Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Исследовательское образование

Образование через науку представляет собой основополагающий принцип соединения университетского учебного процесса и научных исследований.

Просмотров: 11

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович 

проректор по международной деятельности Института по-вышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического ком-плекса, доктор технических наук, профессор.

МУРЗАЕВА Айнагуль Кадыровна 

заведующая кафедрой педагогики и естественных наук Кызылкийского педагогического института Баткенского государственного университета (Кыргызстан)

Образование через науку

Образование через науку представляет собой основополагающий принцип соединения университетского учебного процесса и научных исследований. Такой подход определяется необходимостью осуществления опережающей подготовки кадров и позволяет мировым образовательным системам чутко и оперативно реагировать на конъюнктуру рынка знаний.

Новое качество

Исследовательское образование – активно развивающаяся познавательная система, во многом обеспечивающая функционирование инновационного социума. По данным Всемирного банка, вкладываемые в человеческий капитал инвестиции обеспечивают отдачу в пять-шесть раз большую, чем те же инвестиции, но в материальное производство: только 15-16 % экономического роста обусловлено физическим капиталом, около 20 % – природным и 65 % – связано с человеческим и социальным [12]. Следовательно, миссия высшей школы по отношению к обществу должна быть опережающей, а не просто соответствующей его текущим запросам и нуждам.

Для обеспечения соответствия развиваемого высокотехнологичного комплекса РФ современному уровню рыночных отношений требуется кардинальная реструктуризация и переориентация всей системы высшего образования. Включение в мировое образовательное пространство ставит перед отечественной высшей школой важную задачу подготовки высококлассных специалистов, способных мыслить самостоятельно и творчески, уметь предвидеть возникающие производственные проблемы, а также находить пути их оптимального решения, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям общества, постоянно повышать уровень своих знаний в профессиональной деятельности [14].

​Исследовательское образование является весьма активно развивающейся познавательной системой, во многом обеспечивающей функционирование инновационного социума. По данным Всемирного банка, вкладываемые в человеческий капитал инвестиции обеспечивают от-дачу в пять-шесть раз большую, чем те же инвестиции, но в материальное производство. 

Необходимость смены традиционных педагогических технологий на инновационные стали обсуждать в России еще во второй половине ХХ века, между тем сегодня продолжают использоваться методологически устаревшие форматы. В связи с этим в российских вузах наблюдается интенсивный поиск принципиально новых методов и форм обучения, связанных с актуальными тенденциями развития как национальной, так и мировой экономик.

Выделяются три типа возможных нововведений:

• радикальные – например, переход процесса обучения полностью на компьютерные технологии;

• комбинаторные – использующие в качестве нового метода обучения какое-либо сочетание известных приемов и способов;

• модифицирующие – улучшающие или дополняющие имеющиеся методики (технологии) обучения без их существенного изменения.

Использование в практике вузов тех или иных методов обучения обусловлено самыми разнообразными факторами. Некоторые эксперты полагают, что успешность обучения в первую очередь зависит от уровня интеллектуального развития студента. В этой связи студенческий контингент подразделяют на три типа. К первому относят серьезно мотивированных и способных самостоятельно ставить цели обучающихся. Их количество довольно незначительно и составляет не более 7 %. Другие студенты ориентированы, прежде всего, на ролевые модели: они знают, как поступать, опираясь на опыт предшественников и знакомых. Их примерно 35-45 %. Но самая большая (от 20 до 55 %) когорта студенчества находится в группе нуждающихся в наставнике, так как они либо вообще не имеют познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны и случайны [6].

На качество образования влияют и так называемые внешние факторы: квалификация и заинтересованность в передаче знаний преподавателя, уровень материально-технической базы на-правления обучения, качество учебных материалов, эффективность системы и методов передачи знаний, а также система оценивания результатов учебы, ряд других. Наиболее же продуктивным способом получения качественного образования для студентов вузов является их реальное участие в научных исследованиях [4], то есть использование технологий, непосредст­венно включающих познавательную и образовательную активность самих обучающихся.

​Наиболее продуктивным способом получения качественного образования для студентов вузов является их реальное участие в научных исследованиях, то есть использование технологий, непосредственно включающих познавательную и образовательную активность самих обучающихся.

Научная практика

Учебно-исследовательская деятельность студентов, в которую их целесообразно вовлекать еще на младших курсах, включает этапы выявления и осознания проблемы, формулировки цели и задач исследования, выдвижения и проверки гипотез, обсуждения полученных результатов [4].

В процессе такой работы у обучающихся формируются необходимые первичные навыки научного исследования: анализ научно-популярной и научной литературы, планирование и проведение экспериментов, написание докладов и рефератов, изложение их перед аудиторией. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к простому переписыванию или скачиванию из интернета, целесообразно включать в них практическую или экспериментальную часть, отражающую межпредметный характер исследования [15]. В результате студенты должны уметь работать с литературой, осуществлять сравнительный научный анализ, делать объективные выводы и обобщения междисциплинарного плана, применять математические, физические, химические и прочие знания для решения задач из других областей науки.

На уровне бакалавриата важнейшими задачами обучения на основе исследований являются ознакомление студентов с общими сведениями об изучаемой науке; обучение базовой методоло-гии и методам научных исследований; ознакомление с формами и методами работы с литературой; усвоение методики оформления результатов научно-исследовательской работы; приобрете-ние необходимых знаний в области презентации.

Что касается магистрантов, то их научно-исследовательская деятельность должна быть направлена на выявление объективно существующих закономерностей, явлений и процессов. Здесь можно выделить такие этапы, как мотивация научно-исследовательской работы, выбор направления исследования, постановка задачи и выдвижения гипотезы, другие [9].

Обучение через исследование также предполагает осуществление всех видов самостоятельной работы студентов, функционирование научных студенческих кружков, реализацию научно-технических проектов. В этой схеме научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является продолжением и углублением учебного процесса [13]. При этом формы НИРС условно разделены на две категории: включенная в учебный процесс и выполняемая во внеучебное время.

Технология образования через научные исследования реализуется, прежде всего, в федеральных или крупных исследовательских университетах, где на весьма высоком уровне проводятся научные исследования и практические научные занятия со студентами. Кроме того, необходимо осуществлять программное целевое финансирование развития научно-практической базы в составе образовательного комплекса, поддер­живая конкретные направления исследований, напрямую связанные с развитием профильных образовательных программ [4].

​Технология образования через научные исследования реализуется, прежде всего, в федеральных или крупных исследовательских университетах. Кроме того, необходимо осуществлять программное целевое финансирование развития научно-практической базы в составе образовательного комплекса, поддерживая конкретные направления исследований, напрямую связанные с развитием профильных образовательных программ.

Например, уже более двадцати пяти лет преподаватели кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых МГУ им. М.В. Ломоносова проводят обучение студентов в реальных условиях экс-педиционных работ и на конкретных геологических примерах в рамках научно-образовательной программы «Плавучий университет» [5]. В 2012 году в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова принята программа «Обучение через исследование», целевым индикатором которой является 100 % охвата студентов и ППС исследовательской работой, включенной в образовательный процесс [13].

Участие обучающихся в научной практике позволяет применять новейшие научные достижения в образовательном процессе и осуществлять профессиональную подготовку современного уровня. Благодаря такой методике студент уже с первых дней обучения в вузе знакомится с реальными исследовательскими проблемами и задачами, преодоление и решение которых позволит ему в дальнейшем справляться с аналогичными задачами в рамках своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: анали-тический доклад, под ред. Ефимова В.С. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012 // foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight.sfu-kras.ru/files/_Doklad_Vysshaya_shkola_-_2030_ekspertnyy_vzglyad_2012_0.pdf

2. Воробьев А.Е., Тулегенова О.Ш., Каукенова А.С. Научная составляющая индустриально-инновационного развития государства. – Атырау (Казахстан), 2013. – 210 с.

3. Воробьев А.Е., Шамшиев О.Ш., Маралбаев А.О., Каукенова А.С. Пути научно-инновационного развития в XXI веке. – Бишкек (Кыргызстан), 2014. – 329 с.

4. Горбачев С.В. Влияние науки на развитие образовательного комплекса в условиях постмо-дерна // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки», № 4, 2006. – С. 46-52.

5. Двадцать пять лет под парусами науки: Плавучий университет (Обучение через исследова-ния) // «Георесурсы», № 2, 2015. – С. 106-110.

6. Зюськин А.А. Использование активных методов обучения в практике подготовки управлен-ческих кадров // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – СПб, 2014. – С. 49-55.

7. Карпов А.О. Культурно-историческая эпистема образования: от античности до общества знаний //«Вопросы философии», № 1, 2016. – С. 5-16.

8. Карпов А.О. Обучение через науку – штрихи к проблеме. – М., 2000. – 20 с.

9. Кудаков О.Р., Хомочкина С.А. Формирование исследовательской компетенции у магистран-тов первого года обучения // «Вестник Казанского государственного энергетического университе-та», № 2, 2009. – С. 113-123.

10. Макарова Е.А., Макарова Е.Л. Схема взаимосвязи образовательного процесса и теоретиче-ских исследований через информационно-коммуникационные технологии // «Информатика, вы-числительная техника и инженерное образование», № 3 (27), 2016. – С. 45-50.

11. Мельник А.Ф. Внедрение научных исследований в образование как инновация // «Russian agricultural science review», № 5, 2015. – С. 231-233.

12. Омирбаев С.М. Инновации в высшем образовании Республики Казахстан // Образование: традиции и инновации / Материалы международной научно-практической конференции (27 ап-реля 2017 года). – Прага, 2017. – С. 172-177.

13. Рослякова Е.М. Реализация программы «Обучение через исследование» на модуле нор-мальной физиологии // «Международный журнал экспериментального образования», № 2, 2016. – С. 301-303.

14. Солостина Т.А. Обеспечение качества образования студентов средствами самостоятельной работы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2015.

15. Фомина Т.П. Научно-исследовательская деятельность студентов как средство повышения качества образования // «Вестник ТГУ», вып. 7 (63), 2008. – С. 242-246.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: тенденции, ао-96, высшее образование

Похожие материалы:
В какие вузы стремятся поступить
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Процессы оптимизации российской высшей школы
Управление качеством образования: новые подходы
Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова готовит высококвалифицированных специалистов
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Цифровая трансформация в образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
Проект «Зимняя школа русского языка и страноведения», впервые осуществленный Омским...
Из журнала
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#96Экспорт образования: индонезийские перспективы
#95Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие
#94Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов