Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Системный подход к качеству образования

Сложившаяся управленческая прак- тика в области образования требует комплексного и системного подхода в решении проблем обеспечения до- ступного и качественного образования для российских граждан.

Просмотров: 3193

Необходимы единые подходы и требования

К вопросу о правовом обеспечении и содержании контрольно-надзорной деятельности муниципальных органов управления образованием

М.А.БАТАНОВА
председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования
Ульяновской области, к.п.н.

Основной целью совершенствования государственной системы контроля на современном этапе является обеспечение гарантий реализации государственной политики в области образования, защита прав участников образовательного процесса. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • упорядочение контрольно-инспекционной деятельности в системе образования;
  • более четкое разграничение компетенции между различными уровнями органов управления образованием и их подразделениями.

Кроме того, поскольку состояние системы образования на уровне субъекта Российской Федерации зависит от эффективной совместной деятельности надзорного органа в сфере образования, регионального и муниципальных органов управления образованием, следует также четко определить функции и организационно-правовые формы взаимодействия профессионально-общественных структур и органов управления образованием всех уровней в реализации механизмов лицензирования, аккредитации, инспектирования образовательных учреждений на уровне субъекта Российской Федерации.

Практика показывает: насколько грамотно проводятся процедуры планирования и организации деятельности в муниципальных органах управления образованием, компетентно осуществляются контрольно-инспекционные мероприятия в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений, настолько эффективнее работают и сами муниципальные образовательные учреждения. И здесь важным фактором выступает правовая основа регулирования системы образования. Исходя из этого, на уровне муниципалитетов стала формироваться собственная правовая основа контрольно-инспекционных функций.

Так, в муниципальных органах управления образованием Ульяновской области разработаны положения об инспекционной деятельности в отношении образовательных учреждений. Законодательной основой для ее осуществления является письмо Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2001 № 22-06-106 «О содержании и правовом обеспечении инспекционно-контрольной деятельности органов управления образованием». Однако в условиях отсутствия должного правового анализа и контроля подобная практика нередко сопровождается нарушениями норм законодательства Российской Федерации. Поэтому в настоящее время все острее ощущается необходимость государственного контроля за решениями, принимаемыми органами местного самоуправления, их соответствием законодательству Российской Федерации в области образования.

Территория Ульяновской области включает 25 муниципальных образований, в которых функционируют 1159 образовательных учреждений всех типов и видов различных форм собственности.

В рамках государственной функции по исполнению законодательства в области образования в отношении муниципальных органов управления образованием специалистами комитета проводятся плановые и внеплановые мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок. В целях осуществления единой методологии исполнения контрольно-надзорных функций в системе образования и механизмов их реализации на региональном и муниципальном уровне в муниципальные органы управления образованием направлены инструктивно-методические документы. Разработаны методические рекомендации по подготовке документов для более качественного проведения надзорных мероприятий в форме камеральной проверки. В целях унификации проводимых мероприятий комитетом предложены формы предоставления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и отчета об устранении выявленных нарушений. Отделом по надзору и контролю за исполнением законодательства в области образования составлены также примерные перечни вопросов, по которым могут проводиться проверки в отношении различных объектов образования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования.

Следует отметить, что при осуществлении надзорных мероприятий в отношении муниципальных органов управления образованием требуется учитывать специфику их деятельности. Поэтому, при подготовке к проверкам муниципального органа управления образованием, обзорно изучается характеристика муниципальных образовательных учреждений, анализируются имеющиеся результаты их проверок. Группа специалистов комитета обсуждает возможные варианты формулировки цели и предмета проверки муниципального органа управления образованием. Вместе с нормативными правовыми актами федерального уровня предварительному изучению подлежат и нормативные правовые акты Ульяновской области (в частности, это Программа реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений Ульяновской области, Программа развития дошкольного образования в Ульяновской области и другие). Соответственно, предметами проверок муниципальных органов управления образованием является анализ следующих направлений:

  • соблюдение процедур ликвидации и реорганизации образовательных учреждений;
  • реализация областной целевой программы развития дошкольного образования;
  • выполнение требований законодательства в части установления размера взимаемой с родителей платы за содержание ребенка (детей) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
  • соблюдение требований учета, выдачи и хранения документов об образовании государственного образца;
  • организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
  • осуществление процедур отчисления, исключения, а также перевода и восстановления обучающихся;
  • исполнение контрольных функций в отношении подведомственных образовательных учреждений.

По результатам надзорной деятельности Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определен круг вопросов, которые требуют пристального внимания. Например, наибольшую подготовленность специалисты муниципальных органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса. Однако они недостаточно компетентны в вопросах нормативного и правового обеспечения деятельности образовательных учреждений, реализации образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами. Таким образом, в качестве одной из главных проблем обозначилась недостаточная компетентность руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием по вопросам исполнения законодательства в области образования. В частности, в ходе проверок выявлены несоответствия действующему законодательству нормативно-правовой документации и локальных актов, разработанных органами управления образованием и образовательными учреждениями; отмечено ослабление контроля за оформлением и ведением документации.

Результаты проверок позволили обоснованно сформировать содержание семинаров-совещаний с руководителями и специалистами в области образования. Были проведены семинары-совещания по темам: «Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Ульяновской области», «Исполнение законодательства в области образования как необходимое условие успешного развития дополнительного образования детей», «Об исполнении законодательства в области дошкольного образования». Проведение подобных мероприятий способствует выработке единых подходов и требований к условиям осуществления обучающей деятельности образовательными учреждениями различных типов и видов.

Перспективной формой осуществления государственной функции является организация мониторинга результатов контроля и надзора за исполнением законодательства Российской Федерации на территории Ульяновской области.

«Наибольшую подготовленность специалисты муниципальных органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса. Однако они недостаточно компетентны в вопросах нормативного и правового обеспечения деятельности образовательных учреждений…»

Актуальной проблемой в организации контрольно-надзорной деятельности является привлечение к надзорным мероприятиям экспертов из числа представителей государственных органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, образовательных и научных организаций. Это позволит во многом решить проблему общественно-государственного контроля за исполнением законодательства в области образования. Однако необходимо максимально избежать субъективности и предвзятости в работе привлеченных экспертов.

Для обеспечения высокого квалификационного уровня экспертов в области разработана программа подготовки специалистов, владеющих умениями и навыками в области осуществления экспертной оценки деятельности образовательных учреждений различных типов и видов. Программа имеет усиленный правовой блок, представленный системой официальных документов, регулирующих контроль и надзор в сфере образования Ульяновской области.

Необходимость широкого информирования педагогической общественности о результатах контрольно-надзорной деятельности находится в поле внимания Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области как одна из существенных профилактических мер. Так, на сайте комитета размещается актуальная информация по вопросам исполнения законодательства в области образования, действует рубрика «Вопрос-ответ». Проводится индивидуальное консультирование руководителей муниципальных органов управления образованием по телефону во время работы «прямой линии». Сложилась практика обратной связи комитета с муниципальными органами управления образованием посредством информационных писем. Достигнутое информационное взаимодействие позволяет оперативно управлять процессами исполнения законодательства в области образования и координировать осуществление контрольно-надзорных функций на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определяет стратегию, тактику и механизмы организации деятельности по осуществлению государственных полномочий осуществления надзорных функций в области образования. С целью совершенствования нормативно-правового и научно-методического сопровождения контрольно-надзорных процедур разработана и действует Программа развития Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области на период до 2011 года. Мероприятия программы направлены на внедрение вариативных процедур при осуществлении переданных государственных полномочий по исполнению законодательства в сфере образования.

Сложившаяся управленческая практика в области образования требует комплексного и системного подхода в решении проблем обеспечения доступного и качественного образования для российских граждан. Проводимые комитетом изменения в совершенствовании контрольно-надзорных процедур позволят обеспечить соблюдение законодательства в области образования на единых правовых, управленческих и методологических основаниях.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ульяновская область, компетентно, ао-37

Похожие материалы:
Как объективно оценить качество образования?
Система менеджмента социальной ответственности
Рособразование: последняя коллегия
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества
Гарантии качества образования в области авиации
Модель оценки качества образовательной программы
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Региональное развитие профессионального образования
Очередное заседание Национального аккредитационного совета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
VI Международный форум «U-NOVUS - 2019 «Форум новых решений»
В рамках Форума пройдет Всероссийская командная научная игра с международным участием «SCIENCE...
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
Интеграция Педагогической науки и практики в условиях кризиса глобализации
Международная научная конференция "Интеграция Педагогической науки и практики в условиях кризиса...
FinSkills Russia – Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов финансового рынка
Ключевой особенностью конкурса является то, что все конкурсные задания базируются на...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
Из журнала
#101В Удмуртском государственном университете откроется центр развития передовых технологий
#103Отраслевая наука в большом долгу у практики
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
#101Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
Информационная лента
10:13В СВФУ начались III Роббековские чтения
10:12Симпозиум по фундаментальным и прикладным проблемам науки
09:33«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
09:28XVIII научная конференция молодых ученых и специалистов - «Молодые ученые - медицине»
09:22Математическая биология и нейронауки: ТюмГУ расширяет партнёрскую сеть