Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Региональный аспект независимой оценки качества образования

Одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед сферой образования Ульяновской области, является формирование системы независимой оценки качества образования, которая на текущем этапе рассматривается как помощь государственному контролю и инструмент развития оценки качества образования.

05.04.2016
Просмотров: 665
М.А. БАТАНОВА, заместитель министра образования – директор Департамента по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, кандидат педагогических наук

Одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед сферой образования Ульяновской области, является формирование системы независимой оценки качества образования.

Обсуждение вопросов и решение проблем в сфере оценки качества образования невозможно осуществлять без учета тех тенденций, которые в настоящий момент совершенно очевидны. Во­-первых, трансформируется само понимание того, что такое «качество образования» – сегодня оно рассматривается с позиций соответствия результатов требованиям потребителя (потребностям обучающихся, их родителей, рынка труда). Во-­вторых, развиваются новые элементы системы оценки качества образования: внутренняя, внешняя и независимая сфере. В-третьих, формируются современные механизмы общественно-­государственного управления в сфере оценки качества, создаются инструменты профессионально-­общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.

Система оценки качества образования в Ульяновской области, развиваясь с учетом всех этих тенденций, представлена сегодня различными компонентами. Так, внешняя система оценки качества образования включает государственную аттестацию в форме единого государственного экзамена и основного государственного экзамена (ГИА), государственный контроль качества образования и государственную аккредитацию. С 2010 года началось формирование механизмов независимой оценки качества образования. Главная задача – связать все компоненты системы так, чтобы она стала эффективным инструментом, позволяющим обеспечить высокое качество образования в регионе, а значит – и удовлетворенность потребителей образовательных услуг, участников образовательного процесса.

Для решения этой задачи необходимо: определить единый инструментарий оценки (мониторинг, рейтинг, измерения), единые критерии и показатели для получения достоверной информации о качестве образования, а также разработать программы корректирующих действий, которые, в случае необходимости, позволили бы достичь необходимого качественного результата.

В рамках внутренней системы оценки качества в образовательных организациях, думается, целесообразно определять ориентиры – показатели качества, полученные по итогам государственной итоговой аттестации, мониторинга данных государственного контроля качества, государственной аккредитации, независимой оценки качества. В основу этих ориентиров могут быть положены среднерегиональные показатели: степень обученности, абсолютная успеваемость, качество обучения. Соответственно, при государ­ственном контроле анализируются результаты внутри-школьной системы оценки качества образования, результаты участия образовательной организации в процедурах аккредитации и независимой оценки качества реализации ОП, данные регионального мониторинга. Таким образом, обеспечивается устойчивое взаимодействие всех компонентов системы.

Законом об образовании развитие системы независимой оценки определено по двум направлениям: независимая оценка качества подготовки обучающихся и независимая оценка качества деятельности образовательных организаций. Первое направление в регионе получило развитие уже в 2010 году, когда в форме технологического инструмента оценки качества освоения обучающимися образовательных программ была апробирована и успешно внедрена технология интернет-тестирования: единый инструмент, единый банк заданий, критерии оценки. Важно отметить, что большую роль в эффективной реализации этого направления сыграла областная целевая программа по развитию информационного общества: благодаря ей сто процентов обучающихся приняли участие в процедуре оценки качества на ступенях начальной, основной и средней школы. В рамках этой же программы был задан вектор на системную оценку готовности обучающихся к внешней оценке со стороны государства (ГИА, ЕГЭ).

«В настоящее время в процедурах независимой оценки участвуют все учреждения системы образования региона. Первый шаг в этом направлении – обеспечение информационной открытости образовательных организаций».

В 2013 году начались работы по формированию в регионе системы независимой оценки качества деятельности образовательных организаций. Для этого были внесены необходимые изменения в деятельность общественного совета по вопросам образования при Минобрнауки Ульяновской области. Так, одним из приоритетных направлений деятельности совета определено проведение независимой оценки качества образования в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями. Среди них открытость и доступность информации об организации; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности.

В настоящее время в процедурах независимой оценки участвуют все учреждения системы образования региона.

Первый шаг в этом направлении – обеспечение информационной открытости. Так, на сегодня все образовательные организации представляют потребителям образовательных услуг актуальную информацию о своей деятельности на собственных официальных сайтах, а региональные органы управления образованием регулярно проводят мониторинг информационной открытости. По его итогам формируется соответствующий рейтинг, результаты которого размещаются на специальном сайте «Рейтинг образовательных организаций Ульяновской области» (рейтинг­образование 73.рф).

С сентября 2014 года на этом сайте для потребителей образовательных услуг появилась техническая возможность высказать свое мнение о качестве образовательной деятельности посредством онлайн-голосования. По его результатам во всех 24 муниципальных образованиях Ульяновской области можно увидеть уровень удовлетворенности потребителей качеством образовательной деятельности в конкретной организации: школе, дошкольном учреждении, учреждении дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и в целом в муниципальном образовании.

Ежемесячно организацией-оператором проводится мониторинг онлайн голосования. Его данные рассматриваются на заседании общественного совета при министерстве области и при необходимости разрабатываются предложения, направленные на повышение уровня удовлетворенности качеством образовательной деятельности. Например, обозначилась проблема низкой активности участия потребителей образовательных услуг в независимой оценке. В этом случае было рекомендовано активизировать – через средства массовой информации, сайты образовательных организаций – информирование самих потребителей о возможностях их участия в оценке качества работы образовательной организации. Рекомендовано также на заседаниях органов коллегиального управления образовательных организаций, в состав которых входят представители родительской общественности, обсуждать итоги независимой оценки и систему мер для повышения качества образовательных услуг. В результате предпринятых шагов уровень участия потребителей, принимающих участие в независимой оценке качества образования, за полугодие вырос с 10 до 43 процентов.

«Действующие механизмы независимой оценки позволяют получить всю информацию о деятельности образовательных организаций из открытых источников, исключая дополнительную нагрузку на образовательные организации по сбору и предоставлению информации».

Помимо вышеназванных данных, на сайте «Рейтинг образовательных организаций Ульяновской области» публикуются результаты ежегодного рейтинга общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, проводимого региональным профильным министерством. Ежегодный рейтинг формируется на основе статистических данных, а также анализа иной информации, размещенной образовательными организациями на своих официальных сайтах. Реализуя этот проект, рейтинг определяется как своеобразный навигатор для тех, кому интересны вопросы оценки качества образования в регионе, кто нуждается в полной информации об организации образовательного процесса и его результатах непосредственно в организациях Ульяновской области.

Департаментом высоко оцениваются перспективы развития независимой оценки качества образования, поскольку результаты таких ее инструментов, как мониторинги и рейтинги, полезны, безусловно, всем участникам образовательной деятельности. Так, они позволяют обеспечить родителей достоверной информацией по ключевым вопросам качества образовательных услуг, предоставляемых профильными организациями, помогают им с выбором или оценкой той образовательной организации, в которой уже учатся их дети. Руководителям образовательных организаций эти результаты дают возможность выявить сильные и слабые стороны деятельности, провести анализ причин отставания и выработать приоритетные решения по обеспечению качества. А для руководителей и специалистов органов управления образованием эти данные становятся незаменимой базой для корректной сравнительной оценки деятельности подведомственных организаций, анализа и принятия эффективных управленческих решений. Например, в настоящее время в Минобрнауки Ульяновской области разрабатывается система поощрительных мер в отношении лидеров рейтинга.

Что еще очень важно, действующие механизмы независимой оценки мониторинга и рейтинга позволяют получить всю информацию о деятельности образовательных организаций из открытых источников, тем самым исключая дополнительную нагрузку на образовательные организации по сбору и предоставлению информации.

Таким образом, созданная в Ульяновской области система независимой оценки качества образовательной деятельности на текущем этапе рассматривается как помощь государственному контролю и инструмент развития оценки качества образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: практика управления, качество образования, марина батанова, ульяновская область, регион, ао-82

Похожие материалы:
Регион: как подготовить эксперта?
Паспорт региона: Ульяновская область
Организовать. Что может быть важнее?
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами
Контроль качества образования. Ульяновская область
Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
Как объективно оценить качество образования?
Ульяновский госуниверситет развивает международное сотрудничество
О системном подходе к оценке качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#87Аккредитационные коллизии ДПО
#87Качество образования: формальность и реальность
#86Сибирская кузница кадров
#86Востребованные кадры для региона
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
Информационная лента
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
13:46Специальный проект "100 бесед о науке"
13:34Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»