Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области

Развитие независимой системы оценки качества образования (НСОКО) определено законом по двум направлениям: оценка качества подготовки обучающихся и оценка качества образовательной деятельности профильных организаций.

Просмотров: 244

Материал опубликован в журнале №87 от 29.04.2016.

Марина Батанова М.А. БАТАНОВА, заместитель министра образования – директор департамента по надзору и контролю в сфере образования Минобрнауки Ульяновской области, кандидат педагогических наук

Развитие независимой системы оценки качества образования (НСОКО) определено законом по двум направлениям: оценка качества подготовки обучающихся и оценка качества образовательной деятельности профильных организаций. Решение поставленных задач стало одним из важнейших приоритетов образовательной политики всех российских регионов.

Один из примеров создания региональной НСОКО – опыт Ульяновской области. Так, первое направление – независимая оценка качества подготовки обучающихся – здесь получило развитие уже в 2010 году, когда в качестве технологического инструмента оценки качества освоения обучающимися образовательных программ была апробирована и успешно внедрена технология интернет-тестирования. С 2013 года в регионе началась работа по созданию системы независимой оценки качества деятельности образовательных организаций. В публикуемой статье представлены некоторые итоги развития этого направления.

На сегодняшний день в Ульяновской области разработан и действует пакет основных нормативных актов, необходимыx для становления и развития региональной системы независимой оценки качества образования. Ее ключевым звеном стал общественный совет по вопросам образования при Минобрнауки Ульяновской области, для которого проведение независимой оценки качества образования обозначено одним из приоритетных направлений деятельности. В рамках этого направления совет определяет перечень образовательных организаций, подлежащих независимой оценке, рассматривает промежуточные результаты (текущий мониторинг) независимой оценки, по итогам обсуждения результатов мониторингов вносит необходимые предложения в адрес министерства образования и науки области. По решению общественного совета организацией-оператором региональной НСОКО определено областное государственное автономное учреждение «Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования». В рамках государственного задания центр проводит сбор, обобщение и анализ информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций.

Несмотря на то, что совет – достаточно молодая общественная структура (положение, состав и регламент его деятельности были актуализированы соответствующим нормативным документом в начале 2015 года), он уже доказал свою эффективность. Так, например, проанализировав результаты промежуточных мониторингов информационной открытости образовательных организаций и активности участия потребителей образовательных услуг в независимой оценке качества образования, общественный совет обратился в профильное министерство с целым рядом предложений и инициатив. В частности, речь шла об изменении подходов к информированию потребителей образовательных услуг о возможности их участия в оценке качества работы образовательной организации, о размещении актуальной информации в средствах массовой информации, об обсуждении результатов независимой оценки на заседаниях органов коллегиального управления образовательными организациями. Итогом совместной реализации этих предложений стал значительный рост активности участия потребителей в независимой оценке качества образования: в течение 2015 года ее уровень вырос в регионе в несколько раз – с 10 до 48 процентов.

Всего в 2015 году процедура независимой оценки проведена в 283 образовательных организациях (треть от общего количества образовательных организаций региона). Среди них 139 общеобразовательных школ, 106 дошкольных образовательных организаций, 27 организаций дополнительного образования, 12 организаций среднего профессионального образования. Независимая оценка проводилась в форме электронного онлайн опроса-голосования в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями: такими как «открытость и доступность информации об организации», «комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность», «доброжелательность, вежливость, компетентность работников», «удовлетворенность качеством образовательной деятельности». Техническая возможность для выражения мнения потребителей о качестве образовательных услуг создана на сайте рейтинг-образование 73.рф «Рейтинг образовательных организаций Ульяновской области».

По результатам голосования, проводимого в образовательных организациях в течение всего года, анализировался уровень удовлетворенности потребителей качеством образовательной деятельности не только в конкретной образовательной организации, но и в муниципалитетах в целом, а его итоги отражались в онлайн режиме на соответствующей карте для всех 24 муниципальных образований Ульяновской области.

В оценке общеобразовательных школ, дошкольных организаций, организаций дополнительного образования приняли участие родители (законные представители), в оценке организаций среднего профессионального образования, наряду с родителями (законными представителями), приняли участие также работодатели и студенты.

Обобщенный результат, характеризующий средний уровень удовлетворенности потребителей по всем типам образовательных организаций, по итогам 2015 года составил 81 процент (см. рис. 1). По каждому из четырех критериев данные распределились следующим образом:

  • по критерию «Открытость и доступность информации об организациях» – 80,8 процента;
  • по критерию «Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» – 80,52 процента;
  • по критерию «Доброжелательность, вежливость, компетентность работников» – 81,2 процента;
  • по критерию «Удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций» – 80,7 процента.

Рисунок 1. Обобщенный результат оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций (по типам организаций), в %

Оценка качества

Результаты независимой оценки и решения областного общественного совета по улучшению качества образовательной деятельности были представлены на итоговом совещании с руководителями муниципальных органов управления образованием в декабре 2015 года. Какие выводы сделаны?

Первое – благодаря региональной системе НСОКО потребитель получил возможность не только оценивать качество образовательной деятельности в организации, но и, на основании открытых данных, осуществлять выбор образовательной организации в соответствии со своими запросами.

Второе – одним из необходимых условий качества образовательной деятельности является налаживание постоянной «обратной связи» образовательной организации с потребителями образовательных услуг: через повышение уровня открытости, полноты и достоверности информационных сайтов образовательных организаций, через привлечение потребителей к работе коллегиальных органов управления образовательными организациями. И, как показала практика, включение потребителей в процедуры оценивания является еще одним эффективным инструментом активизации процессов «обратной связи».

Третье – для дальнейшего развития в регионе системы независимой оценки качества образования необходимо рассмотреть вопрос о возможной коррекции показателей независимой оценки с учетом специфики деятельности образовательных организаций. В данной сфере общественный совет по вопросам образования при Минобрнауки Ульяновской области также наделен необходимыми полномочиями.

В заключение стоит еще раз заострить внимание на принципиальном значении активной «политики информационной открытости», которая должна сопровождать процессы создания и развития НСОКО. Причем данную политику необходимо реализовывать не только на уровне образовательных организаций, но и на уровне муниципалитетов и всего региона. Выше уже приводился пример, как повлияли вовремя принятые меры широкого информирования на рост активности участия потребителей в независимой оценке качества образования. С учетом этого опыта в Ульяновской области в 2015 году проведен ряд мероприятий как регионального, так и муниципального значения, нацеленных на решение этой задачи. Широкая публичная презентация системы независимой оценки качества образовательной деятельности профильных организаций Ульяновской области состоялась в рамках регио­нального «Образовательного форума – 2015». Здесь же впервые был проведен воркшоп «Качество образования глазами потребителя», в процессе которого состоялось обучение потребителей образовательных услуг практикам общественно-государственного управления на основе результатов независимой оценки.

На сегодняшний день во всех муниципальных образованиях области созданы рабочие группы по вопросам независимой оценки, назначены ответственные за взаимодействие с образовательными организациями. Вопросы независимой оценки отражены на сайтах образовательных организаций, включены в тематику родительских собраний, заседаний коллегиальных органов управления образовательных организаций, селекторных совещаний. А для придания результатам независимой оценки самой широкой гласности на сайте Минобрнауки Ульяновской области создан специальный раздел «Независимая оценка качества услуг», для которого разработана структура предоставления информации и обеспечено её своевременное размещение.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Как объективно оценить качество образования?
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Региональный аспект независимой оценки качества образования
Информационная открытость – показатель эффективности
Оценка процессов в системе управления учебным заведением
Контроль качества образования. Ульяновская область
О системном подходе к оценке качества образования
Надзор и контроль в системе донского образования
Регион: как подготовить эксперта?
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ