Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация аграрного образования

В процесс модернизации системы аграрного образования вовлечены все образовательные организации отрасли. Основные целевые индикаторы, стратегические задачи, приоритетные направления и механизмы их реализации определены Стратегией развития аграрного образования до 2030 года.

Просмотров: 225

Материал опубликован в журнале №98 от 25.10.2017.

ШУМАКОВА Оксана Викторовна

 ректор Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, доктор экономических наук, профессор.

МОЗЖЕРИНА Татьяна Геннадьевна 

начальник службы управления делами ректората и организационным развитием Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, кандидат экономических наук, доцент.

КРЮКОВА Ольга Николаевна 

начальник центра информационно-аналитической работы и поддержки организационного развития службы управления делами ректората и организационным развитием Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, кандидат экономических наук, доцент.

Развитие аграрного образования в РФ: системный подход, основанный на современных трендах

На современном этапе развития системы аграрного образования перед профильными вузами ставятся новые сложные задачи, решение которых предполагает определение четких связей между такими составляющими, как образование (как сочетание воспитания и обучения будущих специалистов), наука, инновации, финансы, кадровый потенциал.

В настоящее время в процесс модернизации вовлечены все образовательные организации отрасли. Основные целевые индикаторы, стратегические задачи, приоритетные направления и механизмы их реализации определены Стратегией развития аграрного образования до 2030 года. Это обеспечило соблюдение принципов системности и единообразия подходов внутриорганизационного планирования.

Только совместными усилиями можно повысить конкурентоспособность аграрных вузов страны на национальной и международной образовательной платформе.

Инновационный сценарий

В качестве сильных сторон Стратегии развития аграрного образования до 2030 года следует отметить, что она учитывает специфику отрасли и ориентирует все профильные вузы на инновационный сценарий развития.

Учитывая национальный и международный опыт, стратегия ориентирована на существующие в образовании тренды. Они влияют на качество аграрного образования, которое определяется не только выполнением всех предусмотренных ФГОС требований, но и эффективностью функционирования как вуза в целом, так и каждого отдельно взятого преподавателя. К наиболее актуальным можно отнести образование в интересах устойчивого развития (с учетом требований современного производства, новых технических и технологических решений), опережающее образование, развитие у обучающихся навыков агробизнеса, виртуальную среду и онлайн-обучение (это наше будущее), персонификацию, моделирование и прогнозирование карьеры выпускников.

Развитие современной системы высшего образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли вуза в профессиональной адаптации как будущих студентов («профориентация на входе»), так и выпускников, их готовности к профессиональному самоопределению. Так, например, в Омском ГАУ этим вопросам уделяется огромное внимание. Акцент сделан на открытие агроклассов на базе сельских школ и школ г. Омска, обучающихся СПО – на базе университета действуют Ассоциация аграрного образования и Малая академия для школьников. Проекты существуют не на бумаге, это серьёзная работа, и результат полностью оправдывает все приложенные усилия.

Примером эффективного взаимодействия в сфере образования может служить международный проект «Устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских территорий – SARUD». В его рамках разработана и внедрена новая магистерская программа «Устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских территорий» по двум направлениям подготовки – «Агрономия» и «Экономика» – сразу в нескольких российских вузах (Омский ГАУ, Мичуринский ГАУ, Бурятская ГСХА, Новосибирский ГАУ). Совместное участие в проекте не стало конкурентной борьбой, и это правильный подход: мы – партнеры.

Созданию благоприятных условий для построения эффективной системы профессиональной ориентации может служить предлагаемая Омским ГАУ сквозная модель профориентационной работы. Её реализация позволит буквально проектировать современного студента, насыщая его не только профессиональными, но и так называемыми «мягкими компетенциями», среди которых командный стиль работы, деловое администрирование, готовность к ответственности за принимаемые решения, деловой этикет и другие.

Опросы работодателей показывают, что им нужны именно такие специалисты. Выпускники, овладевшие указанными компетенциями, будут успешны в своей профессии. А вузам станет легче решать проблему их трудоустройства. Необходимо также понимать, что значимыми в этом вопросе являются личный опыт и возможность получения дополнительного образования, которое само по себе тоже является серьёзным трендом. Аграрным вузам требуется селекция образовательных программ ДПО на предмет их востребованности на региональном рынке с одновременной ориентацией обучающихся на его получение. Все перечисленное уже не зависит от нашего желания и является объективной необходимостью для решения одной из главных целей деятельности любого вуза – трудоустройства выпускников по профессии.

Важнейшей составляющей качества образовательной деятельности является кадровый потенциал. Стратегией развития аграрного образования обозначены структурные проблемы в кадровой сфере (поколенческие разрывы, высокий средний возраст ППС, проблемы воспроизводства кадров) и предусмотрены отдельные механизмы развития кадрового обеспечения: в частности, создание резерва управленческих кадров, единых программ повышения квалификации и переподготовки кадров.

Необходимо признать, что для построения сбалансированной кадровой политики требуются дополнительные инструменты: формирование внутри университетов не только административного, но и научного, и преподавательского кадрового резерва (это сложный вопрос, требующий серьезной работы), одновременно с этим возрождение института наставничест­ва, совершенствование практики применения эффективного контракта. Совокупность указанных инструментов позволит аграрным вузам достичь целевых показателей стратегии.

Интеграция ресурсов

Зарубежный опыт показывает, что одним из действенных инструментов повышения эффективности деятельности образовательных организаций является интеграция их ресурсов. Стратегией предусмотрены механизмы интеграции науки и образования посредством кооперации с научно-исследовательскими институтами аграрного и смежных профилей. При этом важно обратить внимание на необходимость углубления интеграции непосредственно между самими аграрными вузами для объединения их ресурсного потенциала в образовательной и научной сферах.

Примером эффективного взаимодействия в сфере образования может служить международный проект «Устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских территорий – SARUD». В его рамках разработана и внедрена новая магистерская программа «Устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских территорий» по двум направлениям подготовки – «Агрономия» и «Экономика» – сразу в нескольких российских вузах (Омский ГАУ, Мичуринский ГАУ, Бурятская ГСХА, Новосибирский ГАУ). Совместное участие в проекте не стало конкурентной борьбой, и это правильный подход: мы – партнеры.

В научной сфере эффективной формой горизонтальной интеграции является объединение ресурсов с целью совместной реализации научно-исследовательских проектов и программ, способствующих повышению грантовой и публикационной активности. Следствием интеграции такого рода является укрепление позиций аграрных вузов в качестве ведущих научно-образовательных инновационных центров.

Значим и воспитательный аспект. В современных условиях важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В этом отношении вуз представляет собой сложный социальный механизм, в котором образование может рассматриваться исключительно через призму воспитания. Считаем целесообразным предусмотреть в Стратегии развития аграрного образования задачу совершенствования социокультурного пространства. И, в первую очередь, через совершенствование социально-воспитательной деятельности. Речь, в частности, идет об инвестиционной политике в отношении талантливой молодежи, развитии волонтерского движения.

В заключение отметим, что обозначенные до 2030 года стратегические цели и задачи развития аграрного образования в РФ, сосредоточение ресурсного и кадрового потенциала аграрных вузов для их достижения дают возможность развиваться по инновационному пути, содействуя комплекс­ному развитию сельского хозяйства страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ставропольский ГАУ – флагман отечественного аграрного образования и науки
Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы
В соответствии с профессионализмом и бизнес-планом
Умная стратегия – основа развития
Ростовский колледж искусств: пополнять созвездие лауреатов
Стабильность вуза в его внутренней политике
Консерватория – часть музыкальной жизни России
Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
Искусство сотворения кадров культуры
Ивановский химико-технологический университет: традиция – быть впереди

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ