Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Медицинское образование: ключевое слово – качество

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием разработала и утвердила перечень мероприятий по обеспечению качества подготовки специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием. Встреча проходила в ноябре на базе Самарского государственного медицинского университета.

Просмотров: 4034
В.Е. РЕЗНИКОВ, специалист учебно-методического отдела самарского государственного медицинского университета

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием разработала и утвердила перечень мероприятий по обеспечению качества подготовки специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием. Встреча проходила в ноябре на базе Самарского государственного медицинского университета. Собравшиеся обсуждали тему «Непрерывное профессиональное развитие специалистов в условиях реформирования российского образования и здравоохранения». Широкое представительство свидетельствовало о важности проблемы.

В отличие от ранее проведенных подобных мероприятий на этой конференции проблемы российского медицинского и фармацевтического образования впервые обсуждались совместно руководителями и высших, и средних профессиональных учебных заведений. Кроме того, во встрече участвовали представители Государственной Думы РФ, Министерства образования и науки РФ, региональной власти.

Что больше всего волновало собравшихся? Прежде всего сложившаяся в стране ситуация с кадрами для здравоохранения. Она довольно сложная. Сохраняется дисбаланс между врачами и средним медицинским персоналом, ощущается нехватка специалистов на селе, есть сложности с повышением квалификации. На это обратил внимание директор Департамента образования и развития кадровых ресурсов Минздравсоцразвития РФ Вадим Егоров. «Мы пересматриваем действующие целевые программы подготовки кадров, вносим коррективы в образовательные стандарты, – сказал он. – Но многое зависит от субъектов федерации». Для улучшения ситуации представитель министерства предложил развивать взаимодействие вузов, создавать региональные центры трудоустройства студентов и специалистов, повышать социальный статус врача.

В России подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 421 колледже и училище. Из них 198 принадлежат министерствам здравоохранения и социального развития регионов, 171 – министерствам образования и науки регионов, 5 – другим ведомствам и только 24 – Министерству здравоохранения и социального развития РФ. автономными являются 23 колледжа.

Вторая обсуждаемая проблема – качество подготовки медицинских и фармацевтических работников. Сегодня мировые тенденции таковы, что знания устаревают на 15 процентов в год, и в течение шести лет полностью обновляются. Отсюда следует, что образованию нужно решить задачи по построению в медицинских вузах системы подготовки и повышения квалификации преподавателей и обеспечить новой методической литературой педагогическую практику аспирантов. Так считает депутат Государственной Думы РФ, член комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева. В своем выступлении она отметила, что потребность общества в новых знаниях и образовательных технологиях нарастает, а значит, нам нужно перестроить систему образования на довузовском, додипломном и послевузовском этапах, сохранив при этом их преемственность. По мнению Т. Яковлевой, работа по образовательным стандартам третьего поколения приведет вузы к созданию модульных структур учебных планов, внедрению инновационных образовательных технологий, новому методическому обеспечению образовательного процесса. А сейчас необходимо повышать исследовательскую и инновационную активность, создавать единое информационное пространство, развивать технологии эффективной практической подготовки, которые служат основой профессиональной компетенции специалиста. Депутат Госдумы РФ обратила внимание и на то, что учреждения здравоохранения нуждаются в ремонте и реконструкции, требуют оснащения средствами информатизации. В ее понимании модернизация здравоохранения и образования должны дополнять друг друга.

Формированию инновационных подходов к обучению и качеству медицинского образования посвятил свой доклад ректор Самарского государственного медицинского университета, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, академик РАМН Геннадий Котельников. Он подчеркнул, что у вузов Минздравсоцразвития России огромный потенциал: в них обучается более 220 тыс. студентов, а выпускается ежегодно более 30 тыс. врачей и провизоров. В здравоохранение страны вливаются значительные финансовые средства. Медицинское образование не переходит на бакалавриат и магистратуру. Это, с точки зрения академика, служит важнейшими факторами стабильности, в условиях которой главными задачами модернизации можно считать обсуждение и введение государственных стандартов нового поколения, законов об образовании и здравоохранении, повышение качества клинической подготовки студентов, информатизацию образовательного пространства и непрерывное профессиональное развитие специалистов.

Обучается во всех этих учебных заведениях более 265 тыс. человек.

В докладе Г. Котельникова акцентируется непосредственное отношение к качеству профориентационной деятельности. Профессию будущие медики должны выбирать со школьной скамьи. А вузу очень важно добиться компетентностного подхода к образованию, модульной структуры учебных планов, обучения по инновационным образовательным программам и усиления практической подготовки врача, включая тренинги на базе центров практических навыков. Так как речь идет о непрерывном образовании, создавать работникам условия для профессионального развития должны и лечебные, и профилактические учреждения. От качества подготовки кадров зависит выполнение программы модернизации здравоохранения.

С тем что профессиональную подготовку необходимо начинать со школьной скамьи, согласен и председатель Совета директоров средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений России, профессор Сергей Двойников. Нужно развивать сеть медицинских классов, организовывать медицинскую практику школьников, привлекать ребят к работе в студенческих научных обществах, считает он. К числу проблем профессор относит слабый уровень оснащения образовательных учреждений среднего звена необходимым оборудованием, критический средний возраст преподавателей и их недостаточную подготовку. А в качестве приоритетных направлений деятельности выделяет два. Во-первых, развитие в ссузах информационной образовательной среды, что предполагает использование информационных технологий на всех этапах подготовки, создание электронных библиотек и банков электронных учебных пособий, внедрение дистанционного образования. Студентам медицинских колледжей должны быть доступны электронные средства обучения. Во-вторых, на чем нужно сосредоточиться, – это внедрение в процесс обучения практикоориентированных технологий и сотрудничество с учреждениями здравоохранения в качестве клинических баз колледжей.

Профессор С. Двойников назвал и возможные пути решения проблем, предложив создать механизм привлечения финансовых средств заказчика по ключевым направлениям практической подготовки и повышать заработную плату преподавателей.

В 2011 году подготовлено 65,5 тыс. медицинских сестер, фельдшеров, акушерок и других специалистов.

Волнует председателя Совета директоров средних медицинских и фармацевтических учреждений России и ситуация в практическом здравоохранении: в больницах и поликлиниках страны не хватает сестринского персонала. По его мнению, для решения этой проблемы необходимо улучшить планирование структуры, объемов и профилей подготовки медицинских работников и сохранять высокий уровень государственного заказа на подготовку специалистов.

Есть острые вопросы и в последипломном медицинском образовании. О них говорила ректор Российской Московской государственной академии последипломного образования, академик РАМН Лариса Мошетова. Она предложила установить федеральные государственные требования к структуре и содержанию программ дополнительного профессионального образования в части профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование.

Третья проблема, обсуждавшаяся на конференции, – нравственный аспект медицинского и фармацевтического образования. В рамках этой темы речь шла о здоровом образе жизни. Депутат Т. Яковлева считает, что в вузах и колледжах медицинского профиля должна иметься статистическая информация о студентах-курильщиках и употребляющих наркотики, а также оздоровительные и спортивные комплексы. Еще один участник конференции, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий призвал сохранять нравственные ценности и прививать их молодому поколению.

В целом, хотя спектр интересующих аудиторию вопросов был достаточно широк, собравшиеся всесторонне обсудили обозначенную конференцией тему и пришли к выводу, что основным акцентом образовательной деятельности должна быть нацеленность на результаты. Для повышения качества медицинского и фармацевтического образования нужно в первую очередь совершенствовать его нормативно-правовую базу и создавать системы информационной поддержки образовательного процесса. Это поможет обеспечить соответствующие компетенции и конкурентоспособность специалистов на рынке труда. Усилия ректоров вузов и директоров колледжей необходимо объединить. Только решая проблему кадрового обеспечения отрасли в комплексе, можно добиться повышения качества подготовки кадров, и, следовательно, достойного уровня оказания медицинской помощи населению страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качества
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Национальный аккредитационный совет подвел итоги
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
X съезд Российского союза ректоров. Итоги
Управление качеством образования в медицинском колледже
Электронное обучение. Проблемы и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ