Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Обеспечение качества практической подготовки молодых специалистов

Одно из главных условий качественной подготовки специалистов в медицинских вузах – практическая составляющая учебного процесса. В настоящее время не менее актуальным направлением является развитие у студентов клинического мышления, чему в институте уделяется особое внимание. Молодой негосударственный вуз ставит перед собой важные государственные задачи.

30.09.2014
Просмотров: 25

Задача для профессионалов

РАСУЛОВ Магомедкамил Мирзаевич – ректор Дагестанского медицинского стоматологического института, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный изобретатель, заслуженный врач, заслуженный деятель науки Республики Дагестан. Вице­президент Стоматологической ассоциации Дагестана.

Как обеспечивается качество практической подготовки молодых специалистов в Дагестанском медицинском стоматологическом институте

Одно из главных условий качественной подготовки специалистов в медицинских вузах – практическая составляющая учебного процесса. В настоящее время не менее актуальным направлением является развитие у студентов клинического мышления, чему в институте уделяется особое внимание. Молодой негосударственный вуз ставит перед собой важные государственные задачи.

Образование как показатель качества жизни

Уровень образованности населения имеет прямое отношение к качеству жизни в том или ином регионе, перспективам его дальнейшего развития – как в экономическом, культурном отношении, так и в плане улучшения благосостояния жителей. Следовательно, вопрос повышения качества обучения, начиная с дошкольного и школьного периодов, а позже – в средних и высших учебных заведениях, становится ключевым не только в масштабах конкретного региона, но и страны в целом.

Предоставление образовательных услуг низкого уровня, характерное для некоторых российских вузов, с одной стороны, дискредитирует отечественное образование, с другой – подтверждает необходимость в повсеместном искоренении подобной практики.

Оценивая сложившую в последние годы ситуацию в Республике Дагестан, Рамазан Абдулатипов с первых дней своего пребывания в должности главы республики начал последовательно приводить в порядок систему образования на всех уровнях. И первые результаты не заставили себя ждать. На прошедшей 17 сентября 2014 года в Москве пресс­конференции глава Дагестана отметил повышение качества проведения ЕГЭ в республике, прекращение практики продажи баллов и «ЕГЭ-туризма», а также объявил о повышении уровня заработной платы учителям средних школ. Безусловно, модернизация региональной системы общего образования положительным образом отразится и на качестве подготовки абитуриентов, а в дальнейшем – студентов ссузов и вузов.

Во главе угла – практическая подготовка

Одна из важнейших задач высшей школы сегодня – научить студента учиться, сформировать готовность к постоянному самоконтролю. Согласно ФГОС, для обеспечения поставленной задачи определённое количество часов в учебных планах и рабочих программах выделено на самостоятельную работу студентов. В медицинских вузах не менее важным направлением является развитие клинического мышления и практической подготовки выпускников, чему в Дагестанском медицинском стоматологическом институте уделяют особое внимание.

Первый набор студентов в ДМСИ состоялся в 2011 году. Институт с первого года обучения взял курс на эффективность и качество в подготовке будущих специалистов. Несмотря на то что небольшой частный вуз существует на собственные средства, полученные в процессе образовательной деятельности, такая крайняя мера, как отчисление студентов по неуспеваемости, считается здесь необходимой практикой.

В институте в рамках специальности 31.05.03 «Стоматология» на основе ФГОС составлен учебный план, утвержденный УМО Минздрава РФ, подготовлены рабочие программы учебных дисциплин и модулей, методические материалы, а также программы учебной и производственной практики, позволяющие обеспечить качественный образовательный процесс. Формируются учебно-методические комплексы по всем дисциплинам и модулям.

В процессе преподавания в ДМСИ акцентируют внимание на такие компетенции будущих врачей, как способность проводить первичный опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, а в дальнейшем – умение интерпретировать результаты современных лабораторно­-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного материала, вести медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

В сферу компетенций выпускника-стоматолога входит умение на высоком профессиональном уровне проводить профилактические мероприятия по предупреждению развития стоматологических заболеваний. С этой целью студенты совместно с преподавателями проводят уроки гигиены в детских дошкольных учреждениях и в младших классах общеобразовательных школ. Будущие специалисты показывают детям фильмы об уходе за полостью рта и профилактике заболеваний зубов, организуют специализированные театрализованные представления и игры, дарят детям сувениры – зубные щётки и зубные пасты, тематические книжки. В базовых клиниках студенты осваивают методы, необходимые для общего ухода за больными, и используют их во время прохождения производственной практики после четвертого семестра.

Деятельность современного медицинского работника сопряжена с рядом профессиональных задач – владением компьютерной техникой на высоком уровне, умением работать с медико¬технической аппаратурой, быстро и качественно получать и обрабатывать информацию из различных источников. Все эти задачи последовательно решаются в процессе занятий в компьютерном интернет¬классе, а также в клинике института, оснащенной современным медицинским стоматологическим оборудованием, специальными инструментами и материалами. Здесь же студенты лечат больных на бесплатной основе, что привлекает значительное число пациентов, особенно из малообеспеченных семей. Прием ведется под чутким руководством преподавателей. В настоящее время осуществляется строительство клинической базы вуза – медицинского центра ДМСИ со стационаром на 100 коек.

Библиотечный фонд института полностью оснащен современной учебной, научной и методической литературой. Регулярно пополняется электронная библиотека. Для эффективного проведения студенческой практики в лабораториях вуза имеются фантомы зубов и челюстей.

Дополнительные критерии качества

В мониторинге эффективности образовательных организаций такие критерии, как научно-исследовательская, международная и образовательная деятельность, являются определяющими. Однако за два­три года достичь значимых успехов в научно-исследовательской работе в вузе почти невозможно. Установление контактов с зарубежными университетами до проведения аккредитационной экспертизы также предполагает определенные трудности. Учитывая это, молодым образовательным организациям, на наш взгляд, необходимо найти особенный подход в определении критериев эффективности.

Получив диплом о высшем образовании, врач-стоматолог должен быть вооружён не только суммой теоретических знаний и умением работать с учебной и научной литературой – принципиально важна его подготовка к самостоятельной работе у стоматологического кресла. Вот почему при определении рейтинговых показателей качества медицинских образовательных учреждений, равно как и вузов других профилей, целесообразно рассматривать практикоориентированную составляющую учебного процесса – наличие необходимых условий для успешного выполнения практической подготовки студентов.

Еще один фактор – высокий спрос на образовательную организацию – также может быть рассмотрен в качестве показателя эффективности негосударственной высшей школы. Как правило, прежде чем подавать документы на поступление, абитуриенты и их родители обобщают сведения о нескольких учебных заведениях и, лишь убедившись в надежности того или иного вуза, принимают решение, куда именно поступать.

Наиболее объективно определить качество теоретической и практической подготовки в вузе позволит привлечение представителей профессионального сообщества к проведению общественно-­профессионального аудита и аккредитационной экспертизы. При этом зависимость решения от формы собственности не представляется верной, поскольку в настоящее время государственные и негосудар­ственные вузы находятся «в разных весовых категориях», и по многим показателям первые находятся в более выгодном положении: например, имеют право на оперативное управление и преимущественное право на безвозмездное пользование республиканской и муниципальной недвижимостью.

По справедливому утверждению экспертов, судьба негосударственных вузов зависит не только от совершенствования законодательной базы и качества образовательной деятельности, но, прежде всего, от отношения к ним со стороны государства. Вне зависимости от формы учредительства, все вузы реализуют образовательные программы в рамках ГОС и ФГОС, в большей или меньшей степени проводят обучение на контрактной основе, получают государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности и проходят процедуру государственной аккредитации. При этом негосударственные вузы, не имея каких­либо льгот и финансовой поддержки от государства, привлекают в организацию частные инвестиции, оплачивают налоги и, что важнее, наравне с государственными вузами обеспечивают педагогический персонал работой, дают возможность молодым людям получить достойную специальность. Преимуществами негосударственного сектора образования также являются мобильность (профессиональная, академическая), возможность внедрять новые образовательные и профессиональные технологии в короткие сроки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-74, регион, медицинское образование, качество образования, дагестанский медицинский стоматологический институт, негосударственное образование

Похожие материалы:
Управление качеством образования в медицинском колледже
Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права: Шаги к успеху
РеаВиЗ: Первый постулат - качество
Ардонский аграрно-технологический колледж: Путь к вершинам
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Региональный аспект независимой оценки качества образования
Как взвесить успешность?
Врач учится всю жизнь
Политика качества в вузе: цели и результаты
Кремниевая долина в Осетии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#87Новости №87
#87Математическое образование с дошкольной скамьи
#86Новости №86
#86Роль филиала в развитии региона
#87Высокий потенциал негосударственного сектора
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники