Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

На очереди – перезагрузка технологий

Развитие IT-технологий и индустрии и формирование информационного общества в России порождают ряд социальных проблем, связанных с низким уровнем информационной культуры населения. Рассмотрим их, начиная с понятия «компьютерной неграмотности», которое в настоящее время становится настоящим ярлыком для наших граждан.

Просмотров: 1521

Компьютерный ликбез как государственная задача

КУНСБАЕВ Сайфутдин Зайнетдинович – директор Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, почетный работник СПО РФ, отличник образования Республики Башкортостан, председатель Совета директоров ссузов Республики Башкортостан, академик Академии информатизации образования.

Формирование культуры использования новых информационных технологий переходит в разряд государственной задачи. Внедрение в повседневную жизнь электронных расчетов и систем ведения финансов, средств электронной коммуникации, автоматизация производства, появление электронного правительства, развитие IT-технологий и индустрии и формирование информационного общества в России порождают ряд социальных проблем, связанных с низким уровнем информационной культуры населения. Рассмотрим их, начиная с понятия «компьютерной неграмотности населения», которое в настоящее время становится ярлыком для наших граждан.

Проблема информационного неравенства заключается не в степени доступности цифровых ресурсов для населения, не в уровне информатизации в различных регионах страны или разрыве в доходах между социальными группами. Эти задачи уже решаются рядом мероприятий «Электронной России», «Информационного общества» и других целевых программ. На наш взгляд, низкая компьютерная грамотность части граждан объясняется отсутствием методологии повышения уровня образованности людей путем предоставления им возможности пользоваться государственными электронными сервисами и информационными ресурсами.

Чтобы избавиться от проблемы, необходимо определить потребность в услугах по обучению компьютерной грамотности населения, а также осмыслить и проанализировать направления развития IT-технологий, для чего провести ряд социологических и научных исследований. Кроме того, немаловажно выявить научно-исследовательские и прикладные задачи для органов власти и управления, муниципальных учреждений по оценке состояния грамотности в IT-сфере различных групп общества. Информатизация требует создания научно обоснованной современной модели процесса обучения, пересмотра традиционных и разработки новых методик и технологий массового обучения, научно-практических рекомендаций по их использованию.

Другая проблема – развитие системы непрерывного обучения профессиональных кадров в области IT-технологий. Опыт кадрового менеджмента предприятий показывает, что в большинстве случаев повышение квалификации не дает ожидаемого эффекта. Это объясняется несколькими причинами и, в первую очередь, отсутствием целенаправленного управления процессом роста профессионального мастерства: сегодня периодичность повышения квалификации работников зарубежных стран составляет три-пять лет, а в России этот показатель колеблется от восьми до тринадцати лет. Обучение отдельных сотрудников не оказывает положительного влияния на профессионализм подразделения в целом. Играют отрицательную роль отсутствие научно обоснованной методологии повышения квалификации, затратность обучения, отсутствие системы сертификации присваиваемой квалификации со стороны работодателей.

Кадровая политика государства нацелена на расширение профессиональной мобильности людей и укрепление среднего звена российских граждан в социально-экономической структуре общества. Такой подход не только актуализирует вопрос о повышении квалификации персонала, но и ставит на повестку дня вопрос о формировании состава IT-тренеров и разработке методик обучения кадров на рабочих местах. Назревает необходимость в создании прикладных научных лабораторий – ИТ-площадок, среди основных направлений деятельности которых будут:

  • выполнение научно-исследовательских и проектных работ в области информационных и телекоммуникационных технологий и создание современной базы научного обеспечения повышения квалификации кадров предприятий;
  • методический консалтинг, связанный с внедрением информационно-коммуникационных технологий, информационных систем в различные сферы жизни общества, и последующая модификация имеющихся учебных программ или разработка методологии целевых комплексных программ обучения, ориентированных на ключевые задачи граждан (предприятий).

Необходимо отметить, что выявленные проблемы и предлагаемые пути их решения находятся не в плоскости традиционной школы профессионального образования и не могут быть реализованы в рамках стандартов нового поколения, традиционных программ и системы обучения. Искусственное наложение прежних методик и технологий на возникающие новые не дают должного эффекта. Вектор развития IT-технологий существенно отличается от направлений развития системы профессионального образования. Нужно искать новые подходы и другую модель образовательной среды, основанные на практике развития IT-индустрии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Взаимодействие с работодателем как показатель качества
Опыт преодоления кризиса
Модель «Детство» Казанского педагогического колледжа
Тверской педагогический колледж: Легенда Верхневолжья
Интеграция на одиннадцати принципах
Вклад в развитие Соликамска
Кавалеровский горный техникум. Специалисты для Приморья
Музыкальное образование в Ставрополье
Через тернии – к звёздам
Архангельский морской рыбопромышленный колледж

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ