Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Система профобразования языком цифр

Сегодня на территории Новосибирской области осуществляет деятельность 81 профессиональное образовательное учреждение (ПОУ), в том числе 2 федеральных, 6 структурных подразделений федеральных вузов, 2 частных, 1 подразделение частного вуза.

08.12.2016
Просмотров: 23

Материал опубликован в журнале №86 от 31.03.2016.

СЕГОДНЯ на территории Новосибирской области осуществляет деятельность 81 профессиональное образовательное учреждение (ПОУ), в том числе 2 федеральных, 6 структурных подразделений федеральных вузов, 2 частных, 1 подразделение частного вуза.

Из них 70 учреждений подведомственны областным исполнительным органам власти: 51 – министерству труда, занятости и трудовых ресурсов, 7 – министерству образования, науки и инновационной политики, 6 – министерству здравоохранения, 4 – министерству культуры, 1 – департаменту физической культуры и спорта, 1 – департаменту лесного хозяйства.

В 2011 году решением губернатора и областного правительства большая часть системы СПО была передана в подчинение Минтруда региона. В ПОУ по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена обучаются около 25 тыс. студентов. Курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации ежегодно проходят около 23 тыс. человек.

С целью повышения эффективности использования материально­-технических ресурсов реализуется политика их концентрации в отраслевых и межрайонных базовых центрах подготовки кадров. Действуют 20 отраслевых ресурсных центров в сферах дорожного строительства, железнодорожного транспорта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, связи, книгоиздательства и полиграфического производства, легкой промышленности и сервиса, сварочного производства и машиностроения и многих других. Во исполнение указа Президента РФ от 7 мая 2012 года в системе профессионального образования региона в течение 2013-2015 годов созданы 9 многофункциональных центров прикладных квалификаций, один из которых имеет международный статус. В этих центрах реализуется более 200 основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Для преодоления сложившегося разрыва между образовательными организациями и реальным производст­вом министерство предложило особый управленческий подход – «втягивание» производственников в реальное управление ссузами. Был создан новый механизм – отраслевые советы, которые взяли на себя управление образовательными процессами и координацию взаимодействия работодателей и ПОУ.

На сегодняшний день работают 17 отраслевых советов. Они осуществляют координацию действий по разработке основных профессиональных образовательных программ, организации производственной практики и профессионального обучения, трудоустройству выпускников, принимают решения по оснащению лабораторий, мастерских, в том числе заслушивают отчеты руководителей учреждений. Важно отметить, что председателями советов являются отраслевые министры или руководители крупных промышленных предприятий и организаций.

Игорь Шмидт Шмидт Игорь Викторович, министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:

– Акцент сделан на повышение качества образования, развитие системы социального партнерства, совершенствование структуры подготовки кадров, механизмов реализации образовательных программ.

ОСНОВОЙ формирования государственного задания на прием обучающихся (контрольных цифр приема) является среднесрочное прогнозирование кадровой потребности путем реального опроса руководства предприятий и организаций. В прошлом году мониторингом было охвачено более 9 тыс. из них. Анализ показал, что кадровая потребность на 2016-2022 годы составляет 169,2 тыс. человек, в том числе 132,9 тыс. (78,5 процента) – рабочие и специалисты со средним профессиональным образованием.

Осознавая, что кадровый дефицит в условиях, когда промышленное производство активно модернизируется, ощущается с каждым годом острее, министерство проводит модернизацию профессионального образования. Акцент сделан на повышение качества образования, развитие системы социального партнерства, совершенствование структуры подготовки кадров, механизмов реализации образовательных программ. В результате ПОУ стали выстраивать эффективное взаимодействие с работодателями – заказчиками кадров, когда они становятся активными участниками образовательного процесса.

Позитивную роль в формировании содержания профессионального образования играют отраслевые методические советы по вопросам подготовки кадров. Созданы и эффективно работают 17 таких советов в основных сферах экономики региона. Они решают вопросы, связанные с совершенствованием программ, технологий и методов подготовки кадров – с учетом тенденций технологического развития предприятий. В последнее время к деятельности методических советов активно привлекаются образовательные организации высшего образования.

Особое внимание уделяется кадровому обеспечению образовательного процесса. Возобновлены стажировки педагогических работников в условиях производства и на базе ресурсных центров, в том числе за рубежом. К преподавательской деятельности по профессиональным модулям привлекаются высококвалифицированные специалисты ведущих промышленных предприятий и организаций: в 2015 году – более 200 человек.

В СИСТЕМЕ СПО реализуются кластерные подходы в подготовке кадров для авиастроения, агропромышленного комплекса, приборостроительной отрасли, энергетики и химбиотехнологий. Институализация этой деятельности осуществляется через заключение соглашений о создании консорциумов. Участниками являются заинтересованные стороны: Минтруда, профильные образовательные учреждения высшего образования, ПОУ, предприятия и организации Новосибирской области.

В системе профессионального образования области широко внедряются элементы дуального обучения. Налажены партнерские связи между профессиональными образовательными организациями и предприятиями, закрепленные договорами о социальном партнерстве, обеспечено участие работодателей в формировании содержания образования, профессиональных компетенций работника, создана система повышения квалификации производственного и педагогического персонала, развивается система наставничества.

Договоры о сетевой реализации образовательных прог­рамм с ведущими предприятиями отрасли заключили 9 ПОУ. В том числе с компаниями «Сиблитмаш», «Швабе – Оборона и Защита», «Корпорация – Новосибирский завод «Электросигнал», «НИИ измерительных приборов – Новосибирский завод им. Коминтерна» и другими. В целом договоры о сетевой реализации программ связывают образовательные учреждения с 46 организациями.

ПОУ совместно с предприятиями разработаны рабочие учебные планы и календарные учебные графики, программы производственной практики. Представители предприятий вошли в составы ГЭК. Формируется новая инфраструктура подготовки кадров: социальными партнерами оборудуются производственные участки и учебные классы на предприятиях, в учебно-производственных мастерских ссузов создаются производственные участки для практического обучения студентов.

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ высокого качества профессионального образования, дальнейшего формирования системы его независимой оценки усилиями Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) при под­держке министерства сформирован механизм проведения профессионально­-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Свидетельства МАРП о профессионально-общественной аккредитации получили 22 ПОУ по 31 реализуемой прог­рамме. В процессе независимой аккредитации образовательных программ приняли участие более двух десятков экспертов.

Минтруда Новосибирской области сформирован общест­венный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности государственных ПОУ, находящихся в его ведении. В состав вошли представители таких общественных организаций, как Союз хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири, Новосибирское региональное отделение межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири «Сибирь без границ», Союз руководителей предприятий и работодателей, Транспортный союз Сибири и другие. В 2015-2016 учебном году была осуществлена независимая оценка качества образовательной деятельности 16 ПОУ, подведомственных министерству. Необходимо подчеркнуть, что по ее итогам деятельность колледжей была оценена высоко.

В условиях, когда закончилось формирование сети профессиональных образовательных учреждений (сегодня, на наш взгляд, она является оптимальной), проделана большая работа по модернизации учебно-материальной базы, на первый план выходят вопросы содержания образования. Образование должно соответствовать уровню развития производства, требованиям ФГОС, профессиональных стандартов и мировых стандартов WorldSkills, а также современным тенденциям. Одно из направлений деятельности по решению этой задачи – обеспечение комплекса условий для подготовки по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям и специальностям, перечень которых утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

В ПОУ, подведомственных Минтруда Новосибирской области, осуществляется подготовка кадров по 28 профессиям и специальностям среднего звена из указанного списка. Высокое качество подготовки подтверждается результатами участия студентов в чемпионатах рабочих профессий по стандартам WorldSkills.

Так, в 2015 году на Национальном чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в Казани команда Новосибирской области, завоевав 10 медалей, в том числе 4 золотых, заняла 5-е командное место среди регионов России.

В составе сборной команды РФ 3 новосибирских студента приняли участие в мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills Competition 2015 (Бразилия). Игорь Подрядчиков завоевал медаль «За высшее мастерство» в компетенции «Парикмахерское искусство» (такую медаль получили всего 6 членов российской команды).

На прошедшем в этом году в Красноярске полуфинале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia по СФО команда Новосибирской области завоевала 14 медалей, в том числе 6 золотых, 7 серебряных и 1 бронзовую.

P.S. Редакция журнала благодарит за предоставленную информацию министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области И.В. ШМИДТА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, новосибирская область, ао-86, регион

Похожие материалы:
Обеспечение качества практической подготовки молодых специалистов
Паспорт региона: Новосибирская область
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Инновационные механизмы адаптации
Востребованные кадры для региона
Сибирская кузница кадров
Задачи гражданско-патриотического воспитания
Новая образовательная модель

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#83Новости 83
#84Новации в Пермском педагогическом колледже
#87Китайские студенты за рубежом
#88Активы и пассивы высшей школы
#88Пути эффективного развития сферы ДПО в России
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров