Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О системном подходе к оценке качества образования

Анализ и решение вопросов в области оценки качества образования невозможно осуществлять без учета тех тенденций, которые на сегодняшний день совершенно очевидны. Подтверждением того, что тенденции не просто обозначены, а нашли отражение на государственном уровне, является издание целого ряда нормативных документов.

Просмотров: 488
М.А. БАТАНОВА, заместитель министра образования – директор Департамента по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, кандидат педагогических наук

Анализ и решение вопросов в области оценки качества образования невозможно осуществлять без учета тех тенденций, которые на сегодняшний день совершенно очевидны. Это оценивание качества образования с точки зрения соответствия требованиям потребителя (обучающихся, их родителей, рынка труда), развитие внутренней, внешней и независимой оценки как новых элементов системы гарантии качества образования, становление механизмов общественно-государственного управления, создание инструментов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.

Подтверждением того, что тенденции не просто обозначены, а нашли отражение на государственном уровне, является издание целого ряда нормативных документов, которые послужили основой для составления программ развития образования, планов мероприятий по их реализации. Среди них:

  • федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273;
  • подпункт «к» п. 1 указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года, №597;
  • государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года, № 792-р.
«Со стороны государства определены основные подходы к оценке качества образования. Проблема в том, как связать ее отдельные компоненты в целостный эффективный инструмент для решения поставленных задач на уровне региона».

Фактически все эти документы определяют формирование новых подходов к оценке качества образования в России. Так, в законе об образовании дается новое определение качества образования, в котором слово «потребитель» становится ключевой категорией; вводятся понятия о независимой оценке и механизмах её реализации, о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. В указе Президента РФ задача повышения качества услуг в социальной сфере с ориентацией на удовлетворенность потребителя также обозначается как одна из важнейших. И наконец в программу развития образования включена подпрограмма по развитию системы оценки качества образования и информационной прозрачности образовательной сферы.

Что важно, общероссийская система оценки качества образования представлена различными компонентами. В частности, определено, что наряду с формированием системы внутренней оценки в образовательных организациях будет действовать система внешней оценки – это ГИА и ЕГЭ, процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (контроль качества образования и аккредитация), процедуры общественно-профессиональной аккредитации. Также образовательные организации будут участвовать в международных сопоставительных исследованиях результатов образования.

Таким образом, со стороны государства определены основные подходы к оценке качества образования. Проблема в том, как связать ее отдельные компоненты в целостный эффективный инструмент для решения поставленных задач на уровне региона?

Наиболее оптимальным нам представляется путь, основанный на использовании системного подхода в оценке качества образования. При этом главная цель – это достижение качества, ориентированного на конкретного потребителя. Проиллюстрируем его в виде схемы (см. схему).

Да, на сегодняшний день в нашем регионе выстроены все необходимые компоненты системы оценки качества: проводится итоговая государственная аттестация, осуществляются процедуры лицензирования, государственной аккредитации, контроля качества, функционирует внутренняя система оценки качества. Получила свое развитие независимая система оценки качества образования. Тем не менее пока каждый компонент в той или иной мере «живет своей жизнью», поскольку каждый из них имеет строго определенные цели и задачи (и разного потребителя). Для того чтобы все компоненты заработали действительно как целостная система, призванная гарантировать полный спектр запросов потребителей к качеству образования, должно появиться связующее звено. Таким может стать единый инструментарий (мониторинг, рейтинг, измерения и прочее), единые критерии и показатели. Например, при проведении внутренней системы оценки качества для образовательных организаций целесообразно определять ориентиры – показатели качества, полученные по итогам ежегодного мониторинга данных государственного контроля качества, государственной аккредитации, независимой оценки качества и приведенные к среднерегиональному значению. Аналогично при государственном контроле качества оценивается система внутренней и внешней (ГИА, ЕГЭ) оценок, анализируются результаты участия образовательной организации в процедурах аккредитации и независимой оценки качества реализации образовательных программ, данные по качеству образования по итогам регионального мониторинга. Среднее значение этих процедур (в них принимают участие четыре компонента системы) также может стать ориентиром.

«Для того чтобы все компоненты заработали действительно как целостная система, призванная гарантировать полный спектр запросов потребителей к качеству образования, должно появиться связующее звено. Таким может стать единый инструментарий (мониторинг, рейтинг, измерения и др.), единые критерии и показатели».

Стоит упомянуть и о технологических инструментах внедрения системного подхода. В качестве одного из таких инструментов нами апробирована и успешно внедрена технология интернет-тестирования (единый инструмент, единый банк заданий, критерии оценки). Важно отметить, что в развитии независимой системы оценки качества большую роль сыграла областная целевая программа по развитию информационного общества, реализованная в 2011 году (100 процентов обучающихся Ульяновской области приняли участие в процедуре оценки качества на ступени начальной, основной и средней школы). В том числе в рамках этой программы был задан вектор на системную оценку готовности обучающихся к внешней оценке со стороны государства (ГИА, ЕГЭ). С 2013 года реализуется ведомственная целевая программа по созданию системы экспертизы качества освоения профессиональных программ в учреждениях профессионального образования.

Ежегодно с 2009 года проводится и мониторинг качества освоения образовательных программ (общеобразовательные школы, учреждения СПО). Данные мониторинга составили основу для создания рейтинга школ Ульяновской области, в котором с 2012 года принимают участие все общеобразовательные школы и учреждения СПО. Показатели рейтинга учитывают данные внутреннего мониторинга, внешней и независимой оценок. (В настоящее время в рейтинг включены новые критерии, отражающие различные направления деятельности образовательных организаций с учетом направлений государственной программы развития образования.)

Главное – потребитель может не только ознакомиться с объективной информацией о результатах деятельности образовательных организаций, включенных в рейтинг, но и принимать непосредственное участие в оценке их деятельности путем голосования по таким критериям, как удовлетворенность информационной открытостью образовательной организации, компетентность педагогического персонала, создание комфортных условий для обучения (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), качество реализации образовательных программ.

Так, реализуя системный подход, можно обеспечить деятельность всех компонентов системы с ориентацией на новые требования к качеству образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Регион: как подготовить эксперта?
Кадры для ВПК. «Оборонка» выходит из обороны
Образовательные стандарты. Гуманитарный аспект
Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
Контроль качества образования. Ульяновская область
Региональный аспект независимой оценки качества образования
Как объективно оценить качество образования?
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами
Госдума РФ о распределении полномочий в образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ