Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Новосибирская область: Пути обновления систем НПО и СПО

В качестве путей обновления систем НПО и СПО региона автор предлагает укрепление связей образовательных учреждений с социальными партнерами и работодателями, совершенствование системы непрерывного образования, повышение социального статуса работников НПО и СПО.

28.01.2009
Просмотров: 2586
П.М. Пешняк, председатель президиума Совета директоров учреждений НПО и СПО Новосибирской области, директор ПУ № 62 г. Новосибирска

Требования к уровню образования и профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов в условиях развития экономики, основанной на знаниях, становятся принципиально иными, чем это было еще пять-шесть лет тому назад. На первый план выходят компетентность и владение компетенциями.

Современная модель управления системами начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) должна соответствовать требованиям государства к образованию и профессиональной подготовке кадров и отличаться эффективным менеджментом. По сути, системам НПО и СПО брошен серьезный вызов, и они не могут оставаться прежними, то есть соответствовать уровню экономики и производственных отношений 50-60-х годов XX века, исполнять социальную функцию, возложенную на них государством в 90-е годы, и, в итоге, не быть востребованными работодателями – промышленниками и предпринимателями. Необходимо в короткие сроки осуществить качественную модернизацию, начав эту работу именно с управления.

Современное учреждение НПО и СПО – это сложно организованный хозяйствующий субъект, предлагающий комплексные услуги в сфере профессионального образования, постоянно испытывающий потребность в привлечении значительных финансовых и материальных ресурсов, имеющий стратегическое руководство в лице учредителя, высокую степень централизации управления и отличающийся активным взаимодействием с другими хозяйствующими субъектами. Перечисленные характеристики свойственны любой предпринимательской компании, а вся региональная система, объединяющая НПО и СПО, сродни крупному концерну. Понятно, что созданию автономных учреждений на базе нынешних учебных заведений альтернативы быть не может.

Особенности современных систем НПО и СПО объективно требуют применения к ним принципов корпоративного управления, определяющего отношения между учредителями и работодателями, инвестирующими средства в профессиональную подготовку кадров, с одной стороны, региональными органами управления системами НПО и СПО – с другой и самими учреждениями, входящими в эту систему, – с третьей. Понимая важность выстраивания такого рода отношений, группа наиболее активных директоров учебных заведений и представителей работодателей Новосибирской области приняла решение о создании общественного объединения «Совет директоров учреждений НПО и СПО» и институционализации его в областные системы НПО и СПО, что в полной мере соответствует положениям федерального закона «Об образовании».

Совет был создан, прежде всего, с целью реализации комплексного подхода к развитию систем начального и среднего профессионального образования и активной координации взаимодействия директоров учебных заведений. Другими приоритетами совета стали:

усиление роли НПО и СПО в социально-экономическом развитии Новосибирской области;

укрепление связей учреждений начального и среднего звена с социальными партнерами по вопросам профессиональной подготовки обучающихся, обеспечения занятости выпускников;

разработка предложений по развитию профессионального образования с учетом тенденций в экономике и обществе, формированию эффективной сети учреждений НПО и СПО, рациональному распределению в них специальностей и направлений;

обобщение и распространение положительного опыта по организации образовательного процесса, профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов;

совершенствование системы непрерывного образования при координации деятельности по профессиональной ориентации и работе с молодежью;

содействие повышению социального статуса, реализация и защита гражданских, социально-экономических, политических, профессиональных прав и свобод членов Совета и других работников НПО и СПО.

Особый государственно-общественный статус совета, предполагающий коллегиальность и разделение ответственности при принятии управленческих решений, крайне важен. Люди, которые входят в состав объединения, обладают профессиональными знаниями и опытом, которых нет у руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов управления. Они способны самостоятельно выстраивать отношения с работодателями и заинтересованными организациями, проводить работу по привлечению финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Члены совета директоров, работники и специалисты, принимающие активное участие в его деятельности, особым образом проявляют свои профессиональные качества. Совет директоров может оказать содействие учредителям при подборе руководителей образовательных учреждений НПО и СПО. Но самое главное, в условиях, когда допустимый уровень ошибок при принятии решений по подготовке профессиональных кадров должен быть крайне низок, совет способен профессионально исполнять экспертную функцию и гарантировать качественное заключение по любому концептуальному, стратегическому или программному решению и руководителей государственных и муниципальных органов управления, и отдельных директоров образовательных учреждений НПО или СПО.

Совет директоров координирует проектные работы в области определения инновационных подходов к содержанию образовательных программ и формам их реализации. Нацеливает учебные заведения на выбор таких образовательных технологий, которые способствуют созданию особой среды, направленной на индивидуализацию образования в системе НПО – СПО, придание процессу обучения элитного статуса, предполагающего осознанный выбор учащимися перспектив карьерного роста: от квалифицированного рабочего и специалиста до успешного менеджера в экономике или социальной сфере. Элитное образование поможет вновь поднять престиж рабочих и технических специалистов. Вот почему оно является особой заботой Совета директоров учреждений НПО и СПО Новосибирской области.

Предприниматели России ежегодно тратят колоссальные средства на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, минуя государственные системы НПО и СПО. Элитное образование призвано свести на нет такую практику. Отсюда основания для определения приоритета в деятельности совета директоров – укрепление связей учреждений НПО и СПО с социальными партнерами. Привлекательный в глазах промышленников и предпринимателей имидж начального и среднего профессионального образования – основа для выстраивания совершенно новых отношений в сфере профессиональной подготовки кадров.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» стала мощным стимулом для повышения статуса учреждений НПО и СПО, периодом, когда инициатива, воплощаемая в Новосибирской области, получила существенную поддержку. Под инициативой имеется в виду создание в системах НПО и СПО нового типа образовательных учреждений – ресурсных высокотехнологичных центров отраслевой направленности. Благодаря этому, элитное профессиональное образование становится реальностью как для только что окончивших школу, так и для уже имеющих квалификацию. В 2007 году по поручению губернатора Новосибирской области В.А. Толоконского на базе профессиональных училищ № 1 и № 62 началось сооружение 2 ресурсных высокотехнологичных центров в области металлообработки. Совет стал проводником этой идеи. Концепция ресурсных центров была разработана с учетом самых последних тенденций мировой практики. Руководители крупных промышленных предприятий Новосибирска оценили ее по достоинству. В процесс создания центров включились такие промышленные гиганты и крупные коммерческие структуры, как НАПО им. Чкалова; ОАО «Новосибирский завод химконцентратов», ПО «СЕВЕР», Сибирский САПР-ЦЕНТР, Новосибирский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет и др.

За 2007-2008 годы 8 учебных заведений НПО и СПО Новосибирской области стали победителями национального проекта и получили государственную поддержку, направленную на подготовку кадров. Теперь на их базе в свою очередь создаются отраслевые ресурсные центры. В них будут проходить обучение не только жители области, но и других регионов России и даже стран СНГ.

Образовательные учреждения нового типа поднимают качество профессиональной подготовки на более высокий уровень. Показательный пример: конкурс профессионального мастерства токарей предприятий Новосибирска, проходивший в ноябре 2008 года, где абсолютным победителем стал учащийся ПУ-62 Василий Кондратьев, получающий начальное профессиональное образование на базе ресурсного высокотехнологичного центра.

Элитное образование предполагает особые требования к образовательным программам, результатам их усвоения и условиям реализации. Эти требования значительно выше тех, которые сегодня предъявляются к массовому образованию, где не хватает времени для развития индивидуальных подходов. Жизнь показала, что опора исключительно на механизмы государственного регулирования в области подготовки профессиональных кадров не позволит вырастить рабочую элиту. Нужно использовать и другие возможности. В частности, создавать систему независимых общественных и некоммерческих институтов, способных оказывать серьезное влияние на развитие профессиональной подготовки кадров. Для осуществления элитного профессионального образования, прежде всего, необходимо подготовить современные образовательные стандарты НПО и СПО. Эту задачу можно решить путем применения принципов саморегулирования. Создание саморегулируемой организации, действующей в сфере профессиональной подготовки кадров, – важное направление в работе совета. Организация такого типа должна выработать федеральные государственные образовательные стандарты, отраслевые профессиональные стандарты, правила профессиональной подготовки кадров и контролировать их исполнение, а также обеспечивать независимые процедуры сертификации выпускников учреждений НПО и СПО, аттестации педагогических кадров. В этом случае совет директоров будет осуществлять информирование всех заинтересованных сторон по вопросам саморегулирования, вести разъяснительную работу и юридическое консультирование.

В будущем совет намерен уделять большое внимание развитию новых форм реализации традиционных программ. Среди них обобщение и распространение положительного опыта учреждений по организации образовательного процесса, конкурсы профессионального мастерства, совершенствование системы непрерывного образования, защита гражданских, социально-экономических, политических, профессиональных прав и свобод членов совета и других работников НПО и СПО и многое другое.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: петр пешняк, НПО, СПО, новосибирская область, регион, ао-28

Похожие материалы:
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Дни профессионального образования в Москве
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Проблемы и перспективы НПО и СПО
Востребованные кадры для региона
Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса
Развивая экономику, открывать новые техникумы
Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#87Новости №87
#86Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций
#87Европейский опыт в региональном разрезе
#83НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
#84Инновационная платформа агрокластеров
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике