Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Системный подход к качеству образования

Сложившаяся управленческая прак- тика в области образования требует комплексного и системного подхода в решении проблем обеспечения до- ступного и качественного образования для российских граждан.

Просмотров: 3185

Необходимы единые подходы и требования

К вопросу о правовом обеспечении и содержании контрольно-надзорной деятельности муниципальных органов управления образованием

М.А.БАТАНОВА
председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования
Ульяновской области, к.п.н.

Основной целью совершенствования государственной системы контроля на современном этапе является обеспечение гарантий реализации государственной политики в области образования, защита прав участников образовательного процесса. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • упорядочение контрольно-инспекционной деятельности в системе образования;
  • более четкое разграничение компетенции между различными уровнями органов управления образованием и их подразделениями.

Кроме того, поскольку состояние системы образования на уровне субъекта Российской Федерации зависит от эффективной совместной деятельности надзорного органа в сфере образования, регионального и муниципальных органов управления образованием, следует также четко определить функции и организационно-правовые формы взаимодействия профессионально-общественных структур и органов управления образованием всех уровней в реализации механизмов лицензирования, аккредитации, инспектирования образовательных учреждений на уровне субъекта Российской Федерации.

Практика показывает: насколько грамотно проводятся процедуры планирования и организации деятельности в муниципальных органах управления образованием, компетентно осуществляются контрольно-инспекционные мероприятия в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений, настолько эффективнее работают и сами муниципальные образовательные учреждения. И здесь важным фактором выступает правовая основа регулирования системы образования. Исходя из этого, на уровне муниципалитетов стала формироваться собственная правовая основа контрольно-инспекционных функций.

Так, в муниципальных органах управления образованием Ульяновской области разработаны положения об инспекционной деятельности в отношении образовательных учреждений. Законодательной основой для ее осуществления является письмо Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2001 № 22-06-106 «О содержании и правовом обеспечении инспекционно-контрольной деятельности органов управления образованием». Однако в условиях отсутствия должного правового анализа и контроля подобная практика нередко сопровождается нарушениями норм законодательства Российской Федерации. Поэтому в настоящее время все острее ощущается необходимость государственного контроля за решениями, принимаемыми органами местного самоуправления, их соответствием законодательству Российской Федерации в области образования.

Территория Ульяновской области включает 25 муниципальных образований, в которых функционируют 1159 образовательных учреждений всех типов и видов различных форм собственности.

В рамках государственной функции по исполнению законодательства в области образования в отношении муниципальных органов управления образованием специалистами комитета проводятся плановые и внеплановые мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок. В целях осуществления единой методологии исполнения контрольно-надзорных функций в системе образования и механизмов их реализации на региональном и муниципальном уровне в муниципальные органы управления образованием направлены инструктивно-методические документы. Разработаны методические рекомендации по подготовке документов для более качественного проведения надзорных мероприятий в форме камеральной проверки. В целях унификации проводимых мероприятий комитетом предложены формы предоставления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и отчета об устранении выявленных нарушений. Отделом по надзору и контролю за исполнением законодательства в области образования составлены также примерные перечни вопросов, по которым могут проводиться проверки в отношении различных объектов образования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования.

Следует отметить, что при осуществлении надзорных мероприятий в отношении муниципальных органов управления образованием требуется учитывать специфику их деятельности. Поэтому, при подготовке к проверкам муниципального органа управления образованием, обзорно изучается характеристика муниципальных образовательных учреждений, анализируются имеющиеся результаты их проверок. Группа специалистов комитета обсуждает возможные варианты формулировки цели и предмета проверки муниципального органа управления образованием. Вместе с нормативными правовыми актами федерального уровня предварительному изучению подлежат и нормативные правовые акты Ульяновской области (в частности, это Программа реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений Ульяновской области, Программа развития дошкольного образования в Ульяновской области и другие). Соответственно, предметами проверок муниципальных органов управления образованием является анализ следующих направлений:

  • соблюдение процедур ликвидации и реорганизации образовательных учреждений;
  • реализация областной целевой программы развития дошкольного образования;
  • выполнение требований законодательства в части установления размера взимаемой с родителей платы за содержание ребенка (детей) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
  • соблюдение требований учета, выдачи и хранения документов об образовании государственного образца;
  • организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
  • осуществление процедур отчисления, исключения, а также перевода и восстановления обучающихся;
  • исполнение контрольных функций в отношении подведомственных образовательных учреждений.

По результатам надзорной деятельности Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определен круг вопросов, которые требуют пристального внимания. Например, наибольшую подготовленность специалисты муниципальных органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса. Однако они недостаточно компетентны в вопросах нормативного и правового обеспечения деятельности образовательных учреждений, реализации образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами. Таким образом, в качестве одной из главных проблем обозначилась недостаточная компетентность руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием по вопросам исполнения законодательства в области образования. В частности, в ходе проверок выявлены несоответствия действующему законодательству нормативно-правовой документации и локальных актов, разработанных органами управления образованием и образовательными учреждениями; отмечено ослабление контроля за оформлением и ведением документации.

Результаты проверок позволили обоснованно сформировать содержание семинаров-совещаний с руководителями и специалистами в области образования. Были проведены семинары-совещания по темам: «Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Ульяновской области», «Исполнение законодательства в области образования как необходимое условие успешного развития дополнительного образования детей», «Об исполнении законодательства в области дошкольного образования». Проведение подобных мероприятий способствует выработке единых подходов и требований к условиям осуществления обучающей деятельности образовательными учреждениями различных типов и видов.

Перспективной формой осуществления государственной функции является организация мониторинга результатов контроля и надзора за исполнением законодательства Российской Федерации на территории Ульяновской области.

«Наибольшую подготовленность специалисты муниципальных органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса. Однако они недостаточно компетентны в вопросах нормативного и правового обеспечения деятельности образовательных учреждений…»

Актуальной проблемой в организации контрольно-надзорной деятельности является привлечение к надзорным мероприятиям экспертов из числа представителей государственных органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, образовательных и научных организаций. Это позволит во многом решить проблему общественно-государственного контроля за исполнением законодательства в области образования. Однако необходимо максимально избежать субъективности и предвзятости в работе привлеченных экспертов.

Для обеспечения высокого квалификационного уровня экспертов в области разработана программа подготовки специалистов, владеющих умениями и навыками в области осуществления экспертной оценки деятельности образовательных учреждений различных типов и видов. Программа имеет усиленный правовой блок, представленный системой официальных документов, регулирующих контроль и надзор в сфере образования Ульяновской области.

Необходимость широкого информирования педагогической общественности о результатах контрольно-надзорной деятельности находится в поле внимания Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области как одна из существенных профилактических мер. Так, на сайте комитета размещается актуальная информация по вопросам исполнения законодательства в области образования, действует рубрика «Вопрос-ответ». Проводится индивидуальное консультирование руководителей муниципальных органов управления образованием по телефону во время работы «прямой линии». Сложилась практика обратной связи комитета с муниципальными органами управления образованием посредством информационных писем. Достигнутое информационное взаимодействие позволяет оперативно управлять процессами исполнения законодательства в области образования и координировать осуществление контрольно-надзорных функций на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определяет стратегию, тактику и механизмы организации деятельности по осуществлению государственных полномочий осуществления надзорных функций в области образования. С целью совершенствования нормативно-правового и научно-методического сопровождения контрольно-надзорных процедур разработана и действует Программа развития Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области на период до 2011 года. Мероприятия программы направлены на внедрение вариативных процедур при осуществлении переданных государственных полномочий по исполнению законодательства в сфере образования.

Сложившаяся управленческая практика в области образования требует комплексного и системного подхода в решении проблем обеспечения доступного и качественного образования для российских граждан. Проводимые комитетом изменения в совершенствовании контрольно-надзорных процедур позволят обеспечить соблюдение законодательства в области образования на единых правовых, управленческих и методологических основаниях.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ульяновская область, компетентно, ао-37

Похожие материалы:
Как объективно оценить качество образования?
Особенности национальной системы гарантии качества Великобритании
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Оценивать качество по европейским стандартам
Модель оценки качества образовательной программы
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Регион: как подготовить эксперта?
Контроль качества образования. Ульяновская область

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#97К чему ведет глобальная автоматизация профессий СПО?
#101Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
#101Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#96Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве