Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Круглый стол: торгово-экономическое образование

Заочный круглый стол с участием руководителей учреждений СПО посвящен торгово-экономическому образованию в России, проблемам взаимодействия с работодателями, качеству подготовки, социальному партнерству.

28.09.2010
Просмотров: 2458

Уважаемые читатели! Сегодняшний заочный круглый стол учреждений СПО посвящается торговоэкономическому образованию в России.

Актуальность темы обусловлена рядом факторов. Самый главный из них – изменения, произошедшие в организации и технологии торговли в период демократизации российского общества.

По различным данным, в настоящее время от 82 до 90 процентов предприятий этой сферы являются частными и самостоятельно осуществляют различные сделки. Более значительную роль играет оптовая торговля. На рынок пришли западные компании. Появились крупные сети магазинов.

Отрасль, в целом, является одной из динамично развивающихся и прибыльных. Отдельные ученые считают, что ее вклад в ВВП сопоставим со вкладом промышленности. А поскольку Россия все более глубоко включается в глобальную экономику и международные торговые отношения, отрасль будет развиваться и дальше. В связи с этим спрос на квалифицированных специалистов среднего звена возрастет. Но их, особенно в крупных торговых сетях, уже и сейчас не хватает.

Кроме того, происшедшие перемены определили новые требования к профессиональной подготовке работников отрасли, привели к необходимости приблизить образование к нуждам производства.

В связи с вышесказанным руководители учреждений СПО были приглашены для обсуждения следующих вопросов:

  1. Как вы определяете, сколько и каких специалистов нужно обучать?
  2. Что предпринимаете, чтобы приблизить образование к нуждам производства?
  3. Каков вклад ваших преподавателей в составление и корректировку обучающих программ, методическое обеспечение образовательной деятельности?
  4. Какие наиболее важные и интересные мероприятия, способствующие подготовке квалифицированных специалистов, проводятся в вашем учебномзаведении?
  5. Как складываются ваши взаимоотношения скрупными торговыми сетями, другими работодателями и социальными партнерами? Помогают ли онивам? Как вы намерены строить отношения с ними вдальнейшем?
  6. Какими видятся перспективы развития торгово-экономического образования? Имеет ли смыслпреобразовывать учебные заведения торговогопрофиля в автономные учреждения?
  7. Какие меры на уровне правительства, субъектафедерации и учебного заведения необходимо осуществить, чтобы торгово-экономическое образование развивалось в соответствии с требованиями работодателей?
  8. Какие меры будут способствовать повышениюпрестижа начального и среднего торгового образования?

КОШКИНА
Надежда Борисовна
,
директор Новокузнецкого
торгово-экономического
техникума

1 Процесс определения количества и «качества» специалистов, которых будет готовить техникум, в новом учебном году начинается с работы двух служб – маркетинговой и по трудоустройству выпускников. Именно эти подразделения проводят анкетирование социальных партнеров: выпускников школ, родителей, работодателей, центров занятости населения. Выявление предпочтений и опыт, приобретенный приемной комиссией техникума, дают возможность определить направления подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.

2 Чтобы приблизить образование к нуждам производства, нами проводится мониторинг работодателей и выясняется степень их удовлетворенности уровнем профессиональной подготовки выпускников. Создан электронный банк данных на web-сайте, проводятся ярмарки вакансий по специальностям.

3 Проблема научно-методического обеспечения образовательной деятельности имеет принципиальное значение для организации опережающего обучения. В решении данной задачи важнейшую роль играет преподаватель, чья роль заключается не в простой трансляции знаний, а в поддержке студента при поиске наиболее оптимального пути и способов освоения компетенций, требуемых как на рынке труда, так и для продолжения образования в будущем. В связи с этим на первый план выдвигаются практикоориентированные технологии обучения, которыми наши преподаватели овладели в полной мере. Они проводят круглые столы и мастер-классы с привлечением работодателей, уроки на производстве, курсовые работы с практическим подтверждением, исследовательские лабораторные работы, ролевые и деловые игры, конкурсы профессионального мастерства, выставки научно-технического творчества, научно-практические конференции по итогам стажировки студентов, намечают такие темы дипломных проектов, которые имеют значение для практической деятельности торговых предприятий.

4 Высокую оценку получили научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы инновационного развития общественного питания», прошедшая в рамках XVIII специализированной выставки-ярмарки «Продмаркет. Сибпиво. Упаксервис. Торгсервис» презентация курсовых работ по технологиям продажи товаров, обслуживанию покупателей на современных предприятиях торговли, круглые столы с работодателями на актуальные темы: «Современному руководителю – конкурентоспособные кадры», «Качественный уровень подготовки выпускников для сферы торговли и общественного питания и их востребованность на рынке труда», «Торговля. Инновационная кадровая политика».

5 Мы осуществляем плотное сотрудничество с торго-работодателей, и постоянно совершенствуем программы выми сетями нашего региона, такими как ООО «Розница для производственной практики. Кроме того, изменения в К-1», «Мегатрейд», «Федеральная распродажа». В ближайшем будущем планируется создание учебно-производственного комплекса с ООО «Розница К-1».

6 В настоящее время торгово-экономическое образование в России находится в сложном положении, так как предприятия, с которыми сотрудничают учебные заведения, имеют в подавляющем большинстве частный характер. Крупные сети, расположенные в мегаполисах, как правило, предоставляют места для практического обучения студентов. Но о другой поддержке речи нет. При этом на предприятиях коренным образом меняется оборудование, а с ним и технологии продажи и приготовления пищи. Учреждения СПО не имеют финансовой возможности «успевать» за всеми новациями. Предположение, что перевод торговых учебных заведений в автономные даст такую возможность, пока не имеет под собой основы, особенно если учесть, что в глубинке спонсорская помощь, как правило, отсутствует, а если есть, то незначительна. Дополнительный доход также невелик. Выход видится в развитии отдельных видов предпринимательской деятельности, которые, соответствуя профилю учебного заведения, дают возможность, в том числе выпускникам техникума, зарабатывать.

7 Для развития торгово-экономического образования в соответствии с требованиями работодателей необходимо предусмотреть передачу прикладного бакалавриата по ряду специальностей в учреждения среднего профессионального образования, разрешить открытие производственных предприятий соответствующего профиля с частичным участием государственных и частных средств и бизнес-инкубаторов торгово-экономического профиля с льготной арендой для начинающих предпринимателей.


КОЛЫШНИЦЫНА
Галина Павловна
,
директор Кировского
торгово-экономического
техникума

1 Проблема подготовки квалифицированных кадров актуальна для любой сферы деятельности. Считаю, что хороших специалистов много не бывает. Мы обучаем всех, кто пожелал посвятить свою жизнь торговле товарами, и стараемся, чтобы их знания, умения, навыки соответствовали требованиям времени.

2 В нашем техникуме большое внимание уделяется исследовательской деятельности студентов, потому что она, как никакая другая, стимулирует движение мысли и способствует развитию интеллекта. Научные изыскания ведутся по многим направлениям. В частности, наши студенты во время практики в магазинах города Кирова и Кировской области фиксируют в дневниках-отчетах такие показатели, как продажа товаров в разные дни недели, возрастной ценз покупателя, проходимость покупательского потока в разное время суток. Эти и другие данные помогают работе специалистов по поставке товара, которые также обучаются в техникуме. А мы используем отчеты студентов, чтобы приблизить образование к требованиям учебный план вносятся после совета с руководителями и работниками торговых предприятий. Это позволяет максимально сблизить теорию и практику

4 К наиболее важным и интересным мероприятиям мы относим ежегодный конкурс «Лучший по профессии» для товароведов и бухгалтеров и мастер-классы с участием профессиональных работников общественного питания. Подобные мероприятия помогают студентам ближе ознакомиться с будущей профессией.

5 Партнёрские отношения с торговыми сетями выстраиваются, в основном, по двум направлениям: к первому – относится проведение практики на предприятиях, ко второму – трудоустройство выпускников. Студенты, как правило, остаются работать на тех предприятиях, где проходили практику.

6 Торгово-экономическое направление, на мой взгляд, одно из перспективных в образовании. Умения правильно торговать, просчитывать экономический эффект от той или иной сделки, определять качество товара и распознавать среди множества компаний надежных партнёров для работы, получаемые в образовательных учреждениях данного профиля, приносят пользу людям – служат улучшению благосостояния и здоровья населения. А торговля с другими странами приносит значимый вклад в оздоровление нашей экономики. Наверное, вы заметили, как выросло качество обслуживания за последние годы. Большой вклад в это внесли преподаватели и администрация учебных заведений. Справятся учреждения СПО и с другими задачами. Моя точка зрения: автономными быть сложно, но можно. Например, наш техникум с момента основания экономически независим, и это не мешает ежегодно выпускать квалифицированные кадры и развивать материальнотехническую базу.

7 Есть работники предприятия, которые помогают студенту во время практики освоить азы профессии. В советское время их называли наставниками. Труд этих людей, связанный с подготовкой кадров, оплачивался. Было бы неплохо вернуться к такой практике. А ещё очень хочется, чтобы органы власти не мешали учебным заведениям незаконными запретами и многочисленными необоснованными проверками.

8 Привлечь вузовских преподавателей к работе в средних учебных заведениях можно. Но эффект будет ещё больший, если на работу в техникумы и колледжи придут не только кандидаты наук, но и специалисты-практики.


ШИШОКИНА
Нина Михайловна
,
директор Ижевского
торгово-экономического
техникума

ЖАВОРОНКОВА
Татьяна Зеликовна

заместитель директора
по учебной и научно-
методической работе

ЖИГАЛКО
Татьяна Евгеньевна
,
руководитель центра
содействия трудоустройству
выпускников и дополнительного образования

1,2 Решая задачу подготовки практикоориентированных, квалифицированных и востребованных работодателями специалистов, техникум активно сотрудничает со многими социальными партнерами. Ежегодно по результатам мониторинга рынка труда определяется текущая и перспективная потребность в кадрах в разрезе профессий и специальностей, вносятся коррективы в проект контрольных цифр приема граждан. Полученные данные согласовываются с профильным министерством, Управлением государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, предприятиями отрасли.

Социальные партнеры активно участвуют в разработке перспективных программ развития учебного заведения, дополнительных профессиональных образовательных программ, экспертной оценке действующей учебно-методической документации, вносят предложения по формированию востребованных умений и навыков, корректируют рабочие программы по дисциплинам и практике и оказывают большую помощь в укреплении материально-технической базы, оснащении учебных кабинетов и лабораторий торгово-технологическим оборудованием, инвентарем. К настоящему времени с работодателями заключено более 200 договоров о сотрудничестве, из них 78 — долгосрочные.

Базовые предприятия для практического обучения студентов отличаются современным торгово-технологическим оборудованием, использованием новых технологий и высоким уровнем культуры обслуживания.

Опыт работы нашего учебного заведения по развитию социального партнерства обобщен на республиканской научно-практической конференции «Социальное партнерство – успех в подготовке конкурентоспособного, востребованного на рынке труда специалиста» и заседании Совета директоров ссузов Приволжского федерального округа.

На данном этапе задачи в области развития социального партнерства таковы:

  • совместное планирование направлений взаимодействия в подготовке специалистов и рабочих кадров;
  • формирование заявок с профессионально-квалификационными требованиями на подготовку кадров, техникотехнологическую работу студентов, выполняемую, в том числе, и в рамках курсовых работ;
  • создание условий для организации и проведения производственной практики и квалификационной аттестации студентов, стажировки и повышения квалификации педагогических работников;
  • содействие совершенствованию учебной, материальной и информационно-технической базы профессиональной подготовки кадров;
  • оказание помощи в разработке профессионально-образовательных программ, организации и проведении профориентационных, спортивно-оздоровительных и культурномассовых мероприятий;
  • оценка качества профессиональной подготовки специалистов;
  • участие в корректировке содержания, методов и средств обучения, аттестации профессионально-педагогических кадров;
  • материальное стимулирование студентов, педагогических работников и выпускников;
  • решение вопросов социальной защищенности выпускников (последующее трудоустройство);
  • подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников отрасли.

Решение этих задач позволяет оптимизировать процесс подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

3,4,5 В техникуме идет поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов: пересматриваются содержание образования, технологии образовательного процесса, реализуются две новые программы – «Профессиональное становление выпускников торгово-экономического и технологического профиля» (лауреат республиканской выставки «Образование без границ-2009») и «Развитие информационной инфраструктуры – важнейший компонент формирования профессионально-информационных компетенций специалиста». Интеграция программ позволяет глубже моделировать будущую профессиональную деятельность выпускников.

Улучшена структура образовательной деятельности, созданы лаборатории и центры, объединившие преподавателей разных дисциплин и студентов: бизнес-инкубатор, тренинг-центр «Ключ», информационный центр, творческая лаборатория «Исследователь». Модернизирована материально-техническая база: 2 интерактивных и 4 мультимедийных кабинета, информационный центр и др. Благодаря этим преобразованиям современные выпускники являются квалифицированными пользователями компьютерной техники, освоившими несколько операционных систем и овладевшими такими профессиональными программами, как 1С: Предприятие 8,0 в различных конфигурациях.

На новый уровень развития вышла методическая работа: ее система совершенствуется, развивается опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность преподавателей и студентов. Методический кабинет стал центром инноваций, новых педагогических технологий, передового опыта. В результате в 2006 году техникум стал победителем в Республиканском конкурсе “Лучшая модель методической работы учреждений среднего профессионального образования”. Преподаватели и мастера производственного обучения активно участвуют в международных, межрегиональных и республиканских конференциях. Так, в 2009-2010 учебном году они выступили с докладами на Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Основы педагогического успеха», всероссийских научно-практических конференциях «Экономика и наука» и «Экономические перспективы развития промышленных регионов в Российской Федерации», научно-практической конференции учебных заведений Приволжского федерального округа «Диалог финно-угорских языков и культур» и других.

В техникуме ежегодно проводятся студенческие чтения и конкурс «Лучшая творческая, исследовательская работа», выполняются маркетинговые исследования по заказу Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и предприятий отрасли. В 2005 году создано студенческое научное общество «Инициатива». Ежегодно студенты принимают участие в восьми, девяти республиканских олимпиадах, занимают призовые места и достойно представляют республику на уровне России. Так, в 20082009 учебном году на I Всероссийском молодежном образовательном форуме «Молодые интеллектуалы России» студенты техникума получили две серебряные и две бронзовые медали и стали лауреатами VII Всероссийской научно-практической конференции по перспективам развития мукомольного, хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства, а в 2009-2010 учебном году завоевали Диплом I степени Министерства образования и науки РФ на Всероссийском конкурсе социальных проектов в рамках программы «Арт-Профи-Форум», отмечены дипломами во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства студентов СПО по специальности «Технология продукции общественного питания» и Всероссийском конкурсе «Технолог – золотые руки» по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».

В 2006 и 2008 годах техникум стал лауреатом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ссузов России», а в 2009 году занесен во Всероссийский национальный регистр «Лучшие ссузы России» (раздел «Элита образования России»). В рейтинге средних специальных учебных заведений Удмуртской Республики занимает призовые места.

6 Важнейшими критериями конкурентоспособности учебного заведения являются возможность трудоустройства выпускников, их профессиональная компетентность, способность к адаптации на рынке труда. Трудоустройство выпускников в техникуме перестало быть проблемой: с каждым годом увеличивается количество работодателей, готовых принять их на работу – в прошлом году поступило 448 заявок. Совместно с Управлением государственной службы занятости населения Удмуртской Республики техникум проводит мониторинг востребованности специалистов, а совместно с кадровыми службами предприятий – мониторинг адаптации и профессионального роста выпускников. Примерно 95 процентов выпускников находят работу. Проблема заключается в качестве трудоустройства – молодым специалистам не всегда предлагается работа по специальности.

В техникуме регулярно организуются «круглые столы», дни открытых дверей для руководителей, директоров по персоналу и специалистов кадровых служб предприятий, где обсуждаются вопросы повышения качества подготовки кадров, трудоустройства и эффективного использования выпускников. Уделяется много внимания повышению квалификации специалистов отрасли. Работают соответствующие курсы, проводятся семинары, в том числе на производственной базе предприятия-заказчика, профессиональные тренинги, мастер-классы по приготовлению и оформлению кулинарной и кондитерской продукции, выставки-презентации продукции предприятий местной промышленности и другие мероприятия. По направлению Центра занятости населения г. Ижевска обучаются безработные граждане.

В результате совместной деятельности с Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и предприятиями-работодателями определены четкие ориентиры развития учебного заведения, учитывающие реальную потребность регионального рынка труда в специалистах торгово-экономического и технологического профилей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: социальное партнерство, трудоустройство выпускников, новокузнецкий торгово-экономический техникум, кировский торгово-экономический техникум, ижевский торгово-экономический техникум, СПО, торгово-экономическое образование, профиль, ао-41

Похожие материалы:
Дальновидность преобразований
Все выпускники востребованы
АГИМС: СПО – как элемент непрерывного образования
В согласии с социальными партнерами
ЯПЭК: диалог с работодателем
Трудоустройство выпускников – сто процентов
Расширяя круг социального партнерства
Ориентир – трудоустройство выпускника
ННТЭК: профессиональная перспектива выпускника
ПКФК: уникальное образование для сферы искусства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«МЕДИАактивность вузов РФ» – 2018: поздравляем финалистов!
Компания "Аккредитация в образовании" совместно с группой экспертов в области информационной...
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Ежегодная международная конференция Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) в мае...
Конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в ЮУрГУ
11–12 октября в ЮУрГУ состоится IV Международная научно-практическая конференция «Университет XXI...
И.о. ректора СибГУ им. М.Ф. Решетнева назначен Эдхам Акбулатов
С 19 сентября 2018 года исполняющим обязанности ректора СибГУ им. М.Ф. Решетнева стал Эдхам...
Опубликован ежегодный рейтинг вузов по версии фонда В.Потанина
Благотоворительный фонд Владимира Потанина представил рейтинг образовательных организаций высшего...
Из журнала
#93Уссурийский агропромышленный колледж реализует программу духовно-нравственного воспитания
#93Хабаровский медицинский колледж активно участвует в WorldSkills Russia
#90Модернизация педагогического образования
#91Дополнительное образование детей
#92В Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»
Информационная лента
13:01Открытие программы ДО «MBA in Digital Finance»
11:42Конференция по развитию цифровой индустрии в ЮУрГУ
11:34СФУ на конференции EAIE 2018
11:32СГАУ на первой конференции ООН по космическому праву
08:39Собрание Российско-Китайской ассоциации экономических университетов в СФУ