из важнейших задач технических университетов сегодня должно быть встраивание в программы инновационного развития регионов, генерирование новых знаний и технологий – вплоть до создания своих наукоемких производств, выполнение функций исчезнувших отраслевых НИИ – для обеспечения связи фундаментальной науки с производством.

За образование и подготовку кадров должны биться и работодатели – и не в моменты, когда происходит кадровый крах производства, а на постоянной основе. Для этого, помимо инициатив бизнеса в виде интереса и достойной зарплаты работников, должны реализовываться продуманные меры со стороны государства, которые должны побуждать инвестиционную заинтересованность бизнеса – через налоговые преференции на средства, потраченные на кадровую составляющую и образование.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-72, точка зрения, инженерное образование, качество образования, виктор шалай, ОмГТУ

Похожие материалы:
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
Развитие инженерного образования в Кемеровской области
Проблемы технической школы Украины
Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны
Ректор ОмГТУ Анатолий Косых рассказал о планах развития университета
Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
ОмГТУ выиграл грант на реализацию проекта Tempus «NETCENG»
Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы
Проект ТЕМПУС NETCENG: Мировые стандарты ТРИЗ для решения инженерных задач
Шанс для развития кораблестроительного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Слово редактора к №99
В ближайшей перспективе нас ждут очередные преобразования: двухуровневая аспирантура, эксперимент...
Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
Лекции для учителей российских школ прочитал директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей...
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
В Казани прошел круглый стол на тему программной реализации интраоперационной навигации с...
КубГУ посетил профессор из США
В Кубанском государственном университете прошла совместная лекция декана факультета истории,...
Из журнала
#88Паспорт региона: Самарская область
#88Новости №88
#91Первые результаты новых проектов
#88Интернационализация в сфере гарантии качества образования
#90Перспективы независимой экспертизы качества образования
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники